Недействующий


 МАЛЫЙ СОВЕТ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 23 июня 1993 года N 141/21

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СВЯЗИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ И САНИТАРНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ

____________________________________________________________________
Утратило силу с 11 марта 2018 года на основании
Закона Свердловской области от 26 февраля 2018 года N 7-ОЗ
____________________________________________________________________


Учитывая право граждан на своевременное возмещение ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате экологических и санитарных правонарушений, отсутствие механизма взыскания ущерба и руководствуясь ч. III ст. 84 (П) Конституции РФ, п. 4 ст. 46 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" временно до принятия Правительством РФ соответствующих нормативных актов, малый Совет Свердловского областного Совета народных депутатов решил:

1. Утвердить "Положение о порядке возмещения вреда, причиненного здоровью граждан Свердловской области в связи с экологическими и санитарными правонарушениями" и ввести в действие с 01.09.93 (прилагается).

2. Администрация области в двухмесячный срок подготовить и утвердить инструкцию по определению размеров компенсации экономического ущерба здоровью граждан или группе граждан, связанного с экологическим и санитарными правонарушениями.

3. Контроль за выполнением настоящего Решения возлагается на комиссии по вопросам здравоохранения, защиты материнства и детства (Фасахов И.Н.), по экологии, охране природы и рациональному использованию природных ресурсов (Хачин В.И.).


Председатель областного Совета
А.В.ГРЕБЕНКИН






Утверждено
Решением малого Совета
Свердловского областного
Совета народных депутатов
от 23 июня 1993 года N 141/21

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СВЯЗИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ И САНИТАРНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Правовую норму настоящего Положения составляют:

1.1.1. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел XIV).

1.1.2. Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 5).

1.1.3. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статьи 24, 42).

1.1.4. Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (статьи 10, 15, 28).

1.1.5. Закон РФ "О защите прав потребителей" (статья 12).

1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок взыскания с субъектов хозяйственной деятельности и использования денежных средств в качестве компенсации вреда, причиненного здоровью отдельных граждан и групп населения экологическими и санитарными правонарушениями на территории Свердловской области, а также компенсации дополнительных расходов на оказание медицинской помощи и специальных мероприятий по линии санэпиднадзора и экологического контроля, вызванных этими правонарушениями. Положение не рассматривает порядок определения величины и взыскания штрафов за те же правонарушения, предусмотренные законом, указанными в пп. 1.1.1 и 1.1.2, наряду с возмещением ущерба, и регламентируемых специальными документами.

1.3. Правом на возмещение вреда, причиненного правонарушителями, действующими на территории Свердловской области, пользуются лица любого гражданства или без гражданства, оказавшиеся на этой территории под вредным воздействием факторов, связанных с соответствующими экологическими и санитарными правонарушениями, независимо от места их постоянного проживания.

Примечание. Данный пункт Положения вводится в действие по мере заключения соответствующих двухсторонних соглашений с администрациями других территорий РФ или других стран либо после принятия соответствующего Положения Правительством РФ.

1.4. Порядок возмещения вреда, причиненного населению Свердловской области в результате трансграничного переноса вредных для здоровья факторов с атмосферным воздухом, водой открытых или подземных источников водоснабжения, с пищевыми продуктами, медикаментами или иными путями при локализации источника указанных факторов на других территориях и вреда, причиненного подобным же образом населению других территорий экологическими и санитарными правонарушениями, имевшими место в пределах Свердловской области, регулируются специальными актами Правительства РФ либо двухсторонними соглашениями между Свердловской областью и другими территориальными единицами РФ.

1.5. Обязанности по установлению причинно-следственных связей между конкретными экологическими и санитарными правонарушениями, с одной стороны, и неблагоприятными изменениями состояния здоровья населения или отдельных граждан, с другой, возлагаются на Свердловский областной центр санэпиднадзора и подчиненные ему учреждения, которые готовят материалы, принимаемые судами к рассмотрению вместе с исковыми заявлениями о возмещении вреда. В порядке выполнения этих обязанностей органы санэпиднадзора вправе привлекать для экспертизы органы экологического контроля, а также другие организации и отдельных специалистов. Для решения наиболее сложных экспертных вопросов может создана постоянная экспертная комиссия.

1.6. Настоящее Положение является обязательным для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от подчиненности и формы собственности, а также гражданами, проживающими на территории Свердловской области.

1.7. Контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляется Свердловским областным центром санэпиднадзора и Свердловским областным комитетом по охране природы.

Раздел 2. ВИДЫ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ВОЗМЕЩЕНИЮ


2.1. В зависимости от характера проявления неблагоприятных для здоровья граждан эффектов экологических и санитарных правонарушений, возможны два варианта возмещаемого вреда.

