КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2013 года N 5

О СИСТЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ, РЕАБИЛИТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ


Заслушав и обсудив информацию Микова Павла Владимировича, Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, Пахомова Сергея Петровича, и.о. заместителя начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления МВД России по Пермскому краю, Ершовой Раисы Валентиновны, председателя Пермского краевого отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд", эксперта; Шутиковой Татьяны Ивановны, председателя автономной некоммерческой организации "Центр социальной помощи", Шуваевой Татьяны Витальевны, начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края; Большакова Сергея Валерьевича, заместителя министра социального развития Пермского края; Луниной Ксении Сергеевны, заместителя руководителя отдела процессуального контроля Следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю; Ронжиной Елены Вениаминовны, заместителя главы администрации Дзержинского района города Перми, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края отмечает следующее.

По данным мониторинга учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении, на 1 октября 2013 г. на учете состоит 4508 семей, 8188 детей. За 9 месяцев 2013 г. снято с учета 1811 семей, 3153 несовершеннолетних, из них по результатам индивидуальной профилактической работы - 935 семей, 1609 детей, что составляет 15% от общего числа семей/детей, состоящих на учете; в связи с ограничением в родительских правах и лишением родительских прав снято с учета 227 семей, 373 ребенка (3,6% от общего количества семей, состоящих на учете).

С 2009 года наблюдается тенденция к снижению доли семей и детей, снятых с учета по результатам индивидуальной профилактической работы (по положительной реабилитации) при некотором увеличении доли семей и детей, снятых с учета в связи с лишением родительских прав, ограничением в родительских правах (см. таблицу 1). Данные показатели свидетельствуют о необходимости повышения уровня профессионализма специалистов субъектов профилактики, специалистов, оказывающих реабилитационные услуги семьям, находящимся в социально опасном положении, о необходимости применения более эффективных методов работы.

Таблица 1


Учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении


Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

9 месяцев 2013 г.

Семей/чел.

Доля от общего числа состоящих на учете (%)

Семей/чел.

Доля от общего числа состоящих на учете (%)

Семей/чел.

Доля от общего числа состоящих на учете (%)

Семей/чел.

Доля от общего числа состоящих на учете (%)

Семей/чел.

Доля от общего числа состоящих на учете (%)

Снято с учета по результатам индивидуальной профилактической работы - семей

3426

28,9

2827

26

1881

22

1608

21

935

14,8

Снято с учета по результатам индивидуальной профилактической работы - детей

4083

19,9

4947

26

3335

22

2794

20,8

1609

14,2

Снято с учета по лишению родительских прав (ограничению в родительских правах) - семей

553

4,7

517

4,8

435

5

307

4

227

3,6

Снято с учета по лишению родительских прав (ограничению в родительских правах) - детей

971

4,7

912

4,8

746

4,9

556

4

373

3,3




Наименьшее количество семей, снимаемых с учета по результатам реабилитации (по отношению к общему количеству семей, состоящих на учете), отмечается в следующих территориях: Соликамском (3,1%, за 2012 год - 5,7%), Александровском (5,7%, за 2012 год - 7,5%), Большесосновском (3,4%, за 2012 год - 9,3%), Ильинском (2,8%, за 2012 год - 17,1%) муниципальных районах.

Наибольшее количество семей, снимаемых в связи с лишением родительских прав, отмечается в территориях: Гремячинском (9%, за 2012 год - 9,4%), Нытвенском (7,5%, за 2012 год - 8,6%), Гайнском (7%, за 2012 год - 3%), Кунгурском (3,9%, за 2012 год - 8,8%) муниципальных районах.

Показателем недостаточной реабилитационной работы является доля семей и детей, поставленных на учет социально опасного положения повторно. Анализ регистров учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении, показал, что 17% от числа семей и детей, снимаемых с учета по основанию положительной реабилитации, ставятся муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних на повторный учет.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних" N 120-ФЗ от 24.06.1999 индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Однако, по данным ГУ МВД РФ по Пермскому краю, более чем в 30% семей, снятых с учета по результатам реабилитации, неблагополучие сохраняется, что подтверждается протоколами об административных правонарушениях, составленными на родителей (законных представителей), на самих подростков, а также уголовными делами, возбужденными в отношении как родителей, так и несовершеннолетних.

