ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2013 года N 37-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АБАКАНО-ЧЕРНОГОРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в редакции Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 19.04.2016 N 41-п)

В целях повышения эффективности управления социально-экономическими процессами в Республике Хакасия, решения задач стратегического развития Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития Абакано-Черногорской агломерации на период до 2020 года (далее - Концепция).

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Хакасия обеспечить реализацию положений Концепции и руководствоваться ими при разработке долгосрочных республиканских целевых программ и иных программных документов.

3. Рекомендовать муниципальным образованиям город Абакан и город Черногорск, Алтайский и Усть-Абаканский районы предусматривать при формировании муниципальных программ социального и экономического развития мероприятия по реализации Концепции.

Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Хакасия -
Председателя Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН




Приложение


Утверждена
Постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 21.05.2013 N 37-п

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АБАКАНО-ЧЕРНОГОРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в редакции Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 19.04.2016 N 41-п)


 Введение


Концепция развития Абакано-Черногорской агломерации на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в целях решения задач комплексного социально-экономического развития Республики Хакасия, обеспечения устойчивого повышения уровня и качества жизни населения.

Концепция разработана с учетом положений Федеральных законов от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (с последующими изменениями), Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 (с последующими изменениями).

Развитие Абакано-Черногорской агломерации - это комплексный межмуниципальный инвестиционный проект, направленный на решение социально-экономических задач на основе стимулирования экономики отдельных территорий путем применения кластерного подхода, реализации инвестиционных проектов.

Предпосылки формирования агломерации возникли еще в 1970-х годах, когда было принято решение о создании Саянского территориально-производственного комплекса (далее - Саянский ТПК). При выборе места размещения Саянского ТПК важную роль сыграло его благоприятное экономико-географическое положение. Зона формирования комплекса охватывала семь районов и пять городов Красноярского края, в том числе четыре района и четыре города современной Республики Хакасия (на тот момент Хакасской автономной области): Усть-Абаканский, Аскизский, Бейский, Алтайский районы и города Абакан, Черногорск, Саяногорск, Сорск. Графический вид предпосылок возникновения агломерации представлен в приложении 1.

В пределах Саянского ТПК формировались три промышленных узла: Абакано-Черногорский, Минусинский и Саяногорский. Пространственное развитие внутри Саянского ТПК происходило неравномерно. Первоочередное развитие получили центральные районы Хакасии, города Абакан и Черногорск, на которые в 1976 году приходилось 89% всей промышленной продукции Хакасской автономной области. Абакано-Черногорский узел стал ядром Саянского ТПК со сложившейся структурой к концу 1980-х годов.

Функционирование Саянского ТПК стало мощной исторической предпосылкой формирования на территории Абакана и примыкающих к нему территорий городской агломерации с уже сложившейся социально-экономической базой, высокой концентрацией населения, совершающего трудовые миграции в пределах района проживания, ресурсным потенциалом для дальнейшего освоения.

Концепция определяет цели, приоритеты и инструменты государственной экономической политики Республики Хакасия на основе концентрации ресурсов, обеспечения эффективного взаимодействия и координации всех участников в реализации комплексного межмуниципального инвестиционного проекта развития Абакано-Черногорской агломерации.

Концепция опирается на результаты всесторонней оценки потенциала территорий, образующих Абакано-Черногорскую агломерацию, и долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия.

Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия и термины:

агломерация - компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в пространственном смысле, но и обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными и иными связями;

кластер - объединение предприятий - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций (участников кластера), связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг;

кластерная политика - составная часть экономической политики, проводимая в целях формирования и поддержки кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия его участников;

оператор кластерной политики - исполнительный орган государственной власти, осуществляющий взаимодействие с федеральными структурами с целью определения основных направлений кластерной политики региона и их реализации. Осуществляет непосредственное взаимодействие с Советом по экономическому развитию Республики Хакасия, участниками кластера, Фондом развития Абакано-Черногорской агломерации;

организация-координатор - организация, выступающая органом, координирующим все задачи и действия, связанные с реализацией основных направлений развития создаваемой агломерации, в том числе с развитием кластеров. Взаимодействует с участниками кластеров и оператором кластерной политики;

Совет по экономическому развитию Республики Хакасия - постоянно действующий экспертно-совещательный орган, созданный при Главе Республики Хакасия - Председателе Правительства Республики Хакасия в целях организации работы по формированию условий стабильного экономического развития Республики Хакасия, в том числе для координации всех направлений, механизмов и ресурсов развития агломерации. В его состав входят 14 рабочих групп по актуальным вопросам развития территории;

Фонд развития агломерации - юридическое лицо (некоммерческая организация), образуемое Правительством Республики Хакасия для достижения целей создания и развития Абакано-Черногорской агломерации посредством выполнения основных функций: разработка и реализация документов агломерационного развития, продвижение агломерации на различных уровнях, реализация проектов и мероприятий, определение направлений и непосредственное развитие создаваемых кластеров.

Положения Концепции могут уточняться с учетом реализации отдельных ее приоритетов и изменений социально-экономической ситуации. Корректировка Концепции производится не реже одного раза в три года.

Реализация Концепции, координация на основе ее положений действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев общества обеспечит наиболее эффективное использование потенциала территории агломерации в интересах социально-экономического развития Республики Хакасия.


1. Анализ текущей ситуации в Республике Хакасия


 1.1. Уровень социально-экономического развития


Республика Хакасия входит в состав индустриально развитых субъектов Сибирского федерального округа (СФО). Ее удельный вес в производстве валового регионального продукта Российской Федерации и СФО составляет соответственно 0,21% и 2,3%.


