АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2005 года N 471

О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ


В соответствии с Законом Курганской области от 28.06.1999 N 220 "Об основах промышленной политики Курганской области" Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:

1. Утвердить Концепцию промышленной политики Курганской области на 2006 - 2010 годы (прилагается).

2. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области Бектимирова Д.Р.

Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ





Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 22 ноября 2005 года N 471

КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ


      Введение

Анализ социально-экономического развития Курганской области показал, что и в период экономических реформ в стране экономический рост, решение социальных проблем, реальное повышение уровня и качества жизни населения напрямую связаны со сферой материального производства, прежде всего, с промышленностью области. Это наглядно подтвердил глубокий и затяжной кризис, поразивший промышленность области в реформенный период.

Для вывода промышленности области из кризиса в новых экономических условиях и в отсутствии государственной промышленной политики требовалось создать региональную нормативно-правовую базу, которая стала формироваться в 1999 году, когда были приняты нормативно-правовые документы: Закон Курганской области от 28.06.1999 N 220 "Об основах промышленной политики Курганской области" и Концепция промышленной политики Курганской области на 2000 - 2005 годы (далее - Концепция 2000 - 2005 гг.).

Реализация Концепции 2000 - 2005 гг. предусматривала два этапа, включающие следующие основные направления деятельности в сфере промышленного производства.

На первом этапе, 2000 - 2001 гг., предусматривались: создание необходимых предпосылок к стабилизации работы и условий прогрессивного реформирования (реструктуризации) промышленных организаций различных форм собственности; структурное и организационное упорядочение промышленного комплекса и системы управления им; существенное усиление роли государственного регулирования, совершенствование рыночных механизмов функционирования; развитие ассоциаций в промышленности; активизация маркетинговых исследований товарных и финансовых потоков; мониторинг деятельности организаций промышленности, в первую очередь крупных и средних, стратегически важных, градообразующих и экспортоориентированных.

Второй этап, 2002 - 2005 гг., включал обеспечение устойчивого роста выпуска продукции; проведение реконструкции и технического перевооружения промышленного производства, определение приоритетных видов промышленной деятельности; проведение активной промышленной политики по повышению качества и конкурентоспособности продукции; разработку стратегии и прогноза развития промышленного комплекса области на среднесрочную перспективу.

Основные цели, поставленные в Концепции 2000 - 2005 гг., достигнуты. В промышленности области практически завершена реструктуризация, преодолен затяжной кризис, созданы условия для стабилизации работы основных организаций, в результате чего сформировалась положительная тенденция роста промышленного производства. Для закрепления этой тенденции Администрацией (Правительством) Курганской области проведено структурное и кадровое усиление Управления промышленности Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области, приняты меры к активизации деятельности Курганской региональной общественной организации "Союз промышленников" РСПП, созданы Совет по развитию промышленного комплекса при Губернаторе Курганской области и Курганский региональный центр обеспечения качества и конкурентоспособности.

Концепция промышленной политики Курганской области на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция) определяет стратегию и условия обеспечения устойчивого развития промышленности области и значительного роста промышленного производства на среднесрочную перспективу, ориентированного на удвоение валового регионального продукта к 2012 году.

При разработке настоящей Концепции использованы материалы, предоставленные органами исполнительной власти Курганской области и территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курганской области.

В процессе разработки Концепции учтены замечания и предложения Совета по развитию промышленного комплекса при Губернаторе Курганской области и руководителей промышленных организаций.

Настоящая Концепция содержит характеристику промышленного комплекса; анализ состояния и тенденций развития промышленности; сущность промышленной политики, основные направления и механизм ее реализации.

1. Характеристика промышленного комплекса Курганской области


      1.1. Краткая история развития промышленности области в XX веке

Курганская область, имея наиболее благоприятные в Уральском регионе условия для ведения сельского хозяйства и не располагая существенными природными сырьевыми ресурсами, изначально развивалась как сырьевая база сельскохозяйственных продуктов без их глубокой промышленной переработки. Поэтому промышленность области была развита слабо, а немногие существовавшие предприятия занимались, в основном, переработкой сельскохозяйственного сырья.

К началу 40-х годов в Курганской области существовало всего 2 предприятия машиностроения и металлообработки: завод "Кургансельмаш" и Петуховский литейно-механический завод. В годы Великой Отечественной войны промышленность Зауралья получила резкое развитие. За счет эвакуированных предприятий из европейской части страны стали интенсивно развиваться предприятия и отрасли, работающие на удовлетворение потребностей фронта. Именно в этот период было создано 14 новых предприятий, составивших основу промышленного комплекса области.

В послевоенные годы эти предприятия стали выпускать, в основном, продукцию гражданского назначения. Вместе с тем появились новые предприятия, выпускающие сложную технику не только для оборонного комплекса, но и для сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства страны. Производство важнейших видов продукции на предприятиях области резко возросло. Флагманом машиностроения Зауралья и его гордостью стал Курганский машиностроительный завод, продукцию которого знает весь мир. Боевые машины пехоты, выпускаемые заводом, признаны лучшими в мире образцами машин класса легкой бронетанковой техники.

