ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 октября 2014 года N 1261-РП


Об утверждении Программы развития инновационного территориального кластера Свердловской области "Титановый кластер Свердловской области" на 2014 - 2020 годы

(с изменениями на 11 февраля 2016 года)

(в ред. Распоряжений Правительства Свердловской области от 06.04.2015 N 338-РП, от 11.02.2016 N 114-РП)




В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", с целью содействия решению задач социально-экономического развития Свердловской области посредством создания благоприятных условий для развития инновационного территориального кластера Свердловской области "Титановый кластер Свердловской области":


(в ред. Распоряжения Правительства Свердловской области от 11.02.2016 N 114-РП)


1. Утвердить Программу развития инновационного территориального кластера Свердловской области "Титановый кластер Свердловской области" на 2014 - 2020 годы (прилагается).


(в ред. Распоряжения Правительства Свердловской области от 11.02.2016 N 114-РП)


2. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области - Министра инвестиций и развития Свердловской области А.В. Орлова.


3. Настоящее Распоряжение опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).



Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР



Утверждена
Распоряжением Правительства
Свердловской области
от 14 октября 2014 г. N 1261-РП



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ТИТАНОВЫЙ КЛАСТЕР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

(в ред. Распоряжений Правительства Свердловской области от 06.04.2015 N 338-РП, от 11.02.2016 N 114-РП)




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ТИТАНОВЫЙ КЛАСТЕР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

(в ред. Распоряжения Правительства Свердловской области от 11.02.2016 N 114-РП)

Наименование Программы

Программа развития инновационного территориального кластера Свердловской области "Титановый кластер Свердловской области" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 N ДМ-П8-5060 "Об утверждении перечня инновационных территориальных кластеров";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

Исполнительный орган государственной власти, осуществляющий организацию реализации Программы и контроль за исполнением Программы

Министерство промышленности и науки Свердловской области

Разработчики Программы

Министерство промышленности и науки Свердловской области;

открытое акционерное общество "Особая экономическая зона "Титановая долина";

публичное акционерное общество "Уральский университетский комплекс";

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"

Исполнители Программы

Министерство промышленности и науки Свердловской области;

открытое акционерное общество "Особая экономическая зона "Титановая долина";

публичное акционерное общество "Уральский университетский комплекс";

организации - участники инновационного территориального кластера Свердловской области "Титановый кластер Свердловской области" (далее - Титановый кластер, Кластер) (приложение N 1)

Цель Программы

создание благоприятных организационных и материально-технических условий для развития Титанового кластера, способствующих решению задач социально-экономического развития Свердловской области, в том числе по формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, устойчивого к колебаниям мировой экономической конъюнктуры, и региональной инновационной системы

Задачи Программы

1) формирование благоприятных условий для реализации кластерных инициатив и эффективного организационного развития Кластера;

2) создание и развитие объектов инфраструктуры Кластера, в том числе инновационной инфраструктуры для обеспечения эффективной системы коммерциализации научных исследований и разработок;

3) содействие развитию системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров организаций - участников Кластера;

4) создание условий для эффективной реализации проектов Кластера (в том числе работ и проектов в сфере научных исследований и разработок), выполняемых организациями - участниками Кластера в кооперации, включая реализацию проектов совместно с зарубежными партнерами;

5) содействие в продвижении проектов Кластера на российском и зарубежных рынках;

6) содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере практического применения новейших технологий обработки металла для развития новых производств в области металлургии, машиностроения и других областях экономики Свердловской области;

7) стимулирование инвестиционной деятельности организаций - участников Кластера для развития производственного потенциала и производственной кооперации

Основные направления реализации Программы

1) обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития инновационного территориального кластера Свердловской области "Титановый кластер Свердловской области";

2) развитие на территории, на которой расположен инновационный территориальный кластер Свердловской области "Титановый кластер Свердловской области", объектов инновационной и образовательной инфраструктуры;

3) капитальные вложения;

4) прочие нужды

Сроки реализации Программы

2014 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы

общий объем финансирования в 2014 - 2020 годах составляет 2563548,8 тыс. рублей,

в том числе:

средства федерального бюджета - 1441005,8 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 996279,2 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 126263,8 тыс. рублей;

в том числе по годам:

2014 год - 1012653,5 тыс. рублей,

из них:

средства федерального бюджета - 671565,1 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 329298,4 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 11790,0 тыс. рублей;

2015 год - 284371,1 тыс. рублей,

из них:

средства федерального бюджета - 37087,7 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 245632,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 1651,4 тыс. рублей;

2016 год - 264904,1 тыс. рублей,

из них:

средства федерального бюджета - 146470,6 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 93000,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 25433,5 тыс. рублей;

2017 год - 200175,2 тыс. рублей,

из них:

