ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2014 года N 666
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ (ЦЕН) В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 февраля 2013 года N 27 (с последующими изменениями).
Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 31 декабря 2014 года N 666
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ (ЦЕН) В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
1) паспорт Программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт государственной программы "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан"
Ответственный исполнитель государственной программы | Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам |
Цель и задача государственной программы | Цель: |
Задача: | |
Срок и этапы реализации государственной программы | 2013 - 2018 годы без деления на этапы |
Перечень подпрограмм | 1) "Обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в Республике Башкортостан"; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | Доля долгосрочных тарифов, установленных в соответствующей сфере регулирования; |
Ресурсное обеспечение государственной программы | Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2013 - 2018 годах за счет средств бюджета Республики Башкортостан составит 136042,0 тыс. рублей, |
1) пункты 1 - 6 государственной программы изложить в следующей редакции:
"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ (ЦЕН) В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации основы тарифной (ценовой) политики находятся в ведении Российской Федерации. Следовательно, правовую основу реализации тарифной (ценовой) политики на уровне субъектов Российской Федерации составляют, прежде всего, нормативные правовые акты федерального уровня, в которых содержится порядок государственного регулирования тарифов (цен), а также определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению тарифного (ценового) регулирования.
Основу тарифного (ценового) регулирования на федеральном уровне составляют федеральные законы "О теплоснабжении", "Об электроэнергетике", "О газоснабжении в Российской Федерации", "О водоснабжении и водоотведении", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О погребении и похоронном деле", "Об обращении лекарственных средств", а также Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с последующими изменениями).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации "О теплоснабжении" до 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Сроки и этапы указанного перехода в отношении организаций либо их групп, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяются Правительством Российской Федерации.
Также в соответствии с пунктом 10.1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации "О водоснабжении и водоотведении" до 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к государственному регулированию тарифов, указанных в пунктах 1 - 3 части 2, пунктах 1 и 2 части 5, пунктах 1 и 2 части 8 статьи 31 данного Федерального закона, на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов (с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации). Сроки и этапы указанного перехода в отношении организаций либо их групп, осуществляющих соответствующие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определяются Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в случаях и порядке, которые определены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, вправе сформировать перечень субъектов Российской Федерации и (или) виды организаций, в отношении которых применяются иные методы регулирования.
В связи с изменениями тарифного законодательства в 2011 году Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам (далее - Госкомитет РБ по тарифам) переданы полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг (ранее это осуществлялось органами местного самоуправления Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан).
Госкомитет РБ по тарифам осуществляет контроль за применением устанавливаемых тарифов (цен) и их предельных уровней, соблюдением организациями жилищно-коммунального комплекса стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности, реализацией инвестиционных программ и использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы (цены), а также за деятельностью гарантирующих поставщиков по обеспечению надежного энергоснабжения населения.
В процессе государственного регулирования тарифов (цен) Госкомитет РБ по тарифам руководствуется параметрами, определяемыми Правительством Российской Федерации в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, и предельными уровнями тарифов (цен), устанавливаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России).
Тарифы (цены) на тепловую и электрическую энергию, а также на услуги в сфере деятельности организаций коммунального комплекса устанавливаются для 559 организаций.
Основой формирования тарифных (ценовых) решений в области электроэнергетики является сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) (далее - сводный прогнозный баланс). Работа по его формированию проводится ФСТ России исходя из предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное регулирование тарифов (цен). Основные показатели сводного прогнозного баланса в рамках Единой энергетической системы России по Республике Башкортостан приведены в таблице 1 (анализ проводился в разрезе 2009 - 2014 годов).
Таблица 1
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ сводного прогнозного баланса в рамках Единой энергетической системы России по Республике Башкортостан
N п/п | Наименование показателя сводного прогнозного баланса, единица измерения | Количественные значения показателя по годам | |||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
1 | Выработка электростанциями: | ||||||
1.1 | электроэнергии, млн. кВт/ч | 25650,00 | 23793,98 | 21525,75 | 21095,83 | 23811,85 | 19743,75 |
1.2 | мощности, МВт | 3539,73 | 3485,66 | 3963,59 | 4036,68 | 4446,57 | 4254,90 |
1.3 | тепловой энергии, тыс. Гкал | 24114,15 | 20664,26 | 20502,91 | 20600,36 | 20971,97 | 20971,34 |
2 | Покупка электроэнергии энергосбытовыми организациями, млн. кВт/ч | 23604,05 | 21875,57 | 22887,59 | 22741,74 | 23403,68 | 24503,52 |
3 | Потребление электрической энергии с оптового рынка, млн. кВт/ч | 1333,00 | 1589,25 | 22669,30 | 22480,79 | 23130,36 | 24196,62 |
4 | Потребление электроэнергии населением, млн. кВт/ч | 2650,00 | 2700,00 | 2807,00 | 3048,00 | 3503,00 | 3603,00 |
5 | Потери электроэнергии в электрических сетях территориальных сетевых организаций, млн. кВт/ч | 2951,47 | 2615,67 | 2604,77 | 2462,27 | 2642,87 | 2688,34 |
С 2011 года Госкомитетом РБ по тарифам не устанавливаются конечные цены на электрическую энергию для прочих потребителей: они складываются из цены, формирующейся на оптовом рынке электроэнергии, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цены на услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, государственному регулированию подлежат следующие составляющие конечной цены на электрическую энергию для прочих потребителей: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика и цена на услуги по передаче электрической энергии.
