ГЛАВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

от 19 января 2016 года N 9


Об утверждении Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики

(в редакции Указа Главы Удмуртской Республики от 29.05.2019 N 63)


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" и в целях повышения эффективности координации деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике в сфере обеспечения потребностей граждан, связанных с их этнической принадлежностью, гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, развития взаимодействия с институтами гражданского общества на территории Удмуртской Республики постановляю:

 

1. Утвердить прилагаемую Стратегию реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.


2. Определить координатором реализации Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики Министерство национальной политики Удмуртской Республики.


3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики.


4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.



Глава
Удмуртской Республики
А.В.СОЛОВЬЕВ


г. Ижевск
19 января 2016 года
N 9



Утверждена
Указом
Главы
Удмуртской Республики
от 19 января 2016 г. N 9



СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(в ред. Указа Главы Удмуртской Республики от 29.05.2019 N 63)




I. Общие положения


1. Межэтнические и межконфессиональные отношения, как и все общественные отношения, в развивающемся, модернизирующемся государстве находятся в постоянной динамике. Внимание к этим изменениям имеет сегодня особую актуальность. В современных условиях этнический фактор нередко оказывает определяющее влияние на формирование общественно-политической ситуации, происходящие социально-экономические и политические процессы. Гражданский мир и межэтническая стабильность являются необходимым, а зачастую ведущим условием успешной модернизации государства и общества.


2. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, а также инструменты и механизмы ее реализации.


3. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения языковой и этнокультурной самобытности народов Российской Федерации, проживающих в Удмуртской Республике, развития государственных языков Удмуртской Республики, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике (далее - государственные органы и органы местного самоуправления) и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.


4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", иные федеральные законы, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, договоры (соглашения) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики, правовые акты Удмуртской Республики, документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, а также иные документы, регулирующие деятельность в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.


5. Настоящая Стратегия должна способствовать выработке государственными органами и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.


6. Настоящая Стратегия учитывает историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, в том числе государственности Удмуртии, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов Российской Федерации, населяющих Удмуртскую Республику.


Настоящая Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации, проживающего в Удмуртской Республике.


7. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:


государственная национальная политика Российской Федерации на территории Удмуртской Республики - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия на территории Удмуртской Республики, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;


многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) - сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием;


гражданское единство - основа российской нации, признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества;


общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества;


межнациональные (межэтнические) отношения - взаимодействие людей (групп людей) разных национальностей (разной этнической принадлежности) в различных сферах трудовой, культурной и общественно-политической жизни Российской Федерации, оказывающих влияние на этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации и гражданское единство;


национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) - потребности людей (групп людей) в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка;


народы, национальности, этнические общности в Российской Федерации - национальный и этнический состав населения Российской Федерации, образующий этнические общности людей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность;


этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации - совокупность всех этнических культур и языков народов Российской Федерации.


8. Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики являются:


укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);


сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;


сохранение русского и удмуртского языков как государственных языков Удмуртской Республики и иных языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;


гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;


создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Удмуртской Республике;


соблюдение прав коренного малочисленного народа Российской Федерации - бесермян;


поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию, в том числе в Удмуртскую Республику.



II. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Удмуртской Республике


9. Удмуртская Республика - один из многонациональных и поликонфессиональных регионов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Удмуртии проживают представители 136 этнических групп, в том числе более 80 народов России и стран СНГ. Среди лиц, указавших национальную принадлежность в ходе переписи 2010 года, наиболее многочисленными являются русские - 62,2%, удмурты - 28,0%, татары - 6,7%, украинцы - 0,6% и марийцы - 0,6%; представители иных этнических групп составляют в совокупности 1,9% от населения региона.


Среди сельского населения республики удмурты согласно данным переписи населения 2010 года составляют относительное большинство - 51,0%. В то же время представление об удмуртах как исключительно сельском этносе сегодня можно отнести к устаревшим стереотипам - более 42% удмуртов проживают в городах республики. Русские и татары проживают преимущественно в городах - 78,4% и 83,1% от численности соответствующего народа.


Кроме удмуртов и русских на территории Удмуртской Республики исторически компактно проживают представители других этнических групп:


татары и татары-кряшены - в Юкаменском (17,9%), Балезинском (9,6%), Камбарском (8,8%), Граховском (4,9%), Малопургинском (3,3%) и Алнашском (3,0%) районах;


марийцы - в Каракулинском (17,8%), Граховском (10,4%) и Алнашском (2,0%) районах;


чуваши - в Граховском районе (2,7%).


В пределах Юкаменского (10,5%), Ярского (1,2%), Балезинского (0,7%) и Глазовского (0,4%) районов республики компактно проживают бесермяне - коренной малочисленный народ, 96% представителей которого проживают на территории Удмуртской Республики.


10. Одним из важных направлений государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики является взаимодействие с религиозными объединениями. На территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2019 года осуществляют деятельность 299 религиозных организаций, представляющих более 20 вероисповеданий. Деятельность большинства из них направлена на сохранение социальной стабильности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, развитие толерантности и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в обществе.


11. На территории республики сохраняется в целом благоприятный климат межэтнических и межконфессиональных отношений, что подтверждается многолетними социологическими наблюдениями. Многонациональность и поликонфессиональность населения республики не являются источником социальной напряженности.


За период реализации настоящей Стратегии с 2016 года по 2018 год достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Удмуртской Республике. По итогам социологических опросов в 2018 году более 80% опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений. Подавляющее большинство жителей Удмуртской Республики не придают никакого значения национальности человека при общении с ним (93,0%). По сравнению с результатами исследования, проведенного в 2016 году, доля подобных ответов возросла в 2017 году более чем на 13% и продолжила оставаться на таком уровне в 2018 году.


Во многом устойчивость этнополитической ситуации в республике обусловлена огромным историческим опытом сотрудничества и добрососедства народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, мирным характером складывавшегося на протяжении значительного периода времени межэтнического взаимодействия.


Опора на традиции добрососедства, сотрудничества и веротерпимости позволяет успешно нейтрализовывать влияние негативных национально-радикальных политических тенденций, противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.


В 2020 году исполняется 100 лет образования Удмуртии. Это знаменательная дата в истории российского федерализма и важнейшая веха в истории становления и развития республики.


Жители Удмуртии по праву гордятся своим вековым вкладом в социально-экономическое развитие России. Столетие республики станет ключевым событием 2020 года, объединяющим единой концепцией все государственные, культурно-массовые, спортивные и информационно-просветительские мероприятия, меры по сохранению объектов культурно-исторического наследия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»