ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

УКАЗ

от 18 февраля 2013 года N 30

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА 2012 - 2017 ГОДЫ

В целях реализации пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Республике Тыва на 2012 - 2017 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Департамент инструктивного и аналитического обеспечения отраслевого развития Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва.

3. Опубликовать настоящий Указ в газетах "Тувинская правда" и "Шын".

Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ

г. Кызыл

18 февраля 2013 года

N 30




Утверждена
Указом Главы Республики Тыва
от 18 февраля 2013 года N 30

СТРАТЕГИЯ действий в интересах детей в Республике Тыва на 2012 - 2017 годы


 I. Введение


Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участия в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия). В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является реализация Национальной стратегии.

Стратегия действий в интересах детей в Республике Тыва на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей Российской Федерации на 2012 - 2017 годы.

Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства в Республике Тыва стала реализация долгосрочных и среднесрочных республиканских целевых программ: "Дети Тыва", "Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия в Республике Тыва", "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Республике Тыва" "Социальная адаптация и сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов", "Доступная среда и реабилитация отдельных категорий граждан в Республике Тыва", "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Тыва", "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Тыва", "Развитие профессионального образования в Республике Тыва".

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, имеются проблемы, указанные в Национальной стратегии, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, которые сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.

За последние годы общая заболеваемость среди детей в Республике Тыва снизилась на 3,5 процента. Однако вызывает тревогу высокий уровень заболеваний органов дыхания, эндокринной системы, инфекционные и паразитарные болезни. Ухудшение состояния здоровья подростков допризывного возраста и качество организации их обследования и оздоровления. Несмотря на принимаемые меры, не удается снизить младенческую смертность детей первого года жизни, почти в половине всех случаев причины являются предотвратимыми или условно предотвратимыми, и обусловлены социальными условиями жизни семей, неоказанием им квалифицированной медицинской помощи.

Возрастает количество преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. В 2011 году за появление в общественных местах в нетрезвом состоянии доставлен в Управление внутренних дел 6081 (4058, +50%) несовершеннолетний, из них 1327 (1062, +25%) - нуждаются в помощи со стороны государства.

Наблюдается рост административных правонарушений за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Так в 2011 году составлено 7807 (5631, +38,6%) административных протоколов. В текущем году в Республике Тыва увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители (иные лица, ответственные за воспитание детей) оставили без присмотра на улице или дома.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства требуют от органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.


1. Основные проблемы в сфере детства

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Низкая эффективность профилактической работы образовательных и социальных служб с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав, социального сиротства, установления опеки, создания условий для развития.

Нарастание новых рисков, связанных с распространением СМИ информации, представляющей опасность для детей.

Отсутствие действенных механизмов вовлечения детей в общественную жизнь, в решение вопросов, затрагивающих духовное, нравственное развитие детей.


2. Ключевые принципы Национальной Стратегии


Реализация основополагающего права каждого ребенка - жить и воспитываться в семье.

Создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений.

Организация действенной профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - принимать меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Защита прав каждого ребенка.

Формирование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав, правовое просвещение, предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку.

Сбережение здоровья каждого ребенка.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка.

Создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, реализации права на образование, воспитание и социализацию, духовное и культурно-нравственное развитие.

Принятие мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий, предоставление квалифицированной медицинской помощи.

Принятие мер повышения ответственности родителей за недостатки в воспитании детей, на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка.

Внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающей собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем, поиску нестандартных экономических решений.

Формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных здоровьесберегающих технологий.

Создание условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями, партнерство во имя ребенка.

Построение политики в области детства на технологии социального партнерства, общественно-профессиональной экспертизы, реализовываться с участием бизнес-сообществ, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

Принятие мер, направленных на формирование открытого рынка образовательных и социальных услуг с созданием системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.


II. Семейная политика детствосбережения  1. Краткий анализ ситуации


В Республике Тыва по состоянию на 1 января 2012 г. с учетом переписи населения проживают 309437 чел., в том числе 108439 детей, в том числе из них: 53838 дети дошкольного возраста, из которых 15637 человек охвачены муниципальными дошкольными образовательными учреждениями.

Детей школьного возраста 54601, в том числе, находящихся в трудной жизненной ситуации 31495 детей.

