Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2008 года N 934

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2016 N 1149.
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 31.08.2009 N 1310, от 04.04.2011 N 285, от 04.06.2012 N 585, от 24.06.2013 N 636)


С целью развития рыбного хозяйства Вологодской области на долгосрочную перспективу Правительство области постановляет:

1. Одобрить Стратегию развития рыбного хозяйства Вологодской области до 2020 года (прилагается).

2. Департаменту сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области (Н.И. Анищенко) принять меры к реализации Стратегии развития рыбного хозяйства Вологодской области до 2020 года.

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 31.08.2009 N 1310, от 24.06.2013 N 636)

3. Вице-губернатору области В.В. Рябишину создать Координационный совет для корректировки мероприятий Стратегии и контроля за их исполнением.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 04.04.2011 N 285)

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Н.Е. Гуслинского.

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 04.04.2011 N 285, от 04.06.2012 N 585)

Справку о выполнении постановления представить к 15 февраля 2021 года.

Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ






Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 6 мая 2008 года N 934

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 31.08.2009 N 1310, от 24.06.2013 N 636)

Раздел 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ


1.1. Общая характеристика ситуации в отрасли

Цель рыбохозяйственной деятельности - получение прибыли, создание условий для занятости населения и обеспечение жителей области рыбной продукцией.

В водоемах и реках обитает более 60 видов рыб. Основные промысловые виды - лещ, корюшка, ряпушка, плотва, синец, судак, щука, окунь. В водоемах области обитают ценные виды рыб: стерлядь, нельма, форель, лосось, палия.

Рыбохозяйственный водный фонд области включает 662.3 тыс. га водных объектов. На территории области свыше четырех тысяч озер, водохранилищ и других искусственных водоемов общей площадью 552.2 тыс. га, из них 470 тыс. га приходится на крупные водоемы - озера Белое, Воже, Кубенское, Онежское и водохранилища Рыбинское и Шекснинское. Общая протяженность рек и ручьев составляет около 70 тыс. км (110.1 тыс. га).

Общее количество водных биологических ресурсов в водных объектах области, являющихся государственной собственностью, составляет около 40 тыс. тонн единовременной потребительской стоимостью около 1300 млн. рублей, 4 тыс. тонн - естественный годовой прирост, ежегодно можно добывать 3.0 - 3.5 тыс. тонн водных биоресурсов.

Вылов рыбы на водных объектах Вологодской области в последние годы стабилизирован на уровне 1600 - 1800 тонн.

Выращивание товарной рыбы осуществляется в пос. Кадуй на теплых водах пруда-охладителя и сбросного канала Череповецкой ГРЭС (на полносистемном Кадуйском рыбоводном хозяйстве садкового типа). На предприятии идет непрерывный рыбоводный процесс от получения молоди до выращивания товарной рыбы и производителей. С 1990-х годов рыбоводное хозяйство сориентировано на преимущественное выращивание осетровых видов рыб. Также на предприятии выращивается карп и канальный сом. Кроме традиционного выращивания товарной рыбы предприятием освоено новое направление - получение черной икры от осетровых рыб.

Рыбное хозяйство области обеспечивает работой около 900 человек. На водоемах области промышленное рыболовство осуществляют 107 предприятий и предпринимателей. В области около 200 тыс. рыболовов-любителей, для 40 тыс. жителей области рыболовство является одним из основных источников существования.

Рыбохозяйственные водоемы испытывают негативный пресс антропогенной деятельности. Загрязнение водоемов, использование их для судоходства, водозабора наносят значительный ущерб водным биоресурсам, вызывая, в первую очередь, снижение численности ценных видов рыб.

Необходимо определить, что рыбное хозяйство - это не только и не столько добыча и реализация рыбы, в настоящее время это целостная система, целями и задачами которой является как получение ценных пищевых продуктов, так и выполнение мер по научному обеспечению рыбохозяйственной деятельности, предотвращению деградации водных экосистем, проведение воспроизводственных и охранных мероприятий, обеспечение здоровья и занятости населения.

