АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2002 года N 44

ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"

В целях повышения эффективности молочного животноводства, роста объемов производства молока, обеспечения населения цельной и кисломолочной продукцией, увеличения сырьевой базы для перерабатывающей промышленности Курганской области и в соответствии с Постановлением Администрации Курганской области от 08.12.97 N 709 "О концепции стабилизации и устойчивого социально - экономического развития Курганской области на период до 2005 года" Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:

1. Одобрить областную Программу "Производство молока в Курганской области на 2002 - 2005 годы", согласно приложению и направить на рассмотрение в областную Думу.

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента сельского хозяйства Курганской области Толстоусова В.П.

Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ



Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 13 февраля 2002 года N 44

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"


 I. Паспорт областной программы "Производство молока в Курганской области 2002 - 2005 годы"


Наименование   Программы      - Производство молока  в  Курганской
на 2002 - 2005 годы           области

Основание для разработки      - поручение  Губернатора  Курганской
Программы                     области,   распоряжение    директора
                              Департамента сельского хозяйства  от
                              26.10.01 N 72

Заказчик Программы:           -  Департамент  сельского  хозяйства
                              Курганской области

Основные    разработчики      -  Департамент  сельского  хозяйства
Программы:                    Курганской области,  Курганский  НИИ
                              сельского                хозяйства,
                              сельскохозяйственная академия  имени
                              Т.С.Мальцева (по согласованию)

Цель Программы                - повышение эффективности  молочного
                              животноводства,    рост      объемов
                              производства   молока,    увеличение
                              сырьевой базы  для  перерабатывающей
                              промышленности Курганской области

Основные          задачи      -    повысить    качество    молока,
Программы                     продуктивность   молочного    скота,
                              внедрить   современные    технологии
                              кормления  и  содержания   животных,
                              переработки    молока,      повысить
                              доходность производства молока

Сроки         реализации      - 2002 - 2005 годы
Программы

Исполнитель     основных      -  Департамент  сельского  хозяйства
мероприятий Программы         Курганской области

                              Мероприятия,  исполнителями  которых
                              являются организации  и  органы,  не
                              являющиеся  органами  исполнительной
                              власти    Курганской        области,
                              реализуются по согласованию с ними

Объемы    и    источники
финансирования Программы

Общий              объем
финансирования Программы      847,5 млн. руб.

в том числе:

- федеральный бюджет          58 млн. руб.

- областной бюджет            187 млн. руб.

- средства предприятий        202,5 млн. руб.

- Федеральный  бюджет  и
средства     предприятий
являются предполагаемыми
и  определение    данных
источников
финансирования     носит
рекомендательный
характер (таблица 21)

Ожидаемые       конечные      - Рост  занятости  населения  и  его
результаты    реализации      доходов
Программы

продуктивность коров, кг      -  рост  продуктивности    молочного
                              стада до 2800 кг на фуражную корову

производство     молока,      - Рост объемов  производства  молока
тыс. тонн                     до 50% к уровню 2001 года

Система   контроля    за      -  Департамент  сельского  хозяйства
реализацией Программы         Курганской    области,    финансовое
                              управление Курганской области


1. Введение


С целью повышения эффективности молочного животноводства, роста объемов производства молока, устойчивого обеспечения населения молочной продукцией, увеличения сырьевой базы для перерабатывающей промышленности Курганской области, разработана областная Программа "Производство молока в Курганской области на 2002 - 2005 годы" (Далее именуемая Программа "Молоко").

Программа "Молоко" разработана в соответствии с основными положениями Концепции стабилизации и устойчивого социально - экономического развития Курганской области на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Администрации Курганской области от 08.12.97 N 709, Федеральным законом от 14.07.97 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" и Законом Курганской области от 26.12.97 N 95 "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства".

Программа представляет собой комплекс мер (систему мероприятий), направленных на стабилизацию развития отрасли животноводства Курганской области.

 2. Нормативные акты, используемые в настоящей Программе


1. Постановление Администрации Курганской области от 08.12.97 N 709 "О концепции стабилизации и устойчивого социально - экономического развития Курганской области на период до 2005 года".

2. Законы Курганской области:

а) от 28.10.97 N 79 "Об инвестиционной деятельности на территории Курганской области";

б) от 26.12.97 N 95 "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства";

 II. Основное содержание

 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


На протяжении последних 10 лет отрасль животноводства в большинстве хозяйств Курганской области переживает тяжелейший кризис, началом которого послужила приватизация крупных коллективных предприятий с выделением пая в виде скота и птицы. В результате поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров, сократилось в 4 раза. Снижение поголовья велось бессистемно и в большинстве хозяйств, да и в целом по области, сопровождалось снижением продуктивности.

За эти годы надой на корову с 2479 кг упал до 1884 кг. Точно такая же тенденция наблюдается в получении приростов живой массы крупного рогатого скота.

Сокращение объемов производства и продуктивности при постоянном росте цен на материально - техническое обеспечение и систематической нехватке в хозяйствах оборотных средств, отсутствие льготного кредитования является причиной дальнейшего снижения поголовья.

 Динамика поголовья, продуктивности и производства молока в сельскохозяйственных предприятиях


Таблица 1

1991

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2000
в % к
1991

2000
в % к
1999

Крупный
рогатый
скот на
конец го-
да, тыс.
гол.      

