ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 сентября 2015 года N 371-р


[Об утверждении Концепции развития биотехнологий в Республике Коми на период до 2020 года]

(с изменениями на 28 января 2019 года)

(в ред. распоряжений Правительства Республики Коми от 04.10.2017 N 448-р, от 16.07.2018 N 317-р, Постановления Правительства Республики Коми от 28.01.2019 N 30)




В целях формирования единой политики в области развития биотехнологий в Республике Коми:


1. Утвердить Концепцию развития биотехнологий в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Министерству инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми совместно с органами исполнительной власти Республики Коми обеспечить реализацию задач, предусмотренных Концепцией.


(в ред. распоряжений Правительства Республики Коми от 04.10.2017 N 448-р, от 16.07.2018 N 317-р)


3. Исключен с 4 октября 2017 года. - Распоряжение Правительства Республики Коми от 04.10.2017 N 448-р.


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере реализации в Республике Коми единой государственной политики в области развития промышленности.


5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.



Председатель Правительства
Республики Коми
В.ТУКМАКОВ



Приложение
к распоряжению
Правительства Республики Коми
от 25 сентября 2015 г. N 371-р



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в ред. распоряжений Правительства Республики Коми от 04.10.2017 N 448-р, от 16.07.2018 N 317-р, Постановления Правительства Республики Коми от 28.01.2019 N 30)




Введение


Абзацы первый - второй исключены с 16 июля 2018 года. - Распоряжение Правительства Республики Коми от 16.07.2018 N 317-р.


При разработке Концепции были учтены ключевые стратегические документы по развитию биотехнологий на федеральном уровне, в частности, Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Председателем Правительства Российской Федерации 24 апреля 2012 г. N 1853п-П8 (далее - Комплексная программа), план мероприятий ("дорожная карта") "Развитие биотехнологий и генной инженерии" на 2018 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 337-р, национальная программа "Развитие биотехнологии в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", разработанная и утвержденная Общероссийской общественной организацией "Общество биотехнологов России им. Ю.А.Овчинникова". Кроме того, был изучен опыт развития биотехнологий субъектов Российской Федерации, в частности, целевая программа "Развитие биотехнологии в Республике Татарстан на 2010 - 2020 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2010 г. N 180, Стратегия "Чувашия - биорегион" до 2020 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. N 84, создание биотехнологического кластера в Кировской области.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 16.07.2018 N 317-р)



1. Оценка состояния, проблемы и ограничения в развитии биотехнологий в Республике Коми


Биотехнологии наряду с развитием информационно-коммуникационных технологий и нанотехнологий являются одним из ключевых направлений инновационного развития современной экономики. Однако в настоящее время в Республике Коми, как и в целом в Российской Федерации, сфера биотехнологий при всей ее перспективности и огромных потенциальных размерах новых рынков пока не получила достаточного импульса для своего развития.


По оценкам экспертов, мировой рынок биотехнологий в 2025 году достигнет уровня в 2 трлн. долларов США, темпы роста по отдельным сегментам рынка колеблются от 5 - 7 до 30 процентов ежегодно. Доля России на рынке биотехнологий составляет на сегодняшний день менее 0,1 процента, а по ряду сегментов (биоразлагаемые материалы, биотопливо) практически равна нулю.


Основное потребление и производство продукции биотехнологий сконцентрировано преимущественно в высокоразвитых странах: США, Канаде, Японии и странах Евросоюза. В последнее десятилетие в технологическую гонку включились и развивающиеся страны: Китай, Индия, Бразилия, которые реализуют масштабные программы развития по всему спектру биотехнологий.


Широкое внедрение биотехнологий и биотехнологических продуктов позволяет на качественно ином уровне проводить модернизацию технологической базы современного промышленного производства. Биотехнологии позволяют существенно расширять и качественно изменять сырьевую базу целого ряда отраслей. В частности, доля химической продукции, производимой на базе возобновляемого сырья, будет расти и дальше, достигнув в области химии 15 - 20 процентов, а в области моторного топлива - 5 - 7 процентов от мирового объема производства к 2025 году. Методы биотехнологии позволяют полностью перерабатывать различные виды отходов, в том числе такого важного сегмента экономики, как агропромышленный комплекс. В результате само понятие "отходы" принимает иной смысл, по сути, переводя их в класс сырья для переработки.


Современная мировая биотехнологическая индустрия не стоит на месте. Постоянно создаются принципиально новые биотехнологии и продукты, а эффективность производства ранее известных постоянно повышается. По оценке экспертов, более 80 процентов биотехнологической продукции, которая потребляется в России, является импортом, а объемы потребления биотехнологической продукции в России остаются несопоставимо низкими по сравнению как с развитыми, так и с развивающимися странами. При этом выпуск биотехнологической продукции осуществляется малыми партиями, для этой цели используется лабораторное оборудование, которое фактически не предназначено для этих целей. Результаты научных исследований в сфере биотехнологий не коммерциализируются, поскольку малые предприятия не инвестируют средства в развитие новых продуктов на рынке, а конкурировать с ведущими мировыми компаниями на условиях равных возможностей они не в состоянии. Кроме того, в России в целом и в Республике Коми в частности отсутствует система перевода научных биотехнологических разработок в сферу промышленного производства и в другие элементы биоэкономики, необходимые для преобразования научных знаний в коммерческие продукты. Таким образом, результаты научных исследований остаются невостребованными или превращаются в продукт, объем производства которого ограничен возможностями научной лаборатории.


