ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
КЛАДКА СТЕН ИЗ ТВИНБЛОКОВ
Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на кладку стен из твинблоков.
ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.
Рис.1. Твинблоки
Твинблок - это разновидность газоблока, который является экологически чистым строительным кладочным изделием, обладающий высокоточной геометрией и пазогребневыми элементами, состоящий из ячеистого бетона автоклавного твердения.
Твинблок производится по технологии газобловоков ГОСТ 31360-2007 при добавлении золы (рис.1).
В составе материала имеются:
- Известь;
- Портландцемент ПЦ-500;
- Вода;
- Зола (Золаунос, продукт сжигания угля)
- Алюминиевая суспензия.
Отличие твинблока от газоблока состоит только в размерах и пазах, а также наличии золоуноса. В остальном эти материалы практически одинаковы. Благодаря сверхточной геометрии и замковым элементам "паз-гребень" шов между блоками при укладке составляет 2-3 мм, что придает монолитности возведенным стенам.
Твинблок обжигается в автоклавной печи, затем подвергается естественной сушке. Усадка при высыхании составляет всего 0,56 мм/м, так что её человеческий глаз не в состоянии заметить.
Номенклатура твинблоков имеет следующие маркировки:
ТБ-400, 625100250 мм | ТБ-300, 625300250 мм |
ТБ-200, 625200250 мм | ТБ-100, 625100250 мм |
Длина всех блоков составляет 630 мм, а высота 250 мм. А число в наименовании маркировки сообщает о ширине блока. Самый малый вес (сухое состояние) имеет маркировка ТБ-100 (8 кг), а самый большой ТБ-400 (33).
По плотности твинблоки бывают:
D-400;
D-500;
D-600.
Конструктивная прочность материалов составляет В2 у D-400, В2,5 у D-500 и В5 у D-600. Самая высокая паропроницаемость у D-400 (0,25), самая низкая у D-600 -0,18. Морозостойкость D-400 - F50, у двух других видов - вдвое больше. Усадка высыхания у всех примерно одинаковая (0,56-0,59). И, наконец, коэффициент теплопроводности у D-400 составляет 0,08, у D-500 - 0,115, а у D-600 - 0,131.
Перевозка твинблоков, упакованных на поддоне, осуществляется автомобильным транспортом. Используемый автотранспорт должен иметь кузов с горизонтальной поверхностью, открывающиеся или съемные борта, а также съемные стойки. При транспортировке изделий необходимо обеспечить их защиту от механических повреждений и увлажнения. Для предотвращения повреждения блоков, каждый ряд поддонов с продукций необходимо закрепить к платформе машины крепежными ремнями.
Для разгрузки поддонов с твинблоками следует применять мягкие стропы, обеспечивающие надежную фиксацию груза и исключающие порчу кромок изделий. Использование для этой цели металлических строп приводит к разрушению продукции.
Твинблоки следует хранить на поддонах, которые должны быть размещены на специально подготовленных ровных площадках. В целях защиты твинблоков от дождя и снега при хранении не рекомендуется снимать полиэтиленовое полотно с верхней части поддона.
Кладка твинблоков начинается на предварительно подготовленный фундамент. В большинстве случаев, при малоэтажном строительстве фундаментом служит железобетонная плита, толщина и техническое решение которой определяется конструктивными особенностями возводимого здания.
После того как фундамент набрал прочность, приступают к возведению стен. Первоначально производится разметка мест расположения наружных и внутренних стен, а также намечают места установки угловых блоков. Далее, для предотвращения проникновения влаги между фундаментом и опорным первым рядом выполняют гидроизоляцию. Последняя осуществляется с помощью гидроизоляционного раствора (гидроизоляционной мастики, проникающей гидроизоляции и др.), наносимого на фундамент в несколько слоев. Также, для этой цели может быть использована рулонная гидроизоляция (рубероид 1-2 слоя), укладываемая по слою цементно-песчаного раствора толщиной 10 мм. Во всех случаях ширина гидроизоляционного покрытия должна быть несколько больше ширины стены.
Рис.2. Клеевой раствор на основе сухой смеси
Для кладки твинблоков применяется тонкослойный клеевой раствор на основе сухой смеси, состоящей из портландцемента, тонкомолотого песка и добавок, предназначенный для кладки изделий из ячеистого бетона (рис.2). Для приготовления клеевого раствора сухую смесь затворяют водой и тщательно перемешивают с помощью миксера (лопастная мешалка, приводимая во вращение электродрелью) (рис.3).
Рис.3. Сухую смесь затворяют водой и тщательно перемешивают с помощью миксера
Приготовление клеевой смеси должно осуществляться строго в соответствии с инструкцией производителя. Важное значение для клеевой кладки имеет консистенция клеевой смеси. Считается, что смесь имеет требуемую консистенцию, если при ее нанесении на вертикальную поверхность твинблока она не уплывает и не обваливается кусками. При работе с клеем необходимо строго соблюдать рекомендации по применению, разработанные производителем.
Рис.4. По слою гидроизоляции укладывается слой раствора
По слою гидроизоляции укладывается слой цементно-песчаного раствора толщиной 10-15 мм, на который устанавливаются угловые блоки первого ряда (рис.4). Между угловыми блоками натягивается контрольный шнур. Далее, укладываются остальные блоки первого ряда. Положение блока проверяется с помощью уровня, при необходимости его корректируют с помощью резиновой киянки.
Рис.5. Правильность закладки углов здания контролируется
Правильность закладки углов здания контролируется уголком (рис.5). Первый ряд - самый важный, так как он будет обеспечивать точность укладки последующих рядов. Цоколь здания должен быть выполнен "западающим", т.е. вышележащий ряд блоков должен свисать над цоколем на 40-50 мм, при высоте цоколя не менее 500 мм от уровня отмостки.
Обычно при кладке блоков даже самой идеальной геометрии, образуются неровности величиной 1-3 мм. Каждый такой выступ предыдущего ряда обязательно внесет свой вклад в неровности последующего, а за счет клеевого слоя толщиной 1-3 мм выровнять образовавшиеся выступы и впадины практически невозможно. Поэтому неровности в уложенных блоках устраняются теркой, шлифовальной доской или рубанком, затем удаляется пыль и мелкие осколки. Устранение неровностей кладки позволит снизить расход клея и повысить прочность кладки.