• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

от 15 декабря 2015 года  N 280

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

 от 15 декабря 2015 года  N 488

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 от 15 декабря 2015 года  N 2611

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

от 15 декабря 2015 года  N 12/566

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СВЯЗАННЫХ С ЖЕСТОКИМ ОБРАЩЕНИЕМ С ДЕТЬМИ, И (ИЛИ) СОВЕРШЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НИХ ИНЫХ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Для координации работы Министерства образования Республики Коми, Министерства внутренних дел по Республике Коми, Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, в целях улучшения организации взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми, органов управления здравоохранения и медицинских организаций, учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов опеки и попечительства Республики Коми по вопросам профилактики нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий, руководствуясь Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", приказываем:

1. Утвердить:

1.1. Порядок взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми, органов управления здравоохранения и медицинских организаций, учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов опеки и попечительства Республики Коми по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий (приложение 1).

1.2. Алгоритм информирования при выявлении факта нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий (приложение 2).

1.3. Форму акта выявления случая нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий (приложение 3).

1.4. Перечень основных понятий (приложение 4).

2. Начальникам территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми, руководителям органов управления здравоохранения и медицинских организаций, учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов опеки и попечительства Республики Коми реализовать комплекс мер по внедрению и практическому применению Порядка взаимодействия, утвержденного настоящим Приказом.

3. Считать утратившим силу приказ Министерства внутренних дел Республики Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, Агентства Республики Коми по социальному развитию, Министерства образования Республики Коми от 15.05.2012 N 208/5/282/978/738.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на и.о. министра образования Республики Коми Моисееву-Архипову С.А., заместителя министра внутренних дел по Республике Коми - начальника полиции полковника полиции Коновалова А.А., первого заместителя министра труда и социальной защиты населения Республики Коми Шуктомову О.Б., заместителя министра здравоохранения Республики Коми Котову Е.Г.


И.о. министра образования
Республики Коми
С.МОИСЕЕВА-АРХИПОВА


Министр внутренних дел
по Республике Коми
В.ПОЛОВНИКОВ


Министр труда и социальной защиты
Республики Коми
И.СЕМЯШКИН


И.о. министра здравоохранения
Республики Коми
Д.БЕРЕЗИН

Приложение 1. ПОРЯДОК <1> ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ОРГАНОВ, ...




Приложение 1
к Приказу
Министерства образования РК N 280,
МВД по Республике Коми N 488,
Министерства труда
и социальной защиты РК N 2611,
Министерства здравоохранения РК N 12/566
от 15 декабря 2015 года

ПОРЯДОК <1> ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СВЯЗАННЫХ С ЖЕСТОКИМ ОБРАЩЕНИЕМ С ДЕТЬМИ, И (ИЛИ) СОВЕРШЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НИХ ИНЫХ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

I. Общие положения


1. Настоящий Порядок регулирует взаимодействие территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми <2>, органов управления здравоохранения и медицинских организаций, учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов опеки и попечительства Республики Коми по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий.

________________

<1> Далее - "Порядок".

<2> Далее - "территориальные органы внутренних дел".


2. Сотрудники территориальных органов внутренних дел, служащие и специалисты органов управления здравоохранения и медицинских организаций, учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов опеки и попечительства Республики Коми в своей деятельности по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Коми, ведомственными нормативными правовыми актами, а также настоящим Порядком.

3. Для достижения и реализации преследуемых целей и поставленных задач в настоящем Порядке применяются основные понятия, установленные приложением 4 к настоящему приказу.

4. Необходимость взаимодействия обусловлена решением общих задач, связанных с обеспечением сохранения жизни, физического и психического здоровья детей, защиты их прав и законных интересов, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

5. Организация деятельности сотрудников территориальных органов внутренних дел, служащих и специалистов органов управления здравоохранения и медицинских организаций, учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов опеки и попечительства по реализации настоящего Порядка возлагается на соответствующих руководителей органов и учреждений.

6. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав районов, городов, осуществляющие деятельность на территории муниципальных образований Республики Коми <3>, координируют деятельность территориальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий.

________________

<3> Далее - "территориальные комиссии".


