ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2015 года N 10
О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЫШЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА
Заслушав и обсудив результаты работы межведомственных муниципальных комиссий по легализации трудовых отношений граждан, осуществляющих деятельность в хозяйствующих субъектах Липецкой области (далее - Комиссии по легализации), и положительный опыт работы по данному вопросу администрации г. Ельца, областная трехсторонняя комиссия отмечает, что, несмотря на успешное выполнение целевого показателя, установленного Соглашением между Федеральной службой по труду и занятости и администрацией Липецкой области о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в Липецкой области, в ряде муниципальных образований ослаблен контроль за организацией деятельности по снижению неформальной занятости.
С целью повышения эффективности работы Комиссий по легализации областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений постановляет:
1. Усилить взаимодействие исполнительных органов государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в рамках работы Комиссии по легализации трудовых отношений граждан, привлекаемых к трудовой деятельности в хозяйствующих субъектах Липецкой области, согласно Порядку взаимодействия (приложение).
2. Рекомендовать органам местного самоуправлениям муниципальных образований Липецкой области:
2.1. Повысить эффективность работы районных межведомственных комиссий по легализации трудовых отношений граждан, осуществляющих деятельность в хозяйствующих субъектах Липецкой области, в рамках актуализированного порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Проводить их с периодичностью не менее 2 заседаний в месяц.
2.2. Заслушивать на районных межведомственных комиссиях по легализации трудовых отношений граждан работодателей, допустивших выплату заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Липецкой области, осуществлять контроль за исполнением работодателями принятых решений, направлять информацию по недобросовестным работодателям в надзорно-контрольные органы для принятия мер.
2.3. Активизировать деятельность по организации информационно-разъяснительной работы с гражданами в рамках легализации трудовых отношений.
Координатор
областной трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых
отношений, заместитель главы
администрации области
С.В.ИВАНОВ
1.1. Настоящий Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросу легализации трудовой деятельности в хозяйствующих субъектах Липецкой области (далее - Порядок) устанавливает правила организации деятельности органов власти по реализации их полномочий и взаимодействия по вопросу легализации трудовой деятельности в хозяйствующих субъектах Липецкой области.
1.2. Исполнительные органы государственной власти области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления (далее - Органы власти) самостоятельны в осуществлении деятельности по вопросам легализации трудовых отношений в рамках своих полномочий, установленных федеральными и областными законами, постановлениями и распоряжениями администрации Липецкой области и главы администрации Липецкой области.
При осуществлении своих полномочий в рамках межведомственного взаимодействия Органы власти обмениваются информацией, если иной порядок не установлен распоряжениями курирующих отраслевых министерств и ведомств.
1.3. Управление труда и занятости Липецкой области является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке стратегии взаимодействия Органов власти, осуществляет координацию и контроль деятельности Органов власти области в рамках работы комиссии по легализации трудовой деятельности и ликвидации задолженности по выплате заработной платы.
1.4. Члены Комиссии несут персональную ответственность за выполнение задач, поручений, поставленных в рамках работы комиссии по вопросам легализации.
2.1. Исполнительные органы государственной власти области в вопросе легализации трудовых отношений:
- участвуют в разработке стратегии совместной деятельности путем внесения предложений в управление труда и занятости Липецкой области;
- организуют сбор, обобщение и анализ информации о состоянии задолженности по заработной плате, выплате заработной платы ниже МРОТ, ниже минимальной заработной платы, установленной в регионе, и ниже среднеотраслевого уровня в организациях курируемой отрасли;
- проводят адресную работу с предприятиями, выплачивающими заработную плату ниже МРОТ, ниже минимального размера заработной платы, установленной в регионе, ниже среднеотраслевого уровня, с предприятиями, имеющими минимальную численность работников, а также с предприятиями, имеющими задолженность по выплате заработной платы;
- организуют на постоянной основе проведение совместных рейдов с участием инспекции по труду, правоохранительных и налоговых органов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, миграционной службы по выявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с привлечением физических лиц без регистрации трудовых договоров, с применением мер ответственности, предусмотренных законодательством;
