ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2013 года N 690


Об утверждении Государственной антиалкогольной программы Республики Тыва на 2014 - 2020 годы

(с изменениями на 1 февраля 2021 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 30.12.2016 N 565, от 27.12.2017 N 585, от 28.06.2018 N 335, от 24.08.2018 N 431, от 29.04.2019 N 208, от 09.10.2019 N 484, от 01.04.2020 N 124, от 09.10.2020 N 491, от 01.02.2021 N 32)




Во исполнение мероприятий по реализации перечня Поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2011 г., пункта 2д Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и пункта 107 мероприятий по реализации Послания Главы - Председателя Правительства Республики Тыва Ш.В. Кара-оола Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 24 января 2011 г. N 20, Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную антиалкогольную программу Республики Тыва на 2014 - 2020 годы.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Администрацию Главы Республики Тыва и Аппарат Правительства Республики Тыва.



Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
М.КОЗЛОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 20 ноября 2013 г. N 690



ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2020 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 30.12.2016 N 565, от 27.12.2017 N 585, от 28.06.2018 N 335, от 24.08.2018 N 431, от 29.04.2019 N 208, от 09.10.2019 N 484, от 01.04.2020 N 124, от 09.10.2020 N 491, от 01.02.2021 N 32)




ПАСПОРТ
 Государственной антиалкогольной программы Республики Тыва на 2014 - 2020 годы

Наименование Программы

-

Государственная антиалкогольная программа Республики Тыва на 2014 - 2020 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";

Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р;

Послание Главы - Председателя Правительства Республики Тыва Ш.В. Кара-оола Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва "Ответственная власть. Ответственный бизнес. Ответственное общество"

Государственный заказчик-координатор Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Тыва

Основные разработчики и исполнители Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство спорта Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), Министерство культуры Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство юстиции Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство информатизации и связи Республики Тыва, Управление ЗАГС Республики Тыва (Агентство), Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию)

     (в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 27.12.2017 N 585, от 24.08.2018 N 431, от 29.04.2019 N 208)

Подпрограммы Программы

-

Подпрограмма 1 "Первичная профилактика заболеваний наркологического профиля";

подпрограмма 2 "Профилактика пьянства, алкоголизма и их медико-социальных последствий на территории Республики Тыва";

подпрограмма 3 "Вторичная профилактика наркологических заболеваний и работа с группами риска";

подпрограмма 4 "Третичная профилактика (лечение и совершенствование реабилитационного процесса)"

     (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.12.2017 N 585)

Цель Программы

-

сохранение и улучшение здоровья и жизни людей, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения вследствие употребления алкогольных изделий;

улучшение демографической ситуации на территории Республики Тыва за счет сокращения потребления населением алкоголя, раннего выявления лиц из группы риска, лечения и реабилитации больных наркологического профиля, а также предотвращения социальных проблем, вызванных чрезмерным употреблением алкогольных напитков

Задачи Программы

-

совершенствование системы профилактической работы: создание позитивного информационного поля с формированием антиалкогольного мировоззрения; внедрение новых проектов профилактических программ в трудовых и учебных коллективах;

совершенствование системы раннего выявления больных на начальных этапах формирования заболевания и групп риска;

совершенствование трехуровневой системы оказания наркологической помощи и внедрение принципов этапности лечебно-реабилитационного процесса;

создание системы медико-психологической и медико-социальной реабилитации, профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства больных наркологического профиля;

повышение квалификации врачей психиатров-наркологов, психологов, специалистов по социальной работе, специалистов заинтересованных ведомств, работающих в области профилактики зависимого поведения

Основные мероприятия Программы

-

Подпрограмма 1 "Первичная профилактика заболеваний наркологического профиля"

Целевая группа воздействия: дети, подростки, молодежь и взрослое население, не подверженные воздействию употребления психоактивных веществ, не имеющие вредных привычек.

Подпрограмма включает мероприятия, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ в организованных трудовых коллективах в общеобразовательных, средних и высших учебных заведениях, на проведение различных акций, направленных на формирование здорового образа жизни у указанных групп населения; раннее выявление у работников (учащихся) в организованных коллективах медицинских, психологических и социальных проблем, расстройств адаптации, связанных с повышенной нагрузкой, стрессовыми ситуациями на работе и в семье, а также раннее выявление групп риска.

