АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2000 года N 475-1

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2001 - 2005 ГОДАХ"

В целях реализации прав и улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в соответствии с Законом Курганской области от 22.07.1996 N 64 "Об областных целевых программах" постановляю:

1. Утвердить областную целевую Программу "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах" (прилагается) и представить ее на рассмотрение областной Думы.

2. Областному финансовому управлению (Самойлов М.С.) при формировании областного бюджета на соответствующий год предусматривать выделение средств на реализацию Программы.

3. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства аппарата Администрации (Правительства) области (Миронов В.В.), департаменту экономики (Болтнев Н.И.) областному финансовому управлению (Самойлов М.С.) обеспечить координацию действий органов исполнительной власти области и муниципальных образований по реализации программных мероприятий, своевременному предоставлению бюджетных заявок и аналитических материалов о ходе выполнения Программы.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить соответствующие программы муниципальных образований.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области - директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Миронова В.В.

Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ



Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 2 октября 2000 года N 475-1

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2001 - 2005 ГОДАХ"


 Паспорт областной целевой Программы "переселение граждан курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах"

Наименование Программы Областная целевая программа
 "Переселение граждан
 Курганской области из ветхого
 и аварийного жилищного фонда в
 2001 - 2005 годах"

Наименование, номер и Распоряжение Правительства
дата документа, на Российской Федерации от
основании которого 26.10.1999 N 1744-р
разработана Программа

Дата принятия решения Постановление Администрации
о разработке Программы (Правительства) Курганской
 области от 10.07.2000 N 391 "О
 разработке областной целевой
 программы "Переселение граждан
 Курганской области из ветхого
 и аварийного жилищного фонда в
 2001 - 2005 годах"

Заказчик Программы Администрация (Правительство)
 Курганской области

Основной разработчик Государственная жилищная
Программы инспекция Курганской области,
 Департамент строительства и
 жилищно - коммунального
 хозяйства, Департамент
 экономики областное Финансовое
 управление

Цели и задачи Реализация системы мер по
программы улучшению жилищных условий
 граждан области, ликвидация
 ветхого и аварийного жилищного
 фонда

Сроки и этапы 2001 - 2005 годы
реализации программы 1 этап: 2001 - 2002 годы
 2 этап: 2003 - 2005 годы

Объемы и источники Всего 778 млн. руб., в том
финансирования числе:
 220 млн. руб. - предполагаемые
 в доле средств федерального
 бюджета в федеральной целевой
 программе "Переселение граждан
 Российской Федерации из
 ветхого и аварийного жилищного
 фонда в 2001 - 2005 годах"

 164 млн. руб. - в доле средств
 областного бюджета в областной
 целевой программе "Переселение
 граждан Курганской области из
 ветхого и аварийного жилищного
 фонда в 2001 - 2005 годах"

 164 млн. руб. - предполагаемые
 из бюджетов муниципальных
 образований

 230 млн. руб. - предполагаемые
 внебюджетные источники

Ожидаемые конечные Ликвидация до 2005 года
результаты существующего на настоящее
 время ветхого и аварийного
 жилищного фонда, признанного
 таковым до 2004 года и
 предоставление гражданам,
 проживающих в нем, другого
 благоустроенного жилого
 помещения

Контроль за Департамент строительства и
исполнением Программы жилищно - коммунального
 хозяйства аппарата
 Администрации (Правительства)
 области, Департамент
 экономики, областное
 Финансовое управление,
 Государственная жилищная
 инспекция Курганской области


 Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами


По данным Курганоблкомстата на 01.01.2000 жилищный фонд Курганской области составил 18999,4 тыс. кв. м общей площади.

Имеющийся жилищный фонд по своему качеству не удовлетворяет потребности населения. Около полутора процентов населения Курганской области в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Объем ветхих и аварийных жилищ в области на 01.01.2000 составляет 341813 кв. м общей площади и в них проживает 16120 человек. Всего удельный вес ветхого и аварийного жилья составляет 1,8 процентов от общей площади жилищного фонда области. Благоустройство городского и сельского жилищного фонда находится на низком уровне. В среднем только 46,6 процента оборудовано водопроводом, 43,1 - канализацией, 49,1 - центральным отоплением. Особенно острой эта проблема является в ветхом и аварийном жилищном фонде.

