ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2015 года N 644-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.11.2013 N 459-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 459-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, связанные с реализацией областного бюджета на 2016 год.

Губернатор Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ

     




Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 30.12.2015 N 644-п

Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.11.2013 N 459-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


 1. Паспорт государственной программы Ивановской области

Наименование программы

Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области

Срок реализации программы

2014 - 2018 годы

Перечень подпрограмм

1. Развитие малого и среднего предпринимательства.

2. Развитие базовых отраслей экономики.

3. Фундаментальные научные исследования.

4. Кадры для инновационной экономики.

5. Формирование благоприятной инвестиционной среды

Администратор программы

Департамент экономического развития и торговли Ивановской области

Ответственные исполнители

Департамент экономического развития и торговли Ивановской области

Исполнители

Департамент экономического развития и торговли Ивановской области;

Представительство Правительства Ивановской области в городе Москве

Цель (цели) программы

Создание в Ивановской области благоприятного инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса

Целевые индикаторы (показатели) программы

1. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.

2. Индекс физического объема инвестиций.

3. Индекс промышленного производства.

4. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации

Объемы ресурсного обеспечения программы

Программа, всего:

2014 год - 268405318,18 руб.,

2015 год - 228240145,23 руб.,

2016 год - 54968000,00 руб.,

2017 год - 49421700,00 руб.,

2018 год - 60087500,00 руб.

Общий объем бюджетных ассигнований:

2014 год - 264530318,18 руб.,

2015 год - 196769803,00 руб.,

2016 год - 51093000,00 руб.,

2017 год - 50110700,00 руб.,

2018 год - 50431200,00 руб.;

- областной бюджет:

2014 год - 74105282,87 руб.,

2015 год - 101526213,00 руб.,

2016 год - 51093000,00 руб.,

2017 год - 45546700,00 руб.,

2018 год - 56212500,00 руб.;

- федеральный бюджет:

2014 год - 113479664,50 руб.

2015 год - 95243590,00 руб.;

- кроме того, остатки прошлых лет:

2014 год - 76945370,81 руб.,

2015 год - 27610342,23 руб.

Внебюджетное финансирование:

- Российский фонд фундаментальных исследований:

2014 год - 3500000,00 руб.,

2015 год - 3500000,00 руб.,

2016 год - 3500000,00 руб.,

2017 год - 3500000,00 руб.,

2018 год - 3500000,00 руб.;

- Российский гуманитарный научный фонд:

2014 год - 375000,00 руб.,

2015 год - 360000,00 руб.,

2016 год - 375000,00 руб.,

2017 год - 375000,00 руб.,

2018 год - 375000,00 руб.;

- средства организаций: информация отсутствует

Ожидаемые результаты реализации программы

К 2018 году:

1. Обеспечение позитивной динамики развития малого и среднего предпринимательства в регионе (увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 6%).

2. Увеличение в реальном выражении объема инвестиций к уровню 2012 года в 1,26 раза.

3. Увеличение объема инвестиций не менее чем до 22 процентов валового регионального продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году.

4. Ежегодное увеличение индекса промышленного производства Ивановской области не менее чем на 1%


      2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы Ивановской области


      Инвестиционный климат и инвестиционная активность


Высокая инвестиционная активность является ключевым фактором динамичного развития региональной экономики. Повышение инвестиционной активности и улучшение инвестиционного климата являются важнейшими задачами социально-экономического развития области. Исполнительные органы государственной власти Ивановской области прикладывают значительные усилия в данном направлении как в части создания благоприятных условий для ведения бизнеса и осуществления инвестиций, так и в части прямой работы с потенциальными инвесторами.

На регулярной основе осуществляет работу Межведомственный совет по улучшению инвестиционного климата в Ивановской области (далее - Совет). Совет рассматривает вопросы улучшения инвестиционного климата в регионе путем размещения производительных сил на территории Ивановской области, включая размещение новых, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и перепрофилирование действующих производственно-хозяйственных объектов межмуниципального, областного и федерального значения, вопросы проведения государственной политики в сфере государственно-частного партнерства, производит оценку и отбор инвестиционных проектов, взаимодействует с исполнительными органами государственной власти Ивановской области (далее - государственные органы Ивановской области), с органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (далее - органы местного самоуправления), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Ивановской области в сфере размещения производительных сил, государственно-частного партнерства.