- принимают участие в выездных плановых проверках УФМС России по Липецкой области организаций курируемого вида деятельности, утвержденных прокуратурой Липецкой области в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2.2. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в рамках своих полномочий, установленных федеральным законодательством, организуют деятельность по легализации трудовых отношений в регионе, в т.ч.:
- вносят предложения по снижению уровня неформальной занятости в регионе, ликвидации задолженности по выплате заработной плате;
- разрабатывают совместные мероприятия по устранению выявленных нарушений трудовых прав работников, законодательства о налогах и сборах;
- готовят предложения по взаимодействию с иными государственными органами власти, а также с гражданами и общественными организациями в рамках легализации трудовых отношений в регионе;
- в рамках полномочий, установленных федеральным законодательством, осуществляют мероприятия по снижению уровня неформальной занятости в регионе;
- по мере формирования и обобщения отчетности на постоянной основе представляют в областную межведомственную комиссию по легализации трудовых отношений граждан, осуществляющих трудовую деятельность в хозяйствующих субъектах Липецкой области, информацию:
- об организациях, имеющих минимальную и нулевую численность работников;
- об организациях, имеющих задолженность по НДФЛ, заработной плате перед работниками, уплате страховых взносов в ПФР, ФСС;
- о количестве лиц, за которых уплачиваются страховые взносы в ПФР;
- об организациях, выплачивающих заработную плату ниже минимального размера заработной платы, установленного в регионе, и ниже среднеотраслевого уровня;
- ежеквартально представляют информацию об объемах поступлений страховых взносов на обязательное социальное, обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а также относительно показателей, предусмотренных бюджетом ПФР, ФСС, ФФОМС на соответствующий период;
- ежеквартально проводят сверку данных, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований, с целью проверки осуществления соответствующих начислений в социальные фонды Российской Федерации.
2.3. Управление труда и занятости Липецкой области:
- организует деятельность в рамках исполнения плана мероприятий по ликвидации просроченной задолженности по выплате заработной платы в Липецкой области и плана мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости в Липецкой области;
- обеспечивает координацию взаимодействия территориальных федеральных и региональных исполнительных органов власти, органов местного самоуправления в целях обеспечения соблюдения законодательства в части выполнения контрольных показателей по снижению неформальной занятости на территории области;
- обобщает и систематизирует информацию, получаемую из УФНС России по Липецкой области, отделения Пенсионного фонда России по Липецкой области, ГУ ЛРО ФСС РФ, и своевременно направляет в отраслевые органы исполнительной власти, районные межведомственные комиссии по легализации трудовых отношений граждан информацию:
- об организациях с минимальной и нулевой численностью работников;
- об организациях, имеющих задолженность по НДФЛ, по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС), заработной плате перед работниками;
- о количестве лиц, за которых уплачиваются страховые взносы в ПФР;
- о жалобах на нарушение трудового законодательства, поступивших на телефон "горячей" линии управления;
- об организациях, выплачивающих заработную плату ниже минимального размера заработной платы, установленного в регионе, и ниже среднеотраслевого уровня;
- продолжает ведение:
- мониторинга заработной платы работающего населения на областном, отраслевом, муниципальном уровнях;
- мониторинга просроченной задолженности по заработной плате в организациях Липецкой области.
2.4. Органы местного самоуправления муниципальных образований:
- не реже двух раз в месяц проводят районные межведомственные комиссии по легализации трудовых отношений граждан, осуществляющих деятельность в хозяйствующих субъектах;
- в рамках районных межведомственных комиссий осуществляют межведомственное взаимодействие с представителями ФСС РФ, отделения Пенсионного фонда РФ, ИФНС РФ, прокуратуры, правоохранительных органов;
- заслушивают на районных межведомственных комиссиях по легализации трудовых отношений граждан работодателей, допустивших выплату заработной платы ниже МРОТ, ниже минимальной заработной платы, установленной в регионе, и направляют информацию по недобросовестным работодателям в надзорно-контрольные органы для осуществления внеплановых мероприятий;
- размещают в районных средствах массовой информации сведения о результатах проверок, проводимых надзорно-контрольными органами;
- осуществляют деятельность по организации информационно-разъяснительной работы с гражданами в рамках легализации трудовых отношений (публикации в СМИ, распространение информационных буклетов через МФЦ, распространение листовок-памяток в общественных местах, государственных учреждениях, другие варианты наглядной агитации);
- продолжают работу телефона "горячей линии" по легализации трудовых отношений. Направляют полученные обращения граждан о нарушении трудового законодательства в Государственную инспекцию труда в Липецкой области, прокуратуру Липецкой области;