2.1.1. Воздействие вредного фактора, возникающие или усиливающиеся в результате указанных правонарушений, приводит к развитию особого заболевания или иного неблагоприятного эффекта со стороны физического или душевного состояния граждан, которые у каждого отдельного пострадавшего могут быть с достаточной достоверностью (соответствующей современному состоянию медицинской науки) приписаны именно этому воздействию.

2.1.2. В результате воздействия вредного фактора или комплекса факторов, возникающего или усиливающегося в связи с указанными правонарушениями, более или менее многочисленная группа граждан, объединяемая местом работы, либо территорией проживания, либо источником водопользования, либо по другим признакам, страдает от достоверного роста числа заболеваний или неблагоприятных эффектов со стороны здоровья, которые могут наблюдаться и вне этого вредного воздействия, а потому у каждого лица не могут быть однозначно с ним связаны.

2.1.3. В ряде случаев экологическое или санитарное правонарушение может быть связано с причинением обоих видов вреда, выделенных в пп. 2.1.1 и 2.1.2.

2.2. В случаях, соответствующих определению п. 2.1.1, вред возмещается непосредственно пострадавшему либо членам его семьи в случаях, оговоренных п. 3.2. В случаях, соответствующих определению п. 2.1.2, вред возмещается путем выплаты соответствующих сумм органами муниципальной власти или представителю интересов трудового коллектива (в зависимости от того, какая именно часть населения пострадала), причем эти денежные средства могут использоваться только на осуществление тех или иных профилактических и оздоровительных мероприятий, развитие медицинской помощи, дополнительное медицинское страхование. В случаях, предусмотренных пунктом 2.1.3, возмещаются оба вида вреда независимо друг от друга.

2.3. В тех случаях, когда неблагоприятные эффекты, предусмотренные пп. 2.1.1 или 2.1.2, являются особо выраженными по распространенности (интенсивности) и требуют дополнительных мер по выявлению причин такой "вспышки заболеваний", по разработке способов ее прекращения и предупреждения повторных вспышек того же рода, а также по оказанию медицинской помощи пострадавшим в объемах, превышающих нормативную нагрузку соответствующих органов государственного либо ведомственного санэпиднадзора, экологического контроля и медицинских учреждений, все соответствующие дополнительные расходы названных органов и учреждений либо страховых организаций подлежат возмещению со стороны юридических лиц, ответственных за возникновение данной вспышки.

2.4. Меры административного воздействия или судебное преследование юридических лиц или отдельных граждан, виновных в экологических и санитарных правонарушениях, либо в бездеятельности, халатности, неквалифицированных действиях, приведших к тому или иному вредному действию на здоровье граждан, не освобождают их от экономической ответственности в виде компенсационных выплат, рассматриваемых настоящим Положением, и наоборот, такие выплаты не освобождают от указанных штрафов, административной или уголовной ответственности, а также от взносов в экологический фонд.

Раздел 3. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ОТДЕЛЬНОМУ ГРАЖДАНИНУ


3.1. Вред, причиненный здоровью гражданина заболеванием, травмой или иным нарушением, вызванным тем или иным неблагоприятным фактором, возникшим или усилившимся в связи с конкретным экологическим или санитарным правонарушением (в соответствии с п. 2.1.1), подлежит возмещению в полном объеме на весь период заболевания (нарушения, последствия травмы), а при хронических неизлечимых заболеваниях или необратимых нарушениях - на весь предстоящий период жизни.

3.2. В случае смерти, вызванной причинами, указанными в п. 3.1, ущерб возмещается членам семьи умершего, независимо от их трудоспособности, на период, устанавливаемый по договоренности сторон либо в судебном порядке при возбуждения гражданского иска пострадавшей стороной.

3.3. Подлежащий возмещению материальный ущерб, причиненный гражданину в результате обстоятельств, названных в п. 3.1, слагается из потери заработка ввиду полной или частичной утраты трудоспособности, а также из расходов на лечение, уход за больным, реабилитацию утраченных функций, обучение новой профессии в связи с потерянной возможностью работать по прежней профессии (включая ее медицинскую противопоказанность) и на переезд в другой регион в связи с медицинскими рекомендациями, продиктованными соответствующими нарушениями здоровья. По всем эти составляющим ущерб возмещается виновным пострадавшему в полном объеме. В случае, если часть расходов берут на себя государство или какие-либо общественные организации, ущерб возмещается виновным пострадавшему только в оставшейся части.

3.4. Конкретный порядок исчисления величины возмещаемого ущерба в случаях, предусмотренных пп. 3.1 - 3.2, определяется инструкцией, составляющей приложение к настоящему Положению.

