ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ Г. КАЗАНИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2016 года N 218

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В Г. КАЗАНИ НА 2016 - 2018 ГОДЫ"

Во исполнение решения Казанской городской Думы от 16.04.2014 N 3-32 "О перспективах развития туризма в г. Казани" и в соответствии с Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 08.08.2014 N 4720 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ г. Казани" постановляю:

1. Утвердить Программу "Развитие туризма в г. Казани на 2016 - 2018 годы" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Муниципальному бюджетному учреждению "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" (М.В.Зотов):

2.1. обеспечить реализацию Программы;

2.2. ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, а также эффективности использования финансовых средств с заполнением формы согласно приложению N 3 к Постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 08.08.2014 N 4720;

2.3. ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани, Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.

3. Признать Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 04.10.2012 N 7300 "О Программе развития туризма в г. Казани на 2012 - 2013 годы" утратившим силу.

4. Опубликовать настоящее Постановление в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на руководителя Аппарата Исполнительного комитета г. Казани И.В.Сивова.

Руководитель
Д.Г.КАЛИНКИН

     




Утверждена
Постановлением
Исполнительного комитета г. Казани
от 29 января 2016 года N 218

ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В Г. КАЗАНИ НА 2016 - 2018 ГОДЫ"


 Паспорт Программы "Развитие туризма в г. Казани на 2016 - 2018 годы"

Наименование Программы

Программа "Развитие туризма в г. Казани на 2016 - 2018 годы" (далее - Программа)

Муниципальный заказчик

Муниципальное бюджетное учреждение "Комитет содействия развитию туризма г. Казани"

Основной разработчик Программы

Муниципальное бюджетное учреждение "Комитет содействия развитию туризма г. Казани"

Цель Программы

Развитие эффективной конкурентоспособной туристской инфраструктуры в г. Казани и интеграция города в мировое туристское информационное пространство на базе эффективного использования развивающейся инфраструктуры туризма, а также культурно-исторического потенциала, потенциала событийного туризма города и развития индустрии гостеприимства

Задачи Программы

1. Формирование конкурентоспособного туристского продукта и его продвижение на внутреннем и международном туристских рынках.

2. Развитие туристского комплекса г. Казани.

3. Повышение качества городского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма

Сроки и этапы реализации Программы

Программа подлежит реализации в течение трех лет (2016 - 2018 годы)

Перечень подпрограмм

Нет

Объемы и источники финансирования

Финансирование Программы будет осуществляться при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация целей и задач Программы позволит достичь к 2018 году следующих показателей:

- увеличение ассортимента туристских маршрутов и программ;

- увеличение туристско-экскурсионного потока в г. Казань до 2,5 млн чел. в год;

- увеличение коэффициента загрузки средств размещения на 10 - 15%.


      I. Общая характеристика сферы реализации Программы, основные проблемы и пути их решения


Туризм играет важную роль в решении экономических и социальных проблем, оказывает стимулирующее воздействие на развитие многих сопряженных сфер экономической деятельности, способствует социально-экономическому развитию города.

Программа содержит наиболее актуальные направления развития туризма и мероприятия по их реализации в целях создания благоприятной среды для дальнейшего развития туристской индустрии в г. Казани.

Программа разработана в соответствии с основными положениями Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", Государственной программы "Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы".

Программа подготовлена с учетом предложений общественных организаций сферы туризма и гостеприимства, предприятий, организаций, учебных заведений туристской сферы.

На мировом уровне отрасль "туризм" входит в пятерку наиболее динамично развивающихся отраслей. Ежегодные темпы прироста оборотов отрасли составляют не менее 10%.

Продолжение использования программно-целевого подхода для развития отрасли позволило сохранить динамику туристского потока, а также достичь положительных результатов в международных рейтингах. Так, портал trivago на основании запросов своих пользователей составил рейтинг популярных направлений среди россиян на период с 1 по 10 мая, где Казань вошла в пятерку лидеров вместе с Москвой, Санкт-Петербургом и Сочи. Другой российский сервис онлайн-бронирования отелей oktogo.ru составил рейтинги популярных направлений отдельно на первомайские праздники и на 9 мая. Согласно им Казань вошла в тройку самых популярных городов России среди туристов для поездок на первомайские праздники и в пятерку городов России по популярности для путешествий на День Победы.