В настоящее время в государственном жилищном фонде области находится более 42,6 тыс. кв. м общей площади аварийного и ветхого жилья, в муниципальном - 66,8 тыс. кв. м, в частном - 210,7 тыс. кв. м, в коллективном - 21,7 тыс. кв. м.

Ветхие и аварийные жилища имеются во всех районах области, но их количество в городах и районах распределяется неравномерно - от 0,5% общей площади жилья (Куртамышский район), до 7,7 - 8,1% в Целинном и Частоозерском районах.

Наибольшую долю в этом фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью, в малоэтажном (до 3 этажей) жилищном фонде. Определенную долю в ветхом и аварийном жилье занимают приватизированные квартиры.

Кроме того, в результате недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства, отсутствия необходимых финансовых средств для ремонта, технического обслуживания и содержания жилья в области сохраняется стойкая тенденция к постоянному увеличению количества ветхого и аварийного жилья. Только за последний год оно увеличилось на 30 тыс. кв. м, что составляет 9% от общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда области. К 2005 году количество ветхого и аварийного жилищного фонда увеличится на 45% или на 153,9 тыс. кв. м.

В настоящее время граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеют право на получение в пользование жилого помещения (ст.ст. 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР). Поэтому государство несет определенную ответственность за улучшение жилищных условий граждан, проживающих в настоящее время в ветхом и аварийном жилищном фонде. Это оправдано с социальной точки зрения, поскольку основная масса граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, в настоящее время не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Прямая ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья вытекает также из того, что до недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реновации жилищного фонда.

Исходя из вышеизложенного, необходимо принять меры направленные на разрешение проблемы связанной с ликвидацией ветхого и аварийного жилья, улучшением жилищных условий проживающих в нем граждан. В соответствии с "Методикой по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания на территории Курганской области, исключительно в целях формирования областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах" межведомственными комиссиями муниципальных образований в 2000 году определен размер ветхого и аварийного жилищного фонда в области, подлежащего сносу, общая площадь которого составляет 84,72 тыс. кв. м (532 жилых дома, 2746 квартир), где проживает 6212 человек (Приложение). В это количество не вошел жилищный фонд ряда муниципальных образований требующий капитального ремонта и реконструкции, а также основная часть частного, государственного (ведомственного) жилищного фонда.

Данные о числе семей, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде, подлежащих переселению, указаны в таблице N 1.

Таблица N 1

 Территориально   

Количество
 жителей  

Количество семей проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде

Всего се-
мей      

 В том числе                   

1 человек

2 человек

3 человек

4 человека

5 человек
и более   

По области         

 6212    

 2701   

 1000   

 657   

 490   

 357    

 197    

В том числе:       

По городу Кургану  

 3528    

 1373   

 399   

 322   

 275   

 242    

 135    

По городу Шадринску

 2133    

 1064   

 493   

 264   

 163   

 88    

 56    


Решение задачи переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда зависит от определения ее правовых рамок.

Основными нормативно - правовыми актами, регламентирующими реализацию Программы, являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Жилищный кодекс РСФСР;

- Закон РСФСР от 04.07.91 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";

- Закон РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".

В настоящее время на территории Курганской области действуют следующие законодательные акты в жилищной сфере:

- Закон Курганской области от 07.10.97 N 72 "Об основах жилищной политики в Курганской области";

- Закон Курганской области от 07.10.97 N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области".

16 августа 2000 года Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области N 434 утверждена "Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания на территории Курганской области, исключительно в целях формирования областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах". Настоящая методика устанавливает критерии и порядок отнесения жилых зданий и жилых помещений к категории непригодных для проживания на территории Курганской области. В качестве критериев непригодности для проживания жилищного фонда методика определяет опасное техническое состояние конструкций или инженерного оборудования:

- Ветхое состояние здания - техническое состояние системы "здание - основание - инженерное оборудование" неудовлетворительное. Строительные конструкции и (или) инженерное оборудование здания достигли ветхого состояния (физический износ более 60%), но несущая способность элементов здания или здания в целом полностью не исчерпаны. Дальнейшая эксплуатация не является безопасной.

