Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 декабря 2014 года N 943

Об утверждении государственной программы "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы"

Изменения:
ПКМ РТ от 09.11.2016 N 829

В соответствии с Концепцией развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива", утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 9 октября 2012 года N УП-862 "О Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива", Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы" (далее - Программа).

2. Выступить учредителем автономной некоммерческой организации "Казанский открытый университет талантов 2.0.".

3. Определить уполномоченными органами по реализации мероприятий Программы (координаторами) автономную некоммерческую организацию "Казанский открытый университет талантов 2.0", автономную некоммерческую организацию "Центр развития профессиональных компетенций".

4. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на указанные цели из бюджета Республики Татарстан.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.     


Премьер-министр Республики Татарстан
     И.Ш. Халиков

Утвержден
постановлением КМ РТ
от 3 декабря 2014 г. N 943

Государственная программа "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы"

Паспорт программы


Наименование программы

Государственная программа "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство образования и науки Республики Татарстан,
 Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан,
 Департамент Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики (по согласованию)

Цель Программы

Обеспечение развертывания преемственной системы развития интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи , их профессиональных компетенций и стратегическое управление талантами в интересах инновационного развития Республики Татарстан

Задачи Программы

1. Популяризация возможностей интеллектуально-творческого развития детей и молодежи в Республике Татарстан, выстраивание эффективных коммуникаций с молодежной и родительской аудиториями.
 2. Формирование объединенных ресурсных площадок и развитие межведомственного сотрудничества в управлении талантами.
 3. Развитие конкурентоспособного научно-внедренческого молодежного сообщества и сети проектно-изыскательских площадок.
 4. Внедрение лучших моделей развития прорывных компетенций для детей и молодежи, внедрение стандартов "Ворлдскиллс" в образовательную практику, формирование ценностных ориентаций  (неформальное дуальное/ проектное/ тренерское обучение, наставничество и др.).
 5. Внедрение инновационных механизмов кадрового менеджмента, продюсирования выпускников Программы

Сроки реализации Программы

2015-2020 годы

Объемы финансирования Программы с распределением по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы из бюджета Республики Татарстан составляет 600,0 млн.  рублей, в том числе по годам:
 2015 год - 100,0  млн.  рублей,
 2016 год - 100,0  млн.  рублей,
 2017 год - 100,0  млн.  рублей,
 2018 год - 100,0  млн.  рублей,
 2019 год - 100,0  млн.  рублей,
 2020 год - 100,0  млн.  рублей.
 Примечание: Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Татарстан

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов)

Реализация Программы в полном объеме позволит достичь к концу 2020 года следующих результатов:
 увеличение удельного веса муниципальных образований Республики Татарстан, внедривших эффективные практики неформального образования, карьерной навигации, тренингов, профессиональных проб, доступные для детей и молодежи выпускных возрастов, до 100 процентов;
 увеличение количества предприятий и компаний, системно участвующих в развитии кадровых проектов профориентации, дуального обучения, профессиональных полигонов, стажировочных площадок для детей и молодежи, до 60 единиц;
 увеличение объема сетевого профсообщества педагогов, специалистов, тренеров, обученных и сертифицированных в качестве наставников и доступных для работы с детьми и молодежью, до 2280 человек;
 обеспечение системного участия и неформального обучения детей и молодежи выпускных возрастов в режиме профпроб и карьерной навигации на предприятиях Республики Татарстан - 45 тыс.человек;
 доведение количества детей и молодежи, устойчиво вовлеченных в проектную деятельность по развитию потенциала и решению задач развития республики на площадках Программы в качестве уникальных участников Программы, до 18850 человек;
 создание инфраструктуры индивидуальной образовательной продюсерской поддержки, доступной для участия до 1600 молодых людей, обладающих наивысшими достижениями;
 повышение уровня владения молодежью прорывными компетенциями в системе международной квалификационной оценки - до 4,0 балла по 5-балльной шкале;
 увеличение удельного веса созданных рабочих мест для выпускников Программы "Первый контракт" либо "Самозанятость", до 100 процентов
 увеличение удельного веса участников чемпионатов по стандартам "Ворлд-скиллс" из числа обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования до 85 про центов.

I. Общая характеристика сферы реализации Программы, основные проблемы, на решение которых направлена Программа


Комплексная оценка состояния сферы поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан представлена в Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива", утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 9 октября 2012 года N УП-862 (далее - Концепция "Перспектива"). В целом для Республики Татарстан присущи общероссийские тенденции в организации работы с одаренными детьми и молодежью. Центром ответственности за организацию работы по поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи является Министерство образования и науки Республики Татарстан, которое организует совместную деятельность с Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан и Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан.

