Действующий

Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года (с изменениями на 29 ноября 2023 года)

VI. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация демографической политики на Дальнем Востоке на период до 2025 года будет осуществляться в 2 этапа.

На первом этапе (2017 - 2020 годы) реализации настоящей Концепции предполагается осуществить мероприятия, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития на Дальнем Востоке, в том числе:

на снижение уровня смертности населения от внешних причин и сердечно-сосудистых заболеваний в регионах округа в рамках плана мероприятий по реализации 3-го этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

на сокращение миграционного оттока населения из регионов Дальнего Востока в рамках плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах (второй этап) Концепции государственной миграционной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 2122-р. Реализация мероприятий указанной Концепции предусматривает к 2021 году приостановку миграционного оттока населения из районов Сибири и Дальнего Востока, а к 2026 году - обеспечение миграционного притока населения в эти районы.

На первом этапе реализации настоящей Концепции в регионах Дальнего Востока предусматривается разработать региональные программы опережающего демографического развития, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (территориальное расположение, климатические особенности, доля сельского населения в общем количестве населения по округу, сложившаяся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями на федеральном уровне, в том числе государственными и федеральными целевыми программами.

Для методического обеспечения демографической политики на Дальнем Востоке в регионах планируется разработать модельную (типовую) программу демографического развития субъекта Российской Федерации, другие нормативные правовые акты в сфере демографической и семейной политики, подходы к управлению демографическими процессами на региональном уровне, направленные на решение проблем, связанных со спецификой демографической ситуации на Дальнем Востоке.

Для финансирования мероприятий в сфере демографической политики предусматривается создание фонда "Будущие поколения Дальнего Востока". Планируется разработать дополнительные меры поддержки молодежи Дальнего Востока.

В связи с продолжающимся сокращением численности женщин в репродуктивном возрасте (20 - 29 лет) на первом этапе реализации настоящей Концепции потребуется принятие дополнительных мер по поддержке рождения в семьях 1-го ребенка и стимулированию рождения 2-го и 3-го ребенка, а также по совершенствованию системы налогообложения для лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей, с учетом подходов к посемейному налогообложению.

Предусматривается с участием органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, разработать специальные меры по приближению оказания первичной медико-санитарной помощи к местам работы и проживания населения, по проведению профилактических мер и своевременному выявлению профессиональных и иных заболеваний, по привлечению работодателей к реализации программ по защите работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, снижению уровня производственного травматизма, в том числе по уменьшению числа несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.

Необходимо реализовать дополнительные программы по ограничению доступности алкоголя и табака, ограничению продажи крепкого алкоголя в выходные и праздничные дни, профилактике наркозависимости, программы здорового питания и здорового образа жизни.

Предполагается на межведомственной основе реализовать комплекс мер по охране общественного здоровья при участии федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, органов местного самоуправления, работодателей и некоммерческих организаций.

Планируется реализовать мероприятия по улучшению условий труда, содействию занятости граждан, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, развитию услуг по уходу за детьми до 3 лет (ясли, няни) и инфраструктуры дошкольного образования, летнего выездного отдыха детей и семейного отдыха.

Предусматривается реализовать дополнительные меры по поддержке молодых, многодетных и приемных семей, в том числе по реализации программы однократного предоставления земельных участков на Дальнем Востоке семьям с детьми. С учетом потребностей территорий опережающего социально-экономического развития в соответствующих человеческих ресурсах планируется реализовать пилотные программы поддержки работников, воспитывающих несовершеннолетних детей, для стимулирования рождения большего числа детей в семье.

На первом этапе реализации настоящей Концепции планируется организовать советы по демографической и семейной политике в органах власти, семейные советы в организациях при поддержке работодателей, общественных организаций и религиозных организаций традиционных конфессий.

Необходимо разработать и реализовать пилотные программы опережающего демографического развития в нескольких регионах Дальнего Востока, а также проекты по охране репродуктивного здоровья населения, в том числе по сокращению абортов, развитию доабортного консультирования, обследованию и лечению молодых родителей на этапе планирования рождения ребенка.

Предполагается реализация мер по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам, в том числе женщинам-инвалидам с учетом их особых потребностей, в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий, программ социального питания, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

Планируется разработать и реализовать пилотные программы по улучшению жилищных условий семей по мере рождения детей с использованием механизмов социальной ипотеки, жилищных накопительных кооперативов, индивидуального жилищного строительства и погашения остатка ипотечного долга при рождении третьего и последующих детей.

По итогам осуществления мероприятий первого этапа реализации настоящей Концепции предполагается к 2020 году добиться стабилизации численности населения Дальневосточного федерального округа на уровне 8,3 млн. человек за счет естественного прироста и нулевого миграционного баланса, а также:

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 3146-р. - См. предыдущую редакцию)

повысить значение суммарного коэффициента рождаемости до 1,983;

снизить смертность населения от всех причин до уровня 11,4 случая на 1 тыс. человек;

увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 73 лет.

Планируется к 2018 году сократить миграционный отток в Дальневосточном федеральном округе в 3 раза по сравнению с 2014 годом, в том числе за счет создания новых рабочих мест, и выйти на положительный миграционный прирост населения к 2021 году.

На втором этапе реализации настоящей Концепции (2021 - 2025 годы) планируется продолжить реализацию мероприятий по стабилизации численности населения в регионах Дальнего Востока и обеспечению условий для ее роста, в том числе за счет улучшения репродуктивного здоровья молодежи, сокращения смертности от предотвратимых причин, повышения миграционной привлекательности и обеспечения устойчивого миграционного притока населения в регионы Дальнего Востока.

В связи с продолжающимся сокращением численности молодежи в условиях роста конкуренции за молодые кадры предполагается принять комплекс мер по организации образовательной миграции в образовательные организации высшего образования, расположенные на Дальнем Востоке, из других регионов Российской Федерации. Также планируется принятие мер по удержанию молодых кадров на Дальнем Востоке за счет специальных мер поддержки занятости молодежи, государственных программ профессионального образования, поддержки молодых квалифицированных специалистов и поддержки молодых семей.

На втором этапе реализации настоящей Концепции будет продолжена реализация:

программ, направленных на повышение рождаемости и поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, в том числе дополнительные меры поддержки рождаемости, реализуемые в рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" (единовременная выплата при рождении 1-го ребенка, региональный материнский капитал при рождении 2-го ребенка, ежемесячная денежная выплата нуждающимся семьям на 3-го или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, назначаемая в случае рождения после 31 декабря 2012 г., но не позднее 31 декабря 2022 г.), а также ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и предоставления льготных ипотечных кредитов (займов) по ставке 6 процентов годовых семьям с 2 и более детьми;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2023 года N 963-р. - См. предыдущую редакцию)