ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2013 года N 69

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067, Правительство Ростовской области постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития малой авиации на территории Ростовской области до 2030 года согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра транспорта Вартаняна Д.Х.


Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ

     Постановление вносит
     министерство транспорта
     Ростовской области






Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 18.02.2013 N 69

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ


Концепция развития малой авиации на территории Ростовской области до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные принципы, механизмы и основные взаимосвязанные направления развития воздушно-транспортной системы в интересах социально-экономического развития Ростовской области.

Под сетью и инфраструктурой в настоящей Концепции понимается совокупность сложных взаимосвязанных элементов (подсистем), обеспечивающих выполнение авиаперевозок пассажиров, грузов и авиационных работ на территории Ростовской области. В число указанных системообразующих элементов входят: авиапредприятия (авиакомпании), аэропорты (аэродромы, вертодромы, посадочные площадки) и наземные службы обеспечения полетов (топливозаправочные комплексы и система обслуживания и ремонта авиационной техники), система организации и управления воздушным движением, система подготовки авиационного персонала, система продажи и обслуживания авиаперевозок, комплексные элементы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации и другие.

Концепция развития малой авиации на территории Ростовской области является основой:

для формирования и проведения единой взаимосвязанной политики в области развития и совершенствования внутрирегиональной авиатранспортной системы;

для координации деятельности органов исполнительной власти Ростовской области, муниципальных образований Ростовской области с федеральными органами исполнительной власти в области развития воздушного транспорта и использования авиационных технологий;

для совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы в области гражданской авиации, затрагивающей интересы местных и региональных воздушных сообщений.

Актуальность разработки настоящей Концепции определяется:

положительной динамикой в социально-экономическом развитии Ростовской области;

возрастающими потребностями бизнеса в использовании малой авиации, в применении новых авиационных технологий;

необходимостью формирования эффективной социально ориентированной рыночной экономики в сфере предоставления авиационных услуг, базирующейся на современных авиационных технологиях;

возможностью вовлечения накопленного потенциала малой авиации Ростовской области в транспортный сектор экономики региона, использования малой авиации для обеспечения хозяйственных потребностей Ростовской области.

Практическая реализация положений Концепции позволит существенно повысить эффективность использования воздушного пространства и существующей авиационной инфраструктуры, решить многие проблемы использования малой авиации. При разработке Концепции учитывался опыт международной и национальной практики в области деятельности малой авиации, изучения потребностей граждан и организаций на деловые перевозки.

В целях настоящей Концепции применяются следующие понятия и термины:

"Малая авиация" - вид авиации, предназначенный для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации в авиационных работах, развития промышленности и инфраструктуры в регионах, удовлетворения интересов и решения задач физических и юридических лиц, выполнения региональных и межрегиональных перевозок на территориях субъектов Российской Федерации, первоначальной подготовки и переподготовки авиационного персонала, а также для развития авиационного спорта и туризма в России.

К малой авиации относятся также воздухоплавательные летательные аппараты и беспилотная авиация с максимальным взлетным весом от 495 кг до 8600 кг и числом пассажиров не более 19 человек, вертолеты с максимальным взлетным весом от 495 кг до 4500 кг, а также наземная инфраструктура, региональные центры и объекты системы организации воздушного движения применительно к малой авиации. К летательным аппаратам малой авиации относятся, в том числе, воздушные суда, находящиеся в личном или корпоративном пользовании юридических или физических лиц, независимо от их взлетной массы.

"Вертолетная площадка" - земельный участок, площадка на сооружении, оборудованная для взлета, посадки и обслуживания вертолетов. Вертолетные площадки подразделяются на постоянные, обеспечивающие взлет и посадку вертолетов заданного полетного веса, и на временные - для взлета и посадки по-вертолетному (вертикально). Постоянные вертолетные площадки имеют длину 30-120 м и ширину 20-40 м, временные, соответственно, - 30-50 м и 15-25 м.

"Гидроаэродром" - водный аэродром, часть водной поверхности у берега моря, озера, реки или водохранилища, предназначенная для взлета и посадки гидросамолетов. На берегу располагаются аэровокзал, ангары, пункт управления полетами, причалы, пирсы, склады.

Раздел 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АВИАТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Авиатранспортная система Ростовской области представляет собой одну из важнейших составляющих в общей транспортной системе страны.