7. Ведомственный контроль за реализацией настоящего Порядка осуществляется министерством внутренних дел по Республике Коми, министерством здравоохранения Республики Коми, министерством труда и социальной защиты Республики Коми, министерством образования Республики Коми и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Коми.

8. Руководители органов управления здравоохранения и медицинских организаций, учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов опеки и попечительства Республики Коми несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за эффективность предпринимаемых мер по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий.

II. Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики при выявлении случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий


9. При выявлении фактов или получении информации <4> о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершении в отношении них иных противоправных действий либо вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий:

________________

<4> Информация от граждан, СМИ, учреждений, организаций, предприятий различных форм собственности и др.


9.1. Органы и учреждения системы профилактики:

9.1.1. выясняют обстоятельства и причины совершения жестокого обращения и (или) иных противоправных действий в отношении несовершеннолетнего;

9.1.2. незамедлительно по телефону информируют о случившемся:

- территориальный орган внутренних дел соответствующей дежурной части о выявленном факте жестокого обращения и (или) иных противоправных действий в отношении несовершеннолетнего;

- медицинскую организацию в целях определения последствий физического и (или) сексуального насилия в отношении несовершеннолетних в возрасте от 4-х до 18-ти лет (при необходимости); в отношении детей в возрасте до 4-х лет (в обязательном порядке);

- городскую (районную) прокуратуру.

9.1.3. принимают меры к документированию данных о времени и месте происшествия, сведений <5> о потерпевших несовершеннолетних, их родителях или иных законных представителях, а также о лицах, совершивших противоправное деяние, и сообщивших о случившемся (оформляют акт выявления случая нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий согласно приложению 3 к настоящему приказу);

________________

<5> По возможности устанавливается ФИО, возраст, адрес, а также наименование образовательной организации, которую посещает несовершеннолетний (детское дошкольное учреждение, школа, либо указывается, что ребенок не организован), место работы родителей.


9.1.4. в зависимости от возможного наступления вредных последствий для физического и психического состояния здоровья ребенка рассматривают вопрос допустимости дальнейшего его пребывания в семье;

9.1.5. до устранения обстановки, представляющей угрозу жизни или здоровью несовершеннолетнего, специалист, выявивший факт жестокого обращения и (или) совершения в отношении несовершеннолетнего иных противоправных действий, незамедлительно предпринимает меры по временному помещению несовершеннолетнего (с привлечением территориального органа внутренних дел) в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо медицинскую организацию, либо организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выполняющую функцию временного содержания беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних;

9.1.6. в трехдневный срок письменно о происшествии и результатах предварительно проделанной работы информируют:

- территориальную комиссию;

- территориальный орган внутренних дел;

- городскую (районную) прокуратуру.

9.1.7. в однодневный срок письменно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, а также воспитывающихся в замещающих семьях:

- орган опеки и попечительства.

9.1.8. в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами организуют проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, в отношении которого совершено жестокое обращение и (или) иное противоправное действие, и его семьей.

9.2. Территориальные органы внутренних дел:

9.2.1. принимают меры к незамедлительной регистрации в установленном порядке сведений о происшествии;

9.2.2. в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел, реализуют комплекс мер по разрешению зарегистрированного материала, дают правовую оценку случившемуся;

9.2.3. если в ходе проверки сообщения о происшествии выявлен несовершеннолетний, находящийся в обстановке, представляющей угрозу его жизни и (или) здоровью, незамедлительно в письменной форме информируют о данном факте городскую (районную) прокуратуру, территориальную комиссию и соответствующий орган опеки и попечительства;

9.2.4. в случае противодействия или возникновения опасности должностным лицам, служащим и специалистам государственных и муниципальных органов в установленном порядке оказывают им содействие в отобрании у родителей (лиц, их заменяющих) ребенка, жизни и здоровью которого непосредственно угрожает опасность;

9.2.4.1. заявления и (или) сообщения должностных лиц, служащих и специалистов государственных и муниципальных органов о воспрепятствовании их законной деятельности или возникновении опасности при отобрании у родителей (лиц, их заменяющих) ребенка принимаются, регистрируются и разрешаются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

