(с изменениями на 27 августа 2024 года)
(в ред. постановлений администрации Владимирской области от 11.11.2016 N 996, от 02.07.2018 N 492, от 26.08.2020 N 553, от 21.07.2021 N 441, от 20.12.2022 N 874, постановлений Правительства Владимирской области от 15.08.2023 N 582, от 01.11.2023 N 790, от 02.05.2024 N 262, от 03.06.2024 N 329, от 27.08.2024 N 520)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р, постановлением администрации области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении положения о системе управления государственными программами Владимирской области" постановляю:
(преамбула в ред. постановления администрации Владимирской области от 20.12.2022 N 874)
1. Утвердить:
1.1. Стратегические приоритеты государственной программы Владимирской области "Развитие транспорта и рынка газомоторного топлива во Владимирской области" согласно приложению N 1.
1.2. Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из областного бюджета на возмещение недополученных доходов по поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива согласно приложению N 2.
1.3. Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из областного бюджета на компенсацию части затрат по развитию заправочной инфраструктуры компримированного природного газа согласно приложению N 3.
1.4. Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из областного бюджета на возмещение части затрат в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей согласно приложению N 4.
(подп. 1.4 введен постановлением Правительства Владимирской области от 15.08.2023 N 582)
1.5. Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, реализуемых в рамках государственной программы "Развитие транспорта и рынка газомоторного топлива во Владимирской области" согласно приложению N 5.
(подп. 1.5 введен постановлением Правительства Владимирской области от 03.06.2024 N 329)
(п. 1 в ред. постановления администрации Владимирской области от 20.12.2022 N 874)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы развития инфраструктуры, ЖКХ и энергетики.
(п. 2 в ред. постановления администрации Владимирской области от 21.07.2021 N 441)
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора области
А.В.КОНЫШЕВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. постановлений Правительства Владимирской области от 03.06.2024 N 329, от 27.08.2024 N 520)
По состоянию на 01.01.2022 на территории Владимирской области зарегистрировано 553,3 автотранспортных средств, в том числе:
- 430,0 тыс. - легковые автомобили;
- 56,2 тыс. - грузовые автомобили;
- 5,4 тыс. - автобусы (из них ~ 1280 автобусов, используемых при перевозках пассажиров на регулярных маршрутах на территории Владимирской области, в том числе:
- по видам топлива: ~ 100 ед. - работающие на бензине, ~ 860 ед. - работающие на дизельном топливе, ~ 260 ед. - работающие на сжиженном углеводородном газе, 60 ед. - работающие на компримированном природном газе, 16 ед. - легковых транспортных средств, использующих в качестве тяги электродвигатель;
- по формам собственности: 20 ед. - муниципальная, ~ 195 ед. - государственная, ~ 1065 ед. - частная).
Принимая во внимание затраты на приобретение моторного топлива, которые могут достигать в себестоимости продукции (товаров, услуг) 30%, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива (стоимость 1 куб. м компримированного природного газа по состоянию на 30.12.2021 составляет 20,00 рубля, что в 2,9 раза ниже стоимости 1 литра бензина АИ-92 или 1 литра дизельного топлива) является существенным стимулом повышения устойчивости финансового состояния предприятий и организаций, в том числе бюджетных, и имеет важное социально-экономическое значение.
Компримированный природный газ - самый дешевый вид моторного топлива. Отечественная и зарубежная практики подтверждают его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива. Наряду с ценовыми и экологическими преимуществами, отсутствие в компримированном природном газе разрушающих двигатель вредных примесей существенно снижает износ двигателя, а также каталитического нейтрализатора, позволяет достичь отсутствия детонации, уменьшает эксплуатационные шумы на 7 - 9 децибел.
В настоящее время во Владимирской области эксплуатируется 7 действующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, в том числе 3 из них модульного типа, и около 845 ед. транспортных средств, переведенных на использование компримированного природного газа. При этом объемы реализации компримированного природного газа во Владимирской области за последние 3 года составили: в 2019 году - 10,80 млн м3, в 2020 году - 15,81 млн м3, в 2021 году - 19,67 млн м3.
Несмотря на достигнутые результаты, использование компримированного природного газа не получило во Владимирской области достаточно широкого распространения в силу отсутствия развитой сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Работа по переводу автотранспортных средств на использование компримированного природного газа не носила системный и комплексный характер, практически не затрагивала бюджетные организации.
Вместе с тем годовой экономический эффект от использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива достигается за счет разницы между затратами на моторное топливо, которые несет собственник автотранспортного средства, если он эксплуатирует его с использованием традиционного топлива, и затратами, которые несет собственник в случае перевода автотранспортного средства на использование компримированного природного газа.
Парк автобусов, эксплуатируемых на регулярных маршрутах на территории Владимирской области, которые потенциально могут быть переведены для работы с бензинового топлива на метан, насчитывает около 140 единиц. При стоимости переоборудования одного автобуса в 2021 году ~ 200 тыс. рублей, затраты на переоборудование 140 единиц составят ~ 28,0 млн. рублей. Выполнение работ по переоборудованию для использования компримированного природного газа автобусов, работающих на дизельном топливе, более сложно технически и является более дорогостоящим.