791,2

385,4

321,3

283,2

238,3

227,0

205,7

 26,0

 90,6

в т.ч. ко-
ров, тыс.
гол.      

242,7

141,6

121,7

107,1

 93,1

 87,9

 77,4

 31,9

 88,1

Производ-
ство моло-
ка, тыс.
тонн      

619,9

249,9

233,6

231,0

218,2

184,5

159,5

 25,7

 86,4

Надой мо-
лока на 1
корову, кг

2479

1540

1755

2042

2119

2050

1884

 76,0

 91,9


В 2001 году сокращение поголовья и производства молока приостановить не удалось. На сегодняшний день отсутствует маточное стадо бывшего совхоза "Кетовский", учхоза КСХА, идет резкое сокращение поголовья в госплемзаводе "Черемушки". Это основные племенные стада черно - пестрого скота в области. Резко сокращено поголовье скота в племхозах "Разлив" и ОПХ "Садовое". В прошлом весь завоз племенного скота в область велся через эти хозяйства. Эти стада уникальны по генотипу и должны быть сохранены.

На протяжении этих же 10 лет в области ведется работа по голштинизации черно - пестрого скота. Животные голштиной породы и ее помеси отличаются естественной способностью к более высокой интенсивности роста по сравнению с молодняком других пород.

Искусственная задержка в росте телок этой породы, связанная с неудовлетворительными условиями кормления и содержания, неизбежно ведет в дальнейшем к потере продуктивности.

Работа по скрещиванию с голштинами во многом теряет смысл, если не обеспечивается интенсивное выращивание телок.

Несмотря на огромную работу по использованию голштинов, результат по повышению продуктивности не был получен.

Положение в области еще больше усугубилось тем, что из-за сокращения поголовья началось сокращение и зооветеринарной службы области. Из 2252 специалистов в хозяйствах области осталось всего 633 человека.

В связи с низкой заработной платой, отсутствием перспективы и плохими условиями труда ушли наиболее квалифицированные и опытные работники. В отрасли недостает 144 зоотехника, 145 ветврачей. Низким остается уровень подготовки рабочих массовых профессий. В результате в товарных хозяйствах не ведется племенной учет. Наблюдается высокий процент падежа скота. Отсутствует работа по улучшению воспроизводства и выращиванию ремонтного молодняка.

Несмотря на сокращение поголовья скота, снижается и обеспеченность его кормами.

Доля концентратов в структуре рациона уменьшилась ниже допустимого предела и составила 3,6 ц кормовых единиц на условную голову.

За последние 10 лет в хозяйствах области ежегодно выделяется 22% больных маститом коров от всего поголовья коров, потери молока составляют около 424 т ежегодно (расчеты приведены согласно ветеринарному законодательству том 1, 2000 года), это говорит о том, что проблема профилактики и лечения мастита имеет большое экологическое значение и требует незамедлительного решения.

Одной из главных причин происходящих явлений стал разрыв связей между молочным скотоводством и молочной промышленностью, толчком к которому послужило: отсутствие механизма государственного регулирования, диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и средствами производства для нее, и в силу этого неэквивалентный обмен между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями.

Учитывая неблагоприятно складывающуюся обстановку в молочном животноводстве, возникла необходимость в данной Программе.

В основу Программы включены предложения хозяйств конкретно каждого района области.

 2. Цель и задачи Программы


Программа "Производство молока в Курганской области на 2002 - 2005 годы" направлена на:

- восстановление молочного животноводства в области;

- повышение его доходности;

- расширение сырьевой базы для перерабатывающей промышленности, исходя из принципов устойчивого развития молочного животноводства;

- удовлетворение потребностей населения области в молочных продуктах;

Основная цель Программы - через систему технологических, организационно - технических и экономических мер нарастить поголовье коров в сельхозпредприятиях области, увеличить их продуктивность, повысить качество молока, стимулировать рост производства и переработки молока, эффективность его производства (приложение 1).

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- обеспечить внедрение современных прогрессивных технологий кормления и содержания животных;

- создать устойчивую кормовую базу для животноводства области в каждом сельскохозяйственном предприятии за счет организации прифермских и лугопастбищных севооборотов, совершенствования структуры посевных площадей с увеличением посева высокобелковых культур, освоения прогрессивных методов заготовки кормов, обеспечивающих их высокое качество. Одновременно с этим значительно улучшить подготовку кормов к скармливанию и рациональное их использование, для чего организовать в комбикормовой промышленности области производство специальных комбикормов, минерально-витаминных добавок;

- улучшить селекционную племенную работу и воспроизводство стада, создать условия для механизированной обработки зоотехнического учета с применением компьютерной техники;

- обеспечить проведение мероприятий, направленных на профилактику и лечение заболеваний, в т.ч. мастита;

- обеспечить информационно - консультационное и научное внедрение реализации Программы "Молоко";

- способствовать интеграции сельхозтоваропроизводителей с предприятиями перерабатывающей промышленности;

- организовать подготовку и переподготовку зооветеринарных кадров, проведение семинаров по изучению опыта передовиков.

 3. Участники Программы "Молоко"


В Программе "Молоко" вправе принимать участие сельскохозяйственные организации, имеющие в наличии на период принятия Программы коров не менее 100 голов, при условии стабилизации и дальнейшего увеличения поголовья.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»