9.2.5. по результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях в пределах своей компетенции принимают решение в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

9.2.6. по результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествии, в случае подтверждения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние не соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми;

9.2.7. направляют в территориальную комиссию соответствующую информацию об обстоятельствах совершения в отношении несовершеннолетнего противоправных действий в течение пяти дней:

9.2.7.1. в случае предъявления обвинения родителям и лицам, на которых возложены обязанности по воспитанию, а также иным лицам, проживающим с ними, в совершение преступления, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением этих обязанностей, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним ребенком и (или) вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий, либо по факту нанесения побоев, либо истязаний, причинения телесных повреждений различной тяжести, а также если принято решение о направлении таких материалов проверки в соответствующий городской (районный) суд без привлечения этих лиц в качестве обвиняемых, вносят представление о необходимости принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления;

9.2.7.2. если проверка проводилась по сообщению о фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего ребенка и это деяние соединено с жестоким обращением и (или) вовлечением его в совершение преступления или антиобщественных действий, либо нанесением побоев, истязаний, причинением телесных повреждений различной тяжести, но в результате принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях состава преступления;

9.2.7.3. в случаях выявления в отношении несовершеннолетних детей только фактов психологического (эмоционального) либо психического насилия со стороны родителей или иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, и других взрослых лиц, проживающих с ними;

9.2.7.4. иную информацию, указывающую на нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, о нахождении детей в трудной жизненной ситуации;

9.2.8. при наличии предусмотренных действующим законодательством оснований в течение пяти суток реализуют комплекс мер по обязательной постановке на учет родителей или законных представителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, если это деяние соединено с жестоким обращением с детьми, и (или) вовлечением их в совершение преступлений либо антиобщественных действий, и проведению с ними индивидуальных профилактических мероприятий;

9.2.8.1. при подготовке предложений о постановке (нецелесообразности постановки) на профилактический учет указанных лиц осуществляют обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних с составлением соответствующего акта обследования семейно-бытовых условий жизни; выясняют образ жизни и намерения родителей (иных законных представителей) и других взрослых лиц, проживающих с ними; в установленном порядке изучают характеризующие родителей и лиц, проживающих с ними, сведения, содержащиеся в интегрированных базах (банках) данных органов внутренних дел и автоматизированных информационно-справочных учетах; запрашивают из территориальных комиссий информацию о рассмотрении комиссией материалов на этих родителей (законных представителей) и лиц, сожительствующих с ними;

9.2.8.2. при наличии информации, что родители (иные законные представители) и лица, сожительствующие с ними, ранее проживали на территории обслуживания других территориальных органов, характеризующая информация запрашивается из соответствующих подразделений по делам несовершеннолетних и территориальных комиссий;

9.2.8.3. по итогам обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних и изучения материалов, в том числе, перечисленных в пункте 9.2.8.1 настоящего Порядка, в установленном порядке родителей (лиц, их заменяющих) ставят на учет либо докладывают рапортом начальнику территориального органа или его заместителю выводы о нецелесообразности такой постановки;

9.2.8.4. рапорт о нецелесообразности постановки на учет и материалы списываются в дело и учитываются при решении вопроса о постановке на профилактический учет при повторном выявлении фактов нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;

9.2.9. готовят соответствующие предложения по привлечению представителей территориальных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних к участию в судебном разбирательстве уголовных дел по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним;

9.2.10. в случае приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о жестоком обращении с несовершеннолетним и (или) вовлечении его в совершение преступления или антиобщественных действий, либо нанесении ему побоев, истязаний, причинении телесных повреждений различной степени тяжести со стороны лица, сожительствующего с его родителем, в установленном законом порядке рассматривают вопрос о возможности принятия к родителям (лицам, их заменяющим) мер административного и иного воздействий за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по защите прав и интересов ребенка;

9.2.11. в ходе проведенных бесед и мероприятий по осуществлению административного надзора устанавливают семейное положение поднадзорного лица, наличие несовершеннолетних детей по месту его жительства, о выявленных фактах отрицательного влияния на проживающих с ним детей информируют соответствующие подразделение по делам несовершеннолетних и территориальную комиссию;

9.2.12. при проведении индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете за совершение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, информацию о проживающих с ними несовершеннолетних детях направляют в соответствующие подразделения по делам несовершеннолетних и территориальные комиссии.

