Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2015 года N 417-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 423-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014-2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 5 октября 2018 года N 347-п

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 423-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа) следующие изменения:

1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2014" заменить цифрами "2016".

1.2. Пункт 5 признать утратившим силу.

1.3. В приложении:

1.3.1. В заголовке цифры "2014" заменить цифрами "2016".

1.3.2. Паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:



 "Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы

Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Соисполнители государственной программы

 Департамент по управлению государственным имуществом Югры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

 Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

 Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Цели государственной программы

 повышение надежности и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;

 обеспечение потребителей электрической энергии надежным и качественным электроснабжением;

 повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;

 реализация единой государственной политики и нормативно-правового регулирования в жилищно-коммунальном комплексе и энергетике

Задачи государственной программы

 повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов;

 повышение эффективности управления и содержания общего имущества многоквартирных домов;

 привлечение долгосрочных частных инвестиций;

 развитие и модернизация электроэнергетической отрасли Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

 развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности;

 организация деятельности по исполнению государственной программы;

 увеличение сроков безремонтной эксплуатации инженерных сетей жилищно-коммунального комплекса;

 переселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, в благоустроенные жилые помещения

Подпрограммы государственной программы

 подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения качественными коммунальными услугами";

 подпрограмма 2 "Содействие проведению капитального ремонта многоквартирных домов";

 подпрограмма 3 "Поддержка частных инвестиций в жилищно-коммунальном комплексе";

 подпрограмма 4 "Обеспечение равных прав потребителей на получение энергетических ресурсов";

 подпрограмма 5 "Обеспечение потребителей надежным и качественным электроснабжением";

 подпрограмма 6 "Повышение энергоэффективности в отраслях экономики";

 подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы";

 подпрограмма 8 "Содействие внедрению композиционных материалов в сфере жилищно-коммунального хозяйства";

 подпрограмма 9 "Реализация Адресной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда"

Целевые показатели государственной программы

 1) снижение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 35,56% в 2014 году до 28,0% к 2018 году;

 2) снижение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 2,18% в 2014 году до 2,17% к 2018 году;

 3) снижение доли уличных водопроводных сетей, нуждающихся в замене, с 21,0% в 2014 году до 20,5% к 2020 году;

 4) снижение доли уличных канализационных сетей, нуждающихся в замене, с 16,2% до 16% к 2020 году;

 5) увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 78,9% в 2014 году до 79,1% к 2020 году;

 6) снижение доли уличных тепловых сетей, нуждающихся в замене, с 22,0% в 2014 году до 21% к 2020 году;

 7) снижение доли утечек и неучтенного расхода воды в общем объеме поданной воды с 15,1% в 2014 году до 14,9% к 2020 году;

 8) увеличение количества населенных пунктов, находящихся в зоне централизованного электроснабжения, со 155 в 2014 году до 161 в 2017 году;

 9) увеличение доли использования труб из композитных материалов в общем объеме замены при капитальном ремонте инженерных сетей жилищно-коммунального комплекса с 78,0% в 2014 году до 91% к 2020 году;

 10) обеспечение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 30% к 2018 году, сохранение значения данного показателя к 2020 году на уровне 30%;

 11) увеличение доли площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда субъекта Российской Федерации с 81,4% в 2014 году до 91% в 2020 году;

 12) увеличение доли объектов жилищно-коммунального хозяйства государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, переданных частным операторам на основе концессионных соглашений в соответствии с графиками, актуализированными на основании проведенного анализа эффективности управления с 0% в 2014 году до 100% в 2020 году;

 13) сохранение предельного количества этапов, необходимых для технологического присоединения, к 2020 году на уровне 5;

 14) сокращение предельного срока подключения энергопринимающих устройств потребителей (до 150 кВт) со дня поступления заявки на технологическое присоединение потребителя электроэнергии к энергетическим сетям до дня подписания акта о технологическом присоединении потребителя электроэнергии к энергетическим сетям с 106 дней в 2014 году до 40 дней к 2020 году;