Оптимальным решением является возможность предоставления владельцам таких транспортных средств субсидии для выполнения работ на использование в качестве моторного топлива газ метан.
Срок окупаемости автобуса среднего класса, работающего на метане, за счет экономии в стоимости топлива превышает срок окупаемости аналогичного автобуса, работающего на дизельном топливе, на 2 года и 4 месяца при среднегодовом пробеге в 100 тыс. км. При дальнейшей эксплуатации происходит экономия средств.
Рост числа транспортных средств, оборудованных двигателями, работающими на компримированном природном газе, невозможен без расширения сети соответствующей газовой инфраструктуры: автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, специализированных технических центров по обслуживанию газомоторного оборудования, а также центров по обучению и аттестации персонала, связанного с непосредственной эксплуатацией и ремонтом транспорта, работающего на газомоторном топливе.
Учитывая высокую стоимость как транспортных средств, работающих на метане, так и оборудования для АГНКС и специализированных технических центров по обслуживанию газомоторного оборудования, расширение использования природного газа в качестве моторного топлива требует соответствующей финансовой поддержки.
Другим перспективным направлением в развитии экологически чистого транспорта является увеличение количества транспортных средств, использующих в качестве тяги электродвигатель, работающий от аккумуляторных батарей.
По состоянию на 1 января 2021 года в России доля использования электромобилей составляет порядка 0,1 процента от всего автопарка. По мнению многих аналитиков в данной сфере толчком для развития электротранспорта в России может стать развитие зарядной инфраструктуры.
Путем различных исследований было подтверждено, что эффективность использования энергии электромобилями выше, следовательно, они выбрасывают меньше парниковых газов и других загрязнений, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. На каждые 100 километров, пройденных на бензиновом автомобиле, расходуется 26 МДж для добычи топлива из недр и доставки до бака машины и еще 142 МДж на передвижение. Электромобиль, заряженный электроэнергией, добытой путем сжигания углеводородов, преодолевающий ту же дистанцию, расходует 74 МДж на добычу топлива из недр, выработку и доставку электроэнергии до батарей электрокара и всего 38 МДж на передвижение.
Некоторые модели электромобилей с увеличенным запасом хода оснащаются двигателями внутреннего сгорания, который предназначен исключительно для зарядки основной батареи автомобиля в том случае, если батарея села далеко от зарядной станции. Экологичность таких автомобилей зависит от источника электроэнергии, которой заряжена батарея. У электромобиля энергия запасается в батареях от сети и при рекуперативном торможении, в движение он приводится только электромотором (экологичность полностью зависит от источника энергии, которой заряжена батарея).
Согласно результату исследования аналитического агентства "АВТОСТАТ", на 1 января 2021 года на территории России было зарегистрировано 10836 электромобилей. Более 50 процентов электромобилей числятся на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Наименее популярны электрокары на Северном Кавказе (там насчитывается только 143 таких автомобиля), в Северо-Западном Федеральном округе (319 штук). По состоянию на 01.01.2023 во Владимирской области зарегистрирован 261 электромобиль, в том числе 204 с гибридной силовой установкой.
Создание и расширение сети электрозаправок входит в число приоритетных направлений развития транспорта.
Развитие российской экономики как и экономики Владимирской области невозможно без налаживания эффективных транспортных связей между регионами. Важное место в этом вопросе занимает авиационное сообщение. Однако сегодняшнее состояние аэропортовой инфраструктуры не отвечает современным требованиям и нуждается в серьезной модернизации.
В настоящее время на территории Владимирской области отсутствует авиационное сообщение в части перевозки пассажиров и грузов, при этом имеется аэродром Владимир (Семязино), который обладает перспективой дальнейшего развития как аэропорта регионального значения, так и основного аэропорта запасного назначения московского авиаузла.
С учетом ввода в эксплуатацию автомобильной магистрали М-12 "Восток" и планов по развитию железнодорожного сообщения между городами Москва и Владимир, в части сокращения времени и интервалов движения скоростных поездов время в пути от аэропорта Владимир (Семязино) до Москвы может составить не более 1,5 часа, что окажет положительное влияние на осуществление авиационных перевозок, а также имеет высокие перспективы в развитии туристических маршрутов.
Для обеспечения возможности эксплуатации ВС типа Боинг-737-800 и ИЛ-76 необходимо провести реконструкцию аэродрома с устройством взлетно-посадочной полосы (ИВПП) размером не менее 2600 x 45 м (класса "В" по ФАП-262).
Формирование сети транспортно-логистических центров на территории Владимирской области способствует развитию транспортного комплекса. Существенными положительными эффектами от развития транспортно-логистических центров могут стать снижение доли транспортных затрат в себестоимости конечной продукции, развитие транзитного потенциала Владимирской области, стимулирование экспорта транспортных услуг.
Мировой опыт показывает, что для успешного развития транспортно-логистических центров необходимо сочетание следующих факторов:
близость к большому количеству населения обеспечивает значительные объемы локального потребления и увеличивает спрос на услуги транспортно-логистических центров;