средства федерального бюджета - 146470,6 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 37312,8 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 16391,8 тыс. рублей;

2018 год - 266993,2 тыс. рублей,

из них:

средства федерального бюджета - 146470,6 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 97012,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 23510,6 тыс. рублей;

2019 год - 267150,3 тыс. рублей,

из них:

средства федерального бюджета - 146470,6 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 97012,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 23667,7 тыс. рублей;

2020 год - 267301,4 тыс. рублей,

из них:

средства федерального бюджета - 146470,6 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 97012,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 23818,8 тыс. рублей

Важнейшие целевые индикаторы (показатели) реализации Программы

1) численность работников организаций - участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в области управления инновационной деятельностью, а также по направлениям реализации государственной программы субъекта Российской Федерации (человек), в том числе:

в 2014 году - 20 человек;

в 2015 году - 30 человек;

в 2016 году - 30 человек;

в 2017 году - 35 человек;

в 2018 году - 35 человек;

в 2019 году - 40 человек;

в 2020 году - 40 человек;

2) рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями - участниками Кластера либо одной или более организацией - участником совместно с иностранными организациями (процентов к уровню предыдущего года), в том числе:

в 2014 году - 15 процентов;

в 2015 году - 4 процента;

в 2016 году - 13,4 процента;

в 2017 году - 17 процентов;

в 2018 году - 18 процентов;

в 2019 году - 19,5 процента;

в 2020 году - 21 процент;

3) рост объема инвестиционных затрат организаций - участников Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций (процентов к уровню предыдущего года), в том числе:

в 2014 году - 10 процентов;

в 2015 году - 10 процентов;

в 2016 году - 12 процентов;

в 2017 году - 15 процентов;

в 2018 году - 18 процентов;

в 2019 году - 20 процентов;

в 2020 году - 21 процент;

4) рост выработки на одного работника организаций - участников Кластера (процентов к уровню предыдущего года), в том числе:

в 2014 году - 5 процентов;

в 2015 году - 1,6 процента;

в 2016 году - 2,6 процента;

в 2017 году - 3,1 процента;

в 2018 году - 3,6 процента;

в 2019 году - 4,1 процента;

в 2020 году - 4,6 процента;

5) рост объема отгруженной организациями - участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами (процентов к уровню предыдущего года), в том числе:

в 2014 году - 20 процентов;

в 2015 году - 13,4 процента;

в 2016 году - 14,5 процента;

в 2017 году - 15 процентов;

в 2018 году - 18 процентов;

в 2019 году - 20 процентов;

в 2020 году - 22 процента;

6) рост совокупной выручки организаций - участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке (процентов к уровню предыдущего года), в том числе:

в 2014 году - 5 процентов;

в 2015 году - 5 процентов;

в 2016 году - 5 процентов;

в 2017 году - 5 процентов;

в 2018 году - 5 процентов;

в 2019 году - 5 процентов;

в 2020 году - 5 процентов;

7) рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципальных образований, в границах которых расположен территориальный кластер (процентов к уровню предыдущего года), в том числе:

в 2015 году - 15 процентов;

в 2016 году - 15 процентов;

в 2017 году - 17 процентов;

в 2018 году - 20 процентов;

в 2019 году - 25 процентов;

в 2020 году - 25 процентов;

8) рост количества запатентованных организациями - участниками результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом (процентов к уровню предыдущего года), в том числе:

в 2015 году - 3,3 процента;

в 2016 году - 4,5 процента;

в 2017 году - 5,7 процента;

в 2018 году - 5,7 процента;

в 2019 году - 5,7 процента;

в 2020 году - 5,7 процента;

9) численность работников организаций - участников, принявших участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом (человек), в том числе:

в 2015 году - 23 человека;

в 2016 году - 31 человек;

в 2017 году - 40 человек;

в 2018 году - 50 человек;

в 2019 году - 60 человек;

в 2020 году - 70 человек;

10) рост средней заработной платы работников организаций - участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью (процентов к уровню предыдущего года), в том числе:

в 2014 году - 5 процентов;

в 2015 году - 5 процентов;

в 2016 году - 5 процентов;

в 2017 году - 5 процентов;

в 2018 году - 5 процентов;

в 2019 году - 5 процентов;

в 2020 году - 5 процентов

Комплексный показатель эффективности реализации Программы

комплексный показатель эффективности реализации Программы оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТИТАНОВОГО КЛАСТЕРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Глава 1. ТЕКУЩИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТИТАНОВОГО КЛАСТЕРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Распоряжения Правительства Свердловской области от 11.02.2016 N 114-РП)



В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р, в качестве одного из важнейших условий перехода к инновационному развитию, в том числе интеграции российских компаний в мировой рынок высокотехнологичной продукции, рассматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.


