РЯЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 27 ноября 2014 года N 404-II

О РАССМОТРЕНИИ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ ДО 2020 ГОДА ЗА 2013 ГОД


Рассмотрев аналитический отчет о ходе реализации Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года за 2013 год, направленный сопроводительным письмом администрации города Рязани от 31.10.2014 N 03/1/1/2-5/2226-Ин, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, Рязанская городская Дума решила:

1. Утвердить прилагаемый аналитический отчет о ходе реализации Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года за 2013 год.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

3. Разместить настоящее решение на официальном сайте Рязанской городской Думы в сети Интернет.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по бюджету и налогам Рязанской городской Думы (Трушина Г.В.).

Глава муниципального образования,
председатель Рязанской городской Думы
А.А.КАШАЕВ



Приложение
к решению
Рязанской городской Думы
от 27 ноября 2014 года N 404-II

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ ДО 2020 ГОДА ЗА 2013 ГОД


 Введение


В июне 2014 года в Российской Федерации был принят новый федеральный закон, устанавливающий основные принципы стратегического планирования в стране, - Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Первоначальная редакция законопроекта рассматривала вопросы регулирования только государственного стратегического планирования, но в результате долгих дебатов и доработок закон не только поменял название, но и был дополнен новыми нормами, которые закрепили основы стратегического планирования на муниципальном уровне.

В принятой редакции данного закона закреплены основные вопросы, связанные с правовым регулированием муниципального стратегического планирования:

определены полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования,

определен перечень документов стратегического планирования муниципального образования,

прописаны механизмы реализации документов стратегического планирования, мониторинга и контроля реализации этих документов,

установлена иерархия приоритетов и целей муниципального образования в согласованности с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в законе содержится норма о том, что документы стратегического планирования, принятые до дня вступления в силу Федерального закона N 172-ФЗ, считаются действительными до окончания установленного в них срока. Это положение позволит муниципальным образованиям, уже имеющим стратегии и долгосрочные планы стратегического развития, осуществить плавный переход к новой системе.

В настоящее время система стратегического планирования, выстроенная в городе Рязани, в целом соответствует основным положениям Федерального закона N 172-ФЗ.

Действующим в городе Рязани документом стратегического планирования муниципального образования является План стратегического развития города Рязани до 2020 года, утвержденный решением Рязанской городской Думы от 26.03.2009 N 169-I (далее - стратегический план). Данным документом определены приоритеты и цели социально-экономического развития города до 2020 года. В соответствии с этими целями поставлен ряд стратегических задач, реализация которых осуществляется посредством реализации соответствующих муниципальных программ города Рязани. В стратегическом плане определен также механизм мониторинга и контроля его реализации.

На сегодняшний день документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования муниципального образования, являются:

- аналитический отчет о ходе реализации стратегического плана,

- ежегодный отчет главы администрации муниципального образования о результатах своей деятельности и деятельности администрации города Рязани,

- сводный аналитический отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ.

Документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в городском округе, разрабатываются, утверждаются и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Приоритеты федеральной бюджетной политики и майские изменения 2013 года Бюджетного кодекса РФ послужили отправной точкой для начала работ не только по подготовке к переходу на программный принцип формирования расходов бюджета, но и для начала формирования целостной системы стратегического и бюджетного планирования в городе Рязани. Идеология такого подхода заключалась в том, чтобы увязать стратегические цели и задачи органов власти с бюджетными обязательствами.

Корректировка Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года, проведенная в 2013 году, явилась первым шагом данной работы. Первый блок мероприятий касался вопросов целеполагания. При этом для каждого из пяти стратегических направлений были сформулированы конкретные стратегические задачи (всего 11 задач). Второй блок мероприятий включал корректировку основных целевых индикаторов стратегического плана, которые наиболее полно отражают исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом каждый целевой индикатор реализации задач рассчитан до 2020 года.

Вторым шагом при формировании взаимосвязанной системы стратегического и бюджетного планирования явилось приведение в соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации нормативно-правовой базы муниципального образования в части разработки и реализации муниципальных программ, а также формирование новых муниципальных программ, которые начали действовать с 2014 года.

