АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕМЕРОВО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2014 года N 2543


Об утверждении муниципальной программы "Молодежь города Кемерово" на 2015 - 2026 годы

(с изменениями на 11 января 2024 года)

(в ред. постановлений администрации г. Кемерово от 24.03.2015 N 642, от 19.05.2015 N 1217, от 02.09.2015 N 2116, от 06.10.2015 N 2356, от 31.12.2015 N 3276, от 08.04.2016 N 736, от 08.07.2016 N 1655, от 30.12.2016 N 3406, от 14.04.2017 N 900, от 11.07.2017 N 1941, от 01.09.2017 N 2313, от 29.12.2017 N 3348, от 07.06.2018 N 1184, от 12.09.2018 N 1938, от 19.11.2018 N 2482, от 21.01.2019 N 68, от 18.04.2019 N 890, от 18.06.2019 N 1481, от 22.07.2019 N 1888, от 25.09.2019 N 2533, от 31.12.2019 N 3580, от 13.04.2020 N 1063, от 21.07.2020 N 2033, от 30.09.2020 N 2740, от 18.12.2020 N 3668, от 14.01.2021 N 31, от 16.08.2021 N 2351, от 17.01.2022 N 44, от 03.08.2022 N 2161, от 20.10.2022 N 3068, от 18.01.2023 N 104, от 27.07.2023 N 2440, от 16.10.2023 N 3266, от 11.01.2024 N 15)




В целях формирования в городском сообществе условий, способствующих самореализации, социализации и гражданскому становлению молодежи города Кемерово


1. Утвердить муниципальную программу "Молодежь города Кемерово" на 2015 - 2026 годы согласно приложению.


(в ред. постановлений администрации г. Кемерово от 02.09.2015 N 2116, от 01.09.2017 N 2313, от 12.09.2018 N 1938, от 22.07.2019 N 1888, от 21.07.2020 N 2033, от 16.08.2021 N 2351, от 03.08.2022 N 2161, от 27.07.2023 N 2440)


2. Комитету по работе со средствами массовой информации (Е.А.Дубкова) опубликовать данное постановление в газете "Кемерово" и разместить на официальном сайте администрации города Кемерово в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы города по социальным вопросам О.В.Коваленко.


(п. 3 в ред. постановления администрации г. Кемерово от 08.07.2016 N 1655)



Глава города
В.К.ЕРМАКОВ



Приложение
к постановлению администрации
города Кемерово
от 3 октября 2014 г. N 2543


(в ред. постановлений администрации г. Кемерово от 02.09.2015 N 2116, от 06.10.2015 N 2356, от 31.12.2015 N 3276, от 08.04.2016 N 736, от 08.07.2016 N 1655, от 30.12.2016 N 3406, от 14.04.2017 N 900, от 11.07.2017 N 1941, от 01.09.2017 N 2313, от 29.12.2017 N 3348, от 07.06.2018 N 1184, от 12.09.2018 N 1938, от 19.11.2018 N 2482, от 21.01.2019 N 68, от 18.04.2019 N 890, от 18.06.2019 N 1481, от 22.07.2019 N 1888, от 25.09.2019 N 2533, от 31.12.2019 N 3580, от 13.04.2020 N 1063, от 21.07.2020 N 2033, от 30.09.2020 N 2740, от 18.12.2020 N 3668, от 14.01.2021 N 31, от 16.08.2021 N 2351, от 17.01.2022 N 44, от 03.08.2022 N 2161, от 20.10.2022 N 3068, от 18.01.2023 N 104, от 27.07.2023 N 2440, от 16.10.2023 N 3266, от 11.01.2024 N 15)




1. Паспорт муниципальной программы "Молодежь города Кемерово" на 2015 - 2026 годы

(в ред. постановлений администрации г. Кемерово от 01.09.2017 N 2313, от 12.09.2018 N 1938, от 22.07.2019 N 1888, от 21.07.2020 N 2033, от 16.08.2021 N 2351, от 03.08.2022 N 2161, от 27.07.2023 N 2440)

Наименование муниципальной программы

"Молодежь города Кемерово" (далее - Муниципальная программа)

Разработчик Муниципальной программы

Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово

(в ред. постановления администрации г. Кемерово от 16.10.2023 N 3266)

