ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2015 года N 624-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.11.2013 N 449-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

В целях корректировки государственной программы Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 449-п, Правительство Ивановской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 449-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области" на 2014 - 2020 годы" следующие изменения:

1.1. В пункте 2 постановления слова "заместителя Председателя Правительства Ивановской области Эрмиш И.Г." заменить словами "заместителя Председателя Правительства Ивановской области - директора Департамента здравоохранения Ивановской области Романчук С.В.".

1.2. Приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, связанные с реализацией областного бюджета на 2016 год.


Губернатор Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ






Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 29.12.2015 N 624-п

Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.11.2013 N 449-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ


 1. Паспорт программы

Наименование программы

Развитие здравоохранения Ивановской области

Срок реализации программы

2014 - 2020 годы

Перечень подпрограмм

1. Модернизация системы здравоохранения Ивановской области.

2. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи.

3. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи.

4. Паллиативная медицинская помощь.

5. Заготовка, хранение, транспортировка и обеспечение безопасности донорской крови и (или) ее компонентов.

6. Другие вопросы в сфере здравоохранения.

7. Меры социальной поддержки в сфере здравоохранения.

8. Организация обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области.

9. Осуществление полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

10. Охрана здоровья матери и ребенка.

11. Кадровое обеспечение системы здравоохранения.

12. Организация выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области за счет средств ОМС

Администратор программы

Департамент здравоохранения Ивановской области

Ответственные исполнители

Департамент здравоохранения Ивановской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области

Исполнители

Департамент здравоохранения Ивановской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области

Цель (цели) программы

Обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, соответствия объемов и видов медицинских услуг уровню заболеваемости и потребностям населения Ивановской области, передовым достижениям медицинской науки.

Сохранение и укрепление физического, психического здоровья и активного долголетия каждого человека

Целевые индикаторы (показатели) программы

Смертность от всех причин;

Младенческая смертность;

Смертность от болезней системы кровообращения;

Смертность от дорожно-транспортных происшествий;

Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных);

Смертность от туберкулеза;

Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез;

Обеспеченность населения врачами;

Количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача;

Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Ивановской области;

Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Ивановской области;

Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Ивановской области;

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Объемы ресурсного обеспечения программы

Общий объем бюджетных ассигнований:

2014 год - 5753664633,76 руб.,

2015 год - 5816423330,66 руб.,

2016 год - 5392674219,39 руб.,

2017 год - 5094440757,77 руб.,

2018 год - 5087944540,55 руб.,

2019 год - 5087944540,55 руб.,

2020 год - 5087944540,55 руб.;

- областной бюджет:

2014 год - 4891416744,00 руб.,

2015 год - 5181547610,49 руб.,

2016 год - 5107235919,39 руб.,

2017 год - 5094340757,77 руб.,

2018 год - 5087844540,55 руб.,

2019 год - 5087844540,55 руб.,

2020 год - 5087844540,55 руб.;

- федеральный бюджет:

2014 год - 857147889,76 руб.,

2015 год - 634275720,17 руб.,

2016 год - 285338300,00 руб.,

2017 год - 0,00 руб.,

2018 год - 0,00 руб.,

2019 год - 0,00 руб.,

2020 год - 0,00 руб.;

- бюджеты государственных внебюджетных фондов:

2014 год - 5000000,00 руб.,

2015 год - 500000,00 руб.,

2016 год - 0,00 руб.,

2017 год - 0,00 руб.,

2018 год - 0,00 руб.,

2019 год - 0,00 руб.,

2020 год - 0,00 руб.;

- от физических и юридических лиц:

2014 год - 100000,00 руб.,

2015 год - 100000,00 руб.,

2016 год - 100000,00 руб.,

2017 год - 100000,00 руб.,

2018 год - 100000,00 руб.,

2019 год - 100000,00 руб.,

2020 год - 100000,00 руб.;

- внебюджетное финансирование (бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области):

2014 год - 7839427400,00 руб.,

2015 год - 8980440100,00 руб.,

2016 год - 8962642200,00 руб.,

2017 год - 10393549100,00 руб.,

2018 год - 10393549100,00 руб.,

2019 год - 10393549100,00 руб.,

2020 год - 10393549100,00 руб.