Реализация указанных мероприятий позволит организовать своевременную адресную профилактическую работу среди организованных трудовых и учебных коллективов.

Подпрограмма 2 "Профилактика пьянства, алкоголизма и их медико-социальных последствий на территории Республики Тыва"

Подпрограмма включает в себя мероприятия, направленные на профилактику пьянства, алкоголизма и их медико-социальных последствий в Республике Тыва.

Подпрограмма 3 "Вторичная профилактика наркологических заболеваний и работа с группами риска"

Целевая группа воздействия: дети, подростки, молодежь и взрослое население, составляющие группу риска по формированию заболевания, состоящие на профилактическом учете в наркологических учреждениях (1030 человек) и лица, злоупотребляющие алкогольными напитками, но не состоящие на официальном наркологическом учете.

Подпрограмма включает мероприятия, направленные на информирование жителей о системе наркологической помощи и медико-социальной реабилитации в республике, раннее выявление групп риска, предупреждение формирования у них наркологических заболеваний; в том числе путем медико-диагностического исследования потребления наркотиков и алкоголя среди учащихся учебных учреждений и работников трудовых коллективов; разработку действенных моделей выявления, оказания медицинской, психологической, социальной помощи и наблюдения за группами риска наркологического профиля.

Подпрограмма 4 "Третичная профилактика (лечение и совершенствование реабилитационного процесса)"

Целевая группа воздействия: больные, состоящие на учете в наркологических учреждениях с зависимостью от алкоголя - 4831 человек (из них 2149 женщин, мужчин - 2682). Из них 52 процента составляют сельские, 48 процентов - городские жители, возрастная категория от 40 до 59 лет - 74,3 процента, от 20 до 39 лет - 25,8 процентов, неработающие - 58,2 процента, пенсионеры - 23,3 процента, рабочие - 13,2 процента, инвалиды - 5,2 процента, служащие - 0,03 процента.

Подпрограмма включает мероприятия, направленные на создание трехуровневой системы оказания наркологической помощи населению республики; внедрение принципов этапности лечебно-реабилитационного процесса, включающего: детоксикацию, лечение синдрома патологического влечения, психотерапию и коррекцию личностных расстройств, реабилитацию и противорецидивные мероприятия; разработку и внедрение современных действенных научно-технических средств и методов борьбы с алкогольной зависимостью; комплексное использование медико-биологических и социально-реабилитационных мероприятий в лечении наркологических больных; создание системы медико-психологической и медико-социальной реабилитации больных наркологического профиля; создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства больных наркологического профиля.

Реализация указанных мероприятий позволит организовать своевременную первичную медико-санитарную, неотложную, специализированную наркологическую помощь больным наркологическими расстройствами на уровне центральных кожуунных больниц, межмуниципальных медицинских центров и республиканского наркологического диспансера. Повысить качество лечебно-реабилитационной работы с наркологическими больными, предотвратить срывы и рецидивы заболевания, удлинить и повысить качество ремиссий

     (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.12.2017 N 585)

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

снижение показателя смертности от отравления алкоголем и его суррогатами (по данным Красноярскстата) - на 0,1 процента ежегодно;

снижение показателя заболеваемости алкогольными психозами на 0,1 процента ежегодно;

увеличение числа больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии:

- от одного года до двух лет - на 0,1 - 0,2 процента ежегодно;

- свыше двух лет - на 0,2 процента ежегодно

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.12.2017 N 585)

Сроки реализации Программы

-

2014 - 2020 гг.

Объемы и источники финансирования

-

общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, на 2014 - 2020 годы -

в 632831,9 тыс. рублей, из них по годам:

в 2014 г. - 90639,9 тыс. рублей;

в 2015 г. - 72852,6 тыс. рублей;

в 2016 г. - 74580,4 тыс. рублей;

в 2017 г. - 82289,3 тыс. рублей;

в 2018 г. - 92393,5 тыс. рублей;

в 2019 г. - 101644,8 тыс. рублей;

в 2020 г. - 118431,9 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 13506,5 тыс. рублей в 2014 году;

за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва - 615114,0 тыс. рублей, из них по годам:

в 2014 г. - 77133,4 тыс. рублей;

в 2015 г. - 72852,6 тыс. рублей;

в 2016 г. - 74580,4 тыс. рублей;

в 2017 г. - 82289,3 тыс. рублей;

в 2018 г. - 92393,5 тыс. рублей;

в 2019 г. - 101533,4 тыс. рублей;

в 2020 г. - 114331,4 тыс. рублей;

за счет средств муниципального бюджета - 4211,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2019 г. - 111,4 тыс. рублей;

в 2020 г. - 4100,0 тыс. рублей.