Организации гражданской авиации, расположенные на территории Ростовской области, обслуживают Ростовскую, Волгоградскую и Астраханскую области, Краснодарский и Ставропольский края, а также 2 республики: Республику Калмыкия и Республику Адыгея.

По состоянию на 1 декабря 2012 г. на территории Ростовской области расположены 1 международный аэропорт регионального значения (ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону"), 1 региональный аэропорт "Южный" (г. Таганрог), 7 посадочных площадок и вертодромов, которые предназначены для обслуживания воздушных судов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - эксплуатантов гражданской авиации и авиации общего назначения, выполняющих в основном авиационные работы в сельском хозяйстве. Воздушный транспорт области выполняет следующие виды авиационных перевозок и работ: регулярные и чартерные (заказные) перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов на внутренних и международных авиалиниях, авиационные работы в сельском хозяйстве, транспортировку людей и грузов, патрулирование, аэровизуальное наблюдение и т.д., а также сопутствующие услуги, связанные с выполнением указанных видов работ и перевозок.

Основным авиаперевозчиком региона, базирующимся в аэропорту г. Ростова-на-Дону, является авиакомпания ОАО "Донавиа". На базе крупных предприятий авиационной промышленности ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" и ОАО "Роствертол" созданы одноименные авиакомпании, выполняющие заказные рейсы и отдельные виды авиационных работ, а также 16 юридических лиц - эксплуатантов воздушного транспорта, выполняющих на территории области различные виды авиационных работ (в основном это авиационно-химические работы в сельском хозяйстве).

В настоящее время внутренние местные грузопассажирские авиаперевозки не осуществляются. Работающих аэропортов местных воздушных линий на территории Ростовской области нет.

Управление воздушным движением осуществляется филиалом "Аэронавигации Юга" ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения".

Подготовка, обучение и повышение квалификации авиационного персонала низшего и среднего звена организовано на базе федерального государственного образовательного учреждения дополнительного образования "Северо-Кавказский учебно-тренировочный центр гражданской авиации", а переподготовка и обучение высшего звена организована на базе Ростовского филиала федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации". Связь на воздушном транспорте в Ростовской области обеспечивается федеральным государственным унитарным предприятием "Региональный технический центр авиационной информации, сертификации и связи".

В настоящее время Ростовская область связана более чем 50 регулярными авиалиниями с городами Российской Федерации, СНГ и дальнего зарубежья. Указанная сеть маршрутов обеспечивает постоянное воздушное сообщение с Москвой, административными центрами и крупными городами России, СНГ и других стран. В то же время практически нарушена существовавшая ранее система местных воздушных сообщений, связывавшая муниципальные образования на территории Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа как с районами внутри региона, так и областными центрами и городами соседних регионов.

В Ростовской области зарегистрирована одна авиакомпания, осуществляющая свою деятельность на рынке внутрироссийских и международных авиационных пассажирских перевозок, - ОАО "Донавиа".

В 2011 году в результате реализации комплекса антикризисных мер и совершенствования производственно-хозяйственной деятельности удалось вернуть утраченные темпы роста объемов авиаперевозок. Показатели по количеству пассажирских перевозок из аэропортов Ростовской области (ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" и Аэропорт "Таганрог-Южный") имеют тенденцию роста. За 2011 год объемы отправок из аэропортов области увеличились: по пассажирским перевозкам - на 19,9 процента, по грузовым - на 0,8 процента, почтовым - на 24,6 процента. Было перевезено всего 1722397 пассажиров, 4674,5 тонны грузов и 872,3 тонны почты.

В Ростовской области наблюдается устойчивая тенденция роста спроса на авиационные перевозки и услуги, и есть все основания прогнозировать, что в течение ближайших 5 лет общие объемы перевозок пассажиров, багажа и грузов будут расти темпами, превышающими 10 процентов в год, что будет соответствовать общероссийским и мировым тенденциям развития гражданской авиации. Сложности в обеспечении авиакомпаний отечественной авиационной техникой в ближайшие 10 лет будут компенсироваться закупками воздушных судов и аэропортового оборудования иностранного производства.