- Аварийное состояние здания - техническое состояние несущих конструктивных элементов и основания аварийное, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей. Физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования - для полносборных, кирпичных и каменных зданий свыше 70%, для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов, а также мансард свыше 65%.

Рассмотрение вопросов о непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания возлагается на межведомственные комиссии городских и районных муниципальных образований, акты которых утверждаются органами местного самоуправления и служат основанием для решения вопросов капитального ремонта, реконструкции и модернизации зданий, сноса или переоборудования для использования в других целях, отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательством порядке.

Условия и порядок предоставления жилья гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда, прежде всего, будут определяться основаниями признания граждан нуждающимися в предоставлении жилища, очередностью и нормами площади предоставляемого жилого помещения.

В соответствии с жилищным законодательством Курганской области норма площади предоставляемого жилого помещения по договору найма в жилищном фонде социального использования должна соответствовать социальной норме площади жилища: 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, 42 кв. м - на семью из 2-х человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. Граждане, жилище которых в результате аварийного состояния стало непригодным для проживания имеют право на бесплатное получение жилых помещений социального использования и признаются нуждающимися в предоставлении жилища на условиях найма, в случае отсутствия жилья. Если жилое помещение, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, то граждане (указанные в ст. 7 Закона Курганской области от 07.10.97 N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области") также признаются нуждающимися в бесплатном получении жилых помещений.

Уровень жилищной обеспеченности граждан Курганской области по данным облкомстата на 01.01.2000 составляет 17,4 кв. м общей площади на одного человека. Основное количество построенных типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования не соответствуют установленной социальной норме площади жилья в Курганской области. При дефиците областного и муниципальных бюджетов новое строительство жилых домов, покупка жилья на вторичном рынке недвижимости потребует значительных финансовых затрат.

При экономической целесообразности собственник жилищного фонда будет проводить капитальный ремонт или реконструкцию. Поэтому в целях проведения единой технической политики необходимо утвердить "Нормативы Курганской области по технической эксплуатации жилищного фонда". Одним из нормативов будет - "Капитальный ремонт и реконструкция зданий и объектов".

При реализации Программы необходимо руководствоваться и требованиями областного земельного законодательства:

- Закон Курганской области от 04.03.1998 N 103 "О земле";

- Закон Курганской области от 05.06.2000 N 327 "О порядке изъятия и предоставления земельных участков в Курганской области".

Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда по социальной норме площади жилья требуется предоставить 132,3 тыс. кв. м жилой площади (согласно Закона Курганской области от 07.10.97 N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области"). Согласно протокола N 3-2000 от 13 июля 2000 года заседания Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве при Администрации (Правительстве) Курганской области средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья на 01.07.2000 года в текущих ценах составляет 6,4 тыс. рублей. Данная цена применена для расчета финансовых затрат переселения граждан городов Кургана и Шадринска (Таблица N 2), для районов и сельских местностей в расчете применены установившиеся цены за 1 кв. м общей площади жилья на конкретной территории. Таким образом, потребность в финансовых ресурсах для предоставления жилья переселяемым гражданам области составляет 777585 тыс. рублей (в том числе по районам и сельским местностям - 17304 тыс. руб.).

Таблица N 2


 Расчет финансовых затрат для переселения граждан городов Кургана и Шадринска

Состав
семьи
(чел.)

Количе-
 ство
 семей

Количест-
 во чело-
 век     

 Норма
площади
 на
 семью
(кв. м)

 Норма
площади
 на
человека
(кв. м)

Площадь,
требуемая
для Пере-
селения
(кв. м)  

Стоимость
1 кв. м об-
 щей жилой
площади
(тыс. руб.)

Финансо-
вые затраты
(тыс. руб.)

1     

 892  

 892   

 33   

 29436  

 6,4    

 188390   

2     

 586  

 1172   

 42   

 24612  

 6,4    

 157516   

3     

 438  

 1314   

 18    

 23652  

 6,4    

 151373   

4     

 330  

 1320   

 18    

 23760  

 6,4    

 152064   

5 и
более

 191  

 963   

 18    

 17334  

 6,4    

 110938   

Итого:

 2437  

 5661   

 118794  

 760281   

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»