Кроме того, в электроэнергетике были реализованы положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" по долгосрочному регулированию. В отношении электросетевых организаций тарифы были установлены до 2016 года. Несмотря на то, что данные тарифы подлежат ежегодной корректировке, регулируемые организации и потребители услуг получили необходимые сигналы для планирования своей деятельности.
Тарифы (цены) на электроэнергию, поставляемую населению, по-прежнему регулируются государством. Их динамика представлена в таблице 2.
Таблица 2
ДИНАМИКА тарифов (цен) на электроэнергию, реализуемую населению Республики Башкортостан, в 2010 - 2014 годах
(коп. кВт/ч с НДС)
N | Наименование потребителя | Цены на электроэнергию, реализуемую населению Республики Башкортостан, по годам | Рост цен с 1 июля 2014 года по сравнению с 31 декабря 2013 года (%) | |||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2012 | 2013 | 2013 | 2014 | 2014 | |||
1 | Городские населенные пункты | |||||||||
1.1 | Население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами | 174 | 191 | 191 | 202 | 202 | 226 | 226 | 235 | 104 |
1.2 | Население, проживающее в домах, оборудованных электроплитами | 121 | 133 | 133 | 141 | 141 | 158 | 158 | 165 | 104 |
2 | Сельские населенные пункты | 121 | 133 | 133 | 141 | 141 | 158 | 158 | 165 | 104 |
Существенной проблемой тарифообразования (ценообразования) в электроэнергетике продолжает оставаться объем перекрестного субсидирования от тарифов для населения, динамика которого непостоянна: в 2010 году этот объем составлял 6,44 млрд. рублей; в 2011 году в связи с исчезновением тарифной группы "Базовые потребители" и соответствующим выравниванием тарифов (цен) для всех потребителей объем перекрестного субсидирования снизился до 5,92 млрд. рублей. В то же время ограниченный рост тарифов (цен) для населения относительно промышленных потребителей привел к увеличению объема перекрестного субсидирования до 6,38 млрд. рублей в 2012 году. Данные затраты учтены при установлении тарифов (цен) на услуги по передаче электроэнергии для прочих потребителей.
Формирование тарифов (цен) на тепловую энергию и на тепловую энергию, производимую электростанциями в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляется в рамках предельных уровней, утверждаемых ФСТ России в среднем по субъектам Российской Федерации. Производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки в Республике Башкортостан осуществляют ООО "Башкирская генерирующая компания" и ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ".
Распределением тепловой энергии в 8 крупных городах республики занимается ООО "Башкирские распределительные тепловые сети". Динамика среднеотпускных тарифов (цен) на тепловую энергию приведена в таблице 3.
Таблица 3
ДИНАМИКА среднеотпускных тарифов (цен) на тепловую энергию в крупных городах Республики Башкортостан в 2010 - 2014 годах
(руб./Гкал без НДС)
Город | Среднеотпускная цена на тепловую энергию в крупных городах Республики Башкортостан по годам | Рост цены с 1 января 2014 года по сравнению с 1 января 2014 года (%) | ||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
Агидель | 519,80 | 711,12 | 795,74 | 911,76 | 984,66 | 108 |
Благовещенск | 519,80 | 709,48 | 793,92 | 911,76 | 984,66 | 108 |
Ишимбай | 519,80 | 719,01 | 796,45 | 911,76 | 984,66 | 108 |
Нефтекамск | 519,80 | 713,98 | 798,94 | 911,76 | 984,66 | 108 |
Салават | 519,80 | 710,14 | 790,39 | 750,87 | 810,56 | 108 |
Сибай | 519,80 | 705,68 | 789,66 | 911,76 | 984,66 | 108 |
Стерлитамак | 519,80 | 718,02 | 790,02 | 750,52 | 810,56 | 108 |
Уфа | 519,80 | 711,66 | 792,37 | 911,76 | 984,66 | 108 |
В целях принятия экономически обоснованных тарифных решений по регулируемым сферам деятельности Госкомитетом РБ по тарифам формируются и утверждаются следующие балансы: сводный прогнозный баланс водоснабжения (таблица 4); сводный прогнозный баланс водоотведения (таблица 5); сводный прогнозный баланс услуг утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (таблица 6).
Таблица 4
СВОДНЫЙ ПРОГНОЗНЫЙ БАЛАНС водоснабжения
N п/п | Показатель баланса водоснабжения (единица измерения) | Прогнозный баланс водоснабжения по годам | Отклонение 2014 года (план) к 2013 году (утверждено), % | ||||
2011 | 2012 | 2013 | отклонение 2013 | 2014 год | |||
1 | Подано воды в сеть (тыс. куб. м) | 337958,30 | 326617,86 | 373783,74 | 114,44 | 449354,21 | 120,21 |
2 | Потери (тыс. куб. м) | 51642,12 | 45101,45 | 44115,11 | 97,81 | 43223,94 | 97,97 |
3 | Полезный отпуск воды - всего (тыс. куб. м), | 286316,18 | 281516,41 | 329668,62 | 117,10 | 405950,27 | 123,13 |
3.1 | по группе потребителей "Население" (тыс. куб. м) | 198598,44 | 187950,07 | 187574,85 | 99,80 | 172966,47 | 92,21 |