Наибольшее число детей и семей, поставленных на учет повторно (по отношению к общему числу семей и детей, снятых с учета по результатам реабилитации), зарегистрировано в территориях: Косинском (36%), Кишертском (27%), Очерском (28%), Кизеловском (25%), Бардымском (23%) муниципальных районах.

В процессе индивидуальной профилактической работы необходимо применять исчерпывающие меры, необходимые для реабилитации семьи, восстановления прав детей, устранения условий, препятствующих благополучному развитию каждого ребенка. Отсутствие положительной динамики в процессе реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в течение длительного времени свидетельствует о необходимости новых подходов к работе с данной категорией семей, применения более эффективных технологий. На 01.10.2013 на учете социально опасного положения состоит 4508 семей, 8188 детей, из них 43,8% находятся на реабилитации более 1 года.

Наибольшее число семей и детей, состоящих на учете длительное время, зарегистрировано в Соликамском (37,3%), Карагайском (33,6%), Красновишерском (33,2%), Гайнском (26,4%) муниципальных районах, ЗАТО Звездный (34,1%).

Анализ фактов детского и семейного неблагополучия (гибели несовершеннолетних, фактов жестокого обращения с детьми и др.) также свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов выявления семей, находящихся в социально опасном положении, проведения своевременной, адресной реабилитационной работы.

Так, Следственным управлением Следственного комитета РФ по Пермскому краю в ходе расследования тяжкого преступления, совершенного в отношении малолетней Б. (Добрянский муниципальный район), выявлены упущения в деятельности должностных лиц государственных органов и учреждений, ответственных за охрану прав и законных интересов ребенка, что явилось условием, способствовавшим совершению данного преступления.

В ряде случаев социальное сопровождение семей и детей не осуществлялось. Так, при анализе причин и условий, способствовавших совершению тяжкого преступления в отношении малолетней в октябре 2013 г. (Осинский муниципальный район), выяснилось, что законный представитель ребенка отказалась от заключения соглашения о сотрудничестве, в связи с чем социально-педагогическая, психологическая реабилитация семьи не проводилась.

С 2011 года в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав прокуратурой внесено 14 представлений об устранении нарушений законодательства в части организации и проведения индивидуальной профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении. Выявленные нарушения касаются как осуществления координации деятельности субъектов профилактики, так и проведения непосредственно самой реабилитационной работы, оказания социально-педагогических, психологических услуг детям и семьям, находящимся в социально опасном положении.

Для повышения эффективности деятельности кураторов семей с 1 октября 2013 года в работу КГАОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения N 3" (далее - ЦПМСС N 3) внедряется технология оказания реабилитационной помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении "Шесть шагов", утвержденная краевым методическим советом по рассмотрению, проведению экспертной оценки и утверждению разработанных методических документов и материалов для специалистов, осуществляющих деятельность по реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

Данная технология регламентирует деятельность и уровень ответственности всех специалистов на каждом этапе работы с семьей, определяет их действия в случае ухудшения семейной ситуации, действия в случае возникновения угрозы жизни и здоровью ребенка. Для обеспечения полного объема реализации услуги по реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ЦПМСС N 3 закупает услуги узких специалистов (психологи, реабилитологи, социальные педагоги) на конкурсной основе. Исполнителем специальных услуг является автономная некоммерческая организация "Центр социальной помощи".

В целях повышения профессиональной компетенции специалистов учреждением проведены инструктивно-методические семинары по следующим темам: "Технология реабилитационной работы", "Социальный патронаж", "Психолого-педагогическая диагностика". Подготовлен пакет информационно-методических материалов: "Сопровождение и реабилитация", "Защита несовершеннолетних от жестокого обращения", "Азбука для родителей" и др. Проводятся ежемесячные семинары-совещания для заведующих секторами социальной и реабилитационной работы.

Вместе с тем анализ деятельности по реабилитации семей и детей в социально опасном положении выявил ряд проблем.

Перечнем гарантированных государством социальных услуг не предусмотрено оказание психологической помощи семьям, находящимся на стабильном виде сопровождения. Практика работы показывает, что такая помощь необходима. Мониторинг несчастных случаев с детьми, проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении, повлекших тяжкие последствия (смерть, увечья), за 9 месяцев 2013, показал, что из зарегистрированных 16 случаев, в 70% несчастье произошло в семьях, находящихся на стабильном виде сопровождения. Кроме того, действующая технология работы не предусматривает перевод семьи из стабильного вида патронирования в режим активной (кризисной) реабилитации при отрицательной динамике в семье. Такие изменения, по мнению специалистов, необходимы. Также необходимо предусмотреть особый формат работы с семьями, состоящими на учете более полутора лет, особенно с семьями, имеющими детей в возрасте от 0 до 7 лет.

