МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 21 января 2016 года N под-72/16

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


В целях реализации государственной политики в сфере воспитания и повышения эффективности деятельности образовательных организаций по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся Республики Татарстан в данной сфере приказываю:

1. ГАОУ ДПО "Институт развития образования" (Р.Г.Хамитов) совместно с отделом дополнительного образования детей (Э.Р.Сафина) взять на контроль реализацию Методических рекомендаций по формированию и реализации системы антикоррупционного воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях Республики Татарстан.

2. Руководителям государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан, разработать план мероприятий по внедрению Методических рекомендаций; ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направлять информацию в Министерство образования и науки Республики Татарстан в соответствии с формой отчетности.

3. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием:

3.1. принять комплекс мер по внедрению Методических рекомендаций по формированию и реализации системы антикоррупционного воспитания в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях Республики Татарстан;

3.2. ежеквартально до 15 числа, следующего за отчетным, направлять информацию в соответствии с приложением.

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра образования и науки Л.О.Сулима.

Заместитель Премьер-министра
Республики Татарстан - министр
Э.Н.ФАТТАХОВ





Приложение
к Приказу
Министерства образования и науки
Республики Татарстан
от 21 января 2016 года N под-72/16

Информация об итогах реализации методических рекомендаций по формированию и реализации системы антикоррупционного воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях Республики Татарстан


1.

Район

Количество образовательных организаций, в которых реализуются рекомендации

Количество детей, охваченных мероприятиями

Количество публикаций по данной тематике в СМИ (с указанием ссылки на публикацию), копии публикаций прилагаются дополнительно


2. Краткая аналитическая информация, не более 1 стр.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГАОУ ДПО "ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"  АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


 КАЗАНЬ-2015


ББК 74.200.504

А 74

Научные редакторы:

Я.Б.Руднева, проректор по научной и инновационной деятельности ГАОУ ДПО "ИРО РТ", канд. ист. наук

В.И.Пискарев, заведующий отделом стратегии и программ развития образования ГАОУ ДПО "ИРО РТ", канд. ист. наук

Авторы-составители:

И.В.Сафронова, заведующий лабораторией социализации и воспитания, дополнительного образования ГАОУ ДПО "ИРО РТ", канд. ист. наук

Г.Р.Хамитова, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО "ИРО РТ", канд. пед. наук

И.М.Фокеева, заслуженный учитель школы РТ, научный сотрудник лаборатории социализации и воспитания, дополнительного образования ГАОУ ДПО "ИРО РТ"

И.Т.Сагдеева, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО "ИРО РТ"

Антикоррупционное воспитание. Методические рекомендации по формированию и реализации системы антикоррупционного воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях Республики Татарстан / авт.-сост.: И.В.Сафронова, Г.Р.Хамитова, И.М.Фокеева, И.Т.Сагдеева. - Казань: ИРО РТ, 2015. - 38 с.


Введение


В последние годы в отечественный педагогический словарь широко и основательно вошло, обретя права гражданства, понятие "антикоррупционное воспитание". Этот факт, с одной стороны, отражает обеспокоенность педагогической общественности теми угрозами, вызовами, которые исходят от расцветшей в российских условиях буйным и ядовитым цветом коррупции национальной безопасности, социально-экономическому, политическому, духовному развитию России, ее гражданам, с другой - стремление выработать, апробировать эффективные инструменты, механизмы противодействия, главное - профилактики коррупции.

В помощь практике антикоррупционного воспитания специалистами подготовлено несколько пособий, представляющих собой информационный, учебно-методический ресурс этого воспитания. В него входят такие издания, как К.Ф.Амиров, Д.К.Амирова "Антикоррупционное и правовое воспитание: Учеб. пособие для учащихся 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений, студентов колледжей и вузов". - Казань, 2010; Р.Р.Замалетдинов, Е.М.Ибрагимова, Д.К.Амирова "Формирование антикоррупционной культуры у школьников: Учеб. пособие для учащихся 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений". - Казань, 2010; Л.Е.Кириллова, А.Е.Кириллов. "Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности: Метод. пособие". - Казань, 2011; И.В.Сафронова, И.М.Фокеева "Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры: методическое пособие"/науч. рук. В.И.Пискарев. - Казань, 2010.