Таких программ в городе одиннадцать, при этом каждая программа соответствует задаче стратегического плана, а главными показателями реализации муниципальных программ являются индикаторы стратегического плана. Это стало одним из обязательных условий при разработке программ.

После определения целевых индикаторов на период до 2020 года была проведена работа по определению объемов финансирования по каждой муниципальной программе с учетом достижения запланированных значений индикаторов. Это позволило увязать бюджетные ассигнования с целями и задачами стратегического развития города.

Таким образом, реализация основных мероприятия муниципальных программ направлена теперь не только на достижение цели программы, но и на реализацию соответствующей задачи стратегического плана. Оценка эффективности реализации муниципальных программ позволит оценивать также ход реализации стратегического плана и работу ответственных исполнителей. Новая методика проведения мониторинга и оценки реализации стратегического плана нашла отражение в его новой редакции (часть 6 Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года в редакции решения Рязанской городской Думы от 18.07.2013 N 229-I), она охватывает два уровня показателей: первый - ожидаемые ориентиры перспективного образа города, второй - индикаторы реализации стратегических задач. При проведении оценки хода реализации стратегического плана осуществляется сопоставление данных мониторинга с ожидаемыми ориентирами и индикаторами реализации задач, анализ отклонений от заданных параметров и причин данных отклонений. В результате оценки может проводиться уточнение целей и задач, переориентирование их на достижение более реалистичных результатов, корректировка сроков реализации плана и значений индикаторов. В русле конкретизации стратегических направлений и задач возможно использование данных, характеризующих степень выполнения муниципальных программ (соответствующие индикаторы приведены в тексте каждой программы).

Проведение мониторинга и оценки выполнения Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года возложено на администрацию города пунктом 2 решения Рязанской городской Думы от 26.03.2009 N 169-I "Об утверждении Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года".

В соответствии с новым порядком администрацией города Рязани проведен мониторинг и оценка хода реализации стратегического плана в 2013 году, результаты которого приведены в настоящем аналитическом отчете. При этом оценка проводилась на основании данных о достижении показателей и индикаторов стратегического плана без учета оценки эффективности новых муниципальных программ. Это объясняется тем, что в отчетном периоде (2013 год) действовали старые долгосрочные целевые и ведомственные целевые программы. Отчет об их реализации был направлен в Рязанскую городскую Думу в марте 2014 года (письмо от 26.03.2014 N 03/1/1/2-05/595).

Оценка эффективности новых муниципальных программ будет проводиться в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в городе Рязани, утвержденным Постановлением администрации города Рязани от 13.08.2013 N 3274. Годовые отчеты о реализации муниципальных программ будут направлены в Рязанскую городскую Думу в установленные сроки.


1. Данные мониторинга хода реализации в 2013 году Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года


Мониторинг реализации плана (далее - мониторинг) ведется в форме текущего измерения и учета индикаторов, характеризующих эффективность реализации плана в целом и по конкретным направлениям его выполнения. Мониторинг позволяет выявить существующие или потенциальные проблемы реализации стратегического плана. На основе сопоставления текущих данных мониторинга с целевыми показателями проводится оценка хода реализации стратегического плана (далее - оценка).

Источником данных мониторинга служат сведения структурных подразделений администрации города Рязани о достигнутых значениях целевых показателей за отчетный год, отчеты о работе структурных подразделений, отчеты об исполнении муниципальных программ, статистические данные и др.

Постановлением администрации города Рязани от 30.09.2013 N 4038 "О проведении мониторинга реализации Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года" установлены сроки предоставления структурными подразделениями администрации города Рязани данных для мониторинга, а также назначен координатор проведения мониторинга и оценки - управление экономики администрации города Рязани.

Мониторинг осуществлялся по двум уровням показателей:

1 уровень - ожидаемые ориентиры перспективного образа города в 2020 году, соответствующие стратегическим целям (приоритетам);

2 уровень - индикаторы реализации задач в рамках межотраслевых направлений реализации стратегического плана.

Значения показателей ожидаемых ориентиров перспективного образа города рассчитаны на долгосрочную перспективу - на 2020 год, их ежегодный мониторинг проводится с целью определения динамики развития города в заданном направлении. Данные мониторинга изменения значений показателей ожидаемых ориентиров в 2013 году приведены в таблице 1 "Динамика основных социально-экономических показателей развития города Рязани в 2013 году".