Рисунок 1.1.1. Индексы физического объема ВВП России, ВРП Сибирского федерального округа и Республики Хакасия в 2001 - 2010 годах, %*

________________
     * Рисунок 1.1.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В структуре валового регионального продукта (ВРП) республики в 2011 году удельный вес видов экономической деятельности, в которых осуществляется производство, составлял 56,1%, в том числе добыча полезных ископаемых - 15,9%, обрабатывающие производства - 11,9%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 15,2%, сельское хозяйство - 6,1%. Удельный вес видов деятельности, в которых оказываются услуги, составил 43,9%, в том числе транспорт и связь - 9,1%, оптовая и розничная торговля - 10,8%. Таким образом, приоритетными отраслями для развития территории будущей агломерации, так называемыми "точками роста" экономики, являются добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, в частности производство строительных материалов, транспорт.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Хакасия за 2011 год представлены в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1

 Основные показатели социально-экономического развития Республики Хакасия

Показатель

Единица измерения

2006 год

2011 год

Валовой региональный продукт

млн. рублей

53689,3

112005,0

% к предыдущему году

102,7

105,6

Индекс промышленного производства

% к предыдущему году

105,8

107,7

Продукция сельского хозяйства

млн. рублей

4806,0

9371,5

% к предыдущему году

105,5

103,1

Инвестиции в основной капитал

млн. рублей

19516,0

35184,0

% к предыдущему году

165,2

136,2

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

млн. рублей

8014,2

10027,3

% к предыдущему году

99,3

108,8

Оборот розничной торговли

млн. рублей

16182,4

46034,0

% к предыдущему году

122,9

114,9

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата

рублей

9443,1

20689,5

% к предыдущему году

121,5

112,7

Денежные доходы в расчете на душу населения

% к предыдущему году

6425,5

14222,8

Ввод в действие общей площади жилых домов

тыс. кв. м

138,0

156,2

% к предыдущему году

113,9

111,1

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

3,2

1,4

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

% ко всему населению

24,0

18,6

Численность постоянного населения (среднегодовая)

тыс. человек

532,5

532,2


 Промышленное производство


Сфера промышленного производства в Республике Хакасия представлена более чем тысячью организаций в пятнадцати видах экономической деятельности по классификации ОКВЭД. В 2011 году в промышленном производстве было занято 50 тыс. человек, что составляет 20,9% от численности занятых в экономике республики. При этом в сфере добычи полезных ископаемых было занято 10 тыс. человек, обрабатывающих производств - 30,7 тыс. человек, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 9,2 тыс. человек.


Рисунок 1.1.2. Распределение занятых в промышленном производстве по видам экономической деятельности в 2011 году, %*

________________
     * Рисунок 1.1.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В структуре промышленного производства Республики Хакасия наибольший удельный вес занимали обрабатывающие производства - 53,7%, доля добычи полезных ископаемых в 2011 году составляла 25,5%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 20,8%.

Добывающая промышленность Республики Хакасия представлена предприятиями по добыче железа, молибдена, золота, угля, минеральных и радоновых вод, неметаллических полезных ископаемых: барита, бентонита, облицовочного мрамора и гранитов, строительных материалов, все предприятия сосредоточены в основном на территории образуемой агломерации. Республика Хакасия обладает большим ресурсным потенциалом, в настоящее время разведаны месторождения меди, фосфоритов, полиметаллов (свинца, цинка), асбеста, гипса, нефрита, жадеита.

Основой добывающей промышленности республики является добыча угля, которая в большой степени сконцентрирована на территории Абакано-Черногорской агломерации. В Хакасии добывается 3,9% российского угля, республика занимает пятое место в России по уровню добычи угля, уступая Кемеровской области, Красноярскому краю, Забайкальскому краю и Республике Коми.

Обрабатывающая промышленность Республики Хакасия представлена предприятиями черной и цветной металлургии, машиностроения, деревообрабатывающей, химической, пищевой и легкой промышленности, предприятиями по производству строительных материалов.

В рамках проекта по развитию Абакано-Черногорской агломерации выделены территориальные кластеры, отражающие приоритетные направления развития промышленности на территории агломерации: производство строительных материалов и машиностроение. Кроме того, часть предприятий по производству продуктов питания войдет в агропромышленный кластер.


Сельское хозяйство


Сельское хозяйство является одним из основных видов деятельности экономики Республики Хакасия, в котором занято более 9% населения (24,9 тыс. человек в 2011 году). Средний возраст населения, проживающего в сельской местности, в 2011 году составил 36,6 года.

По итогам 2011 года объем производства сельскохозяйственной продукции в действующих ценах составил 9371,50 млн. рублей и увеличился к 2010 году на 3,1%. В структуре произведенной сельскохозяйственной продукции республики преобладает продукция животноводства, доля которого составляет 65,7%, доля растениеводства - 34,3%.

Территория агломерации имеет значительный сельскохозяйственный потенциал, что прежде всего связано с пространственной концентрацией спроса и трудовых ресурсов. В связи с этим агропромышленный комплекс является одним из приоритетных направлений развития агломерации. Существующие проблемы в сельском хозяйстве Республики Хакасия и, соответственно, территории, входящей в состав агломерации (устаревание производственных фондов, финансовая неустойчивость отрасли, дефицит кадров), можно решить совместными усилиями муниципальных образований. Основным направлением является поддержка сельскохозяйственных производителей и социальное развитие села.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»