Актуальность разработки Программы обусловлена:

- наличием большого туристского потенциала города Казани и необходимостью его эффективного использования;

- высоким уровнем конкуренции на внутреннем и международном рынках туристских услуг;

- необходимостью комплексного подхода к развитию туристской инфраструктуры и туристской индустрии на территории города, способной удовлетворить потребности в качественных туристских услугах;

- необходимостью подготовки к приему гостей в период проведения игр чемпионата мира по футболу 2018 года.

Анализ туристского продукта г. Казани показал, что созданные в рамках подготовки к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года и XVI чемпионату мира по водным видам спорта 2015 года инфраструктурные проекты являются одним из конкурентных преимуществ города и создают необходимые условия для позиционирования Казани как международного туристского центра.

Казань играет заметную роль в развитии туризма Республики Татарстан, показывая устойчивую положительную динамику по росту туристского потока.

Ежегодный рост туристского потока в среднем составляет 15%. Если в 2008 году Казань посетили 850 тыс. туристов, то в 2014 году количество туристов составило 1 750 тыс. человек, что на 14,3% больше, чем в 2013 году (1,5 млн чел.). Доля иностранных туристов в общем объеме потока составляет 10%. В 2015 году рост потока составил 20%: прибыло 2,1 млн туристов.

Динамика туристского потока представлена в таблице 1.

     Таблица 1

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Туристы и экскурсанты (тыс. чел.)

600

800

850

900

1060

1170

1225

1500

1750

2100


Положительная динамика сферы туризма в г. Казани достигается благодаря продуманной политике органов местного самоуправления и государственной власти по улучшению инвестиционного климата в сфере туризма, развитию и совершенствованию туристской инфраструктуры.

Республика Татарстан считается одним из наиболее развитых регионов в гостиничной сфере Поволжья и является лидером в федеральном округе по ряду основных показателей, характеризующих состояние гостиничного рынка: средства размещения пользуются высоким спросом у клиентов, по количеству отелей республика также опережает соседей. Большая часть гостиничного фонда республики представлена в г. Казани (более 80%).

Гостиничный комплекс города представлен 161 гостиницей на 7400 номеров (16137 мест), включая 34 хостела.

В Казани работают 5 гостиниц международных сетей: "Ibis", "Park Inn by Radisson", "Courtyard by Marriott", "Ramada" и "Double Tree by Hilton". Заинтересованность войти на рынок Казани проявляют международные гостиничные операторы, такие как "Hilton", "Sheraton" и "Rixos". Три гостиницы Казани имеют категорию 5*: "Мираж", "Корстон" и "Luciano".

Динамика развития гостиничного фонда города представлена в таблице 2.

     Таблица 2

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Кол-во гостиниц (шт.) <*>

37

51

53

61

64

74

81

95

114

120

Кол-во номеров (тыс.)

2182

2631

3000

3600

3800

4400

5100

5904

6342

6717

     ________________

<*> без учета мотелей, ведомственных гостиниц и хостелов.

Высокий рост строительства гостиниц в период подготовки к Универсиаде-2013 спровоцировал снижение загрузки номерного фонда, что, в свою очередь, повлияло на увеличение срока окупаемости гостиниц. Отмечается тенденция перепрофилирования гостиничных объектов под офисные центры и их закрытия.

На развитие гостиничного комплекса также негативно влияет сезонность загрузки, низкий уровень количества гостиниц, прошедших процедуру официальной классификации, изменения в федеральном миграционном законодательстве, недостаточное количество квалифицированного персонала, владеющего иностранными языками.