Субъекты системы профилактики, являющиеся участниками реализации индивидуальной программы реабилитации, в большинстве территорий края не направляют куратору информацию о результатах работы с семьями в своей части. Соответственно, крайне затруднен процесс своевременной передачи информации о динамике реабилитационного процесса.

Таким образом, статистические данные, проблемы, выявленные экспертами при проведении проверок деятельности субъектов профилактики, свидетельствуют о необходимости совершенствования системы выявления, реабилитации и сопровождения семей и детей, находящихся в социально опасном положении, усиления координирующей функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, целенаправленного, систематического повышения квалификации, профессионализма специалистов учреждений, организаций, осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с детьми и семьями данной категории.

Исходя из вышеизложенного, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края постановляет:

1. Принять за основу модель выявления, реабилитации и сопровождения семей и детей, находящихся в социально опасном положении, закрепляющую функции по координации индивидуальной профилактической работы субъектов системы профилактики, контролю реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации за органами местного самоуправления (далее - новая модель).

2. Министерству социального развития Пермского края (Т.Ю.Абдуллиной):

2.1. Внести изменения в стандарт государственной услуги по реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 18 мая 2007 года N 99-п "О Перечне гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объему", с учетом индивидуального подхода к решению проблем семей и детей данной категории. Срок - 1 февраля 2014 г.

2.2. До начала реализации в территориях новой модели обеспечить непрерывное оказание услуг по выявлению, реабилитации и сопровождению семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

2.3. Создать рабочую группу по переходу на систему выявления, реабилитации и сопровождения семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с новой моделью под руководством заместителя министра социального развития Пермского края С.В. Большакова (далее - рабочая группа). Срок - 5 декабря 2013 г.

2.4. Обеспечить разработку рабочей группой плана мероприятий по переходу на систему выявления, реабилитации и сопровождения семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с новой моделью, обобщение и анализ предложений членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края, органов местного самоуправления, проведение подготовительных, организационных мероприятий по внедрению новой модели. Срок - 15 декабря 2013 г.

3. Министерству образования и науки Пермского края (Р.А.Кассиной), Министерству социального развития Пермского края (Т.Ю.Абдуллиной), Министерству здравоохранения Пермского края (А.В.Крутень), Министерству культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края (И.А.Гладневу), Министерству физической культуры и спорта (П.А.Ляху), Агентству по занятости населения Пермского края (В.В.Сыроватскому):

Разработать проекты регламентов профилактических мероприятий с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также снятыми с учета социально опасного положения в пределах компетенции, с целью дальнейшего утверждения краевой комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и внедрения в деятельность специалистов учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, служб занятости населения. Срок - 1 февраля 2014 г.

4. Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав Александровского, Бардымского, Большесосновского, Гремячинского, Гайнского, Ильинского, Кунгурского, Нытвенского, Красновишерского, Карагайского, Кишертского, Кизеловского, Косинского, Очерского, Соликамского муниципальных районов, ЗАТО Звездный:

Провести анализ качества реабилитационной работы с семьями, причин недостаточной эффективности проводимой работы (длительной реабилитации, низкого показателя доли семей и детей, снимаемых с учета по положительной реабилитации, высокой доли семей и детей, снимаемых с учета в связи с лишением родительских прав, высокой доли семей и детей, поставленных на учет повторно). Принять меры по повышению эффективности межведомственной работы с семьями и детьми данной категории. Срок - 1 февраля 2014 г.

5. Ответственному секретарю КДН и ЗП Пермского края (Е.Ю.Мамзуриной):

5.1. Подготовить новую редакцию Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия. Вынести на обсуждение и утверждение краевой комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Срок - 1 февраля 2014 г.

5.2. Подготовить проект должностной инструкции специалиста - координатора деятельности по сопровождению семей и детей, находящихся в социально опасном положении. Срок - 15 декабря 2013 г.

6. Информацию об исполнении настоящего Постановления направить в краевую КДН и ЗП до 15.03.2014.

Председатель краевой КДН и ЗП
Н.Г.КОЧУРОВА

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»