В настоящий период реализуется ряд государственных программ, приняты нормативные правовые акты, устанавливающие меры по государственной поддержке талантливой молодежи. По объему финансирования мероприятий по поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи Республика Татарстан входит в группу регионов-лидеров Российской Федерации.

В числе ключевых приоритетов и преимуществ, созданных целенаправленной политикой поддержки, - формирование широкого круга педагогов и наставников, ежедневно и ежегодно осуществляющих последовательную работу по выявлению и развитию одаренных детей и молодежи. Согласно экспертным и статистическим оценкам сообщество профессионалов-наставников, непосредственно вовлеченных в работу с одаренными детьми и молодежью, в том числе ставших адресатами прямой поддержки, насчитывает до 5 тысяч квалифицированных и мотивированных специалистов. Это позволяет мобильно и в достаточной степени точно выявлять детей и молодых людей, обладающих особыми способностями, оказывая им прямое содействие для участия в публичных событиях, и формировать персональные рейтинги успешности при помощи конференций, олимпиад, турниров, выставок, творческих конкурсов, фестивалей и спортивных состязаний.

Для сферы поддержки одаренных детей и молодежи характерна полинаправленность. В то же время традиционно сильным в Республике Татарстан является направление научно-познавательного творчества детей и молодежи. С целью активизации творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы учащихся проводятся следующие мероприятия: Поволжская научная экологическая конференция школьников, Поволжская научная конференция учащихся им. Н.И. Лобачевского, региональная научно-техническая олимпиада-конференция "Интеллект", республиканская олимпиада юных изобретателей "Кулибины XXI века", телеигра-олимпиада "Химический бум", конкурс "Эрудит", Слет школьных компаний и другие. Ежегодно в них принимают участие более 2,5 тысячи учащихся республики и других регионов. В большинстве муниципальных образований республики функционируют школьные научные общества, в которых ежегодно занимаются более 20 тысяч учащихся.

На протяжении ряда лет с участием ведущих образовательных организаций высшего профессионального образования успешно функционируют профильные лагеря для одаренных школьников: "Квант", "Биосфера" и "Лингво-Лидер" (на базе Казанского (Приволжского) федерального университета), "Орбиталь" (на базе Казанского национального исследовательского технологического университета (КХТИ)), "Интеллект" (на базе Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КАИ)), компьютерный лагерь "Байтик".

Более высокий уровень образовательного процесса реализуется в малых университетах при Казанском (Приволжском) федеральном университете, Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева (КАИ), Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КХТИ), где преподавателями учреждений высшего профессионального образования ведется работа с одаренными детьми и молодежью. Пользуются успехом лагеря и проекты, проводимые одаренной молодежью движения "Сэлэт", участниками которых ежегодно становятся от 8 до 10 тысяч детей.

Результативность научно-познавательной активности педагогов, детей и молодежи проявляется в уровне олимпиадного движения и активности участия татарстанцев в нем. На протяжении последних лет по результатам всероссийских олимпиад команда школьников Республики Татарстан лидирует по Приволжскому федеральному округу и прочно удерживает позиции одной из лучших по России. Выстроена сбалансированная система олимпиадного движения в республике, в которой около 150 тысяч учащихся участвуют в олимпиадах на школьном уровне, 42,5 тысячи - на муниципальном и 3,3 тысячи - на республиканском.

Творческая активность педагогов, детей и молодежи в Республике Татарстан последовательно стимулируется, в том числе в целях закрепления талантов в Республике Татарстан. Победители и призеры заключительных этапов всероссийской и международной олимпиад школьников могут стать получателями 100 специальных стипендий уже в статусе студентов образовательных учреждений высшего образования очной формы обучения. Одновременно в целях поддержки молодых ученых и специалистов учреждены гранты, премии, специальные стипендии, проводится ежегодный Республиканский конкурс научных работ студентов и аспирантов на соискание премии им. Н.И. Лобачевского, а также действуют такие программы, как "50 Лучших Инновационных Идей", "Старт-1", "Старт-2", "Идея-1000", "У.М.Н.И.К.", "Ведущие научные школы". В большинстве муниципальных районов республики выделяются финансовые средства на учреждение грантов, стипендий, разовых премий для поощрения талантливой молодежи.

Развиваются сеть специализированных учреждений и система выявления талантливых детей в области спорта. Проводятся республиканские чемпионаты и спартакиады. Оказывается целевая поддержка участникам соревнований всероссийского и международного уровней. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.01.2010 N 17 "О государственной поддержке спортсменов и тренеров Республики Татарстан" учреждены соответствующие специальные ежемесячные стипендии. В субъектах Российской Федерации популярность приобретают чемпионаты по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс", призванные вывести качество подготовки рабочих кадров на международный уровень. Республика Татарстан имеет опыт проведения национальных чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс", в которых в общей сложности приняли участие более двух тысяч конкурсантов и их экспертов со всей России. В 2015 году Российская Федерация выиграла право проведения мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Казани в 2019 году. В связи с этим становится актуальным вопрос создания в республике необходимой инфраструктуры для подготовки молодежи к указанному чемпионату.