Перспективы развития рыбного хозяйства в значительной мере зависят от общих тенденций развития экономики, экологической обстановки в области, понимания значения и приоритетности в экономике области отраслей, использующих возобновляющиеся природные ресурсы, а также от решения правовых и экономических проблем эффективного управления водными биоресурсами, их охраны и воспроизводства.

Существование рыбного хозяйства возможно только в условиях определения пользователей рыбопромысловыми участками, внедрения долгосрочной аренды водоемов, научного обеспечения, эффективного государственного управления, неистощительного использования и жесткого контроля за качеством среды и использованием рыбных ресурсов.

В настоящее время:

Федеральным агентством по рыболовству утверждены Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна (к которому относится большинство водных объектов Вологодской области) и Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (к которому относятся водные объекты Череповецкого района);

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 24.06.2013 N 636)

в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" управлением рыболовства области подготовлены перечни рыбопромысловых участков по всем водным объектам. Перечни рассмотрены на рыбохозяйственных советах, одобрены комиссией Федерального агентства по рыболовству, прошли процедуру согласования в Минсельхозе России и утверждены управлением рыболовства области;

Правительством Российской Федерации разрабатывается документация по проведению конкурсов на предоставление рыбопромысловых участков пользователям водными биоресурсами. Предусматривается передача рыбопромысловых участков в долгосрочное (до 20 лет) пользование в целях промышленного рыболовства и рыбоводства, а также для организованного любительского рыболовства.

Ключевые проблемы отрасли:

отсутствие на водоемах пользователей рыбопромысловыми участками. Конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловыми участками будут проводиться только во второй половине 2008 года (после определения Правительством Российской Федерации организатора конкурсов, порядка организации и проведения конкурсов). Инвестиционные планы могут появиться только после определения пользователей рыбопромысловыми участками;

с сентября 2007 года начата реорганизация отрасли. С началом административной реформы (с 2005 года) ликвидированы Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (далее - Госкомрыболовство России) и территориальные инспекции рыбоохраны. Полномочия Госкомрыболовства России разделены между Федеральным агентством по рыболовству и Россельхознадзором. В настоящее время (в сентябре 2007 года) вновь создано Госкомрыболовство России. Структура управления отраслью в настоящее время не определена. В области отсутствуют территориальные подразделения Госкомрыболовства России;

излишняя централизация управления отраслью. Основные полномочия осуществляются федеральными органами. Полномочия субъекта Российской Федерации в сфере рыболовства минимальные;

неурегулированность федерального законодательства. Законодательно не установлен конкретный перечень полномочий субъектов Российской Федерации в сфере организации и регулирования рыболовства, охраны и использования водных биоресурсов. В целях реализации Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Правительством Российской Федерации и Госкомрыболовством России должны быть разработаны и приняты (утверждены) более 30 нормативных правовых актов;

Стратегия развития отрасли в Российской Федерации в условиях начинающейся реорганизации отрасли и незавершенности разработки нормативно-правовой базы отрасли по пресноводным водным объектам отсутствует.

1.2. Анализ внешних условий, влияющих на отраслевое развитие (российские и региональные тенденции развития как внешние условия развития)

Проблемой является несовершенство федерального законодательства в сфере рыболовства. В настоящее время законодательство по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов основывается на двух федеральных законах:

от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (с последующими изменениями), который устанавливает полномочия практически только федеральных органов исполнительной власти. Нормы закона регламентируют отношения в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в первую очередь, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в отношении использования и охраны ценных анадромных, катадромных, трансграничных и далеко мигрирующих видов рыб;

от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (с последующими изменениями), который устанавливает общие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации, регулированию рыболовства и охране водных биологических ресурсов внутренних вод, за исключением занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных, катадромных, трансграничных видов рыб.

Несогласованность норм названных федеральных законов приводит к тому, что невозможно определить конкретные полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении управления рыболовством и водными биологическими ресурсами внутренних водоемов.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" содержит много отсылочных норм. В целях его реализации Правительством Российской Федерации и Госкомрыболовством России должны быть разработаны и приняты (утверждены) соответствующие нормативные правовые акты.