9.3. Органы управления здравоохранением и медицинские организации:

9.3.1. при проведении медицинских осмотров активно выявляют факты жестокого обращения с несовершеннолетними и (или) совершения иных насильственных действий, создающих угрозу жизни и здоровью детей;

9.3.2. незамедлительно организуют оказание медицинской помощи пострадавшим от насилия несовершеннолетним в необходимом объеме;

9.3.3. обеспечивают госпитализацию в медицинские организации:

9.3.3.1. детей в возрасте до 4-х лет;

9.3.3.2. при наличии медицинских показаний несовершеннолетних в возрасте от 4-х до 18-ти лет;

9.3.4. до устранения обстановки, представляющей угрозу жизни или здоровью несовершеннолетнего, специалист, выявивший факт жестокого обращения и (или) совершения в отношении несовершеннолетнего иных противоправных действий, незамедлительно предпринимает меры по временному помещению несовершеннолетнего (с привлечением территориального органа внутренних дел) в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо медицинскую организацию, либо организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выполняющую функцию временного содержания беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних;

9.3.5. незамедлительно в устной форме и в трехдневный срок в письменной форме информируют о выявленном факте жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего и результатах проведенных мероприятий городскую (районную) прокуратуру, территориальную комиссию, территориальный орган внутренних дел, органы опеки и попечительства, учреждения социальной защиты и социального обслуживания, орган, осуществляющий управление в сфере образования;

9.3.6. при получении в установленном порядке информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними от других субъектов системы профилактики обеспечивают участие представителей медицинских организаций в проведении мероприятий по посещению (патронажу) данных семей;

9.3.7. в целях ранней профилактики возникновения угрозы здоровью и жизни несовершеннолетних организуют проведение динамического медицинского наблюдения за детьми из семей, находящихся в социально опасном положении;

9.3.8. обеспечивают оказание консультативной помощи по вопросам медицинского обеспечения представителям всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также несовершеннолетним и их родителям (иным законным представителям);

9.3.9. медицинские организации, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, незамедлительно сообщают в дежурные части территориальных органов обо всех фактах поступления (обращения) несовершеннолетних с телесными повреждениями насильственного характера;

9.3.10. Руководители медицинских организаций своими приказами определяют должностных лиц, персонально ответственных за своевременное информирование территориальных органов о поступлении (обращении) в медицинские организации несовершеннолетних с телесными повреждениями насильственного характера. Физические лица, занимающиеся частной практикой на основании лицензии, о фактах поступления (обращения) несовершеннолетних сообщают самостоятельно.

9.4. Органы опеки и попечительства:

9.4.1. при получении информации от субъектов профилактики, должностных лиц организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иных граждан о несовершеннолетних, утративших родительское попечение, организуют работу по учету и устройству таких несовершеннолетних в соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации.

9.5. Территориальные комиссии:

9.5.1. координируют деятельность территориальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию адресной помощи несовершеннолетним, подвергшимся жестокому обращению либо иному насилию, и проведению индивидуальной профилактической работы с его семьей;

9.5.2. организуют предоставление несовершеннолетним, подвергшимся жестокому обращению либо иному насилию, полного комплекса юридических, социальных, психологических и медицинских услуг, отслеживают результаты предпринимаемых территориальными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мер по оказанию соответствующей помощи;

9.5.3. члены территориальных комиссий принимают участие в проведении мероприятий по первоначальному посещению (патронажу) семей, где зафиксированы факты жестокого обращения с детьми, и в подготовке материалов, необходимых для их рассмотрения на заседании комиссии;

9.5.4. при необходимости вносят конкретные предложения о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних;

9.5.5. при обнаружении фактов совершения в отношении несовершеннолетних насильственных действий со стороны родителей (законных представителей), которые ранее уже рассматривались на заседаниях комиссии, поручают территориальным органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проведение ведомственных проверок <6>.

________________

<6> Устанавливаются должностные лица и причины, по которым к родителям (законным представителям) не были применены в полном объеме меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами.