Конструктивные идеи, решения содержат методические рекомендации "Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении", подготовленные ГОУ ДПО "Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования" комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, программа "Антикоррупционное воспитание школьников", созданная и используемая в муниципальном образовании "Город Набережные Челны".

Антикоррупционное воспитание обучающихся в образовательных организациях не может быть рассчитано на быстрое получение ожидаемого результата. Это долговременный, стратегический, но и самый эффективный по своим возможным последствиям антикоррупционный проект. Речь, в конечном счете, идет о формировании поколения россиян, не приемлющих коррупционные схемы человеческих взаимоотношений и потому лишающих коррупцию питательной почвы. Тем самым определяется мера ответственности тех, кто профессионально занимается вопросами антикоррупционного воспитания, обусловливается стратегическая значимость его эффективности.

Как показывает практика, как гласят рекомендации специалистов, базовым условием эффективности любого воспитания является его проектирование и реализация на системных основаниях. Это условие является таковым и для антикоррупционного воспитания, которое также должно представлять собой систему, состоящую из соответствующей совокупности компонентов, которые находятся во взаимных устойчивых связях и отношениях друг с другом.

Что является базовыми компонентами данной системы, каковы цель, задачи, принципы, содержание, ресурсы, формы, методы, инструменты антикоррупционного воспитания, в том числе применительно к уровням общего образования? Предлагаемые методические рекомендации заключают в себе ответы на эти и другие вопросы.


Основная часть


 Формирование и реализация системы антикоррупционного воспитания в образовательных организациях Республики Татарстан

Базовые компоненты системы антикоррупционного воспитания

1. Цель, задачи, направления, принципы антикоррупционного воспитания

С начала своего формирования и функционирования система антикоррупционного воспитания выступила и продолжает выступать как органическая часть правового, духовно-нравственного воспитания. Вместе с тем это относительно самостоятельная система воспитания, которая как таковая не может не заявлять о своей цели, своих задачах, направлениях и принципах.

Цель антикоррупционного воспитания заключается в формировании у обучающихся неприятия коррупции как образа мысли и образа действий, поведения, формировании гражданского, негативного отношения к коррупции.

На достижение цели направлено решение следующих задач:

- формирование у обучающихся политико-правовых знаний антикоррупционного профиля;

- формирование у обучающихся нравственно-этических ценностных основ антикоррупционного поведения;

- формирование у обучающихся опыта конструктивного взаимодействия между обучающимися, между обучаемыми и обучающими, опыта нравственно-правового решения текущих и перспективных проблем.

Антикоррупционное воспитание как система деятельности образовательной организации осуществляется в контексте следующих направлений:

- формирование знаний о коррупции, ее исторических корнях и формах, особенностях проявления и негативных, разрушающих последствиях в различных сферах жизнедеятельности государства, общества, человека с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- формирование необходимых для правомерного поведения компетенций: умений распознавать коррупцию как социально-юридическое явление, навыков критического анализа и личностной оценки материалов, связанных с коррупционными явлениями и борьбы с коррупцией в социальной практике, в деятельности государственных и общественных организаций;

- формирование психо-эмоционального неприятия неправомерного, в том числе коррупционного поведения;

- стимулирование мотивации к поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам.

Основу антикоррупционного воспитания составляют следующие принципы:

- принцип единства когнитивной, аксиологической, этической и поведенческой составляющих воспитательного процесса;

- принцип целостности, опирающийся как на рациональные, так и на психо-эмоциональные факторы;

- принцип целостности, непрерывности, последовательности воспитательных воздействий;

- принцип дифференцированного подхода к разным возрастным группам обучающихся, находящихся на разных уровнях обучения (дошкольное образование, начальная школа, основная школа, старшая школа).