К началу экономических реформ в области сформировался многоотраслевой промышленный комплекс с развитой производственной и социальной инфраструктурой, характеризующийся достаточно крупными масштабами производства, широкой номенклатурой выпускаемой продукции, развитой производственной кооперацией, известностью своей продукции не только в стране, но и за рубежом. Это боевые машины пехоты, колесные тягачи, автобусы, пожарные машины, топливозаправщики, дорожно-строительные и коммунально-строительные машины, агрегаты для авто- и судостроения, доильные установки, насосы, арматура для химических заводов, оборудование для нефтегазодобычи и переработки нефти и газа, металлоконструкции для строительства железнодорожных мостов и заводских корпусов, трансформаторные подстанции, мебель, продукция строительной, лесной, деревообрабатывающей, пищевой, легкой, медицинской и полиграфической промышленности. К этому времени производство важнейших видов продукции на предприятиях области возросло в несколько раз.

В начале 90-х годов прошлого века в результате проводившихся реформ в стране экономика области оказалась в состоянии глубокого кризиса. Произошел беспрецедентный спад промышленного производства. Деятельность большинства промышленных организаций оказалась парализованной вследствие нарушения устоявшихся хозяйственных связей, острого дефицита оборотных средств, диспаритета цен на энергоресурсы, сырье и готовую продукцию и других факторов. Негативно сказалось (и продолжает сказываться) на работе промышленных организаций отсутствие государственной промышленной политики.

Резкий спад производства начался с 1992 года, он носил всеобщий характер и затронул все отрасли промышленности. К 1997 году, когда спад прекратился, объем выпуска продукции в области составил всего 34,1% к уровню 1990 года, то есть промышленное производство сократилось почти в 3 раза (рис. 1).

В наибольшей степени кризис проявился в промышленности стройматериалов, лесопромышленном комплексе, машиностроении и металлообработке, легкой и пищевой промышленности, а также в отраслях стройиндустрии и переработки сельскохозяйственной продукции.

 Динамика промышленного производства, % к 1990 году

    

   100,0
100¬---¬ 96,3
   ¦¦  ¦ ---¬
   ¦¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦
 90+¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦
 80+¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ 74,1
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ---¬
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
 70+¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ 68,0
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ---¬
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
 60+¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
 50+¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ 44,4
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ---¬ 41,6
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ---¬                     37,6                36,5
 40+¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ 35,1      35,2 35,3 ---¬                ---¬
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ---¬ 34,1 ---¬ ---¬ ¦  ¦                ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ---¬ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ 33,8      33,4 ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ---¬ 31,8 ---¬ ¦  ¦
 30+¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ---¬ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
 20+¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
 10+¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
   ¦¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦
  0++--+T+--+T+--+T+--+T+--+T+--+T+--+T+--+T+--+T+--+T+--+T+--+T+--+T+--+T+--+¬
    1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

  

Рис. 1

Производство продукции сократилось в отраслях промышленности: строительных материалов - в 6,3 раза; в машиностроении и металлообработке - в 3,8 раза; в пищевой - в 3,6 раза; в лесной, деревообрабатывающей и легкой - в 2,8 раза; в мукомольно-крупяной и комбикормовой - в 2,6 раза; в медицинской - в 2,1 раза (табл. 3). Значительно сократился выпуск продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Отсутствие гарантированного государственного заказа на продукцию ОПК еще больше усугубило положение в промышленности области. Неустойчивость и уязвимость экономики страны, особенно ярко выраженные в период начала 2000 годов, ее зависимость от конъюнктуры мирового рынка и небезызвестный дефолт, разразившийся в стране, вызвали очередной спад промышленного производства. Индекс промышленного производства продукции за 2001 год составил 90,9% к уровню 2000 года. В 2002 году ситуация в промышленности продолжала ухудшаться.

В начале нынешнего столетия благодаря совместным усилиям Администрации (Правительства) Курганской области, руководства и трудовых коллективов промышленных организаций удалось добиться определенной стабилизации работы промышленности области, и с 2003 года наметилась положительная тенденция устойчивого роста, которая закрепилась в 2004 и 2005 годах.

Именно накануне нового века были приняты Закон Курганской области от 28.06.1999 N 220 "Об основах промышленной политики Курганской области" и Концепция промышленной политики Курганской области на 2000 - 2005 годы. Стратегическими целями, определенными этими основными нормативно-правовыми документами, являлись: сохранение основы промышленного комплекса области, завершение его реструктуризации, наращивание объема выпуска продукции и стабилизация промышленного производства. За прошедший период эти цели достигнуты. Безусловно, решающую роль в их достижении и решении поставленных задач сыграла реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией 2000 - 2005 гг. В этот период наиболее активно проявилась деятельность Курганской региональной общественной организации "Союз промышленников" РСПП, Совета по развитию промышленного комплекса при Губернаторе Курганской области, создан Курганский региональный центр обеспечения качества и конкурентоспособности, активизировались инновационная деятельность, работа по сертификации и повышению качества продукции и региональной производственной кооперации.