10. В случаях выявления только психологического (эмоционального) либо психического насилия индивидуальная профилактическая работа первоначально проводится по принципу активного взаимодействия между медицинскими организациями, учреждениями социального обслуживания, органами опеки и попечительства, организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

11. О выявлении факта или получении информации о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершении в отношении них иных противоправных действий, либо вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий сотрудники территориальных органов, служащие и специалисты органов управления здравоохранения и медицинских организаций, органов управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания, органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов опеки и попечительства Республики Коми незамедлительно в письменной форме докладывают о случившемся своим непосредственным руководителям.

12. Руководитель территориального органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителями которого выявлен факт жесткого обращения с несовершеннолетним либо иных насильственных действий со стороны законных представителей:

12.1. отвечает за организацию, формирование и своевременное направление материалов <7>, необходимых для рассмотрения семьи на заседании территориальной комиссии и Межведомственного социального консилиума <8>;

________________

<7> Справки, докладные записки, характеристики, акты, заключения, ходатайства и др.

<8> Согласно Порядку взаимодействия субъектов системы профилактики в Республике Коми, утвержденному протоколом заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Коми от 15.06.2007 N 2 (в ред. от 05.04.2010).


12.2. выступает организатором посещения (патронажа) специалистами заинтересованных органов и учреждений по месту жительства семьи, в которой проживает несовершеннолетний;

12.3. уведомляет по телефону либо в письменной форме руководителей соответствующих органов и учреждений, привлекаемых к проведению патронажа, о времени и месте выезда;

12.4. организует (при наличии) предоставление служебного автотранспорта для выезда к месту патронажа;

12.5. организует составление по итогам патронажа акта выявления случая нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий (приложение 3 к настоящему приказу) (далее - Акт обследования), который согласовывается и подписывается всеми участниками посещения семьи;

12.6. вносит участникам патронажа соответствующие предложения о необходимости проведения мероприятий, направленных на улучшение морально-нравственного климата в семье и предупреждение наступления более тяжких последствий для ребенка, о чем делается запись в Акте обследования;

12.7. направляет копию Акта обследования в адрес территориальной комиссии и руководителям соответствующих органов и учреждений, представители которых принимали участие в патронаже.

13. При получении информации любыми средствами связи либо в письменной форме о родителях (иных законных представителях) и лицах, сожительствующих с ними, допустивших жесткость в обращении с детьми и (или) совершивших в отношении них иные противоправные действия, руководители соответствующих органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны незамедлительно организовать работу подчиненных сотрудников (служащих, специалистов) в случаях:

13.1. когда существует реальная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего и ему требуется оказание экстренной помощи;

13.2. когда организатор посещения (патронажа) семьи, в которой выявлен факт жестокого обращения с несовершеннолетним, в установленном порядке уведомил о планируемом выезде.

14. Предложения по проведению мероприятий, направленных на улучшение морально-нравственного климата в семье и предупреждение наступления более тяжких последствий для ребенка, сформулированные в ходе проведения патронажа и в установленном порядке зафиксированные в Акте обследования, должны использоваться при организации дальнейшей индивидуальной профилактической деятельности всеми представителями органов и учреждений, участвовавшими в посещении семьи.


 III. Порядок взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, которые не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и отрицательно влияют на их поведение, если это связано с жестоким обращением с ними и (или) совершением в отношении них иных противоправных действий


15. Проведение индивидуальной профилактической работы с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, которые не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и отрицательно влияют на их поведение, если это связано с жестоким обращением с ними и (или) совершением в отношении них иных противоправных действий, территориальными комиссиями, территориальными органами, медицинскими организациями, учреждениями социального обслуживания, органами опеки и попечительства, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организуется в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность конкретно взятых органов и учреждений.

16. Планирование индивидуальных профилактических мероприятий всеми территориальными субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении детей, подвергшихся жестокому обращению либо иному насилию, проводится в рамках работы создаваемых территориальных Межведомственных социальных консилиумов.

17. Руководители территориальных органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно реагируют на все поступающие любыми видами связи сообщения о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних и в рамках ведомственной компетенции организуют работу подчиненных сотрудников и специалистов в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, регламентирующими данный вид деятельности.