- взаимодействуют с уполномоченными органами по вопросу обмена информацией о хозяйствующих субъектах, осуществляющих коммерческую деятельность и имеющих задолженность по перечислению обязательных платежей на наемных работников в налоговые органы и внебюджетные фонды, выплачивающих заработную плату ниже МРОТ, ниже минимальной заработной платы, установленной в регионе, и ниже среднеотраслевого уровня, допускающих задолженность по выплате заработной платы;
- оказывают содействие налоговым органам в проведении мероприятий по выявлению физических лиц, осуществляющих деятельность без государственной регистрации, и предоставляют необходимую информацию;
- в целях повышения наполняемости местных бюджетов на постоянной основе проводят адресную работу с физическими лицами по уплате земельного, транспортного и налога на имущество с физических лиц;
- принимают участие в выездных плановых проверках УФМС России по Липецкой области, утвержденных прокуратурой Липецкой области на 2015 год в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории муниципального образования;
- в ходе проверок осуществляют сверку количества рабочих мест организаций, штатной численности сотрудников и числа лиц, за которых уплачиваются страховые взносы в ПФР, информацию о выявленных несоответствиях направляют в надзорно-контрольные органы для осуществления внеплановых мероприятий;
- ведут персональный учет закрепляемости на рабочих местах лиц, заключивших трудовые договора (дополнительные соглашения) в ходе реализации мер по снижению неформальной занятости;
- ежеквартально представляют в районные отделения ПФР по Липецкой области информацию, полученную в результате ведения информационного учета закрепляемости на рабочих местах лиц, заключивших трудовые договора (дополнительные соглашения) в ходе реализации мер по снижению неформальной занятости.
3.1. Органы власти ежегодно составляют индивидуальные планы деятельности (далее - План), основываясь на областном плане мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости и ликвидации задолженности по заработной плате.
3.2. В Плане отражается перечень организаций для осуществления работы в рамках рассматриваемого вопроса и подробный перечень мероприятий, направленных на увеличение заработной платы, снижение неформальной занятости и ликвидацию задолженности по выплате заработной платы.
3.3. Планы на очередной календарный год утверждаются в установленном порядке и направляются в управление труда и занятости Липецкой области до начала очередного календарного года.
3.4. В ходе реализации Плана Органы власти вправе вносить изменения в ранее утвержденные Планы.
3.5. О внесении изменений Органы власти сообщают в управление труда и занятости Липецкой области ежеквартально.
4.1. Исполнительные органы государственной власти области ежемесячно отчитываются в управление труда и занятости Липецкой области о проделанной работе с организациями области, указанной в п. 2.1 настоящего Порядка.
4.2. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти ежемесячно представляют информацию в управление труда и занятости Липецкой области о проведении надзорно-контрольной деятельности в рамках легализации трудовых отношений.
4.3. Администрации муниципальных образований отчитывается:
- еженедельно о задолженности по выплате заработной платы;
- ежемесячно о выполнении пунктов плана мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости;
- ежемесячно о выполнении пунктов плана по снижению задолженности по выплате заработной платы.
4.4. Управление труда и занятости Липецкой области обобщает информацию, направленную Органами власти, и направляет ежемесячно сводные отчеты в Правительство Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральную службу по труду и занятости Российской Федерации, управление финансов Липецкой области, курирующему заместителю главы администрации Липецкой области.
4.5. Информация об исполнении поручений, занесенных в протокол заседания Комиссии по вопросам легализации трудовых отношений граждан в хозяйствующих субъектах Липецкой области, предоставляется исполнителями не позднее месяца со дня подписания протокола, если иной срок не установлен поручением протокола.
5.1. Управление труда и занятости контролирует сроки подачи отчетности Органами власти, а также исполнение данного Порядка и в случае выявления нарушений направляет информацию главе администрации Липецкой области, курирующему заместителю главы администрации Липецкой области.
6.1. Оперативная информация для осуществления эффективной деятельности в рамках легализации трудовых отношений в организациях Липецкой области направляется Органами власти в сроки, указанные в официальном запросе.
6.2. В случае наличия объективных причин, препятствующих предоставлению информации в установленный срок, орган власти предоставляет мотивированное объяснение и уточняет дату предоставления информации.
6.3. При разработке планов индивидуальной работы исполнительные органы государственной власти вправе запрашивать дополнительную информацию (в т.ч. контактные данные) у территориальных органов федеральных органов государственной власти.