____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Ростовской области от 22.06.2021 N 490 (опубликовано на Официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru - 24.06.2021).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 16 ноября 2020 года)
(в ред. постановлений Правительства Ростовской области от 05.12.2016 N 819, от 04.12.2017 N 813, от 05.12.2018 N 791, от 15.07.2019 N 492, от 31.08.2020 N 762, от 16.11.2020 N 217)
В целях реализации пункта 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016 - 2020 годы" согласно приложению.
2. Министерству финансов Ростовской области (Федотова Л.В.) осуществлять финансирование Плана мероприятий, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в пределах ассигнований, предусмотренных в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Министерству труда и социального развития Ростовской области (Елисеева Е.В.) обеспечить выполнение настоящего постановления.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Бондарева С.Б.
Первый заместитель
Губернатора Ростовской области
И.А.ГУСЬКОВ
Постановление вносит
министерство труда
и социального развития
Ростовской области
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУР И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства Ростовской области от 05.12.2016 N 819, от 04.12.2017 N 813, от 05.12.2018 N 791, от 15.07.2019 N 492, от 31.08.2020 N 762, от 16.11.2020 N 217)
1. Реализация "дорожной карты" "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016 - 2020 годы" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в установленных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
"Дорожная карта" представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического развития и является документом планирования взаимоувязанных по срокам реализации и исполнителям мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения условий беспрепятственного доступа к объектам и услугам, установленным статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, законами Ростовской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в установленных сферах деятельности.
Основанием для разработки мероприятий "дорожной карты" являются:
Конвенция о правах инвалидов;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 30.03.2015 N 365 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Координирующим органом по вопросу формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ростовской области является Координационный комитет при Губернаторе Ростовской области, утвержденный постановлением Правительства Ростовской области от 30.12.2011 N 324 (далее - комиссия), в состав которого входят представители органов государственной власти и общественных организаций инвалидов.
В числе рассматриваемых на заседаниях комиссии вопросов - создание инвалидам равных возможностей, в том числе обеспечение доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры. Ежегодно на комиссии рассматривается перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры, подлежащих адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения в текущем году.
2. В связи с ратификацией в мае 2012 г. Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов от 13.12.2006 (далее - Конвенция) проблема создания в Российской Федерации общества равных возможностей приобрела особую актуальность, поэтому создание доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики Российской Федерации, в том числе и Ростовской области.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Законодательством Российской Федерации, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральными законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определены требования к органам власти и организациям, независимо от организационно-правовой формы, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам, транспортной инфраструктуре, информации и связи, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
По состоянию на 1 января 2015 г. в Ростовской области проживает более 357 тысяч инвалидов, что составляет 8,2 процента населения, в том числе 11,2 тысячи инвалидов по зрению, 20,5 тысячи инвалидов-колясочников, 4,8 тысячи инвалидов по слуху, 12,0 тысячи детей-инвалидов.
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 07.02.2013 N 56 "Об организации работы по паспортизации и классификации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации с целью обеспечения доступности для инвалидов" в Ростовской области в 2013 году была проведена работа по паспортизации.
Социально значимые объекты, прошедшие паспортизацию и впоследствии подлежащие адаптации (дооборудованию) в первоочередном порядке, определены общественными организациями инвалидов Ростовской области.
В результате обследования 2315 социально значимых объектов (304 областных и 2011 муниципальных) выявлено следующее:
доступны полностью всем категориям инвалидов 154 объекта, или 6,7 процента от обследованных;
имеют частичную доступность 1552 объекта (67 процентов);
недоступны 609 объектов (26,3 процента).
Результаты обследования позволяют сделать вывод, что большая часть социально значимых объектов является недоступной для инвалидов и других маломобильных групп населения: отсутствуют пандусы, поручни, световые указатели, информационные табло, указатели с речевым сопровождением, тактильные плитки, лифты либо стационарные подъемники на 2-й и другие этажи внутри зданий, нет специализированных санузлов для инвалидов и т.д.
Одной из самых больших проблем в регионе остается неприспособленность жилищного фонда для нужд инвалидов. В настоящее время при строительстве новых объектов учитываются требования федерального законодательства, и сооружаемые здания сразу же обеспечиваются пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения.
Однако большое количество инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, проживает в домах старого образца, не приспособленных для их жизнедеятельности. Зачастую оборудовать такие дома пандусами или иными средствами, позволяющими людям с ограниченными возможностями свободно выходить из дома, сложно, а иногда невозможно, не нарушая при этом установленные строительные нормы и правила (СНиПы).
Другой проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является неприспособленность общественного пассажирского транспорта для маломобильных групп населения. Существующие остановки не позволяют инвалидам попасть даже в имеющийся низкопольный транспорт.
Немаловажной проблемой является доступность информации и связи. В настоящее время в Ростовской области проведен ряд мероприятий, улучшающих ситуацию в регионе в данном направлении.
В сфере образования большой проблемой является воспитание и обучение детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. В Ростовской области для детей-инвалидов организовано дистанционное обучение, создаются условия для инклюзивного образования, позволяющего организовать учебный процесс детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми.
При организации спортивных и культурных мероприятий для инвалидов в Ростовской области возникают проблемы, связанные с отсутствием квалифицированных кадров, способных организовать процесс.
Не меньшей проблемой является отсутствие комплексного подхода к формированию доступной среды, инфраструктуры, учитывающей специфику для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов с нарушением зрения и слуха. В настоящее время в Ростовской области в этом направлении ведется соответствующая работа в этом направлении.
В современных условиях поддержание активности инвалидов в сфере труда, образования, общественной деятельности, в культурно-досуговой сфере является не только формой удовлетворения индивидуальных потребностей инвалидов, но и формой укрепления человеческого потенциала страны и его социально-экономического развития.
В категорию людей, которые нуждаются в доступной среде, может попасть не только человек с инвалидностью, есть и другие маломобильные категории. К ним относятся пожилые граждане, люди с детскими колясками, граждане, которые получили временную нетрудоспособность и утратили ту или иную функцию в связи с болезнью. Поэтому доступная среда нужна всем, а не только инвалидам.
Реализация "дорожной карты" к 2020 году позволит в целом повысить количество социально значимых объектов социальной инфраструктуры, приспособленных для инвалидов и других маломобильных групп населения, создать условия для получения инвалидами и другими маломобильными группами населения информации, повысить эффективность социального обслуживания инвалидов, расширить спектр услуг по социальной реабилитации, реализовать мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Мероприятия "дорожной карты", направленные на формирование доступной среды для инвалидов в Ростовской области, необходимо реализовать с учетом комплексного подхода во всех приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
3. Целями "дорожной карты" являются:
совершенствование нормативной правовой базы в Ростовской области;