18. Снятие с ведомственного контроля либо учета семьи, в которой выявлен факт неисполнения обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетнего, связанный с жестоким обращением с ним и (или) совершением в отношении него иных противоправных действий, проводится после согласования с территориальной комиссией.

Приложение 2. АЛГОРИТМ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТА НАРУШЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СВЯЗАННЫХ С ЖЕСТОКИМ ОБРАЩЕНИЕМ С ДЕТЬМИ, И (ИЛИ) СОВЕРШЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НИХ ИНЫХ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ






Приложение 2
к Приказу
Министерства образования РК N 280,
МВД по Республике Коми N 488,
Министерства труда
и социальной защиты РК N 2611,
Министерства здравоохранения РК N 12/566
от 15 декабря 2015 года

АЛГОРИТМ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТА НАРУШЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СВЯЗАННЫХ С ЖЕСТОКИМ ОБРАЩЕНИЕМ С ДЕТЬМИ, И (ИЛИ) СОВЕРШЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НИХ ИНЫХ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

┌═════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰
В случае выявления факта жестокого обращения (все должностные лица
субъектов системы профилактики, граждане) незамедлительно информируют
└═══════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════…

                                    \/

                       ┌════════════════════════‰
                       │     Дежурная часть     │
                       │    территориального    │
                       │   органа МВД России    │
                       └════════════┬═══════════…

                                    \/

                       ┌════════════════════════‰
                       │    ППДН, участковый    │
                       │ уполномоченный полиции │
                       │    территориального    │
                       │   органа МВД России    │
                       └════════════┬═══════════…
┌══════════════════‰                \/              ┌═════════════════════‰
│  Орган опеки и   │   ┌════════════════════════‰   │  Орган управления   │
│  попечительства  │<══┤   Комиссия по делам    ├══>│  здравоохранением   │
└══════════════════…   │   несовершеннолетних   │   └═════════════════════…
                       │    и защите их прав    │
┌══════════════════‰   │     муниципального     │   ┌═════════════════════‰
│ Орган управления │<══┤      образования       ├══>│Орган, осуществляющий│
│социальной защитой│   └════════════┬═══════════…   │ управление в сфере  │
│    населения     │                \/              │     образования     │
└══════════════════…   ┌════════════════════════‰   └═════════════════════…
                       │      Прокуратура       │
                       └════════════════════════…

Приложение 3. Форма акта выявления случая нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий






Приложение 3
к Приказу
Министерства образования РК N 280,
МВД по Республике Коми N 488,
Министерства труда
и социальной защиты РК N 2611,
Министерства здравоохранения РК N 12/566
от 15 декабря 2015 года


Дата составления акта
"___" _________ 20__ год


Форма акта выявления случая нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершения в отношении них иных противоправных действий


Ф.И.О. несовершеннолетнего(их) с указанием возраста, N школы (детского

сада):

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

Адрес проживания:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Ф.И.О. членов семьи, место работы:

1. Мать _______________________________________________________________

2. Отец _______________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________

6. ____________________________________________________________________

Обстоятельства случая, в том числе с указанием данных о сообщивших о

случившемся:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Заключение:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Принятые меры:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Специалисты ______________________________ ______________ _____________

Должность, название учреждения Подпись Ф.И.О.

Приложение 4. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ



Приложение 4
к Приказу
Министерства образования РК N 280,
МВД по Республике Коми N 488,
Министерства труда
и социальной защиты РК N 2611,
Министерства здравоохранения РК N 12/566
от 15 декабря 2015 года

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ


1. Жестокое обращение - форма взаимоотношений, при которой одним либо обоими родителями (законными представителями) или иными лицами, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, иным взрослым лицом <9> умышленно или по неосторожности, действием либо бездействием причиняется вред физическому и психическому состоянию здоровья несовершеннолетнего, его эмоциональному и нравственному развитию.

________________

<9> Достигшим возраста 18 лет и имеющим непосредственное отношение к содержанию и воспитанию ребенка.