Организациям, осуществляющим инвестиции на территории Ивановской области, предоставляется финансовая поддержка, в том числе в виде:

- возмещения (субсидирования) из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями Ивановской области на инвестиционные цели;

- возмещения (субсидирования) за счет средств областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях на погашение кредита, первоначально привлеченного на реализацию инвестиционного проекта, включенного в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области, по которому предоставляется государственная поддержка в форме возмещения (субсидирования) за счет средств областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на инвестиционные цели в российских кредитных организациях;

- предоставления объектов залогового фонда Ивановской области для обеспечения обязательств субъекта инвестиционной деятельности, реализующего инвестиционный проект и привлекающего заемные средства в кредитной организации для его реализации;

- льготной ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,2% для предприятий, реализующих проекты, включенные в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области (далее - Реестр);

- освобождения от уплаты налога на имущество организаций предприятий текстильной промышленности, реализующих инвестиционные проекты, включенные в Реестр;

- освобождения от уплаты налога на имущество организаций, реализующих инвестиционные проекты стоимостью свыше 1 млрд. руб. (на определенный период, в зависимости от суммы инвестиций).

Осуществляется содействие предприятиям и организациям в сокращении сроков подготовки и выдачи разрешительной документации при реализации инвестиционных проектов, включенных в Реестр. Принято законодательство Ивановской области о государственно-частном партнерстве, проведена серия курсов повышения квалификации для муниципальных служащих по вопросам государственно-частного партнерства.

Для информирования заинтересованных деловых кругов о потенциальных инвестиционных возможностях Ивановской области созданы и функционируют Инвестиционный портал Ивановской области и интерактивная инвестиционная карта Ивановской области.

С 2008 года при поддержке государственных органов Ивановской области осуществляется развитие инфраструктуры индустриального парка "Родники" (инфраструктуру парка формируют собственная мини-ТЭЦ мощностью 17 МВт, транспортно-логистический комплекс, система водоподготовки и водоочистных сооружений). Начаты работы по созданию промышленного парка на территории г. Иванова (парк "Иваново-Вознесенск"), г. Кинешмы (многопрофильный индустриальный парк "Кинешма").

Несмотря на предпринятые в последние годы усилия, объем инвестиций в основной капитал по Ивановской области так и не вышел на уровень 2009 года, а в 2012 году сократился на 27,6% к уровню 2011 года. Инерционный сценарий развития ситуации (без принятия активных мер со стороны государственных органов Ивановской области) предполагает дальнейшее снижение или стагнацию инвестиционной активности.

Главной причиной низкого уровня инвестиционной активности в регионе является низкий уровень инвестиционной привлекательности Ивановской области.

В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов за 2012 - 2013 годы, проведенным рейтинговым агентством "Эксперт РА", Ивановская область отнесена к типу 3B1 - пониженный потенциал и умеренный риск. По уровню инвестиционного потенциала Ивановская область занимает 57 место, по уровню инвестиционного риска - 47 место среди 83 российских регионов.

Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере инвестиционной активности, приведены в таблице 1.

Таблица 1

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011 год

2012 год

2013 год

1

Инвестиции в основной капитал (по полному кругу организаций)

млн. руб.

32373,1

28761,5

31600,9

2

Рейтинг инвестиционной привлекательности Ивановской области, по данным рейтингового агентства "Эксперт РА"

-

3B2

3B2

3B1

2.1

- место Ивановской области по уровню инвестиционного потенциала

-

61

60

57

2.2

- место Ивановской области по уровню инвестиционного риска

-

63

57

47


Кроме того, в регионе недостаточное количество подготовленных земельных участков (инвестиционных площадок), обеспеченных объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и предназначенных для размещения инвесторами объектов инвестиционной деятельности (промышленных объектов). Наличие таких площадок, с учетом жесткой конкуренции между регионами за привлечение крупных инвесторов, является необходимым. Площади же действующих или бывших производств зачастую находятся в упадке либо не подходят под современные технологии. Поэтому необходимо создавать территории для промышленного развития - инвестиционные площадки.

Под инвестиционными площадками понимаются организованные (обустроенные) по единому проекту планировки для целей промышленной застройки земельные участки, обеспеченные необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.

При этом инженерная инфраструктура включает в себя объекты газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (хозяйственно-бытовой, промышленной и ливневой канализации), телекоммуникаций, пожарной безопасности. Транспортная инфраструктура - подъездные и внутриплощадочные автомобильные дороги, а также железнодорожные пути.