Ожидаемые результаты реализации программы

Снижение к 2020 году показателя смертности от всех причин в Ивановской области до 13,0 случая на 1000 населения


 2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы


Население Ивановской области на 1 января 2014 года насчитывает 1043130 человек (2011 год - 1060109 человек, 2012 год - 1054040 человек, 2013 год - 1048961 человек). В последние годы регистрируется стабилизация рождаемости, снижение смертности и естественной убыли населения.

Общая смертность населения за последние три года снизилась на 13,4% (с 18,6 на 1000 населения в 2009 году до 16,4 на 1000 населения в 2014 году).

Рождаемость в области за тот же период: наблюдается небольшая тенденция роста, в 2014 году составляет 11,1 на 1000 жителей (10,4 - в 2010 году, 10,4 - в 2011 году, 11,1 - в 2012 году, 11,2 - в 2013 году).

Естественная убыль населения сократилась с 6,5 на 1000 населения в 2011 году до 5,3 в 2014 году за счет снижения смертности. Изменения в естественном движении населения привели к изменениям в возрастном составе. Наибольшие темпы сокращения численности отмечены по населению моложе трудоспособного возраста, что явилось следствием резкого сокращения рождаемости с 15 на 1000 населения в 1983 году до 6,7 в 1999 году.

Соотношение взрослого и детского населения составляет 83,5% к 16,5% (в 2011 году взрослые - 83,8%, дети - 16,2%, в 2012 году взрослые - 83,8%, дети - 16,2%) (Российская Федерация - соответственно 80,1% и 19,9%). Число подростков с 2007 года уменьшилось на 41,0% (с 43804 человек в 2007 году до 29967 в 2011 году, в 2012 году - 27518, в 2013 году - 25857). Уменьшается взрослое население, а доля людей старше трудоспособного возраста остается высокой (2013 год - 25,2%, 2012 год - 26,7%, 2011 год - 26,1%, 2010 год - 25,4% от всего населения против 23,1% - 2013 год - в России). Численность населения пенсионного возраста имеет тенденцию к росту. По этому показателю Ивановская область является одной из "старых" в России, что отрицательно сказывается на уровне заболеваемости и смертности населения.

Структура смертности в 2013 году:

- 1 место остается за сердечно-сосудистыми заболеваниями: 645,3 на 100 тыс. населения со снижением показателя на 8,3% в сравнении с 2012 годом (в 2010 году - 951,2, в 2011 году - 730,1, в 2012 году - 698,9 на 100 тыс. населения);

- 2 место - онкологические заболевания (221,1 на 100 тыс. населения, в 2012 году - 216,9, в 2011 году - 222,5 на 100 тыс. населения);

- 3 место - заболевания нервной системы (171,6 на 100 тыс. населения, в 2012 году - 149,4 на 100 тыс. населения);

- 4 место - старость (130,8 на 100 тыс. населения, в 2012 году - 140,4 на 100 тыс. населения);

- 5 место - от внешних причин (124,3 на 100 тыс. населения, 2012 год - 147,6 на 100 тыс. населения).

В 2013 году в структуре смертности первое место занимала патология "болезни системы кровообращения", доля этого класса составила 39,6% (в 2012 году - 41,2%). На долю новообразований в 2013 году пришлось 13,5% (в 2012 году - 12,7%, в 2011 году - 13,1%) всех причин смерти. Внутри класса злокачественных образований большой удельный вес имеют такие локализации, как новообразования трахеи, бронхов и легких, - 34,2 (в 2012 году - 38,04, в 2011 году - 43,7 на 100 тыс. населения), желудка - 29,93 (в 2012 году - 24,7, в 2011 году - 34,2 на 100 тыс. населения), женских половых органов - 19,6 (в 2012 году - 19,4, в 2011 году - 20,2 на 100 тыс. населения), молочной железы - 21,2 (в 2012 году - 18,06, в 2011 году - 20,8 на 100 тыс. населения).

