ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2013 года N 502-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2020 ГОДЫ"

(в редакции постановлений правительства Еврейской автономной области от 29.10.2013 N 545-пп, от 22.10.2015 N 471-пп, от 07.10.2016 N 300-пп)


Правительство Еврейской автономной области

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Еврейской автономной области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы".

2. Признать утратившими силу:

- постановление правительства Еврейской автономной области от 27.07.2010 N 307-пп "Об областной целевой Программе "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 12.01.2011 N 12-пп "О внесении изменений в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 22.03.2011 N 138-пп "О внесении изменений и дополнений в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 08.04.2011 N 145-пп "О внесении изменений в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- пункт 5 постановления правительства Еврейской автономной области от 18.10.2011 N 493-пп "О переименовании областного государственного бюджетного учреждения "Бирофельдский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 28.10.2011 N 529-пп "О внесении изменений в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 27.12.2011 N 703-пп "О внесении изменений в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 14.03.2012 N 97-пп "О внесении дополнения в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 23.05.2012 N 227-пп "О внесении изменений в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 24.07.2012 N 356-пп "О внесении изменений в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 28.09.2012 N 528-пп "О внесении изменений в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 13.11.2012 N 637-пп "О внесении изменений в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 14.12.2012 N 716-пп "О внесении изменений в областную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 25.12.2012 N 773-пп "О внесении изменений в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы";

- постановление правительства Еврейской автономной области от 02.07.2013 N 299-пп "О внесении изменений в областную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Еврейской автономной области Проходцева Д.Д.

4. Настоящее постановление вступает с 1 января 2014 года.

Вице-губернатор области
Г.А.АНТОНОВ


     (в редакции постановлений правительства Еврейской автономной области от 29.10.2013 N 545-пп, от 22.10.2015 N 471-пп, от 07.10.2016 N 300-пп)

1. ПАСПОРТ Государственной программы Еврейской автономной области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы"

Наименование Государственной программы

Государственная программа Еврейской автономной области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области на 2010 - 2020 годы" (далее по тексту - Программа)

Основание разработки Программы

- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 1-р "Об утверждении основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"

Государственный заказчик Программы

Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области

Разработчик Программы

ФГУ "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики России (далее по тексту - РЭА)

Цель Программы

Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности по объектам Еврейской автономной области

Основные задачи Программы

1. Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением в подведомственных учреждениях, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при потреблении энергетических ресурсов, и их мониторинга.

2. Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте объектов на территории области.

3. Проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов во всех учреждениях и предприятиях, подлежащих обязательному энергетическому обследованию.

4. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов. Создание системы мониторинга реализации мероприятий энергосбережения на каждом объекте, включенном в Программу.

5. Создание в Еврейской автономной области инфраструктуры для отбора и реализации и контроля за реализацией проектов энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

6. Оснащение многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии; организация учета потребления по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии

Сроки и этапы реализации Программы

2010 - 2020 годы.
2010 - 2013 годы - 1 этап;
2014 - 2020 годы - 2 этап

Исполнители основных мероприятий Программы

Главные распорядители бюджетных средств, прямые получатели средств областного бюджета, областные бюджетные учреждения, органы местного самоуправления муниципальных образований области, областные государственные предприятия, предприятия топливно-энергетического комплекса и коммунальной инфраструктуры, осуществляющие поставку ресурсов потребителям на территории области, ТСЖ, управляющие и обслуживающие организации

Объемы и
источники
финансирования
Программы

216399,208 тыс. рублей - всего, в том числе:

2011 год - 7686,577 тыс. рублей;

2012 год - 180489,4827 тыс. рублей;

2013 год - 6057,0803 тыс. рублей;

2014 год - 21670,068 тыс. рублей;

2015 год - 496,00 тыс. рублей;

из них:

средства федерального бюджета - 10535,6938 тыс. рублей <*>

всего,

в том числе:

2011 год - 500,00 тыс. рублей;

2012 год - 9341,8595 тыс. рублей;

2013 год - 693,8343 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 15490,028 тыс. рублей <*>

всего,

в том числе:

2011 год - 6745,9385 тыс. рублей;

2012 год - 8744,0897 тыс. рублей;

средства местных бюджетов - 607,712 тыс. рублей <*>

всего,

в том числе:

2011 год - 440,6385 тыс. рублей;

2012 год - 167,0735 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 189765,7743 тыс. рублей <*>

всего, в том числе:

2012 год - 162236,46 тыс. рублей;

2013 год - 5363,2459 тыс. рублей;

2014 год - 21670,0684 тыс. рублей;

2015 год - 496,00 тыс. рублей;

2015 - 2020 годы - мероприятия и объемы финансирования определятся в результате включения новых объектов и уточнения Программы

(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 07.10.2016 N 300-пп)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Целевые показатели охвата Программой объектов бюджетной сферы Еврейской автономной области:

2012 год - 100 процентов от общего количества объектов.

Доля областных учреждений, оборудованных приборами учета электроэнергии, тепловой энергии, холодной и горячей воды, в общем количестве областных учреждений в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации и Еврейской автономной области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

2012 год - 100 процентов от общего количества объектов.