Особую роль играет программа переподготовки и стажировки в ведущих отечественных и зарубежных научно-образовательных центрах "Алгарыш", на реализацию которой ежегодно направляется до 100 млн. рублей.

Положительно зарекомендовали себя молодежные конкурсы "Кадровый резерв", "Вверх", инновационные форумы молодежи, которые стали действенными площадками для выявления и поддержки одаренной молодежи.

В Республике Татарстан благодаря усилиям педагогов-наставников и детей оформился пул знаковых мероприятий в качестве комфортной среды для развития творческого потенциала. Это, прежде всего, "Созвездие - Йолдызлык", "Весенние выкрутасы", "Молодые дарования России", "Джазовая капель", "TAT-ARS-TAH", "Фанфары Татарстана", "Алтын калэм - Золотое перо" и другие.

Расширяется участие в поддержке одаренной молодежи и бизнес-структур. Долгосрочную программу "100 талантливых детей села" реализует ОАО "АИКБ "Татфондбанк". Именные стипендии для поощрения наиболее талантливых студентов учредило ОАО "АК БАРС" БАНК. Большая работа ведется благотворительным фондом "Одаренные дети" ОАО "Татнефть".

Таким образом, сфера поддержки и развития одаренных детей и молодежи к настоящему времени в основном сложилась и включает: действующее профессиональное сообщество наставников; узнаваемый календарь публичных и состязательных мероприятий; комплекс мер поддержки детей, молодежи, педагогов; практики участия бизнес-структур в поддержке одаренных детей и молодежи и гигантская "армия участников", выпускников программ развития талантов и способностей, в различной степени интегрированных в жизнедеятельность компаний и организаций в Республике Татарстан.

В то же время масштаб инновационных задач и вызовов, стоящих перед Российской Федерацией и Республикой Татарстан, требует отношения к талантам и гуманитарным ресурсам человека в качестве важнейших преимуществ и ресурсов в глобальной конкуренции в открытом мире. С позиции задач управления речь должна вестись о внедрении инструментов стратегического управления талантами в качестве интегрального направления политики на основе гуманистических приоритетов психологии и педагогики XXI века.

В соответствии с Концепцией "Перспектива" в настоящей Программе должны быть разрешены следующие проблемы.

Отсутствует межведомственная, межсекторная координация работы. Сложившиеся формы не образуют единой, доступной для самостоятельного применения молодыми людьми системы возможностей развития своих способностей от проб, выявления до реализации в какой-либо форме (трудоустройство по специальности, создание собственного бизнеса, развитие индивидуальной научной, творческой или спортивной карьеры).

Сведения об одаренных (талантливых) детях и молодежи рассредоточены по различным структурам, отсутствуют специализированные информационные ресурсы для данной категории детей и молодежи, что не позволяет в полной мере владеть информацией о проводимых конкурсах, фестивалях, олимпиадах различного уровня.

Значительное число победителей и призеров всероссийских олимпиад, грантовых программ стремится продолжить обучение за пределами Республики Татарстан, в первую очередь, из-за больших возможностей самореализации, перспектив в индивидуальной карьере и дефицита площадок для полноценной самореализации в традиционной республиканской инфраструктуре.

Формирующееся профессиональное сообщество наставников остро нуждается в координации и публичности планов, программ, событий, адресованных детям и молодежи. Одновременно требует инвентаризации, оценки и коллегиальной разработки обновленный инструментарий для профессионалов: от методик и технологий индивидуализированной работы с ребенком до создания/оснащения современных коммуникационных рабочих пространств, помещений необходимым оборудованием в целях преодоления эффектов удаленности детей и молодежи негородских территорий.

В недостаточной мере задействованы и применяются ресурсы действующих в Республике Татарстан научных школ, научных кружков и объединений, в том числе молодежных, для построения преемственной логики развития одаренного ребенка на разных ступенях образовательного маршрута от школы к вузу, для вовлечения ученых в качестве наставников в индивидуализированные программы развития молодых людей.

При наличии сильных образовательных организаций сфере недостает квалифицированного научного руководства, методического обеспечения этой работы. Нет и массовой практики использования технологий образования, направленных на развитие творческих способностей детей и молодежи.