Таблица 1


 Динамика основных социально-экономических показателей развития города Рязани в 2013 году

Показатели

Единица измерения

2008 год (базовый)

2013 год (отчетный)

2020 год (целевое значение)

Общая площадь территории городского округа

га

22416

22394,1

34600

Динамика и структура населения

- общая численность населения (среднегодовая)

тыс. чел.

510,0

530,3

550,0

Уровень жизни

- уровень покрытия прожиточного минимума уровнем среднемесячной заработной платы

раз

3,6

4,16

4,0

Рынок труда

- уровень безработицы

%

0,5

0,29

0,3

Экономика города

- интегральный индекс промышленного производства к уровню 2008 года

%

100

110,9

115,0


Индикаторы реализации задач стратегического плана привязаны к конкретным задачам, поставленным в рамках основных стратегических направлений развития города.

Достижение индикаторов осуществляется при помощи программно-целевого метода. Индикаторы должны достигаться посредством исполнения муниципальных программ, реализуемых в городе Рязани. Данная система индикаторов ориентирована на принятие не только текущих, но и среднесрочных и долгосрочных управленческих решений и, в частности, на мониторинг и оценку долгосрочных программных документов.

При этом стало очевидно, что система долгосрочного программного планирования в городе Рязани нуждается в корректировке, и требуется ее увязка с приоритетами стратегического развития города. Изменения бюджетного законодательства (в частности, статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и новая система индикаторов реализации задач стратегического плана послужила основой для формирования в текущем году нового подхода к программно-целевому планированию и разработке новых долгосрочных программных документов - муниципальных программ, направленных на решение основных стратегических задач, детализированных в новой редакции стратегического плана.

Однако в отчетном периоде (в 2013 году) действовала старая система долгосрочного планирования, предусматривающая реализацию долгосрочных и ведомственных целевых программ. В 2013 году в городе действовало 33 долгосрочных и 13 ведомственных целевых программ (перечень программ приведен в приложении 1). Мониторинг их реализации и оценки эффективности проводился в соответствии с Постановлением администрации города Рязани от 13.07.2009 N 5131 "Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ и Регламента взаимодействия структурных подразделений администрации города Рязани и участников долгосрочных целевых программ в процессе их разработки и реализации" и Постановлением администрации города Рязани от 28.06.2007 N 2018 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов".

Отчеты о реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ представляются в Рязанскую городскую Думу в установленные сроки в соответствии с распоряжением главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы от 21.04.2011 N 129-д.

При этом необходимо отметить, что для действовавших в отчетном периоде долгосрочных и ведомственных целевых программ были утверждены собственные индикаторы и показатели реализации задач данных программ, которые не имеют взаимосвязи или увязаны косвенно с утвержденными индикаторами реализации задач стратегического плана.

Достижение новых индикаторов реализации задач стратегического плана в отчетном периоде (фактические значения на конец отчетного периода) приведены в таблице 2 "Динамика индикаторов реализации задач в рамках межотраслевых направлений стратегического плана". При проведении оценки хода реализации стратегического плана осуществлялось сопоставление текущих данных мониторинга не только с целевыми показателями, но и оценивалась динамика изменения показателя с уровнем предыдущего года и уровнем 2008 года.

Таблица 2


 Динамика индикаторов реализации задач в рамках межотраслевых направлений стратегического плана

NN
пп

Наименование индикатора

Ед. изм.

2008 год (базовый)

2012 год

2013 год (отчетный)

2020 год (целевое значение)

Целевое значение

Фактическое значение

Отклонение (улучшение показателя со знаком "+", ухудшение показателя со знаком "-")

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Направление: Развитие человеческого капитала

1.1

Задача: Развитие образования

1.1.1

Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет

%

22,7

8,4

8,1

7,6

+0,5

0

1.1.2

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений

%

60

76,9

81,8

81,5

-0,3

100

1.1.3

Доля детей от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в образовательных учреждениях

%

50

60,0

61,0

62,6

+1,6

64,5

1.1.4

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам

%

77,2

97,1

97,0

96,6

-0,4

97

1.1.5

Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности обучающихся

%

0

23

23

35

+12

100

1.2

Задача: Развитие физкультуры и массового спорта

1.2.1

Доля детей от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в учреждениях физкультуры и спорта

%

14,8

45,6

47,3

47,3

0

50,7

1.2.2

Доля населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом

%

10,6

14,7

14,8

30,26

+15,46

25

1.3

Задача: Развитие культуры

1.3.1

Доля детей от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в учреждениях сферы культуры

%

9,0

9,8

9,8

9,7

-0,1

15

1.3.2

Доля населения, участвующего в общегородских культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов

%

10,5

11,3

11,6

11,6

0

20

2.

