Недействующий

 
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 1 сентября 2015 года N 83

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2016 - 2018 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минсельхоза Алтайского края от 02.02.2017 N 17, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.02.2017).
____________________________________________________________________

(в редакции Приказов Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 23.09.2015 N 92, от 10.11.2016 N 97)


В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, и государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2012 N 523, в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 29.04.2015 N 159 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" на 2016 - 2018 годы.

2. Опубликовать настоящий приказ на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Межина С.А.

Начальник Главного управления
сельского хозяйства
Алтайского края
А.Н.ЧЕБОТАЕВ






Утверждена
Приказом
Главного управления
сельского хозяйства
Алтайского края
от 1 сентября 2015 года N 83

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2016 - 2018 ГОДЫ

  (в редакции Приказов Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 23.09.2015 N 92, от 10.11.2016 N 97)


 Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" на 2016 - 2018 годы (далее - "Программа")

Главный распорядитель средств краевого бюджета

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее - "Главное управление")

Цель и задача программы

цель - создание социально-экономических условий для развития на территории Алтайского края сельскохозяйственной потребительской кооперации;

задача - создание, расширение, модернизация материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК)

Целевые индикаторы и показатели программы

количество СПоК, получивших гранты;

количество созданных в СПоК, участвующих в Программе, новых рабочих мест;

прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе молока) у участников Программы

Программные мероприятия

предоставление грантов на создание, расширение, модернизацию материально-технической базы СПоК

Сроки реализации мероприятий программы

2016 - 2018 годы

Объемы и источники финансирования программы по годам

объем финансирования Программы на период 2016 - 2018 годов составит 8250 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам:

в 2016 году - 2750 тыс. рублей;

в 2017 году - 2750 тыс. рублей;

в 2018 году - 2750 тыс. рублей;

(справочно: за счет внебюджетных источников - 5502 тыс. рублей, из них по годам:

в 2016 году - 1834 тыс. рублей;

в 2017 году - 1834 тыс. рублей;

в 2018 году - 1834 тыс. рублей).

Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

предоставление грантов 6 СПоК на создание, расширение, модернизацию их материально-технической базы;

создание в СПоК не менее 6 рабочих мест на каждые 10 млн рублей гранта;

прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции у участников Программы (в том числе молока) не менее чем на 1 процент в год


 1. Общие положения


Настоящая Программа устанавливает направления, механизмы и условия предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам, отвечающим требованиям Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 623.


2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в современной экономике состоит в объединении без потери юридической и хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью создания условий для их экономического развития путем повышения товарности, конкурентоспособности производимой ими продукции и обеспечения доступности ее реализации на региональном, национальном и мировом рынках.

Потенциал развития кооперации в Алтайском крае определен рядом особенностей функционирования малых форм хозяйствования в регионе. По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, на 01.01.2015 в районах края зарегистрировано 454 тысячи личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), в пользовании у которых находится 269,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 175,3 тыс. гектаров пашни, и в собственности - 398,7 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 191,7 тыс. коров, 445,4 тыс. свиней, 190,4 тыс. овец и коз. Среднегодовой объем производимых ими скота и птицы в живом весе составляет 174,2 тыс. тонн, а молока - 825,3 тыс. тонн. Доля данного сектора экономики региона в общем объеме производства сельхозпродукции составляет 48,6%, производства молока - 57%, мяса - 63%, картофеля и овощей - 90%. При этом, несмотря на перечисленные показатели, уровень товарности производимой личными подсобными хозяйствами сельскохозяйственной продукции, остается низким (молока - 25,3%, мяса - 62,4%).

В пользовании 4423 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х) находится более 1,7 млн гектаров пашни, или 25,9% площади всей пашни региона. Особенность фермерского сектора сельской экономики Алтайского края заключается в том, что доля крупнотоварных фермерских хозяйств, в пользовании которых находится более 52% общего пахотного клина, составляет всего 7% от количества зарегистрированных хозяйств. Поголовье крупного рогатого скота в К(Ф)Х насчитывает 60,7 тыс. голов, в том числе 25,8 тыс. коров, из которых 8,0 тыс. голов мясных и 17,8 тыс. голов молочных пород. В 2014 году фермерскими хозяйствами края произведено 41,4 тыс. тонн молока и 8,2 тыс. тонн мяса, что соответствует 2,9% и 2,4% общего краевого объема (при уровне товарности молока - 75%, мяса - 86,9%).

