УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года



В целях обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года.

2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года.

3. Признать утратившими силу Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2020 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 29 мая 2012 г. N Пр-1459.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин



Москва, Кремль

20 июля 2017 года

N 327

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 20 июля 2017 года N 327

     

Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются цели, задачи, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, а также роль и место Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности в военной составляющей морского потенциала Российской Федерации.

2. Государственная политика Российской Федерации в области военно-морской деятельности (далее - государственная политика в области военно-морской деятельности) является совокупностью объединенных общим замыслом мер, направленных на обеспечение и реализацию национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане.

3. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.

5. Настоящими Основами конкретизируются отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации, Морской доктрины Российской Федерации и других документов стратегического планирования Российской Федерации в военной сфере, а также Концепции внешней политики Российской Федерации.

6. Военно-морская деятельность - это целенаправленная деятельность государства по формированию и поддержанию военными методами благоприятных условий в Мировом океане для устойчивого развития Российской Федерации и реализации основных приоритетов ее национальной безопасности.

7. Военно-морская деятельность является составной частью (видом) военной деятельности государства, осуществляемой в Мировом океане в целях предотвращения агрессии против Российской Федерации и в целях реализации ее национальных интересов, и относится к категории высших государственных приоритетов.

8. Российская Федерация по-прежнему сохраняет статус великой морской державы, морской потенциал которой обеспечивает реализацию и защиту ее национальных интересов в любом районе Мирового океана, является важным фактором международной стабильности и стратегического сдерживания и позволяет проводить независимую национальную морскую политику в качестве равноправного участника международной морской деятельности.

9. Военно-морскую деятельность осуществляют Военно-Морской Флот и органы федеральной службы безопасности.

10. В осуществлении военно-морской деятельности участвует Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое определяет основные направления внешней политики в части, касающейся обеспечения военно-морского присутствия Российской Федерации и демонстрации флага Российской Федерации в Мировом океане, а также координирует военное сотрудничество с иностранными партнерами в соответствии с внешнеполитическими приоритетами Российской Федерации и международной обстановкой.

11. В осуществлении военно-морской деятельности также принимают участие другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

12. Военно-Морской Флот как вид Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности на глобальном и региональном уровнях, отражения агрессии против Российской Федерации с океанских и морских направлений.

13. Военно-Морской Флот создает и поддерживает условия, необходимые для обеспечения безопасности морской деятельности Российской Федерации, обеспечивает ее военно-морское присутствие, демонстрацию флага Российской Федерации и военной силы государства в Мировом океане, принимает участие в борьбе с пиратством, в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации, осуществляет заходы военных кораблей (судов) Российской Федерации в порты иностранных государств, защиту государственной границы Российской Федерации в подводной среде, в том числе противолодочную, противоподводно-диверсионную оборону в интересах безопасности Российской Федерации.

14. Органы федеральной службы безопасности выполняют основные задачи в сфере пограничной политики Российской Федерации, обеспечивают защиту и охрану государственной границы Российской Федерации, экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, осуществляют меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

15. Органы федеральной службы безопасности участвуют в выполнении международных договоров Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности в пограничной сфере, координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

16. Состав сил и средств органов федеральной службы безопасности оптимизируется в соответствии с угрозами безопасности Российской Федерации в пограничной сфере.

17. Военно-Морской Флот и органы федеральной службы безопасности взаимодействуют между собой в целях решения поставленных перед ними задач.

II. Россия и Мировой океан. Военные опасности и угрозы национальной безопасности Российской Федерации

18. Значение Мирового океана для всего мира и Российской Федерации в долгосрочной перспективе будет неуклонно расти в связи с истощением природных ресурсов суши, воздействием хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, изменением климата, миграцией населения и другими процессами.

19. Современный этап развития человечества характеризуется расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана, вовлечением их ресурсного потенциала в промышленное производство.

20. В последнее время обострилась конкуренция между странами за доступ к природным ресурсам Мирового океана, усилилось стремление ряда государств к получению контроля над стратегически важными морскими транспортными коммуникациями. В условиях повышения интенсивности использования Мирового океана в экономических и военных целях политическая значимость указанных факторов приобретает глобальный характер.

21. Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать свое военно-морское присутствие в основных районах Мирового океана, в том числе в акваториях, непосредственно прилегающих к территории Российской Федерации.

22. Для обеспечения влияния на военно-политическую обстановку в мире и защиты своих интересов Российская Федерация реализует бесспорное право на военно-морское присутствие в Мировом океане, руководствуясь принципами и нормами международного права.

23. В период до 2030 года в мире прогнозируется нестабильная военно-политическая обстановка, характеризующаяся усилением глобальной конкуренции, соперничеством мировых центров силы, неустойчивостью политических и экономических процессов, происходящих на фоне осложнения международных отношений и активизации транснациональных террористических группировок.