По министерствам и ведомствам:

Министерство здравоохранения Республики Тыва - 564826,9 тыс. рублей;

Министерство образования и науки Республики Тыва - 520,0 тыс. рублей;

Министерство спорта Республики Тыва - 1779,0 тыс. рублей;

Министерство культуры Республики Тыва - 1400,0 тыс. рублей;

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва - 58499,6 тыс. рублей;

Министерство информатизации и связи Республики Тыва - 1595,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Тыва

     (в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 09.10.2020 N 491, от 01.02.2021 N 32)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

в результате внедрения комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, планируется достижение следующих показателей:

- снижение показателя смертности от отравления алкоголем и его суррогатами (по данным Красноярскстата) - на 0,1 процента ежегодно;

- снижение показателя заболеваемости алкогольными психозами на 0,1 процента ежегодно;

- увеличение числа больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии:

- от одного года до двух лет - на 0,1 - 0,2 процента ежегодно;

- свыше двух лет - на 0,2 процента ежегодно

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.12.2017 N 585)

Система организации управления и контроль за исполнением Программы

-

Общий контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством здравоохранения Республики Тыва. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется на основании утвержденного сетевого графика реализации Программы.



I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В Республике Тыва назрела острая необходимость в проведении государственных комплексных мероприятий по борьбе с чрезмерным уровнем потребления алкоголя населением, представляющим реальную угрозу здоровью населения, правопорядку, социально-экономическому и демографическому развитию республики.


В настоящее время число больных алкоголизмом и алкогольными психозами, зарегистрированных наркологической службой, составило 4831 человек или 1567,8 в расчете на 100 тыс. населения, из них 2149 женщин, мужчин - 2682. Показатель общей заболеваемости алкоголизмом, включая алкогольные психозы по Республике Тыва (1567,8), на 11,8 процентов превышает показатель Российской Федерации (1402,0) и на 19,1 процента превышает показатель по Сибирскому федеральному округу (1316,0).


Высокая распространенность алкоголизма в республике (более 70 процентов состоящих на учете наркологических больных) отмечается среди возрастной категории 40 - 59 лет, что составляет 74,3 процента (мужчин - 47,6 процентов, женщин - 26,5 процентов) от общего количества состоящих на учете больных алкоголизмом. Из них безработные составляют 58,2 процента, пенсионеры - 23,3 процента, работающие - 13,5 процентов, инвалиды - 5,2 процента. Сельские жители 52 процента, городские - 48 процентов.


Количество официально зарегистрированных лиц, входящих в группу риска, составляет 165 человек. В общее число зарегистрированных больных не входят лица, обращающиеся за наркологической помощью на анонимной основе, избегая официального учета, и лица, скрыто употребляющие спиртные напитки с вредом для здоровья. Реальное количество злоупотребляющих алкогольными напитками, по данным экспертов, в 3 - 4 раза больше регистрируемого.


Негативные последствия от чрезмерного употребления алкогольных напитков затрагивают не только лиц, страдающих алкогольной зависимостью и членов их семей, но и социально благополучных лиц, систематически употребляющих крепкие алкогольные напитки, хотя и не имеющих алкогольной зависимости. Около 30 процентов пациентов, обращающихся за первичной медицинской помощью в поликлиники, серьезно злоупотребляют алкоголем, на фоне чего обостряются или осложняются хронические соматические заболевания.


На рост скрытых форм алкоголизации населения указывает уровень смертности населения от внешних причин (несчастные случаи, травмы, не совместимые с жизнью от дорожно-транспортных происшествий, утопления, отравления алкоголем, убийства, самоубийства и т.п.) и от алкогольного поражения жизненно важных органов. Так, чрезмерное употребление алкоголя обуславливает 68 процентов смертей от циррозов печени и 60 процентов смертей от панкреатитов, 23 процента смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. Этиловый спирт оказывает повреждающее влияние на будущее потомство. При алкоголизме матери алкогольный синдром плода формируется у 43,5 процентов детей, при алкоголизме обоих родителей доля детей с алкогольным синдромом плода возрастает до 62 процента.