2. Информационно-просветительская и ценностная составляющие антикоррупционного воспитания

Формирование и реализация системы антикоррупционного воспитания может осуществляться на основе двух моделей. Первая проектируется на узкопредметном поле, прямо выходя на антикоррупционное образование в рамках факультативного или элективного курса. В рамках второй модели антикоррупционное воспитание формируется и реализуется как составная часть правового, духовно-нравственного воспитания в широком проблемно-тематическом пространстве, наполненном нормами права, нравственными ценностями. Она более распространена и эффективна.

Ее реализация предполагает усвоение и принятие обучающимися норм, выраженных в моральных принципах и законах, в качестве личностных критериев духовно-нравственного развития, оценки и самооценки, выработку навыков правомерного решения жизненных вопросов. Это определяет широкое представительство ценностной составляющей антикоррупционного воспитания, вне которой оно не достигает своей конечной цели. Важно не только добиться усвоения обучающимися определенных знаний, но и сформировать у них негативное отношение к коррупции, потребность в правомерном, нравственном поведении, образе жизни, что немыслимо без восприятия ими определенных ценностей. Как отмечается в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", воспитание представляет собой "педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества".


3. Предметное, проблемно-тематическое пространство антикоррупционного воспитания

В данном контексте реализацию системы антикоррупционного воспитания, например, в общеобразовательных организациях, рекомендуется обеспечивать на предметном, мегапредметном уровнях, в урочной и во внеурочной деятельности.

Предметный уровень. Как показывает практика, широкие возможности для реализации информационно-просветительской составляющей антикоррупционного воспитания предоставляют уроки истории и обществознания на базовом уровне и уроки права, экономики на профильном уровне. Содержание могут составить вопросы, связанные с историей возникновения коррупции, причинами ее распространенности и последствиями коррупционной деятельности, а также вопросы, раскрывающие политико-правовой, социально-экономический и духовно-нравственный вред коррупции для развития государства, социума, гражданина. В предметном контексте это может быть реализовано при освещении следующих аспектов:

- История: причины зарождения и развития коррупции и история борьбы с ней в различные периоды мировой истории, истории России, история становления демократии и гражданского общества и их роль в реализации антикоррупционной политики;

- Обществознание: антикоррупционный тезаурус, коррупция и противодействие ей в экономической, политико-правовой, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества;

- Право, экономика (в условиях профильных классов): вопросы нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в повседневной жизни, в сфере экономики и права.

Метапредметный уровень. Реализуется посредством использования нравственно-этического и правового потенциалов предметов Базисного учебного плана, в том числе филологического, естественно-научного и эстетического циклов. Актуализирует аспекты становления и развития гражданственности.

Внеурочная деятельность. Реализуется посредством мероприятий, обеспечивающих активное участие обучающихся в осуществлении правомерной деятельности:

- через системные формы работы в рамках различных клубов, детских и молодежных объединений правовой направленности;

- через социальные практики: проекты, акции, встречи с представителями властных, правовых структур, общественно полезную деятельность;

- через классные часы по нравственно-этической и правовой проблематике.


4. Антикоррупционное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации, начальной, основной и старшей школы

Будучи целостным процессом, антикоррупционное воспитание не может не иметь определенного своеобразия на уровнях общего образования, проявляющегося в его содержании, формах и методах, соотношении информационно-просветительской и ценностной составляющих. На обеспечение этого своеобразия ориентирует, как уже отмечалось, принцип дифференцированного подхода к разным возрастным группам обучающихся, находящихся на разных уровнях обучения (дошкольная организация, начальная школа, основная школа, старшая школа).


Антикоррупционное воспитание на уровне дошкольного общего образования


Цель антикоррупционного воспитания в системе дошкольного образования заключается в создании условий для формирования ценностных установок и развития способностей, необходимых для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций позиции неприятия неправомерного поведения. ФГОС дошкольного образования отмечает важность приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формами организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения являются организационно-методическая работа с кадрами, инструктивно-методическая работа, работа с воспитанниками.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»