Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2015 года N 92


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.07.2013 N 474

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РО от 30.03.2020 N 258.
____________________________________________________________________

В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Ростовской области Правительство Ростовской области постановляет:

1. Внести в приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 474 "Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2020 года" изменение, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на министра экономического развития Ростовской области Левченко А.А.


Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ


     Постановление вносит
     департамент инвестиций
     и предпринимательства
     Ростовской области


Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 18.11.2015 N 92

СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА


 1. Введение


В Ростовской области разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, в которой определены основные проблемы, цели, ключевые направления и задачи развития Ростовской области на период до 2020 года во всех основных сферах и отраслях экономики.

Определяющим фактором реализации поставленных стратегических целей является активная позиция Правительства Ростовской области по привлечению инвестиций в необходимом объеме и требуемого качества, что должно обеспечить устойчивый, динамичный, сбалансированный и расширенный рост экономики, основанный на внедрении передовых технологий для модернизации существующих и создании новых производств, максимальном привлечении регионального научного и кадрового потенциала, рациональном использовании природных ресурсов и реализации конкурентных преимуществ региона, и, как следствие, рост благосостояния и качества жизни населения Ростовской области.

Комплексность и объективная потребность решения задачи выработки эффективной долгосрочной политики по привлечению инвестиций в экономику и социальную сферу Ростовской области с определением целей и механизма их достижения объясняют необходимость разработки и постоянного обновления Стратегии инвестиционного развития Ростовской области до 2020 года (далее - Стратегия).

Реализация Стратегии заключается в придании дополнительных импульсов для ускорения социально-экономического развития Ростовской области через преодоление инфраструктурных ограничений, в том числе за счет внебюджетных источников финансирования, дальнейшего роста инвестиционной активности бизнеса, модернизации инвестиционных приоритетов населения, продолжения совершенствования государственного регулирования инвестиционной сферы.

Стратегия определяет цели, задачи, приоритеты и основные мероприятия по реализации инвестиционной политики Ростовской области.

Документ формирует основы для эффективного взаимодействия бизнеса с органами власти, повышения доверия населения к проектам и программам инвестиционного развития Ростовской области и нацелен на повышение инвестиционной привлекательности Ростовской области, внедрение механизмов государственно-частного партнерства, развитие предпринимательства.

Стратегия выполнена с учетом основных положений программных документов развития Российской Федерации: Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации; Государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", а также Энергетической стратегии России на период до 2020 года, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, других отраслевых документов стратегического планирования. Стратегия направлена на реализацию основных положений, предусмотренных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией кластерной политики Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Региональные ориентиры, отраженные в настоящей Стратегии, соответствуют Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года и Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.

На необходимость корректировки ключевых ориентиров и целей Стратегии повлияли, в том числе, основополагающие документы Евразийского экономического союза (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, акты органов Евразийского экономического союза, проект Основных направлений экономического развития ЕАЭС до 2030 года), а также итоговые документы саммита БРИКС и ШОС в Уфе в июле 2015 г. (Уфимская декларация БРИКС, План действий, Стратегия экономического партнерства, решение о создании банка БРИКС и Пула условных валютный инвестиций, решение о разработке "дорожной карты" с перечнем совместных крупных проектов в области инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства, решения в области стратегии проекта "Экономический пояс Великого шелкового пути").


2. Уровень экономического развития Ростовской области


Основой инвестиционной привлекательности региона и базой для формирования его инвестиционного потенциала является уровень экономического развития. Между уровнем экономического развития и объемом привлекаемых инвестиций существует очевидная зависимость: регионы с высоким уровнем и хорошей динамикой социально-экономического развития являются лидерами по привлечению инвестиционных средств. В свою очередь, инвестиции, привлеченные высоким уровнем и динамикой социально-экономических показателей, становятся причиной дальнейшего экономического роста региона.


2.1. Валовой региональный продукт

Валовый региональный продукт (далее - ВРП) как показатель, измеряющий размер генерированной регионом добавленной стоимости, является итоговой характеристикой экономической деятельности региона. В основе региональной политики должно находиться всемерное стимулирование совокупного предложения, а значит, производство ВРП. С одной стороны, реализация ВРП обеспечивает денежные доходы населения региона, поэтому увеличивает его благосостояние. С другой стороны, ВРП определяет совокупное предложение в регионе, следовательно, имеет решающее значение для достижения треугольника целей: стимулирования промышленного производства, обеспечения полной занятости, сокращения темпов роста цен.