В Свердловской области такой точкой роста является Титановый кластер Свердловской области.


В 2012 году Кластер включен в перечень приоритетных инновационных территориальных кластеров, утвержденный Поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 28.08.2012 N ДМ-П8-5060 "Об утверждении перечня инновационных территориальных кластеров".


Под Кластером в рамках Программы понимается совокупность размещенных на ограниченной территории взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций (участников Кластера), находящихся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров (услуг), которая характеризуется наличием:


объединяющей участников Кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);


механизма координации деятельности и кооперации участников Кластера;


синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.


Участники Кластера - промышленные, научно-исследовательские и научно-образовательные организации, инфраструктурные организации, находящиеся на территории базирования Кластера.


Конкурентные преимущества Кластера определяют его специализация на одном из перспективных и востребованных на мировом рынке направлений - титановой промышленности, расположение в экономически развитом регионе страны, выстроенные кооперационные связи между организациями - участниками Кластера. Высокую инвестиционную привлекательность Кластера подтверждает тот факт, что здесь разместил свой бизнес представитель известной мировой компании - закрытое акционерное общество "Урал Боинг Мануфэктуринг" (далее - ЗАО "Урал Боинг Мануфэктуринг").


В отличие от распространенной практики формирования кластера на базе "предприятие - конечный производитель - смежники-поставщики комплектующих" в Титановом кластере Свердловской области реализуется модель локализации промежуточных звеньев цепочки "производство титана - производство конечной продукции". В результате промышленные организации, использующие в качестве сырья титан, за счет взаимодействия с якорной компанией Кластера получают существенные конкурентные преимущества, в том числе экономию на издержках, возможность технологического развития.


В Кластере сосредоточен мощный инновационный и производственный потенциал, определяющий указанную территорию в качестве точки роста не только Свердловской области, но и Российской Федерации в целом. Ключевые инвестиционные проекты Кластера характеризуются своей уникальностью и высоким уровнем создания добавленной стоимости.


Вопросы объединения и совместного развития производственных, научно-исследовательских и внедренческих возможностей организаций - участников Кластера в сфере производства продукции с использованием титана стали более актуальными с принятием решения о создании на территории Свердловской области в непосредственной близости от производственного ядра Кластера особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Титановая долина" (далее - ОЭЗ ППТ "Титановая долина").


ОЭЗ ППТ "Титановая долина" является важнейшим элементом формирующейся инфраструктуры Титанового кластера, резиденты которой расширят основу производственного потенциала Кластера.


Научно-технологический и образовательный потенциал Титанового кластера составляют институты Российской академии наук, расположенные в городе Екатеринбурге (далее - институты РАН), и федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" (далее - Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, УрФУ). На их базе действуют научная школа и научно-исследовательская база разработки титановых сплавов и материаловедения, а также создана инновационная инфраструктура полного цикла с центрами коллективного пользования технологическим оборудованием.


Территориально Титановый кластер сконцентрирован в границах двух муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:


в городе Екатеринбурге: сосредоточена научно-технологическая, образовательная (институты РАН и УрФУ) и инновационная составляющая (технопарк высоких технологий Свердловской области "Университетский" (далее - Технопарк "Университетский")); Технопарк "Университетский" является ключевым элементом инновационной инфраструктуры Титанового кластера;


в Верхнесалдинском городском округе и близлежащих территориях, где формируется производственный потенциал.


Схема размещения организаций - участников Титанового кластера показана на рисунке 1*.

________________

* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     


С целью реализации модели локализации промежуточных звеньев цепочки "производство титана - производство конечной продукции" в состав Титанового кластера входят следующие организации (приложение N 1):

1) управляющая организация:


открытое акционерное общество "Особая экономическая зона "Титановая долина" (далее - ОАО "ОЭЗ "Титановая долина") - специализированная организация, осуществляющая координацию деятельности организаций - участников Кластера, а также методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера;


2) производственные предприятия:


публичное акционерное общество "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (далее - ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА"); ЗАО "Урал Боинг Мануфэктуринг";


общество с ограниченной ответственностью "ВСМПО - Новые технологии" (далее - ООО "ВСМПО - Новые технологии");


общество с ограниченной ответственностью "Синерсис" (далее - ООО "Синерсис");


общество с ограниченной ответственностью "Энкон-сервис" (далее - ООО "Энкон-Сервис");


общество с ограниченной ответственностью "Уральский завод промэлектроники" (далее - ООО "Уральский завод промэлектроники");


закрытое акционерное общество "Межгосударственная ассоциация Титан" (далее - ЗАО "Межгосударственная ассоциация Титан");


открытое акционерное общество "Уральский научно-исследовательский технологический институт" (далее - ОАО "УралНИТИ");


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»