Таким образом, по сравнению с прогнозируемыми значениями фактический спрос на авиаперевозки растет более высокими темпами, что требует осуществления корректировки прогнозов с учетом современных тенденций развития экономики всего южного региона. Интерес к пополнению парка воздушными судами 4 класса для выполнения местных и региональных перевозок сдерживается ввиду сложности и многоплановости задачи возрождения местных и региональных воздушных сообщений, а также длительными сроками окупаемости вложенных затрат.

Подраздел 2.1. Аэропорты, находящиеся на территории Ростовской области

     

2.1.1. Аэропорт "Белая Калитва"

В 1982 году аэропорт "Белая Калитва" после проведенной реконструкции был допущен к приему и обслуживанию воздушных судов ЯК-40, Ан-24 и классом ниже. Регулярные пассажирские перевозки из аэропорта осуществлялись на самолетах Ан-2, Л-410, ЯК-40. Регулярные пассажирские авиаперевозки в аэропорт "Белая Калитва" были прекращены с 1 октября 1990 г.

С 2005 года аэропорт был продан частному инвестору. За этот период времени проведена часть работ по восстановлению комплекса аэропорта в г. Белая Калитва. В конце 2007 г. были приобретены два самолета Ан-2 для выполнения авиационно-химических работ.

В 2011 году ООО "Аэропорт Белая Калитва" было выкуплено Курской авиакомпанией "Авиахим". В результате чего ООО "Аэропорт Белая Калитва" стало собственником пятнадцати самолетов Ан-2 для сельхозавиации, три из которых могут быть переоборудованы для тушения степных пожаров, и двух самолетов Ан-2-транспортный вариант, которые после капитального ремонта планируется переоборудовать для выполнения санитарных заданий. Также были приобретены лаборатория для проверки приборов и агрегатов при выполнении текущего ремонта, тренажер самолета Ан-2, ангары, двигатели и сертифицированные запасные части.

Главные направления деятельности ООО "Аэропорт Белая Калитва" - восстановление комплекса аэропорта в соответствии со всеми требованиями, выполнение авиационно-химических работ, выполнение полетов по санитарному заданию, тушение степных пожаров, организация летной школы подготовки пилотов-любителей, выброска парашютистов, экскурсионные полеты.

Для решения кадрового вопроса ООО "Аэропорт Белая Калитва" были приглашены на постоянную работу специалисты из Курска, Каменска-Шахтинского, Шахт, Белгорода, Ставрополя, которые прошли соответствующую переподготовку с получением сертификатов.

В 2013-2015 годах планируется произвести капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием для введения аэродрома в реестр гражданской авиации.

2.1.2. Аэропорт "Вешенская"

5 марта 1981 г. аэропорт "Вешенская" после проведенной реконструкции был допущен к приему и обслуживанию воздушных судов ЯК-40, Ан-24 и классом ниже. Свою деятельность аэропорт "Вешенская" осуществлял в составе Ростовского объединенного авиаотряда. Регулярные пассажирские перевозки из аэропорта в Ростове-на-Дону в аэропорт "Вешенская" осуществлялись на самолетах Ан-2, Л-410, ЯК-40. Содержание и эксплуатация аэропорта обеспечивались наземными службами ростовского объединенного авиаотряда "Аэрофлота".

Регулярные пассажирские авиаперевозки в аэропорт "Вешенская" были прекращены с 1 октября 1990 г. по причине неэффективного использования воздушных судов на линии Ростов - Вешенская - Ростов. К началу 90-х годов ростовский объединенный авиаотряд "Аэрофлота" прекратил эксплуатацию самолетов Л-410 в связи с выработкой установленного ресурса. Использование самолетов Ан-2 на пассажирских авиаперевозках стало резко сокращаться из-за прекращения поставок авиационного бензина Б-91/115 по причине сокращения его производства заводами-изготовителями. В этот период ростовский объединенный авиаотряд "Аэрофлота" практически прекратил внутренние местные пассажирские перевозки, было проведено массовое закрытие аэропортов в сельских районах области, куда ранее выполнялись полеты. Себестоимость авиаперевозок на самолете ЯК-40 резко возросла, что привело к значительному сокращению спроса на этот вид транспорта среди населения, особенно в сельской местности и в Шолоховском районе, в частности.