По итогам 2013 года по объемам ВРП Ростовская область входит в число первых 15 регионов России.

В сравнении со структурой валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Российской Федерации, в разрезе видов деятельности в ВРП Ростовской области доминируют сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт и связь, строительство.

Так, по итогам 2013 года в структуре ВРП Ростовской области, по сравнению со структурой ВВП Российской Федерации, отмечается превышение доли сельского хозяйства в 2,62 раза, оптовой и розничной торговли на 1,6 процентных пункта, в обрабатывающих производствах - на 2,5 процентных пункта, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 1,9 процентных пункта, в строительстве - на 2 процентных пункта.

Соотношение объема инвестиций и ВРП по итогам 2013 года составляет 27,4 процента.

Таблица N 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ВРП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

N п/п

Наименование показателя

Величина показателя по годам

2010

2011

2012

2013

2014

1.

Объем ВРП Ростовской области (млн. рублей)

659667,4

765967,2

843560,3

923531,7

988751,7 <*>

2.

Доля ВРП Ростовской области в ВВП РФ

1,8

1,7

1,7

1,7

1,4 <**>

3.

Место Ростовской области по объему ВРП среди субъектов Южного федерального округа

2

2

2

2

- <***>

4.

Соотношение объема инвестиций и ВРП (процентов)

24,3

22,1

24,8

27,4

26,8

     ________________

<*> Оценка.

<**> ВВП с учетом Крымского федерального округа.

<***> Данные по ВРП за 2014 год в разрезе субъектов Российской Федерации будут опубликованы Росстатом в марте 2016 года.

ОБЪЕМ ВРП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (МЛН. РУБЛЕЙ)


  (рисунок N 1)

Взаимная зависимость ВРП и инвестиций раскрывается через показатель "Соотношение объема инвестиций и ВРП". Соотношение объема инвестиций и ВРП по итогам 2014 года составило 26,8 процента. В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" на 2014 год была поставлена задача по увеличению доли инвестиций в ВРП до 25,9 процента. Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП достигла 21,4 процента, что соответствует целевому показателю, установленному данным указом на 2014 год. Соотношение отгруженной инновационной продукции и ВРП составило по итогам 2014 года 6,0 процента.

Устойчивый рост ВРП Ростовской области на протяжении действия Стратегии (начиная с 2013 года) создал хорошие базовые предпосылки для дальнейшей реализации целей и задач Стратегии. В условиях применения санкций экономика Ростовской области сохраняет свою устойчивость. Данное обстоятельство является дополнительным конкурентным преимуществом Ростовской области среди инвесторов, для которых стабильность региональной экономики служит одним из основополагающих факторов при принятии решения об осуществлении инвестиционных вложений. В этой связи представляется целесообразной разработка медиаплана по информированию предпринимателей, инвесторов об устойчивости экономики Ростовской области.

СТРУКТУРА ВРП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ


  (рисунок N 2)  

2.2. Промышленность


Наличие в регионе развитой промышленности с высокой долей высокотехнологичных обрабатывающих производств выступает важным сигналом для инвесторов, выбирающих территории для локализации своих инвестиционных решений. Основным преимуществом для инвесторов при размещении своих инвестиций в регионах, располагающих указанными характеристиками промышленности, является снижение рисков и транзакционных издержек. Промышленная политика, направленная на развитие продуктового разнообразия производств и, в особенности, поощряющая повышение технологического уровня предприятий, является неналоговым фактором привлечения в регион новых инвесторов.

Промышленность Ростовской области дифференцирована. Наиболее значимыми в структуре промышленности являются: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; машиностроительный комплекс; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство нефтепродуктов.

По данным оперативной отчетности за 2014 год, промышленный комплекс Ростовской области формирует около 21,7 процента от величины ВРП (за 2013 год - 23,2 процента).