3.5. Гражданин, пострадавший в результате обстоятельств, названных в п. 3.1, имеет право также на денежное возмещение морального ущерба в связи с вызываемыми этими обстоятельствами духовными и физическими ограничениями (помимо зависящего от этих ограничений материального ущерба, возмещаемого в соответствии с п. 3.3). Размеры и характер выплат в возмещение морального ущерба, как и сам факт нанесения такого ущерба, устанавливаются судом по предъявлении пострадавшим гражданского иска. В случае смерти лица, получавшего те или иные выплаты в порядке возмещения морального ущерба, эти выплаты прекращаются.

Раздел 4. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ГРУППЕ ГРАЖДАН


4.1. Группе граждан в соответствии с п. 2.1.2, в порядке, предусмотренном пунктами 2.2 и 2.4, возмещается вред, связанный с повышением общей заболеваемости и его неблагоприятными последствиями (включая рост инвалидности и смертности), а также с повышенной распространенностью или тяжестью нарушений репродуктивной функции и с другими неблагоприятными эффектами влияния на здоровье, помимо тех его нарушений, которые возмещаются непосредственно пострадавшему в соответствии с п. 2.2.2 и разделом 3 настоящего Положения.

4.2. Возмещению подлежат все дополнительные местные расходы на медицинское обслуживание данной группы граждан (непосредственно либо через дополнительное коллективное медицинское страхование) за вычетом тех дополнительных расходов, о которых идет речь в п. 2.3 и в разделе 5; дополнительные расходы на выплаты в связи с временной нетрудоспособностью или стойкой утратой нетрудоспособности; компенсационные и льготные выплаты данной группе граждан (если их не берет на себя непосредственно предприятие, нарушающее экологическое или санитарное законодательство); потери местного бюджета в связи с недополучением налогов из-за снижения доходов этой группы, вызванного неблагоприятными эффектами этого нарушения.

4.3. Все составляющие материального ущерба, перечисленные в п. 4.2, определяются только той частью заболеваемости или иного вредного эффекта, которая превышает ожидаемый уровень их распространенности или тяжести в соответствующей группе граждан вне воздействия факторов, связанных с конкретным экологическим или санитарным правонарушением. Методика определения этой части и расчета соответствующей величины ущерба устанавливается инструкцией, составляющей приложение к настоящему Положению.

Раздел 5. ВОЗМЕЩЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ В СВЯЗИ СО ВСПЫШКОЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗВАННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ И САНИТАРНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ


5.1. Под вспышкой в рамках настоящего Положения понимается повышение, не менее чем вдвое, числа случаев болезни по сравнению со средним для данного населенного пункта, или региона, связь которого с тем или иным экологическим или санитарным нарушением установлена в соответствии с п. 1.5, а также появление любого числа случаев ранее здесь не наблюдавшихся заболеваний, связь которых с таким нарушением установлена в том же порядке.

5.2. Возмещению юридическим лицом, виновным в том правонарушении, которое привело к вспышке заболеваний, подлежат все фактические расходы органов экологического контроля и санэпиднадзору по выявлению ее причин и их ликвидации и все фактические расходы медицинских учреждений (либо финансирующих их страховых организаций) по диагностике и лечению этих заболеваний и их осложнений.

5.3. Основанием к возмещению расходов, указанных в п. 5.2, является счет, предъявляемый названными в нем учреждениями и организациями. Все споры сторон относительно суммы такого счета решаются в установленном порядке.

5.4. Юридическое лицо, возместившее расходы, указанные в п. 5.2, освобождается от соответствующей части возмещения ущерба, рассматриваемого разделом 4 (пункт 4.2), но не освобождается от возмещения ущерба гражданину, если конкретные случаи заболеваний, составившие его вспышку, соответствуют определению, данному в п. 2.1.1.

Раздел 6. ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ


6.1. Возмещение ущерба отдельным гражданам, в зависимости от характера и составляющих этого ущерба, рассмотренных разделом 3, может осуществляться через назначение пенсий, компенсационных доплат к заработку или доходу пострадавших, оплату конкретных расходов граждан, прямо или косвенно связанных с нанесенным им физическим или моральном ущербом, единовременные компенсационные выплаты за причиненный ущерб. Порядок возмещения ущерба группе граждан и возмещения дополнительных расходов органов санэпиднадзора и медицинских или страховых учреждений и организаций изложен в разделах 4 и 5, соответственно.

6.2. Все затраты предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, связанные с возмещением всех видов ущерба или расходов, рассматриваемых настоящим Положением, могут покрываться этим субъектом только за счет его прибыли (дохода). Запрещается переносить эти затраты на себестоимость продукции.