Исполнители мероприятий Муниципальной программы

Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово (далее - УКСиМП), обособленное подразделение "Дворец молодежи" МАУ "Дирекция по развитию клубных учреждений" (далее - ОП "Дворец молодежи" МАУ "Дирекция по развитию клубных учреждений")

(в ред. постановления администрации г. Кемерово от 27.07.2023 N 2440)

Цели Муниципальной программы

Формирование в городском сообществе условий, способствующих самореализации, социализации и гражданскому становлению молодежи города Кемерово как основного ресурса комплексного развития города

Задачи Муниципальной программы

Задача 1. Формирование у молодежи готовности к участию в социально-экономической жизни города.

Задача 2. Создание эффективной системы занятости молодежи и ее участия в решении городских проблем;

развитие системы профильных отрядов; вовлечение молодежи в развитие малого и среднего бизнеса и в проектную деятельность

Срок реализации Муниципальной программы

2015 - 2026 годы

I этап - 2015 - 2019 годы

II этап - 2020 - 2026 годы

(в ред. постановления администрации г. Кемерово от 27.07.2023 N 2440)

Объемы и источники финансирования Муниципальной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Общий объем средств, необходимый для реализации Муниципальной программы на 2015 - 2026 годы, составляет 91 160,00 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2015 год - 9 038,9 тыс. рублей;

2016 год - 9 710,2 тыс. рублей;

2017 год - 8 162,7 тыс. рублей;

2018 год - 8 216,3 тыс. рублей;

2019 год - 7 904,2 тыс. рублей;

2020 год - 5 204,2 тыс. рублей;

2021 год - 5 519,2 тыс. рублей;

2022 год - 6 998,6 тыс. рублей;

2023 год - 6 992,2 тыс. рублей;

2024 год - 8 932,7 тыс. рублей;

2025 год - 7 240,4 тыс. рублей;

2026 год - 7 240,4 тыс. рублей.

В том числе по источникам финансирования:

Средства бюджета города Кемерово - 78 848,50 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2015 год - 8 388,0 тыс. рублей;

2016 год - 7 173,1 тыс. рублей;

2017 год - 7 472,0 тыс. рублей;

2018 год - 7 525,6 тыс. рублей;

2019 год - 7 213,5 тыс. рублей;

2020 год - 4 513,5 тыс. рублей;

2021 год - 4 478,5 тыс. рублей;

2022 год - 5 998,6 тыс. рублей;

2023 год - 5 912,2 тыс. рублей;

2024 год - 7 852,7 тыс. рублей;

2025 год - 6 160,4 тыс. рублей;

2026 год - 6 160,4 тыс. рублей.

Средства областного бюджета - 12 311,5 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2015 год - 650,9 тыс. рублей;

2016 год - 2 537,1 тыс. рублей;

2017 год - 690,7 тыс. рублей;

2018 год - 690,7 тыс. рублей;

2019 год - 690,7 тыс. рублей;

2020 год - 690,7 тыс. рублей;

2021 год - 1 040,7 тыс. рублей;

2022 год - 1 000,0 тыс. рублей;

2023 год - 1 080,0 тыс. рублей;

2024 год - 1 080,0 тыс. рублей;

2025 год - 1 080,0 тыс. рублей;

2026 год - 1 080,0 тыс. рублей

(в ред. постановления администрации г. Кемерово от 11.01.2024 N 15)

Ожидаемые конечные результаты реализации Муниципальной программы

Реализация Муниципальной программы позволит:

- сохранить количество организованных и проведенных мероприятий для молодежи;

- сохранить численность молодых людей, вовлеченных в реализацию приоритетных направлений муниципальной молодежной политики;

- сохранить долю молодежи, участвующей в мероприятиях по реализации приоритетных направлений муниципальной молодежной политики, в общей численности молодежи от 14 до 35 лет;

- сохранить количество мероприятий, направленных на формирование гражданско-патриотического воспитания и здорового образа жизни, развитие добровольчества;

- сохранить количество молодежи, участвующей в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, развития добровольчества, и мероприятиях, направленных на здоровый образ жизни;