1.2. Современное состояние развития промышленности области


К 2005 году фактически завершена реструктуризация промышленности области. В настоящее время большинство промышленных организаций области относится к негосударственному сектору экономики. Основной объем производства промышленной продукции обеспечивают организации следующих форм собственности: частная (за исключением потребительских обществ) - 66,4%; совместная российская и иностранная - 11,8%; смешанная российская - 10,4%; государственная - 4,4%; муниципальная - 6,8% (рис. 2).

Практически все крупные и средние промышленные организации области находятся в частной собственности.

 Распределение выпуска продукции по формам собственности

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области (Курганстата), на 1 января 2005 года в Курганской области действовало 18537 предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования, в том числе коммерческих - 10708, некоммерческих - 6794, филиалов и обособленных структурных подразделений - 1035. Отрасли экономики представлены организациями: промышленность - 1578, сельское хозяйство - 3678, строительство - 1277, лесное хозяйство - 45.

Промышленных организаций по видам деятельности числится: добыча полезных ископаемых - 15; обрабатывающие производства - 1441; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 152. Около 150 организаций относятся к крупным и средним.

Ведущие организации условно относятся к следующим промышленным комплексам:

- добывающая промышленность, воспроизводство и использование минерально-сырьевых ресурсов (ОАО "Бентонит", ЗАО "Далур", ОГУП "Катайский щебеночный карьер", ООО "Зауралнефтегаз", ОАО "Уральская геологосъемочная экспедиция", ООО "Ингеолком");

- оборонно-промышленный (ОАО "Курганмашзавод", ОАО "Шадринский телефонный завод", ОАО "Курганприбор-А");

- производство оборудования для нефтехимической и газовой промышленности (ОАО "Курганхиммаш", ОАО "АК "Корвет", ОАО "Икар", ЗАО "Катайский насосный завод", ООО "Шумихинское машиностроительное предприятие");

- автомобильное производство (ООО "Курганский автобусный завод", ОАО "Курган-дормаш", ОАО "Русич"-КЗКТ, ОАО "Шадринский автоагрегатный завод", ОАО "Варгашинский завод ППСО", ОАО "Завод "Старт", ОАО "Шадринский завод транспортного машиностроения");

- производство сельскохозяйственного оборудования (ОАО "Кургансельмаш", ЗАО "Курганский машиностроительный завод мельничного оборудования", ЗАО "Мельмаш");

- производство электрооборудования (ОАО "Курганский завод ЭМИ", ОАО "Курганский электромеханический завод", ООО "Курганский кабельный завод");

- производство железнодорожного оборудования (Петуховский литейно-механический завод - филиал ОАО "РЖД", ООО "Шадринский тепловозоремонтный завод");

- производство мостовых металлоконструкций (ЗАО "Курганстальмост");

- производство медицинской и химико-фармацевтической продукции (ОАО "Синтез", Опытный завод РНЦ "ВТО" имени академика Г.А.Илизарова);

- легкая промышленность (ГУП "Лен Зауралья", ООО "Лоди", ОАО "Ассортимент", ОАО "Модус", ОАО "Шадринская фабрика валяной обуви", ООО "Лита", ОАО "КЭП", ЗАО "Иволга-ЛТД");

- стройиндустрия и производство строительных материалов (ООО "Завод "Силикат", ООО "Новые технологии", ЗАО "Завод железобетонных конструкций", ООО "Завод керамических изделий", ООО "Фирма "Пенопласты", ЗАО "ГазИнСтройДеталь", ООО "Урал-терракот");

- деревообработка (ОАО "ЗауралЛес", ООО "Завод строительных материалов", ООО "Сиблестранс", ЗАО "Гарант", филиал "ФГУП ДСТ "РЖД" "Кособродский ДОЗ", ОАО "Импульс", индивидуальный предприниматель Потютьков И.В.);

- производство хлебных продуктов, кондитерских изделий и дрожжей (ОАО "Хлебокомбинат N 1", ОАО "Курганхлебпром", ЗАО "Возрождение", ОАО "Пищекомбинат "Мишкинский", ОАО "Зауральский крекер", ООО "Пищекомбинат "Шадринский", ОАО "Кургандрожжи");

- мукомольно-крупяное и комбикормовое производство (ОАО "Курганский КХП", ОАО "Мишкинский КХП", ОАО "Шадринский КХП");

- производство молочной продукции (ОАО "Шадринский молочно-консервный комбинат", ООО "Молоко Зауралья", ОАО "Молоко");

- мясоперерабатывающее производство (ООО "Курганский мясокомбинат", ОАО "Курган-птицекомбинат", ООО "ВИТ", ООО "Зауральская сельскохозяйственная корпорация", индивидуальный предприниматель Ильтяков Д.В.);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»