В данном случае действие либо бездействие взрослого лица в отношении несовершеннолетнего может выражаться:

- в лишении питания, обуви, одежды, грубом нарушении режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишении сна, отдыха, невыполнении элементарных гигиенических норм (влекущем за собой какие-либо болезни), пренебрежительном отношении к состоянию здоровья ребенка, невыполнении рекомендаций врача по лечению ребенка, отказе или уклонении от оказания необходимой медицинской помощи ребенку и др.;

- в активных действиях, грубо попирающих основные права и интересы субъекта воспитательной деятельности, выражающихся в применении недопустимых методов воспитания и обращения <10>, в предъявлении завышенных требований к ребенку, демонстрации нелюбви, неприязни к нему, эксплуатации, покушении на половую неприкосновенность ребенка;

________________

<10> Все виды физического, сексуального, психического и психологического (эмоционального) насилия над детьми.


2. Физическое насилие - реальное причинение вреда физическому здоровью несовершеннолетнего, под которым понимается нарушение анатомо-физиологической целостности ребенка посредством применения физической силы, оружия либо иных предметов, жидкостей, сыпучих веществ и т.д., а также воздействие на его внутренние органы без повреждения наружных тканей путем отравления или спаивания одурманивающими средствами.

3. Сексуальное насилие - причинение вреда незрелой сексуальности ребенка путем его принуждения к сексуальным контактам или их суррогатным эквивалентам словом или действием, с применением физической силы или без применения таковой с целью удовлетворения сексуальной потребности взрослого участника отношений.

4. Психологическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы о возможности применения к нему физического насилия, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к нему, любые иные действия, вызывающие у несовершеннолетнего состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоционально-волевой сферы.

5. Психическое насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на несовершеннолетнего, выражающееся в отсутствии должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании и медицинской помощи, способное привести к формированию у ребенка патологических свойств характера или же торможению развития личности.

6. Угроза жизни и здоровью - совокупность условий и факторов, создающих опасность преднамеренного противоправного нанесения ущерба здоровью и жизни ребенка.

7. Телесные повреждения, о которых следует информировать территориальные органы:

- телесные повреждения, связанные с огнестрельными, колото-резанными, рублеными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясением мозга и так далее;

- телесные повреждения и отравления, связанные с покушением на самоубийство;

- телесные повреждения и отравления, полученные при ожогах кислотами и различными токсическими веществами;

- ранения и травмы, полученные при взрывах и других чрезвычайных происшествиях;

- травмы и ранения, связанные с неосторожным обращением с огнестрельным оружием и боеприпасами;

- травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий;

- телесные повреждения и травмы, связанные с неудовлетворительным состоянием строительных конструкций, зданий, сооружений и нарушениями техники безопасности на производстве;

- иные телесные повреждения при подозрении на насильственный характер их происхождения.

8. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

9. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны.

10. Временное помещение несовершеннолетнего - помещение несовершеннолетнего, выявленного субъектом профилактики, в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинскую организацию либо в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выполняющую функцию временного содержания беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, в целях оказания ему необходимой помощи на период до устранения обстановки, представляющей угрозу жизни или здоровью.

11. Межведомственный социальный консилиум - организационный и определяющий орган реализации программ социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, решения которого обязательны для исполнения всеми субъектами профилактики.

12. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

13. Межведомственная программа реабилитации семьи и несовершеннолетних - перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации семьи, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретной семьей и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, по реализации программы социальной реабилитации.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СВЯЗАННЫХ С ЖЕСТОКИМ ОБРАЩЕНИЕМ С ДЕТЬМИ, И (ИЛИ) СОВЕРШЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НИХ ИНЫХ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СВЯЗАННЫХ С ЖЕСТОКИМ ОБРАЩЕНИЕМ С ДЕТЬМИ, И (ИЛИ) СОВЕРШЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НИХ ИНЫХ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Номер документа: 12/566

2611

488

280

Вид документа: Приказ Министерства здравоохранения Республики Коми

Приказ Минтруда Республики Коми

Приказ МВД по Республике Коми

Приказ Минобразования Республики Коми

Принявший орган: Министерство здравоохранения Республики Коми

Минтруд Республики Коми

МВД по Республике Коми

Минобразования Республики Коми

Статус: Действующий

Дата принятия: 15 декабря 2015