Уровень потребления алкоголя на душу населения республики в год составляет 9,7 литров (в Российской Федерации - 13 л), что превышает допустимый уровень потребления алкогольной продукции на 1,7 литра. По оценкам экспертов, потребление 8 литров абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения является крайне опасным для здоровья нации и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Вследствие токсического воздействия алкоголя в 2012 году в республике умерли в 2 раза больше граждан (РТ - 35,3 на 100 тн), чем в Российской Федерации (13,5 на 100 тн).


Особую тревогу вызывают пьяные водители и дорожно-транспортные происшествия, которые уносят из жизни более 145 человек ежегодно. За 2012 год освидетельствовано на состояние алкогольного опьянения 2686 водителей - участников дорожно-транспортных происшествий. При этом 14,2 процента водителей, совершивших ДТП со смертельным исходом, оказались в алкогольном опьянении. Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, составил 29,5 процентов, что на 6,6 процентов больше уровня 2011 года (22,9 процентов).


Немаловажными социальными факторами последствий злоупотребления алкоголя населением являются потери, связанные с асоциализацией, полным или частичным выключением из общества детей-сирот, в том числе "социальных сирот", покидающих свои семьи из-за пьянства и сопутствующего ему насилия и аморального поведения родителей или опекунов. На сегодняшний день в республике насчитывается более 5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сиротство детей и лишение родительских прав родителей в большинстве случаев связано с пьянством.


По данным Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства), за 2012 год на территории республики зарегистрировано 696 разводов (2011 год - 694). На первом месте причинами разводов (27,3 процента) супружеских пар явилось злоупотребление алкоголем одного из супругов, чаще всего мужчин. В последнее время, как отмечают специалисты органов ЗАГС, причиной развода становится и злоупотребление наркотическими веществами.


Одной из причин высоких экономических потерь является уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности и прямые затраты на содержание, лечение и социальную реабилитацию больных алкоголизмом и иными заболеваниями, обусловленными чрезмерным употреблением алкогольных напитков. Так, ежегодно на содержание и лечение больных алкоголизмом и наркоманией из республиканского бюджета расходуется более 36 млн. рублей.


В связи с совокупностью вышеуказанных негативных последствий алкоголизма назрела необходимость разработки национальной стратегии по борьбе с этой социальной проблемой и выработки системного плана действий по профилактике наркологических заболеваний, лечению и реабилитации наркологических больных в Республике Тыва.


На уровень потребления алкоголя и распространенность синдрома зависимости влияют различные факторы. Среди них такие, как доступность алкоголя, уровень цен на спиртные напитки, качество потребляемых напитков, качество специальной медицинской помощи, распространенность генетической предрасположенности к формированию алкоголизма, социальные взаимоотношения внутри групп населения, состояние физического и психического здоровья общества, социальные потрясения и др.


На сегодняшний день в России используются различные инновационные подходы и методы лечения алкогольной и наркотической зависимости, основанные на принципах комплексности и этапности лечебно-реабилитационного процесса, включающего: детоксикацию, лечение синдрома патологического влечения, психотерапию и коррекцию личностных расстройств, реабилитацию и противорецидивные мероприятия.


Анализ эффективности лечения и реабилитации наркологических больных во всем мире показал, что, когда говорят о лечении, имеют в виду стабилизацию ремиссии и профилактику рецидива заболевания. Осуществить вышесказанное можно только после выявления и привлечения к лечению химически зависимого, что само по себе считается непростой задачей вследствие нежелания алкогольно-зависимого лечиться и жить трезво, отсутствия критичного отношения к своему состоянию и болезни.


В целях раннего выявления больных алкоголизмом можно применять административные мероприятия. Существенную роль в решении этой задачи играют органы полиции и судебные органы. Но наиболее желательно своевременное обращение за медицинской помощью больных алкоголизмом по собственной инициативе, а также по настоянию родных и близких людей. Для этого необходимы кабинеты анонимного лечения.