24. Сохраняются существующие и появляются новые опасности и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане, основными из которых являются:

а) стремление ряда государств, прежде всего Соединенных Штатов Америки (США) и их союзников, к доминированию в Мировом океане, в том числе в Арктике, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил;

б) наличие территориальных претензий иностранных государств к Российской Федерации в отношении приморских территорий и прилегающих к ним акваторий;

в) увеличение количества государств, обладающих боеспособными, мощными военно-морскими силами;

г) распространение оружия массового поражения и ракетных технологий;

д) стремление ряда государств ограничить доступ Российской Федерации к ресурсам Мирового океана и ее выход на жизненно важные морские транспортные коммуникации;

е) экономическое, политическое, международно-правовое и военное давление на Российскую Федерацию в целях снижения эффективности ее морской деятельности в Мировом океане, ослабления ее контроля над Северным морским путем - исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией Российской Федерации;

ж) увеличение масштабов международного терроризма, пиратства, браконьерства, незаконных перевозок морским транспортом оружия, наркотических средств, психотропных веществ, а также химических веществ и радиоактивных материалов;

з) наличие очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации и ее союзников, а также на территориях государств, имеющих выход к Мировому океану.

25. С учетом негативных изменений международной обстановки в Мировом океане могут возникнуть непосредственные военные угрозы национальной безопасности Российской Федерации, такие как:

а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы в районах Мирового океана, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальных интересов Российской Федерации;

б) развертывание (наращивание) иностранными государствами в прилегающих к территории Российской Федерации акваториях морей и океанов стратегических неядерных систем высокоточного оружия морского базирования, а также систем противоракетной обороны морского базирования;

в) применение рядом государств военной силы в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и других норм международного права, угрожающее национальным интересам Российской Федерации.

26. В целях обеспечения своих национальных интересов и в соответствии с международными обязательствами Российская Федерация определяет стратегически важные и другие районы Мирового океана, в которых ее военно-морское присутствие осуществляется на постоянной или периодической основе.

27. Необходимость военно-морского присутствия Российской Федерации в стратегически важных и других районах Мирового океана определяется также исходя из следующих опасностей:

а) усиливающееся стремление ряда государств к обладанию источниками углеводородных ресурсов на Ближнем Востоке, в Арктике и в бассейне Каспийского моря;

б) негативное воздействие на международную обстановку ситуации в Сирийской Арабской Республике, Республике Ирак, Исламской Республике Афганистан, конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки;

в) возможность обострения существующих и возникновения новых межгосударственных конфликтов в любом районе Мирового океана;

г) рост пиратской активности в Гвинейском заливе, а также в акваториях Индийского и Тихого океанов;

д) возможность оказания иностранными государствами противодействия осуществлению Российской Федерацией экономической деятельности и проведению научных исследований в Мировом океане.

III. Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области военно-морской деятельности

28. Основными целями государственной политики в области военно-морской деятельности являются:

а) поддержание военно-морского потенциала на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание агрессии против Российской Федерации с океанских и морских направлений и возможность нанесения неприемлемого ущерба любому потенциальному противнику;

б) поддержание стратегической стабильности и международного правопорядка в Мировом океане, в том числе путем эффективного использования Военно-Морского Флота в качестве одного из основных инструментов внешнеполитической деятельности Российской Федерации;

в) обеспечение благоприятных условий для освоения и рационального использования природных ресурсов Мирового океана в интересах социально-экономического развития страны.

29. Основными задачами государственной политики в области военно-морской деятельности являются:

а) в сфере обороны и национальной безопасности:

обеспечение постоянной готовности Военно-Морского Флота к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права;

развитие системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане путем разработки и реализации комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, правовых, военных, экономических, информационных и иных мер по предупреждению и снижению уровня угрозы агрессии против Российской Федерации в Мировом океане;

обеспечение контроля за функционированием морских транспортных коммуникаций в Мировом океане;

повышение эффективности защиты и охраны государственной границы Российской Федерации на море, в том числе в подводной среде, обеспечения суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

проведение эффективной военно-технической политики, развитие военной инфраструктуры, совершенствование системы управления военно-морской деятельностью в Мировом океане;

развитие системообразующих интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, деятельность которых направлена на обеспечение Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности современными видами вооружения, военной и специальной техники, включая их разработку, производство, сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию, а также на внедрение новых технологий и разработок в области военного кораблестроения и вооружения;

совершенствование организационно-штатной структуры и системы базирования сил (войск) Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности;

совершенствование форм и способов применения сил (войск) Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности, в том числе совместно с другими видами (родами) войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами в составе межвидовых и межведомственных группировок сил (войск);

доработка основополагающих нормативных правовых, программных и плановых документов, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также учреждений, предприятий, организаций и других субъектов морской деятельности независимо от формы собственности в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности сил (войск) Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности;

поддержание научно-технического, технологического, промышленного и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление военно-морской деятельности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»