Естественная убыль населения сократилась в 2013 году до 5,1 на 1000 населения (в 2011 году - 6,5, в 2012 - 5,8 на 1000 населения) за счет снижения смертности. Абсолютное число родившихся в области (по данным Росстата в 2013 году - 11732) увеличилось на 0,9% по сравнению с 2012 годом (в 2012 году - 11632 детей, в 2011 году - 11035 детей). Показатель рождаемости (на 1000 населения) в 2013 году вырос до 11,2.

Снижение показателей младенческой смертности - данный показатель в 2014 году снизился на 12,7%, составив 6,2 на 1000 родившихся живыми, в 2013 году - 7,1 (в 2000 году - 16,6, в 2010 году - 6,7, в 2011 году - 8,2, в 2012 году - 6,0 на 1000 родившихся живыми).

Показатели материнской и младенческой смертности за 2015 год ниже аналогичных показателей по Российской Федерации.

Несмотря на положительные тенденции, показатели детской и младенческой смертности в Ивановской области являются нестабильными. Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности: повышение эффективности работы службы родовспоможения и детства, формирование устойчивых навыков здорового образа жизни у молодежи и беременных женщин.

Ключевой проблемой отрасли здравоохранения в целом является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом.

Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья Ивановской области в период до 2020 года связано с решением первоочередных проблем смертности и заболеваемости. Структурные преобразования системы здравоохранения Ивановской области осуществляются на основе сформированной в регионе трехуровневой системы оказания медицинской помощи, включающей в себя:

1 уровень, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью;

2 уровень - межмуниципальный, для оказания специализированной медицинской помощи;

3 уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Ивановской области предусматривают:

- формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации;

- создание системы оказания медицинской помощи населению, предусматривающей развитие профилактического направления, включая проведение диспансеризации и медицинских осмотров;

- развитие новых форм оказания медицинской помощи: стационарозамещающих и выездных методов работы;

- создание в структуре всех медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;

- совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи;

- формирование оптимальной инфраструктуры оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.

На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, в рамках диспансеризации будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также происходить обучение людей навыкам сохранения и укрепления здоровья, что позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обуславливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения.

Также планируется развитие патронажной службы для проведения активных посещений хронических больных на дому.

Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению будет направлено на приведение в соответствие с потребностями населения количества фельдшерско-акушерских пунктов, развитие врачебных амбулаторий и отделений общей врачебной практики, расширение выездной работы врачебных бригад, в том числе для проведения профилактической работы.

Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Ивановской области предполагают:

- развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи, с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи;

- создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий;

- обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению;

- оптимизацию структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник, создания многопрофильных медицинских центров;

- обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий, что позволит оказывать большую часть объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;

- оптимизацию оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий;

- развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи.

В рамках структурных преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям предусматривается:

- совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи и маршрутизации беременных;

- развитие многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров, с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи (реабилитация, детская хирургия, детская травматология);

- развитие организационных технологий, предусматривающих четкую маршрутизацию больных детей в тесной привязке к действующей сети медицинских организаций с учетом региональных особенностей заболеваемости и смертности детского населения.

Структурные преобразования системы оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи предусматривают:

- создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи в Ивановской области,

- увеличение числа станций (отделений) скорой медицинской помощи, оснащенных автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов, и использование системы ГЛОНАСС.

Основными приоритетами структурных преобразований системы оказания медицинской помощи населению Ивановской области являются:

- оптимизация объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, при этом реструктуризация коечного фонда планируется только в крупных городах Ивановской области, без сокращения коечного фонда в сельской местности,

- увеличение объема медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров, и паллиативной медицинской помощи,

- увеличение объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме и оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала).

С учетом того, что повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг можно обеспечить только при наличии высококвалифицированных специалистов, одним из основных компонентов реформирования здравоохранения является оплата труда, которая рассматривается как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг.

В целях привлечения в государственные медицинские организации квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации планируется сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных медицинских организаций получить конкурентный уровень заработной платы.

Для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг осуществлен перевод медицинских работников на эффективный контракт - трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.

В рамках расширения государственно-частного партнерства планируется увеличение доли частных учреждений, принимающих участие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»