Практика показывает, что не менее двух третей больных алкоголизмом возобновляют употребление спиртных напитков в течение первого года после лечения. Такая ситуация обусловлена низкой мотивацией пациентов на воздержание от алкоголя и недостаточной эффективностью многих существующих методов лечения алкогольной зависимости. В этой связи особую важность представляют результаты российских исследований инновационных методов лечения, которые обеспечивают приверженность больных терапии, а также непрерывность и постоянство присутствия в организме изучаемого лекарственного средства.


Например, российский опыт клинического применения пролонгированной инъекционной формы блокатора опиоидных рецепторов налтрексона (Вивитрол) показал высокую эффективность. Результаты сравнительного исследования были представлены в рамках научно-практической конференции, проведенной Национальным научным центром наркологии Минздравсоцразвития России.


На основе клинических исследований разработана комплексная программа "Точка трезвости". Результаты и преимущества программы "Точка трезвости" заключаются в том, что она обеспечивает стабильное и продолжительное улучшение состояния больного, избавление его от алкогольной зависимости. От употребления спиртного после лечения отказывается полностью более 50 процентов пациентов. У 79 процентов пациентов полностью прекращаются запои. У всех пациентов программы значительно снижается количество употребляемого алкоголя и частота его употребления. Стоимость шестимесячного курса медикаментозного лечения одного больного по данной программе составляет 150000,0 рублей.


Лечение и реабилитация целостного человека требуют внимания и к психологическим аспектам страдания, и к социальному контексту его жизни, таким образом, возникает необходимость создания сети медико-социально-психологических центров, реабилитационно-профилактических центров, работающих с использованием системного и целостного подхода к человеку, используя модель бригады (врачи, психологи, социальные работники и консультанты) и комплексной помощи пациентам различного профиля.


Одним из реабилитационных центров, работающих по такому принципу, является реабилитационный центр "Перекресток семи дорог" в г. Ангарске Иркутской области. За 10 лет существования Центра прошли реабилитацию более 1200 пациентов. Процент реабилитантов со стойкой ремиссией в течение 3-х лет достигает 53,3.


Фундаментом работы Центра является 12-шаговая программа Мирового анонимного сообщества "Анонимные алкоголики" и "Анонимные наркоманы". Центр практикует подход оказания помощи человеку как к целостной личности и использует разнообразные терапевтические, оздоровительные, реабилитационные и профилактические стратегии. В результате анализа информации о потребностях населения в различных видах наркологической и психотерапевтической помощи были отобраны несколько первоочередных направлений работы центра, сформировавшиеся в программы: "Базовая программа" - по работе с зависимыми на первом этапе; "Постпрограмма" - программа работы с зависимыми по предотвращению срывов и рецидивов; "Семейная программа" - работа с созависимыми (членами семей зависимых: женами, родителями, подругами, мужьями и т.д.). Кроме того, во время курса лечения пациентам предоставляется возможность в стенах здания получить профессию. В центре есть автомастерская и мини-типография. Стоимость трехмесячного курса лечения одного больного по данной методике составляет 75000,0 рублей.


Заслуживает внимания уникальная методика лечения наркомании и алкоголизма доктора Назаралиева (далее - метод Назаралиева), которая основана на авторских подходах к лечению химических зависимостей. Терапевтическая концепция реализуется в сложном, научно обоснованном комплексе медикаментозных и немедикаментозных методов, которые обеспечивают полное избавление пациентов от наркотической и алкогольной зависимости.


Его базовый принцип терапевтической концепции - холистический (от греч. holos - целый), т.е. терапевтическое воздействие на все патогенетические звенья заболевания: физические, психические и социальные.


В своей терапевтической концепции метод Назаралиева имеет еще одну немаловажную отличительную черту. Больного госпитализируют вместе с близким ему человеком - созависимым лицом, у которого из-за длительных переживаний появляются свои психоневрологические проблемы. В процессе лечения больного наркоманией или алкоголизмом созависимое лицо параллельно проходит не только психокоррекцию собственных проблем, но и курс сопряженной с больным психотерапии. Метод Назаралиева - это коррекция внутрисемейных взаимоотношений, изменение взглядов на заболевание, получение навыков постгоспитальной поддержки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»