Анализ условий для развития биотехнологий в Республике Коми позволяет обозначить следующие ключевые моменты:


1. Основные возможности по развитию биотехнологий в Республике Коми на первоначальном этапе связаны с коммерциализацией накопленных результатов по научным исследованиям в сфере биотехнологий, которые были начаты в Коми филиале академии наук СССР (ныне Коми научный центр) еще в середине 80-х годов XX века. В новом тысячелетии, несмотря на все сложности переходного периода, которые негативно отразились на региональной науке, исследования в сфере биотехнологий не только не угасли, а, напротив, стали активно развиваться. В настоящее время они сконцентрированы главным образом в трех институтах Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук - Институте биологии, Институте химии и Институте физиологии. В качестве примеров подготовленных к коммерциализации результатов научных исследований в сфере биотехнологий можно назвать следующие: биологически активные добавки к пище на основе растительной субстанции "Серпистен", применение которых позволяет повышать функциональные резервы организма в неблагоприятных условиях, субстанция антиоксидантного действия "Диборнол"; новые продукты для медицины и сельского хозяйства на основе древесной зелени хвойных, одним из которых является препарат из древесной зелени пихты "Вэрва"; физиологически активные полисахариды растений иммуномодулирующего действия и другие.


2. Значительный размер территории Республики Коми и незначительный ее охват активным хозяйственным освоением, особенно вредными промышленными производствами, формирует благоприятные условия для обеспечения биотехнологических производств экологически чистым растительным и животным сырьем.


3. Правительство Республики Коми рассматривает сферу биотехнологий в качестве одного их ключевых направлений как инновационного, так и в целом социально-экономического развития региона. В Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, биотехнологии определены как один из секторов "экономики будущего", формирование которого будет играть важную роль в экономике Республики Коми. Это свидетельствует о готовности Правительства Республики Коми оказывать политическую поддержку в развитии биотехнологий в Республике Коми.


4. Одним из факторов, препятствующих активному развитию биотехнологий в регионе, является отсутствие на его территории крупного индустриального производства в этой сфере. В конце 80-х годов XX века в Республике Коми рассматривался вопрос по строительству крупного биотехнологического производства, в том числе были начаты проектные работы, однако по ряду причин проект не был доведен до конца. В настоящее время на территории Республики Коми имеются только единичные биотехнологические производства небольшой мощности. Со стороны крупных компаний интерес к данному направлению только начинает проявляться. В частности, в 2013 году в рамках реализации проекта по созданию комплексного лесоперерабатывающего производства в Троицко-Печорском районе общество с ограниченной ответственностью "ПечораЭнергоРесурс" запустило производство хвойного экстракта из хвои.


В целом миссия данной Концепции заключается в формировании единой политики по развитию биотехнологий в Республике Коми и активизации процессов в данной области.



2. Цель и задачи развития биотехнологий в Республике Коми


Цель Концепции - обеспечить формирование и развитие на территории Республики Коми конкурентоспособного на общероссийском и мировом уровнях научно-производственного биотехнологического кластера.


В рамках достижения данной цели следует обозначить следующие ключевые направления реализации Концепции:


расширение на региональном уровне фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере биотехнологий;


создание благоприятных условий для развития биотехнологических производств на территории Республики Коми;


обеспечение подготовки кадров для развития научных исследований и создания производств в сфере биотехнологий.


По каждому из указанных выше направлений целесообразно обозначить следующие задачи и планируемые мероприятия:


1. Расширение фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере биотехнологий


1.1. определение и актуализация научных приоритетов проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере биотехнологий:


формирование и постоянное обновление перечня наиболее актуальных направлений научных исследований в сфере биотехнологий, разрабатываемых организациями, осуществляющими научную деятельность, и профессиональными образовательными организациям среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего образования Республики Коми;


1.2. укрепление материально-технической базы фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере биотехнологий:


абзац исключен с 16 июля 2018 года. - Распоряжение Правительства Республики Коми от 16.07.2018 N 317-р;


создание новых и доукомплектование существующих лабораторий биотехнологического профиля в Институтах Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра "Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук" (далее - ФИЦ Коми НЦ УрО РАН);


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 16.07.2018 N 317-р)


абзац исключен с 16 июля 2018 года. - Распоряжение Правительства Республики Коми от 16.07.2018 N 317-р;


1.3. расширение возможностей финансирования проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере биотехнологий на территории Республики Коми:


реализация научных проектов в сфере биотехнологий в рамках Соглашения между Правительством Республики Коми и федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундаментальных исследований" о проведении региональных конкурсов проектов фундаментальных научных исследований и регионального конкурса проектов организации российских и международных научных мероприятий на 2018 - 2020 годы (далее - Соглашение) (распоряжение Правительства Республики Коми от 13 декабря 2017 г. N 563-р);


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 16.07.2018 N 317-р)


участие субъектов научной и инновационной деятельности биотехнологического профиля в программах "Старт" и "Умник" Фонда содействия инновациям;


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 16.07.2018 N 317-р)


участие субъектов научной и инновационной деятельности биотехнологического профиля в конкурсе ориентированных фундаментальных исследований Уральского отделения Российской академии наук и программе Уральского отделения Российской академии наук "Арктика".


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 16.07.2018 N 317-р)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»