- сохранить удельный вес молодежи, участвующей в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, развития добровольчества и мероприятиях, направленных на здоровый образ жизни, в общей численности молодежи от 14 до 35 лет, вовлеченной в реализацию приоритетных направлений молодежной политики;

- сохранить количество мероприятий, направленных на социально-экономическое и инновационное развитие города;

- сохранить численность молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на социально-экономическое и инновационное развитие города;

- сохранить удельный вес молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на социально-экономическое и инновационное развитие города в общей численности молодежи от 14 до 35 лет, вовлеченной в реализацию приоритетных направлений молодежной политики;

- сохранить количество реализованных молодежных социально значимых проектов;

- сохранить количество муниципальных учреждений молодежной политики;

- сохранить количество городских профильных молодежных, студенческих отрядов, трудовых бригад;

- обеспечить доступ социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере молодежной политики к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению города Кемерово

(в ред. постановления администрации г. Кемерово от 17.01.2022 N 44)



2. Характеристика текущего состояния сферы молодежной политики в городе Кемерово


(в ред. постановления администрации г. Кемерово от 11.01.2024 N 15)



Муниципальная молодежная политика - система приоритетов, решений и действий муниципалитета, направленная на расширение возможностей молодежи для эффективной самореализации, успешной социализации и роста человеческого капитала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития и конкурентоспособности города.


Молодежь - социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 35 лет (включительно), обладающая социально-психологическими особенностями. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни города.


Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях деятельности. Человеческий капитал становится основным источником экономического развития и мирового лидерства. Успешность стран будет обуславливаться качеством граждан, интеллектуального, духовного и морального состояния общества. Вызовом для России является переход с сырьевого сценария развития экономики на построение инновационной экономики, основанной на знаниях. Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что в стремительно меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех стран, которые смогут интенсивно развивать, эффективно аккумулировать и продуктивно реализовывать человеческий капитал и инновационный потенциал, основным носителем которых является молодежь.


Молодежь только входит в систему общественных отношений, находится на стадии формирования установок трудовой деятельности, поиска социальных ориентиров и потому является одной из наиболее незащищенных категорий населения, уязвимой для влияния негативных факторов, существующих в социуме. Неудовлетворенность сегодняшней жизнью, неуверенность молодых людей в завтрашнем дне, формирование заниженной или чрезвычайно завышенной самооценки порождают повышенную конфликтность, замкнутость, рост преступности, алкоголизм и наркоманию. Слабая социальная защищенность и информированность молодежи вызывают, с одной стороны, общественную пассивность, стремление приспособиться к сложившейся ситуации, с другой стороны, в критических ситуациях вызывают протест, в том числе в форме противоправных действий.


В связи с этим возникает ряд проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в экономическое, политическое и социокультурное пространство. В решении этих проблем органы местного самоуправления могут и должны сыграть определяющую роль.


Снижение численности молодежи ставит перед органами муниципального управления вопрос о необходимости ставки на кардинальное повышение качества имеющегося молодежного человеческого ресурса, минимизацию физических и социальных потерь, максимально глубокую и эффективную социализацию молодых людей, формирование у них установок на самостоятельность и лидерских качеств, сохранение и развитие духовно-нравственных и традиционных семейных ценностей.


Важнейшими вызовами для молодежной политики, определяющими состояние российской молодежи, перспективы ее развития в средне- и долгосрочной перспективе являются:


- снижение человеческого капитала молодежи по количественным и качественным критериям, усиление его дифференциации на территории города, отток талантливой и инициативной молодежи в центральные города России, приток на рынок труда низко квалифицированных трудовых ресурсов;


- отсутствие сформированного мировоззрения, основанного на позитивных ценностях инноваций, патриотизма, нравственности, правосознания, а также востребованных развитых компетенций, позволяющих адаптироваться к изменению условий жизнедеятельности и преобразовывать мир к лучшему;


- снижение общего уровня здоровья молодого поколения, отсутствие сформированной культуры здорового образа жизни, сохранение на высоком уровне заболеваемости молодежи, потребления наркотиков и алкоголя, табакокурения, высокое число искусственных прерываний беременности и низкие репродуктивные установки.