Минимальные полномочия, предоставляемые органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны водных биоресурсов Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", практически не выполнимы, так как федеральным законом не установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по пресечению правонарушений при осуществлении охраны водных биоресурсов, не внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, устанавливающей права должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере рыболовства. Не внесены изменения в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" в части, устанавливающей права должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации на ношение и применение оружия при исполнении полномочий при осуществлении охраны водных биоресурсов.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 24.06.2013 N 636)

Структура управления отраслью. В сфере рыболовства существует излишняя централизация управления. По субъекту Российской Федерации центральным федеральным органом исполнительной власти (Госкомрыболовство России) принимаются:

общие допустимые уловы (далее - ОДУ);

Правила рыболовства, режим рыболовства, порядок выдачи разрешений, квоты по видам лова.

В Вологодской области федеральные органы управления рыболовством представлены подразделениями бассейновых управлений: Вологодским филиалом ФГУ "Севзапрыбвод" и Череповецким отделом ФГУ "Верхневолжрыбвод", не имеющими статуса юридического лица и необходимых полномочий по управлению рыболовством. В Северо-Западном и Верхневолжском территориальных управлениях, в зоне действия которых находится Вологодская область, формируются подразделения на территории области.

Полномочия субъекта Российской Федерации в сфере рыболовства, установленные федеральным законодательством, исполняются Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области.

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 31.08.2009 N 1310, от 24.06.2013 N 636)

1.3. Анализ ресурсного потенциала и внутренних условий развития

Ресурсный потенциал определяется состоянием рыбных ресурсов и объемом ОДУ. Объем ОДУ устанавливается ежегодно как часть годового прироста биомассы водных биоресурсов и составляет 3.0 - 3.5 тыс. тонн. Так, на 2007 год ОДУ составляет 3500.2 тонны, в том числе: на оз. Белом - 687 тонн, оз. Воже - 232 тонны, оз. Кубенском - 411 тонн, оз. Онежском - 771.5 тонны, Рыбинском вдхр. - 685.7 тонны, Шекснинском вдхр. - 279 тонн, малых озерах - 268 тонн и реках - 166 тонн.


Общие допустимые уловы, вылов и освоение общих допустимых уловов в водоемах Вологодской области в 2003 - 2007 годах


(тонны)

 Водные объекты                          

ВСЕГО

 крупные                       

реки

малые

водоемы

 озера             

 водохранилища    

Онежское

Белое

Кубенское

Воже

Шекснинское

Рыбинское

2003

 ОДУ

 715.0  

417.0

 376.0  

417.0

 215.0   

 409.4  

135.0

 300.0

2984.4

вылов

 674.9  

160.1

 240.1  

146.1

 171.3   

 237.3  

 55.4

 38.7

1723.9

 %  

 94    

 38  

 64    

 35  

 80     

 58    

 41  

 13   

 58  

2004

 ОДУ

 874.0  

398.0

 406.0  

339.0

 241.0   

 615.7  

128.0

 223.0

3224.7

вылов

 619.5  

176.6

 220.6  

114.1

 134.1   

 406.9  

 33.8

 27.0

1732.8

 %  

 71    

 44  

 54    

 34  

 56     

 66    

 26  

 12   

 54  

2005

 ОДУ

 851.8  

374.0

 370.0  

230.0

 24.0   

 673.7  

138.0

 217.0

3099.5

вылов

 480.6  

199.9

 231.4  

135.3

 143.4   

 381.6  

 21.9

 46.0

1640.1

 %  

 56    

 53  

 62    

 59  

 58     

 57    

 16  

 21   

 53  

2006

 ОДУ

 812.8  

599.0

 454.0  

242.0

 277.0   

 673.7  

146.0

 238.0

3442.5

вылов

 465.0  

276.6

 191.7  

123.1

 156.6   

 282.4  

 42.1

 53.4

1590.9

 %  

 57    

 46  

 42    

 51  

 57     

 42    

 29  

 22   

 46  

2007

 ОДУ

 771.5  

687  

 411    

232  

 279     

 685.7  

166  

 268   

3500.2

вылов

 345.1  

364.1

 252.4  

145.8

 133.9   

 340.8  

 30.4

 42.2

1654.7

 %  

 45    

 53  

 61    

 63  

 48     

 50    

 18  

 16   

 47  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»