В целях содействия развитию гостиничного комплекса г. Казани необходимо проведение следующих мероприятий:

- популяризация процедуры официальной классификации средств размещения (согласно Федеральному закону от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

- проведение ежегодных конкурсов, направленных на повышение квалификации и конкурентоспособности, профессиональных знаний, умений и навыков и творческой инициативы работников сферы гостеприимства г. Казани.

Транспортное обслуживание туристов осуществляется в виде авиаперевозок, перевозок железнодорожным и автотранспортом, а также речным флотом.

В период с января по ноябрь 2015 года услугами Международного аэропорта "Казань" воспользовались 1 млн 680 тыс. 984 пассажира.

Регулярные международные рейсы в страны СНГ осуществляются по 11 направлениям (Баку, Ташкент, Симферополь, Алматы и другие).

Регулярные международные рейсы осуществляются по направлениям: Стамбул (Турция), Дубай (Объединенные Арабские Эмираты), Хельсинки (Финляндия) и т.д. Необходимым условием повышения загрузки на данных рейсах является реализация рекламно-маркетинговой кампании на рынках с прямым авиасообщением.

Для обслуживания железнодорожных перевозок в г. Казани функционирует два вокзала: для поездов казанского формирования и транзитных поездов. Железнодорожный терминал "Казань-1" ежедневно принимает около 100 поездов дальнего и ближнего следования. В 2013 году терминал "Казань-1" был реконструирован, инфраструктура вокзала обновилась в соответствии с современными требованиями. Железнодорожный терминал "Казань-2" введен в эксплуатацию в 2012 году.

Проблемами туристских железнодорожных перевозок остаются высокий физический износ подвижного состава, низкий уровень сервиса на ряде направлений.

Необходимо вести работу по повышению качества транспортного обслуживания туристов. В мировой практике известен опыт оснащения туристических автобусов сетью Wi-Fi. Пребывание в автобусах, особенно на протяжении длительного времени, становится более комфортабельным, а город получает уникальный ресурс распространения необходимой информации среди туристов.

Постоянно усиливающаяся конкуренция между территориями на рынке международного туризма привела к тому, что города все больше работают над проблемой идентификации территории, ищут яркий и запоминающийся бренд.

Рост внимания к имиджу (бренду) территории на мировом рынке обусловлен не только необходимостью в привлечении туристов. В глобальной экономике правильное позиционирование создает добавочную стоимость продукции, влияет на формирование имиджа товаров и услуг, произведенных или разработанных на территории.

Кроме этого, бренд города является ключевым элементом обеспечения социальной стабильности. Это достигается за счет того, что бренд повышает уровень самооценки местных жителей, делая их проживание более комфортным и менее конфликтным.

Выделяют несколько основных типов брендов городов и территорий:

- исторически-культурный бренд (в России это города Золотого кольца);

- религиозный (с ним связано паломничество к святым местам, таким как Ватикан, Иерусалим, Мекка и Медина);

- событийный (традиционный фестиваль "Алые паруса", Олимпийские игры в Сочи);

- промышленный (вино из провинции Шампань можно называть настоящим "шампанским"; тульские кузнецы способны "подковать даже блоху" и т.д.);

- туристский и др.

Казань на протяжении последних 5 лет была заложницей событийного бренда XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года. Тем не менее с городом отсутствует четкая ассоциация, наличие нескольких брендов ("Казань - третья столица", "Казань - место, где Европа встречается с Азией", "Казань - спортивная столица") дезориентирует потенциального потребителя.

В 2015 году на Казанской международной выставке туризма и спорта KITS-2015 стенд г. Казани был оформлен согласно атрибутике нового бренда и получил высокие оценки со стороны туристической общественности. В этой связи одним из основных направлений Программы становится продвижение утвержденного бренда на российском и международном туристических рынках.

В современных условиях продолжение имиджевой работы, ее целевая направленность, масштабность и разнообразие проводимых рекламных мероприятий являются непременным условием для поддержания и стимулирования спроса на турпродукт города и его продвижение на внутреннем и мировом туристских рынках.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»