В целом доля сельскохозяйственной продукции, производимой К(Ф)Х, составляет 14 - 15% от общего краевого объема, причем на долю растениеводства приходится 22,6% (32% зерна, 35% подсолнечника и 25% сахарной свеклы), животноводства - 2,4%. А удельный вес К(Ф)Х, ведущих многоотраслевое производство, то есть занимающихся растениеводством и товарным производством животноводческой продукции, не превышает 4,3% от общего количества фермерских хозяйств.

В последние годы доля К(Ф)Х и ЛПХ в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции увеличилась. Данный факт объясняется тем, что для сельских жителей личные подворья - способ самоорганизации и самообеспечения в сложных экономических условиях. При этом производство животноводческой продукции во многих К(Ф)Х и ЛПХ - трудоемкий процесс со значительной долей ручного труда. Крупный рогатый скот, содержащийся в них, малопродуктивен, поэтому продукция ЛПХ менее конкурентоспособна по сравнению с продукцией, производимой в хозяйствах, имеющих современные животноводческие фермы. Кроме того, действуя в условиях жесткой конкуренции, сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением отдельных крупных, вертикально интегрированных структур) получают в качестве выручки от реализации своей продукции лишь малую долю той цены, которую платит конечный потребитель. Прибыль, образующаяся на всех этапах переработки и реализации продукции, не поступает сельскохозяйственному товаропроизводителю, что негативно сказывается на экономике хозяйств.

Реальным способом устойчивого повышения доли производителя в конечной цене реализации его продукции является развитие перерабатывающей и сбытовой кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей. В соответствии с российским законодательством процесс кооперации граждан и субъектов предпринимательской деятельности осуществляется через создание юридических лиц - кооперативов. Кооперативы различных видов, образуемые на сельских территориях, решают задачи обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения их продукцией производственного и бытового назначения (потребительские общества), обеспечения занятости посредством совместного использования основных фондов (сельскохозяйственные производственные кооперативы). Таким образом, развитие всех видов сельской кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости в селе, повышения покупательной способности сельского населения и в конечном счете - устойчивого развития сельских территорий.

При этом начинающие кооператоры сталкиваются с рядом серьезных проблем, важнейшими из которых являются недостаток первоначального капитала и высокая стоимость привлеченных финансовых ресурсов. Создание и развитие кооператива требует от его членов мобилизации значительных материальных ресурсов, отсутствующих у сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей, либо привлечения заемных средств. Серьезной проблемой является и дефицит профессиональных кадров, которые могут консультировать по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам, недостаток подготовленных менеджеров и других работников кооперативов, отсутствие у них возможности получения дополнительного профессионального образования.

Без решения указанных проблем действующие в сельской местности кооперативы не смогут выдержать конкуренцию с частным бизнесом и в результате будут вынуждены прекратить свою деятельность. Предусмотренные в настоящее время на федеральном уровне меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как показывает практика, не оказывают воздействия на темпы кооперативного строительства, поскольку их применение не связано с участием сельскохозяйственного производителя в кооперативах, с их капитализацией и ростом объема оказываемых ими услуг. Кроме того, действующие меры поддержки не охватывают в должной мере традиционный институт кооперации населения, такой как потребительские общества.

При сохранении инерционного сценария кооперативный сектор не получит средств для своего качественного развития. Продолжится отток капитала из сельскохозяйственного производства в частные посреднические структуры, а систематически недополучающие доходы сельскохозяйственные производители будут не в состоянии решать задачи, сформулированные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

Принятие Программы создаст условия для стимулирования создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов и модернизации их материально-технической базы, что обеспечит увеличение производства ими товарных объемов продукции и возможность ее выгодной реализации на рынке продовольствия и сырья.


3. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является создание социально-экономических условий для развития на территории Алтайского края сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Достижение цели будет обеспечено путем создания, расширения, модернизации материально-технической базы СПоК.


4. Система программных мероприятий


В целях развития сельскохозяйственной потребительской кооперации предусмотрено предоставление СПоК гранта на создание, расширение, модернизацию материально-технической базы (далее - "проект").

Грант предоставляется на выполнение комплекса работ, определенных календарным планом, в соответствии со сметой расходования предусмотренных проектом средств на цели, определенные в подпункте "б" пункта 3 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 623 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.

Грант на развитие материально-технической базы СПоК представляет собой средства, передаваемые из краевого бюджета на их счета в кредитной организации для ведения учета средств неделимого фонда кооператива и для софинансирования затрат на развитие материально-технической базы, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.

(в ред. Приказа Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 23.09.2015 N 92)

Размер гранта на развитие материально-технической базы, предоставляемого конкретному СПоК, определяется комиссией по реализации на территории Алтайского края мероприятий ведомственных целевых программ развития малых форм хозяйствования на селе, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы (далее - "Комиссия"), состав которой утвержден распоряжением Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N 444-р. Сумма выделяемого гранта не может превышать 60% от общей стоимости проекта (при условии обеспечения соискателем софинансирования затрат за счет собственных и (или) кредитных средств в размере не менее 40%). В случае необходимости внесения в план расходов изменений они согласовываются с Комиссией. При этом не допускается, чтобы изменения привели к снижению мощности проекта.

Максимальный размер гранта не может превышать 70 млн рублей.

(в ред. Приказа Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 10.11.2016 N 97)

Грант на развитие материально-технической базы предоставляется при соблюдении кооперативом следующих обязательств:

освоение средств гранта в течение 18 месяцев со дня их поступления на счет неделимого фонда кооператива, открытого в кредитной организации, и использование имущества, закупаемого за счет средств гранта, исключительно на развитие материально-технической базы кооператива;

соразмерное участие финансовыми средствами кооператива, внесенными в неделимый фонд, в размере не менее 40% от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемых за счет средств гранта;

включение в неделимый фонд кооператива имущества, приобретенного с использованием средств гранта;

возврат за счет имущества кооператива бюджетных средств в случае его ликвидации до истечения срока действия соглашения о предоставлении гранта (5 лет);

увеличение объема реализуемой сельскохозяйственной продукции не менее чем на 1 процент в год (в том числе молока);

создание в кооперативе в год получения гранта не менее 6 новых постоянных рабочих мест на каждые 10 млн рублей гранта.


5. Ресурсное обеспечение Программы


Общий объем финансирования Программы на период 2015 - 2017 годов составит 8250 тыс. рублей за счет краевого бюджета, в том числе по годам:

в 2016 году - 2750 тыс. рублей;

в 2017 году - 2750 тыс. рублей;

в 2018 году - 2750 тыс. рублей.

Справочно:

за счет внебюджетных источников - 5502 тыс. рублей, из них по годам:

в 2016 году - 1834 тыс. рублей;

в 2017 году - 1834 тыс. рублей;

в 2018 году - 1834 тыс. рублей.

Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.


6. Ожидаемые результаты реализации Программы


Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться с учетом Методики оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2009 N 247.

Реализация мероприятий Программы направлена на развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в селе как основного механизма обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей, малых форм хозяйствования, потребительских обществ к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции, улучшения качества жизни в сельской местности.

В рамках реализации программных мероприятий предусматривается предоставить гранты на развитие материально-технической базы не менее чем 6 СПоК. Грантовая поддержка будет способствовать укреплению материально-технической базы СПоК, что обеспечит прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе молока) не менее чем на 1 процент в год, созданию постоянных рабочих мест и будет содействовать решению проблем занятости и самозанятости жителей сел, повышению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения.

Реализация намеченных мероприятий существенно снизит экономическую нагрузку на членов кооперативов, повысит эффективность их деятельности, обеспечит доступность кредитных ресурсов для реализации календарных планов хозяйств - участников Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»