 15) снижение энергоемкости валового регионального продукта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 29,3 т.у.т./млн. руб. в 2014 году до 20,5 т.у.т./млн. руб. к 2020 году;

 16) ликвидация к 1 сентября 2017 года аварийного жилищного фонда в объеме 82,2 тыс. кв. м, признанного таковым до 1 января 2012 года;

 17) сокращение количества многоквартирных домов, имеющих износ от 66% до 70%, с 4700 до 4450 единиц

Сроки реализации государственной программы

 2016 - 2020 годы

Финансовое обеспечение государственной программы

 общий объем финансирования государственной программы в 2016 - 2020 годах составит - 78485653,1 тыс. рублей, из них:

 2016 год - 18198400,1 тыс. рублей;

 2017 год - 15336,38,8 тыс. рублей;

 2018 год - 15419088,8 тыс. рублей;

 2019 год - 14924446,2 тыс. рублей;

 2020 год - 14607679,2 тыс. рублей

".

1.3.3. Раздел 1 изложить в следующей редакции:

"Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА


Стабильность работы и уровень предоставляемых услуг жилищно-коммунального комплекса и электроэнергетики непосредственно оказывают влияние на качество жизни населения и развития экономики автономного округа.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации заключалось в нескольких важных этапах, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Осуществленные в 2005 - 2014 годах мероприятия в жилищно-коммунальной сфере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечили переход от планово-административных методов регулирования к использованию рыночных механизмов при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан.

Однако жилищно-коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. Нельзя считать решенной задачу обеспечения качества предоставляемых коммунальных услуг. Остро стоит задача повышения энергетической эффективности, снижения расходов энергетических ресурсов при предоставлении коммунальных услуг.

Одновременно с этим текущее состояние жилищно-коммунального комплекса является сдерживающим фактором дальнейшего развития населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Высокая стоимость эксплуатационных затрат, с одной стороны, и социально обоснованные ограничения роста тарифов на коммунальные услуги, с другой, не позволяют осуществлять компаниям масштабные инвестиции в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, предназначенные для реконструкции, расширения, нового строительства основных фондов систем жизнеобеспечения.

Физический износ коммунальной инфраструктуры в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре составляет более 50%, поэтому надежность систем жизнеобеспечения находится на низком уровне, количество аварий и повреждений в жилищно-коммунальном комплексе составляет 1,08 на 1 км сетей при средней аварийности по восточно-европейским странам с аналогичным экономическим потенциалом - 0,1.

Потери и утечки воды и тепловой энергии значительно превышают допустимый уровень. В среднем по автономному округу неучтенные потери воды (коммерческие и физические) составляют около 13,5% от объема воды, подаваемой в сеть, однако в отдельных населенных пунктах потери достигают 30%. Потери тепловой энергии в процессе производства и транспортировки, по данным мониторинга муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составляют от 2,5% до 32%.

Удельное водопотребление в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре составляет около 168,9 л/сут. на человека. Этот показатель уменьшается из года в год. Он ниже, чем в среднем по Российской Федерации (367 - 369 л/сут. на одного городского жителя), однако выше, чем в Западной Европе (не более 150 л).

Сокращение объемов нерационального потребления коммунальных услуг остается одной из важнейших задач для округа.

В настоящее время обеспеченность жилищного фонда централизованным водоснабжением в целом по автономному округу составляет 93,2%, централизованным водоотведением - 91,8%.

Основным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов автономного округа являются подземные воды (75%).

Качество сырой воды подземных источников не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к питьевой воде, по содержанию железа, марганца, цветности; в отдельных скважинах - по мутности, фтору, окисляемости, сероводороду, азоту аммония, меди.

Проектная мощность водопроводных очистных сооружений по автономному округу - 638,5 тыс. куб. м/сут. Основные мощности сооружений сконцентрированы в городах и крупных поселках, тогда как в сельских населенных пунктах полностью отсутствуют станции водоподготовки. Эффективность водоподготовки, основанной, как правило, на традиционных технологиях, недостаточно высока и не обеспечивает нормативное содержание, в первую очередь железа и кремния, в очищенной питьевой воде. Системы обеззараживания воды также работают недостаточно эффективно.