Инвестиционные площадки предназначены для размещения и нормального функционирования различных производств (центров, подразделений и т.п.) и сопутствующих им сервисов, ориентированных на использование единой инфраструктуры.

Невысокий уровень инвестиционной привлекательности Ивановской области обусловлен как объективными причинами (слабая ресурсная база региона, невысокий уровень доходов населения, дефицит научных и исследовательских центров и др.), так и причинами управляемого характера, к которым могут быть отнесены, прежде всего:

- недостаточное количество площадок, обеспеченных объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, предназначенных для размещения инвесторами промышленных объектов;

- низкая активность органов местного самоуправления в сфере привлечения инвестиций;

- неразвитость механизма государственно-частного партнерства в целях привлечения инвестиций для реализации значимых инвестиционных проектов;

- слабое вовлечение бизнеса в процесс разработки и реализации региональных инвестиционных программ и проектов.

Таким образом, приоритетной целью в сфере инвестиционной политики является повышение уровня инвестиционной активности в регионе за счет комплексного повышения инвестиционной привлекательности Ивановской области путем создания благоприятных экономических условий.


Малое и среднее предпринимательство


Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

Малое и среднее предпринимательство представляет собой специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала. В то же время, данный сектор является важной сферой самореализации и самообеспечения населения, источником для создания рабочих мест и основой формирования среднего класса.

В последние годы сектор малого и среднего предпринимательства в регионе постоянно развивался. По данным проведенных в 2011 - 2012 гг. обследований, в Ивановской области работали 18,1 тыс. малых и микропредприятий, 20,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. Среднесписочная численность работников малых предприятий и микропредприятий составляла 88 тыс. человек, более 30 тыс. человек работали у индивидуальных предпринимателей.

Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере малого и среднего предпринимательства, представлены в таблице 2.

     Таблица 2

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011 год

2012 год

2013 год

1

Число субъектов малого и среднего предпринимательства

тыс. ед.

46,1

46,5

44,5

2

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей

тыс. чел.

97,3

100,0

100,3


Приведенные в таблице 2 сведения о масштабах и динамике развития сектора малого и среднего предпринимательства не являются в полной мере точными. Это связано с получением статистических данных на основе выборочных обследований, постоянным изменением методики расчета, нерегулярностью статистического наблюдения за деятельностью индивидуальных предпринимателей.

В целях развития малого и среднего предпринимательства в регионе осуществляется государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, по итогам 2012 года государственную поддержку получили 150 субъектов малого и среднего предпринимательства, благодаря оказанным мерам было сохранено 1576 рабочих мест и создано 494 новых рабочих места.

Помимо этого в целях развития малого и среднего предпринимательства оказывалась активная поддержка создания индустриального парка "Родники", оказывалась финансовая помощь иным организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (микрофинансовый институт, фонд поддержки малого и среднего предпринимательства).

Для реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства ежегодно привлекаются средства федерального бюджета (в виде субсидий на оказание отдельных видов поддержки). В 2011 году объем субсидий из федерального бюджета составил 130,7 млн. руб., в 2012 году - 243,8 млн. руб.

Для информирования заинтересованных граждан и субъектов предпринимательской деятельности по вопросам получения различных видов государственной поддержки в сети Интернет был создан портал "Малое и среднее предпринимательство Ивановской области", осуществлялась рекламно-информационная кампания в средствах массовой информации (на радио, телевидении, в периодических изданиях).

В период 2014 - 2018 годов в сфере малого и среднего предпринимательства ожидается продолжение тенденции роста числа малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, увеличения численности занятых у них работников, а также оборота малых и средних предприятий. Во многом данные прогнозы связываются с дальнейшей реализацией мер по поддержке малого и среднего предпринимательства на государственном и муниципальном уровнях, в отсутствие которой темпы развития сектора в прогнозном периоде существенно снизятся.

В рамках реализации государственных программ, а также с помощью мер налогового регулирования сектору малого и среднего предпринимательства Ивановской области оказывается ощутимая государственная поддержка. На начало 2013 года основными видами данной поддержки выступали:

- субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитным и лизинговым договорам на приобретение оборудования, а также по аренде выставочных площадей для участия в выставках и ярмарках;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»