По объему отгруженной продукции Ростовская область заняла в 2014 году 3-е место среди субъектов Южного федерального округа (далее - ЮФО), а в сравнении с остальными субъектами Российской Федерации - 24 место, обеспечивая 1,4 процента значения показателя по стране. В частности, по объему отгруженной промышленной продукции (работ и услуг) в обрабатывающих производствах Ростовская область занимает 17-е место, формируя практически 1,7 процента в значении показателя в целом по Российской Федерации, в производстве электроэнергии, газа и воды - 13-е место и 2,3 процента по стране.

По данным за 2014 год, на предприятиях Ростовской области выпускается 53,5 процента производимых в стране магистральных электровозов, 81,3 процента зерноуборочных комбайнов, 7,8 процента труб, 9,6 процента лакокрасочных материалов. Ростовская область занимает ведущее место в России по производству авиатехники, паровых котлов и оборудования для ядерных реакторов.

Доминирующими отраслями являются пищевая промышленность (24,3 процента), машиностроение (23,1 процента) и нефтепереработка (9,5 процента), металлургическое производство (17,3 процента), которые в совокупности обеспечивают более 74,3 процента от объема отгруженной промышленной продукции Ростовской области.

Лидером роста стало химическое производство (+ 55,0 процента). Наибольшее падение объемов производства наблюдается в производстве кожи, изделий из кожи и обуви (- 17,4 процента).

ДОМИНИРУЮЩИЕ ПО ОБЪЕМУ ОТГРУЖЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 И 2014 ГОДАХ (МЛН. РУБЛЕЙ)



      (рисунок N 3)

Годовой объем средств на исследования в регионе превысил в 2014 году 6,5 млрд. рублей, что составляет 80 процентов от всех затрат на эти цели в ЮФО.

Отраслями специализации как на локальном уровне субъектов ЮФО, так и на уровне Российской Федерации в целом являются машиностроение, производство электроэнергии и легкая промышленность, при этом легкая промышленность обладает наибольшим коэффициентом концентрации среди указанных отраслей.

Промышленный сектор Ростовской области, несмотря на некоторое замедление динамики, в целом по итогам 2014 года продемонстрировал рост производства, который составил 105,4 процента по сравнению с 2013 годом, что превышает среднероссийский показатель на 3,7 процента (101,7 процента).

При этом объемы производства в 2014 году увеличились в основных секторах промышленности области:

в обрабатывающих производствах на 6,1 процента;

в добыче полезных ископаемых на 10,0 процента.

Отмечаемый рост промышленного производства в немалой степени обусловлен объемами инвестиций в основной капитал, что позволяет сохранить фонд действующего оборудования и обеспечить внедрение новых технологий на производствах.


2.3. Строительство

Инвестиционно-строительный комплекс играет важную роль в социально-экономическом развитии каждого субъекта Российской Федерации, является одним из ключевых факторов его стабильности и стратегической устойчивости. Он создает условия для осуществления всей совокупности процессов, составляющих экономический базис региона, закладывает основы решения сложных социальных задач.

Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.

В технико-экономическом отношении строительство как отрасль материального производства существенно отличается от других отраслей народного хозяйства. Это объясняется особым характером продукции строительства, условиями вложения денежных средств, их освоения и возврата, методами организации и управления строительством, особенностями технологии строительного производства.

По итогам 2014 года, объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", увеличился в сопоставимой оценке на 16,5 процента по сравнению с 2013 годом. Объем строительных работ в Ростовской области в 2014 году составил 142,8 млрд. рублей. Ростовская область входит в двадцатку регионов - лидеров по объемам работ, выполненных по виду деятельности "строительство", формируя 2,4 процента в суммарном объеме показателя в Российской Федерации.

ОБЪЕМ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ ПО ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРОИТЕЛЬСТВО" (2014 ГОД В ПРОЦЕНТАХ К 2013 ГОДУ)


   (рисунок N 4)

Жилищное строительство остается одним из приоритетных направлений инвестиционной политики. По объемам вводимого жилья Ростовская область входит в десятку регионов - лидеров в Российской Федерации и по итогам 2014 года занимает 9-е место в Российской Федерации и 2-е место в ЮФО. В 2014 году в Ростовской области введено 2325,0 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, темп роста составил 109,0 процента. Ростовская область обеспечивает почти 3,0 процента общей площади введенного жилья в Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»