Более 22% потребителей получают воду без необходимой степени очистки.

Основной проблемой водопроводных сетей является загрязнение питьевой воды продуктами коррозии трубопроводов. Высокий износ сетей становится результатом высокой аварийности.

Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения и качество жизни. Отсутствие чистой воды является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличивается степень риска возникновения "воднозависимых патологий" и усиливается воздействие на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды.

Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.

Объем сточных вод, собираемых в системы водоотведения, в целом по автономному округу составляет более 99,8 млн. куб. м/год. Только 47,4% очищенных сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, соответствуют нормам качества, 52,6% - классифицируются как неочищенные и ненормативно очищенные.

В настоящее время в 25 населенных пунктах автономного округа требуется реконструкция действующих канализационных очистных сооружений (далее - КОС), качество очистки сточных вод которых не удовлетворяет действующим требованиям. В 100 населенных пунктах необходимо строительство очистных сооружений. Общая потребность в инвестициях в строительство КОС на 2016 - 2020 годы оценивается в 10000,0 млн. рублей.

Обеспечение всех населенных пунктов автономного округа канализационными очистными сооружениями за счет бюджетных средств не представляется возможным, в связи с этим в решении данного вопроса будут задействованы механизмы государственно-частного партнерства, в том числе концессионные соглашения с периодом возврата инвестиций 15 и более лет.

По состоянию на 1 января 2015 года в автономном округе источниками теплоснабжения являются 505 котельных установки. Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 3690,2 км.

По данным организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, процент износа основных фондов составляет более 50%, коэффициент полезного действия котлов составляет 86%.

В округе принимаются меры по замене ветхих сетей тепло- и водоснабжения. В период 2011 - 2014 годов во все муниципальные образования на капитальный ремонт систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду дополнительно к средствам местного бюджета направлены из окружного бюджета 3021,1 млн. рублей.

При ремонте и реконструкции водопроводных, канализационных и тепловых сетей используются современные композиты, зарекомендовавшие себя как материалы с высокими техническими характеристиками, в том числе стальные трубы с пенополиуретановым покрытием, полиэтиленовые трубы. На начало 2015 года доля использования труб из композитных материалов в общем объеме замены при капитальном ремонте инженерных сетей жилищно-коммунального комплекса составила 78,0%.

В результате в 2014 году число инцидентов на сетях теплоснабжения и водоснабжения снизилось по сравнению с предыдущим годом на 44%.

В дальнейшем планируется продолжить выполнение работ на инженерных сетях с применением композитных материалов.

Средний износ газопроводов и объектов газоснабжения, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югре, составляет 36%. При этом в отдельных муниципальных образованиях данный показатель достигает 80%. Такая ситуация обусловлена отсутствием достаточного количества финансовых средств у газораспределительных организаций (далее - ГРО).

Учитывая обозначенные обстоятельства, ежегодными распоряжениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о планах мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы муниципальных образований автономного округа к работе в осенне-зимний период предусматривается замена инженерных сетей не менее 4% от общей протяженности. При этом реализуемые мероприятия позволяют лишь не допустить рост изношенных сетей, а не снизить их количество в целом.

Для уменьшения объема ветхих и изношенных инженерных сетей необходима ежегодная их замена в размере не менее 5% от их общей протяженности.

Последствиями недофинансирования капитального ремонта инженерных сетей будет рост аварий и инцидентов на них, а также рост количества убыточных организаций коммунального хозяйства.

Одним из вариантов решения вопроса сдерживания ежегодного роста объема ветхих инженерных сетей, а также снижения эксплуатационных расходов является применение труб из композитных материалов, срок службы которых значительно превышает сроки службы стальных труб и составляет 35 и более лет.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре эксплуатацию газораспределительных сетей и поставку газа организациям коммунального комплекса и населению осуществляют 14 ГРО. Объемы транспортируемого газа потребителям не позволяют большинству ГРО создать необходимый уровень материальных и финансовых ресурсов на покрытие производственных затрат, что в конечном итоге негативно сказывается на безопасности и надежности объектов газового хозяйства.