Проведенное в 1991-1992 годах акционирование и приватизация ростовского объединенного авиаотряда "Аэрофлота" разделило его на авиакомпанию "Дон-Авиа" и АООТ "Аэропорт Ростов-на-Дону". При этом в созданную авиакомпанию были включены только транспортные воздушные суда (ТУ-154, ТУ-134, Ан-12), что привело к потере авиаперевозчика на местных воздушных линиях.

В ходе проведенного акционирования и приватизации имущество аэропорта "Вешенская" было закреплено в собственность АООТ "Аэропорт Ростов-на-Дону". В дальнейшем при выделении из АООТ "Аэропорт Ростов-на-Дону" службы управления воздушного движения в самостоятельный хозяйствующий субъект средства навигации, посадки и связи, обеспечивающие функционирование этой службы, были переданы этой службе и находятся в государственной собственности.

После введения Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденных Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 N 98 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры" и зарегистрированных в Минюсте России 31.08.2000 за N 2370, Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации Приказом от 30.05.2002 N 98 "Об исключении аэродрома "Вешенская" из государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации" аэродром "Вешенская" был исключен из государственного реестра гражданских аэродромов как не прошедший сертификацию в установленном порядке, свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации признано утратившим силу, аэродром был переведен в разряд для выполнения авиационных работ.

В настоящее время и на протяжении нескольких последних лет в аэропорту "Вешенская" базируются до 4 самолетов Ан-2 авиакомпании из города Великие Луки Псковской области, выполняющих авиационно-химические работы в Шолоховском районе. Базирование самолетов Ан-2 осуществляется по договору между администрацией Шолоховского района и авиакомпанией.

В настоящий период времени аэропорт "Вешенская" для обеспечения пассажирских перевозок не пригоден.

2.1.3. Аэропорт "Волгодонск"

Аэропорт "Волгодонск" был допущен к приему и обслуживанию воздушных судов ТУ-134, ЯК-42 и классом ниже 26 марта 1983 г., свою деятельность осуществлял в составе ростовского объединенного авиаотряда "Аэрофлота". Регулярные пассажирские перевозки из аэропорта "Волгодонск" осуществлялись на воздушных судах Ростовского авиапредприятия (ТУ-134, ЯК-42, Л-410, Ан-2), эксплуатация аэропорта обеспечивалась наземными службами. В период 80-х и начала 90-х гг. из аэропорта выполнялись регулярные пассажирские авиаперевозки в Москву, Сочи, Минводы, Симферополь, Харьков, Киев, Челябинск, Свердловск, а также чартерные и заказные рейсы по заявкам атомной станции и по перевозке детей из восточных и северных регионов РФ к месту отдыха на Цимлянском водохранилище.

После завершения акционирования и приватизации Ростовского авиапредприятия с 1993 года произошло уменьшение интенсивности перевозок из аэропорта "Волгодонск" АООТ "Дон-Авиа". Объективно этому способствовала возросшая себестоимость авиаперевозок и сокращение спроса на авиаперевозки со стороны населения.

В ходе проведенного акционирования и приватизации имущество аэропорта "Волгодонск" было закреплено в собственность АООТ "Аэропорт Ростов-на-Дону". Средства навигации, посадки и связи остались в государственной собственности и были закреплены в ведении филиала "Аэронавигации Юга" ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения".

Производственно-финансовые показатели аэропорта начиная с 1993 года характеризовались уменьшением объема перевозок и убыточностью деятельности аэропорта.

По истечении срока действия Свидетельства о годности аэродрома к эксплуатации и срока временного его продления Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации Приказом от 10.10.2002 N 208 "Об исключении аэродрома "Волгодонск" из государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации" аэродром аэропорта "Волгодонск" был исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации, Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома "Волгодонск" к эксплуатации признано утратившим силу, аэропорт "Волгодонск" был переведен в разряд аэродромов для выполнения авиационных работ. С этого периода всякие пассажирские перевозки в этот аэропорт не осуществляются.

2.1.4. Аэропорт "Ростов-на-Дону"

Аэропорт "Ростов-на-Дону" основан в 1925 году. В 1986 году ростовскому аэропорту был присвоен статус международного, с 1991 года начали выполняться регулярные рейсы в зарубежные страны.

Аэропорт расположен в административных границах Первомайского района городского округа "Город Ростов-на-Дону" в 9 км к востоку от исторического и делового центра города.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»