Наличие в областных учреждениях, областных государственных предприятиях энергетических паспортов энергетических обследований:

до 01.01.2013 - 100 процентов от количества объектов.

Оборудование многоквартирных домов на территории муниципальных районов и городского округа области коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов и их введение в эксплуатацию в качестве расчетных, всего:

- прибор учета тепловой энергии - 827 ед.;
- прибор учета холодной воды - 795 ед.;
- прибор учета горячей воды - 522 ед.;
- прибор учета электроэнергии - 1336 ед.,
в том числе в 2011 году:
- прибор учета тепловой энергии - 46 ед.;
- прибор учета холодной воды - 46 ед.;
- прибор учета горячей воды - 27 ед.;
- прибор учета электроэнергии - 8 ед.,
в том числе в 2012 году:
- прибор учета тепловой энергии - 781 ед.;
- прибор учета холодной воды - 749 ед.;
- прибор учета горячей воды - 495 ед.;
- прибор учета электроэнергии - 1328 ед.

Система организации контроля за исполнением Программы

Программой предусматривается контроль за реализацией мероприятий и проектов Программы, в том числе:

1. Внутренний контроль:

- государственным заказчиком Программы - управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области; рабочей группой правительства Еврейской автономной области по разработке, реализации и корректировке Программы.

2. Внешний контроль - через подсистемы Государственной информационной системы в области энергоэффективности ФГУ "РЭА"

Корректировка и уточнение Программы

Осуществляется государственным заказчиком Программы ежегодно на основе результатов реализации Программы в прошедшем году и уточненных адресных планов реализации Программы в последующие годы (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности")

     ________________

<*> Объемы финансирования из местных бюджетов и внебюджетных источников являются прогнозными и могут уточняться в течение действия Программы.


2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является сокращение потребления энергоресурсов предприятиями и учреждениями в Еврейской автономной области.

Мероприятия Программы охватывают бюджетную сферу Еврейской автономной области и должны стать как инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов, так и одним из базовых элементов технологического перевооружения систем ресурсоснабжения. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформулированы в основных стратегических документах, определяющих приоритетные социально-экономические задачи Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу - "Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В бюджетных учреждениях остаются недофинансированными расходы по содержанию систем ресурсоснабжения, отсутствует практика эффективного использования ресурсов. До вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ не работали механизмы использования полученной экономии энергоресурсов. При наступлении аварий и критических ситуаций выделялись средства для ремонта изношенной инфраструктуры, но имело это не системный, а эпизодический характер.

Необходимость кардинально повысить эффективность потребления энергии как фактора, определяющего конкурентоспособность страны и ее регионов, была определена Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".

В рамках этой работы разработан и принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и план мероприятий по реализации Федерального закона, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р.

В условиях роста цен на газ, электроэнергию и другие виды топлива стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями, в период до 2020 года повысится в полтора и более раза. Близкие значения дает прогноз темпов роста стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению.

В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию Еврейской автономной области становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики региона, эффективности регионального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития. Это приведет к следующим негативным последствиям:

- росту затрат предприятий, расположенных на территории региона, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;

- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;

- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на региональное управление;

- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание областных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.

В этих условиях для улучшения ситуации с энергосбережением основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение областных и муниципальных целевых программ энергосбережения.

Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:

1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.

2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.

3. Недостатком средств областного и местных бюджетов для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и управленческих ресурсов органов исполнительной власти, формируемых правительством области.

4. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровнях.

5. Необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств и снижения рисков социально-экономического развития Еврейской автономной области.

Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов исполнительной власти, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.

Для осуществления контроля над выполнением мероприятий Программы, оценки эффективности выделения средств и тиражирования лучшего опыта Правительством Российской Федерации создается система мониторинга реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Система должна обеспечивать возможность мониторинга хода выполнения мероприятий Программы (целевых показателей и индикаторов) на основе фактических данных потребления энергоресурсов, получаемых от ответственных за энергоэффективность по объекту.

Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:

- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий;

- неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий.

В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития Еврейской автономной области.

Для общего руководства реализацией Программы на областном и муниципальном уровнях должны быть созданы рабочие группы по разработке, корректировке и реализации программ, которые организуют работу по реализации программ, достижению целевых индикаторов программ, обеспечивают контроль выполнения мероприятий, своевременно выявляют риски реализации программ и предпринимают меры по их снижению.

Рабочие группы должны действовать на протяжении всего периода действия Программы.


3. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы


 3.1. Цели и задачи Программы


Основной целью Программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов на основе реализации энергосберегающих мероприятий за счет широкомасштабного внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности на объектах Еврейской автономной области.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации Программы необходимо решить следующие задачи:

1. Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением в подведомственных учреждениях, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при потреблении энергетических ресурсов, и их мониторинга.

Для этого в предстоящий период необходимо:

- формирование среднесрочных (на 2 - 3 года) планов по основным направлениям реализации Программы, повышение показателей энергетической эффективности при потреблении топливно-энергетических ресурсов;

- разработка схем и применение энергосервисных договоров при поставке топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, направленных на стимулирование энергосбережения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»