Широкий охват и вовлеченность детей и молодежи в творческую деятельность практически не обеспечивается возможностями построения индивидуализированных программ для детей и молодежи, достигающих особых результатов и обладающих более высоким темпом освоения базовых образовательных программ.

Несформированность общей психолого-педагогической методологии в развитии одаренных детей и молодежи на уровне профессионального сообщества наставников порождает определенную ценностную и компетентностную разнонаправленность в их действиях. При этом на уровне традиционных институтов образования, в силу их функциональной заданности, не прорабатываются на уровне личности те актуальные надпредметные умения, компетенции и ценности, при помощи которых молодой татарстанец станет высоко адаптированным и конкурентоспособным. В современном бизнесе, в странах-лидерах они получили название "метакомпетенции", "прорывные компетенции", и они вмонтированы в программы неформального образования и обучения молодежи.

Необходимо отметить слабое вовлечение общественного и коммерческого секторов в работу с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью. Лидеры бизнеса, образования и общественного секторов в недостаточно высоком темпе формируют общие кадровые, социальные проекты, внедряют доступные для молодежи площадки профессиональных проб и дуального образования, карьерных стажировок. Фактически не оформлен к текущему моменту механизм карьерного, кадрового взаимодействия между компаниями и работодателями, с одной стороны, и институтами развития одаренных детей, молодежи, самими молодыми людьми - с другой. Отсутствуют подготовленные эксперты по стандартам "Ворлдскиллс", не развита учебно-материальная база центров подготовки к чемпионатам по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс".

К факторам, наиболее значимым для развития всей сложившейся системы работы с одаренными детьми и молодежью и обеспечения ее максимальной эффективности, следует отнести коммуникационный фактор. При наличии весьма большого круга вовлеченных в проекты наставников, детей, молодежи, родителей, компаний диалог между молодежью - носителями таланта, креативности и потенциальными потребителями столь мощного творческого и кадрового ресурса построен недостаточно продуктивно. Возникающие трудности могут быть преодолены путем реализации устойчивого, ежегодно воспроизводимого комплекса коммуникаций и коммуникационных событий между носителями, наставниками и компаниями, организациями, заинтересованными в применении одаренных молодых людей в сфере экономики и общественной жизни.

Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы, и возможности их преодоления


К основным рискам реализации Программы относятся:

нормативные правовые риски:

непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, перечисленных в приложении N 2 к Программе, обеспечивающих доступность Программы для ее адресатов и партнеров;

финансово-экономические риски:

недофинансирование мероприятий Программы;

организационные и управленческие риски:

невыполнение темпов развертывания ключевых инфраструктурных элементов Программы на территории муниципальных образований, на предприятиях и в компаниях, действующих в Республике Татарстан;

недостаточность управленческой и профессиональной квалификации представителей потенциальных субъектов и участников Программы;

несформированность республиканской команды профессионалов, обладающих квалификациями, присущими управляющим сложными проектами в бизнес-организациях, и системы соответствующего материального вознаграждения специалистов таких команд по ценам, сложившимся на рынке труда.

Варианты преодоления рисков.

Устранение (минимизация) нормативных правовых рисков будет обеспечено согласованным планированием "дорожных карт" по реализации Программы и подготовки необходимых нормативных актов в диалоге со всеми ее участниками, постоянством мониторинга и оперативным внесением необходимых изменений в нормативно-правовые акты, принятие которых находится в сфере полномочий органов государственной власти Республики Татарстан.

Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению цели Программы.

В целях минимизации этих рисков в Программе спроектирован поступательный, пошаговый алгоритм вовлечения субъектов социально-политической жизни Республики Татарстан, в том числе муниципальных образований и предприятий, в реализацию Программы. За один шаг в Программе принят один год.

Одновременно возможности образовательно-коммуникационной платформы Университета талантов позволят максимально сократить многие из традиционных расходов, переведя значительную часть мероприятий в формат онлайн.

Деятельность автономной некоммерческой организации "Казанский открытый университет талантов 2.0" (далее - Университет талантов) во многом минимизирует риски, связанные с невозможностью привлечения к реализации Программы высококвалифицированных профессионалов и экспертов на постоянную и временные работы, действующих за пределами Республики Татарстан, благодаря более экономному, во многом онлайн-формату взаимодействия адресатов и организаторов Программы.

Организационные и управленческие риски будут минимизированы постепенностью и последовательностью развертывания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" всей системы образовательно-коммуникационной платформы "Казанский открытый университет талантов 2.0" (далее - Портал "Университет талантов"); конкурсным, состязательным характером вовлечения участников в реализацию Программы; постоянством экспертного мониторинга хода Программы в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан. Одновременно запланированы меры и действия по развитию квалификации участников Программы в сфере управления талантами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»