6.3. На случай финансовой несостоятельности или ликвидации предприятия, ответственного за причиненный вред здоровью, если его финансовые обязательства не переданы какому-либо другому юридическому лицу, должен создаваться резервный муниципальный фонд (за счет отчислений из платежей) поступающих в соответствии с разделом 4 настоящего Положения для возмещения ущерба тем гражданам, которые не смогут в силу указанных причин получить это возмещение от юридического лица, виновного в его причинении.

Раздел 7. ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ И САНИТАРНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ


7.1. Причинитель вреда, связанного с экологическими или санитарным правонарушением при установлении этой связи в соответствии с разделами 1 и 2 и определении величины нанесенного материального ущерба в соответствии с разделами 3 и 4 настоящего Положения, может возместить этот ущерб добровольно в течение 3 месяцев после предъявления претензии потерпевшим либо представителями их интересов.

7.2. По истечении указанного в п. 7.1 срока в случае отказа причинителя вреда от добровольного возмещения, а также в случае неудовлетворенности потерпевших размерами этого возмещения они вправе обратиться с иском о возмещении причиненного вреда.

7.2.1. В случае установления вреда гражданину (в соответствии с п. 2.1.1 и разделом 3 настоящего Положения) с иском в суд вправе обратиться сам потерпевший, члены его семьи, либо в интересах потерпевшего-прокурор, органы здравоохранения, общественные организации.

7.2.2. В случае установления вреда группе граждан (в соответствии с п. 2.1.2 и разделом 4 настоящего Положения) вопрос о возмещении этого вреда рассматривается арбитражным судом по иску, внесенному администрацией территории либо профсоюзом, либо другими представителями потерпевшей группы, либо прокурором в ее интересах.

7.3. Споры между органами санитарного надзора, экологического контроля и медицинскими учреждениями (либо финансирующими их страховыми организациями), с одной стороны, и причинителем вреда, с другой стороны, по вопросам, связанным с возмещением дополнительных расходов, предусмотренным разделом 5 настоящего Положения, рассматриваются арбитражным судом по инициативе любой из сторон.

7.4. В целях установления причинно-следственных связей между конкретными экологическими или санитарными правонарушениями и вредом, причиненным здоровью граждан, а в случае наличия нескольких правонарушителей - также для оценки долевой ответственности каждого из них за причиненный вред суд и арбитражный суд вправе привлекать экспертов-специалистов.

7.4.1. Должностные лица органов санитарно-эпидемиологического надзора обеспечивают выдачу заключений по запросам судов в соответствии с п. 7.4 на основании имеющихся материалов, а при необходимости - и дополнительно проводимых исследований в срок не более 2 месяцев по поступлении документов из судебных органов. Заключение подписывается руководителем органа санэпиднадзора или его заместителем.

7.4.2. При необходимости судебные органы могут привлечь к проведению дополнительных исследований, необходимых для решения вопросов, названных в п. 7.4, также областной комитет по охране природы, медицинские и иные научные учреждения и заинтересованные организации.

7.4.3. Для решения наиболее сложных экспертных вопросов судебные органы могут привлекать отдельных высоко квалифицированных специалистов и ученых, а также создавать специальные экспертные комиссии.

7.4.4. Расходы, связанные с осуществлением экспертизы и проведением необходимых дополнительных исследований, возмещаются соответствующим организациям за счет причинителя.

7.5. Решение судебных органов является основанием для взыскания с причинителя вреда денежных средств в возмещении ущерба, причиненного здоровью граждан.

7.6. Регулярные выплаты, связанные с постоянным причинением вреда группе граждан, установленные по решению арбитражного суда, могут быть отменены либо уменьшены в размерах новым решением этого суда только в случае представления причинителем вреда фактических материалов (подтверждаемых заключением органов санэпиднадзора и охраны природы), которые свидетельствуют о существенном уменьшении или прекращении соответствующих санитарных или экологических правонарушений, с учетом стойкости вреда, причиненного ранее имевшими место правонарушениями.

7.7. В тех случаях, когда спустя любое время после решения судебного органа, оказываются выявленными новые достоверные последствия санитарных или экологических правонарушений, результатом которых является ранее не учтенный вред, в суд может быть внесен дополнительный иск о соответствующем увеличении возмещения вреда. Порядок предъявления и рассмотрения такого иска тот же, что предусмотрен в п. 7.1, п. 7.2.2 и п. 7.4.

7.8. Величина регулярных или повторных выплат, установленная судебными органами по возмещению вреда, связанного с санитарными или экологическими правонарушениями, подлежит индексации в соответствии с ростом минимального уровня заработной платы.

7.9. Инструкции по определению величины экономического ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан или группы граждан экологическими и санитарными правонарушениями, утверждаются администрацией области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»