В этих условиях среднесрочная и долгосрочная молодежная политика должна обеспечить переход от преимущественно количественных целей и задач (рост охвата, рост включенности, обеспечение доступности и т.п.) к качественным: рост величины человеческого капитала молодежи, повышение продуктивности молодежи как социального субъекта, координация и объединение ресурсов ведомств, направленных на развитие молодежи, формирование системы взаимодействий молодежных объединений города, сохранение и развитие существующей инфраструктуры муниципальной молодежной политики.


Основная задача муниципальной молодежной политики: ориентировать молодежь на достижение успеха, ведение здорового образа жизни, прививать ей патриотические ценности и конкурентоспособные навыки, развивать "креативное мышление", предпринимательские способности, осознанное и ответственное социальное поведение, умение управлять проектами и выстраивать профессиональные траектории.


Социальное положение молодежи в городе Кемерово характеризуется относительной экономической стабильностью и в то же время наличием сложных социальных проблем, связанных с безработицей, экономическими барьерами в получении образования и жилищных проблем; наиболее тревожащими, вызывающими беспокойство являются проблемы асоциального поведения: алкоголизм, преступность, наркомания; в целом, курение и потребление алкоголя в молодежной среде весьма распространено, при этом оценка негативного влияния этого поведения по ответам респондентов социальных опросов высокая; невысоким является показатель личной ответственности за собственную судьбу, часто молодые люди приписывают возможности достижения успеха везению, удаче, снимая, таким образом, с себя ответственность за формирование жизненной стратегии; приходится констатировать низкий уровень информированности о молодежной политике и молодежных организациях у респондентов, при этом запрос на активную молодежную политику, развитие организаций остается высоким.


В последнее десятилетие во многом был утрачен прежний опыт привлечения молодежи к управленческим процессам. Молодежное движение находится в стадии развития и лишь частично влияет на формирование общественного сознания и отношения власти к проблемам молодежи.


В настоящее время происходит восстановление студенческого самоуправления, различных форм общественной самоорганизации молодежи, студентов в образовательных организациях высшего образования и среднего профессионального образования. Однако уровень развития органов студенческого самоуправления разных образовательных организаций не одинаков. Одними из главных остаются проблемы кадров, финансового, методического обеспечения их деятельности.


Несмотря на вышеизложенные проблемы, у молодежи города наблюдается значительный интерес к развитию молодежного самоуправлению и созданию молодежных объединений, за 2018 - 2023 гг. при поддержке отдела молодежной политики, отдела "Центр молодежных проектов и программ" МАУ "Дворец молодежи", благодаря комплексному и межведомственному подходу к развитию муниципальной молодежной политики в городе успешно развиваются такие молодежные объединения, как: региональное отделение Всероссийского студенческого корпуса спасателей, региональное отделение Российских студенческих отрядов, ресурсный центр поддержки добровольчества "Благодарю" и другие.


В городе насчитывается более 100 общественных молодежных, студенческих и детских организаций и объединений. Численность участников не менее 30 тысяч человек. При взаимодействии с органами муниципальной власти общественные организации могут решать важные задачи: во-первых, проблему занятости подростков и молодежи вне школы, вовлекая их в приемлемые формы общественной деятельности, а также в организацию досуга. Во-вторых, детские и молодежные организации и объединения могут являться школой подготовки кадров для административных структур, партнерами в реализации программных мероприятий.



3. Перечень мероприятий Муниципальной программы


(в ред. постановления администрации г. Кемерово от 27.07.2023 N 2440)



С целью формирования в городском сообществе условий, способствующих самореализации, социализации и гражданскому становлению молодежи города Кемерово как основного ресурса комплексного развития города путем продуманной, обоснованной молодежной политики определены основные задачи.


Задача 1. "Формирование у молодежи готовности к участию в социально-экономической жизни города" реализуется через мероприятие 1. "Реализация мер в области муниципальной молодежной политики" (исполнители: УКСиМП, ОП "Дворец молодежи" МАУ "Дирекция по развитию клубных учреждений", срок реализации: 01.01.2020 - 31.12.2026), которое предусматривает следующие направления:


организация, проведение и участие в мероприятиях по патриотическому и гражданскому воспитанию подростков и молодежи;


участие представителей города Кемерово во всероссийских, межрегиональных мероприятиях по вопросам деятельности в сфере молодежной политики;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»