Направление: Экономический рост на основе инноваций

2.1

Задача: Экономическое развитие

2.1.1

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций

%

44,7

39,4

38,8

37,73

-1,07

38,8

2.1.2

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя

тыс. руб.

64,1

55,2

61,6

59,4

-2,2

123,8

3.

Направление: Качественная городская среда

3.1

Задача: Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергосбережение

3.1.1

Удельный вес общей площади жилого фонда, обеспеченной основными видами коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение)

%

81,5

96,5

96,7

95,9

-0,8

98,8

3.1.2

Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями

3.1.2.1

электрическая энергия

кВт·ч на 1 кв. м мун. пл.

29,8

24,7

23,3

23,49

-0,19

21

3.1.2.2

тепловая энергия

Гкал на 1 кв. м мун. пл.

0,265

0,22

0,22

0,20

+0,02

0,2

3.1.2.3

горячая вода

куб. м на 1 кв. м мун. пл.

0,78

0,39

0,37

0,25

+0,12

0,35

3.1.2.4

холодная вода

куб. метров на 1 кв. м мун. пл.

1,6

1,04

1,11

0,96

+0,15

1,04

3.1.2.5

природный газ

куб. метров на 1 кв. м мун. пл.

3,52

1,12

3,71

3,25

+0,46

3,5

3.2

Задача: Благоустройство города

3.2.1

Удельный вес улиц, обеспеченных уличным освещением

%

71,0

75,0

75,2

75,6

+0,4

100

3.2.2

Площадь парков, скверов, бульваров и зеленых зон на территории города Рязани

га

506,0

519,0

519,5

519,5

0

550,0

3.2.3

Удельный вес улиц и дорог, убираемых механизированным способом:

- в зимний период

%

60,0

76,0

84,0

100,0

+16,0

100

- в летний период

%

63,0

65,0

65,0

65,0

0

100

3.3

Задача: Дорожное хозяйство

3.3.1

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения

%

78,0

74,0

72,0

68,0

+4,0

45,0

3.4

Задача: Охрана окружающей среды

3.4.1

Доля отходов, вовлеченных во вторичную переработку

%

27,5

23,0

31,0

35,6

+4,6

50,0

3.5

Задача: Развитие транспортной системы

3.5.1

Общая протяженность маршрутов общественного транспорта

км

410,0

425,1

430

455,4

+25,4

500

3.5.2

Изменение средней скорости движения общественного транспорта по городу

%

-

100

100

100

0

130

3.6

Задача: Обеспечение безопасности и общественного порядка

3.6.1

Количество народных дружинников

чел.

0

510

536

536

0

620

3.6.2

Количество несовершеннолетних, принявших участие в мероприятиях, направленных на пропаганду здорового и культурного образа жизни, привлеченных к участию в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях

чел.

6750

10438

8350

10397

+2047

9050

4

Направление: Сбалансированное пространственное развитие

4.1

Задача: Реализация жилищной политики

4.1.1

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя

кв. м

23,0

24,3

24,9

24,3

-0,6

29,55

4.1.2

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях

%

0,4

1,6

0,9

1,0

+0,1

3,1

5

Направление: Эффективный менеджмент

5.1

Задача: Развитие муниципального управления

5.1.1

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа

%

17,8

53,1

54,1

59,7

+5,6

61,5

5.1.2

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет

%

4,2

28,0

35,0

32,0

-3,0

100

5.1.3

Обеспеченность МФЦ окнами для предоставления государственных и муниципальных услуг по отношению к нормативу, установленному Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг

%

0

35

35

52

+17

110

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»