Показателем, определяющим уровень жизни семей, прежде всего, является среднемесячный денежный доход на душу населения. За последние годы денежные доходы населения имеют стабильную тенденцию роста.

За 2011 год денежные доходы в среднем на душу населения в месяц составили 11050 рублей, что на 9,7 процента превысил уровень 2010 года. Реальные денежные доходы составили 97,4 процента.

За 2011 год уровень населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, составил 30,4 процента (93,6 тысяч человек), в 2010 году эти показатели равнялись 30,0 процента (90,6 тысяч человек). Таким образом, численность бедного населения увеличилась на 2000 человек или на 0,3 процента.

Показатель стоимости жизни - прожиточный минимум на душу населения за 4 квартал 2011 года составляет 5994 рублей.

Вместе с тем, денежные доходы не в полной мере отражают уровень материального благосостояния населения, особенно в сельской местности, где большую роль семьи играют поступления от личного подсобного хозяйства.

Повышение уровня жизни семей с детьми требует комплексной государственной политики, направленной на стимулирование трудовой деятельности, совершенствование механизмов государственной социальной поддержки, развития системы социальных услуг в сельской местности.

В 2011 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей находились свыше 5,2 тысяч несовершеннолетних, в том числе дети, находящиеся в социально опасном положении (747 человек) и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (3367 человек), 60 процентов которых составляют дети в возрасте старше 6 - 7 лет.

В 2011 году у 398 детей родители лишены родительских прав, у 261 ребенка оба родителя лишены родительских прав.

В 2011 году органами внутренних дел Республики Тыва расследовано 353 преступления, совершенные в отношении детей и подростков (355 - 0,6%), в том числе 3 (7) убийство, 21 (33) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 11 (13) разбой, 58 (57) грабежи, 40 (26) изнасилование, 23 (22) кража, 1 (1) хулиганство и прочие - 269 (241), 92 (77 + 19,5%) противоправных деяния в отношении несовершеннолетних совершено в общественных местах, в том числе на улице - 68 (66 + 3%).

Преступные посягательства в отношении детей совершаются в вечернее время с 19 ч. До 24 ч. - 121 (109) или 25 процентов, с 08 ч. до 18 ч. - 139 (171), с 00 ч. до 07 ч. - 43 (41).

Наибольшее количество преступлений в отношении детей и подростков совершены на территории Кызылского - 26 (23, +13,04%), Тоджинского - 10 (8, +25%), Тандинского 14 (10, +40%), Улуг-Хемского - 23 (20, +15%), Дзун-Хемчикского - 33 (26, +26,92%), Овюрского - 6 (6, +20%), Барун-Хемчикского - 30 (20, +50%) районов республики.


2. Основные задачи

Мотивация и стимулирование семей с детьми к труду и обеспечение минимального гарантированного дохода путем совершенствования законодательства Республики Тыва и учету самозанятости населения.

Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми.

Создание условий проживания во всех населенных пунктах для безопасного и комфортного семейного окружения, для воспитания ребенка в родной семье.

Создание безопасных условий для отдыха, оздоровления и занятости детей.


3. Первоочередные меры


Проведение мониторинга законодательства в сфере защиты детства. Формирование законодательной базы для проведения реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей.

Совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании.

Нормативно-правовое закрепление порядка межведомственного взаимодействия всех органов государственной власти по защите прав и законных интересов детей.

Поддержка инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям". Создание и распространение информации о правах ребенка для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", организации и учреждения.

Формирование системы мониторинга и статистического учета в Республике Тыва по оценке эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

Совершенствование правовых основ для вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний, по ветряной оспе, пневмококковой инфекции, вирусного гепатита А.


4. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми

Разработка и принятие минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных выплат, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми.

Разработка нормативных правовых актов по обеспечению выплат алиментов, достаточных для содержания детей.


5. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей


Разработка и принятие программы, повышающей статус ценности семьи, ответственного родительства, защищенного детства через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры.

Разработка и нормативное закрепление региональных стандартов оказания специализированных профилактических услуг по предотвращению и преодолению трудной жизненной ситуации, социального сиротства, реабилитационной помощи детям (их семьям).

Обеспечение внедрения и распространения современных, а также традиционных технологий в воспитании детей и духовно-нравственном развитии семей, имеющих детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»