В соответствии с договором от 31 декабря 2007 года между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и открытым акционерным обществом "Газпром" "О газификации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" разработана Генеральная схема газификации и газоснабжения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которой предусмотрено строительство 3 новых магистральных газопроводов-отводов, от которых предусмотрено дальнейшее развитие межпоселковых сетей газоснабжения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре насчитывается 205 населенных пунктов, в том числе: 16 городов, 24 поселка городского типа и 165 сельских населенных пунктов, из них газифицировано 16 городов (100%), 17 поселков городского типа (71%) и 48 сельских населенных пункта (27,4%). При этом в газификации нуждаются 73 населенных пунктов автономного округа. Указанные населенные пункты были учтены при разработке Генеральной схемы газоснабжения и газификации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в перспективе до 2020 года.

В рамках Программы газификации регионов Российской Федерации реализуемой совместно с ОАО "Газпром" в период с 2010 года завершено строительство 5 объектов газоснабжения, в том числе "Газификация п. Кирпичный Ханты-Мансийского района", "Газификация д. Чемаши Октябрьского района", "Газификация п. Луговской Ханты-Мансийского района", "Газификация с. Троица Ханты-Мансийского района", "Газификация д. Белогорье Ханты-Мансийского района". Необходимо отметить, что до 2010 года строительство объектов газоснабжения на территории автономного округа с использованием инвестиционных средств ОАО "Газпром межрегионгаз" не осуществлялось.

Всего в рамках реализации Генеральной схемы газоснабжения и газификации автономного округа до 2020 года предусмотрено построить 933,9 км магистральных и 809,3 км внутрипоселковых газопроводов, что позволит перевести на газ 110 котельных установок и газифицировать 125549 квартир и домовладений, тем самым обеспечив 100% газификацию автономного округа.

По расчетам экспертов на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса автономного округа до 2020 года требуется порядка 38,1 млрд. рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" для реализации мер по обеспечению благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определения величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов ведется разработка федеральных законодательных актов, регулирующих данные вопросы, которые позволят обеспечить условия снижения рисков частных инвестиций и развития специализированных видов деятельности по управлению и развитию коммунальной инфраструктуры, в том числе на основе концессионных соглашений, будут стимулировать развитие различных форм государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, упростят процедуры регистрации права собственности и других вещных прав на объекты инженерно-технического обеспечения.

Согласно проводимым социологическим опросам о функционировании жилищно-коммунального комплекса на территории автономного округа население высоко оценивает работу коммунальных служб округа. Почти 40% опрошенных отмечают те или иные улучшения в работе коммунальщиков, хотя и остается высоким процент тех, кто считает, что за последние годы ничего не изменилось. Половина опрошенных согласилась с мнением, что работа предприятий ЖКХ в автономном округе налажена лучше, нежели в других регионах. Наибольшее внимание, по мнению опрошенных, необходимо уделить на сегодняшний день сохранности жилого фонда и поддержанию его в надлежащем состоянии.

Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса автономного округа, включая материально-техническую базу, осуществляется с привлечением средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории автономного округа.

Жилищный фонд автономного округа по данным Росстата по состоянию на 1 января 2013 года составил 30368,7 тыс. кв. м общей площади, или 56509 жилых домов, в том числе 28103 многоквартирных дома, из которых государственный жилищный фонд насчитывает 254,3 тыс. кв. м, муниципальный - 4907,0 тыс. кв. м.

Уровень их физического износа составляет:

от 0 до 30% - 37,9% (10653 многоквартирных дома),

от 31 до 65% - 36,8% (10347 многоквартирных домов);

от 66 до 70% - 19,9% (5593 многоквартирных дома);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»