СОВЕТ МИНИСТРОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 1993 года N 544

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

(в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 11.10.1996 N 675)

В целях дальнейшего совершенствования системы социально-бытового обслуживания престарелых граждан, инвалидов и других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, и в соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20 июля 1993 года N 137 "Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания" Совет Министров Удмуртской Республики постановляет:

Утвердить Примерное положение о Центре социального обслуживания (прилагается).


Председатель Совета Министров
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ



Утверждено
постановлением
Совета Министров
Удмуртской Республики
от 6 декабря 1993 года N 544

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 11.10.1996 N 675)


I. Общие положения


1.1. Центр социального обслуживания <*> является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

________________

<*> Далее именуется "Центр".


1.2. Центр и его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются местными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики.

1.3. Центр и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет средств, предусмотренных бюджетами Удмуртской Республики, городов и районов на социальное обеспечение, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности центров и других внебюджетных поступлений.

1.4. Центр осуществляет свою деятельность под руководством районных, городских отделов социальной защиты населения исполкомов в пределах их компетенции.

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, отделы социальной защиты населения городов и районов осуществляют координацию деятельности центров, расположенных на их территории, и оказывают им организационно-методическую и практическую помощь.

1.5. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать, штамп с наименованием Центра.

1.6. Центр и его структурные подразделения размещаются в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, выделенных в зданиях административного или жилого фонда. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

1.7. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в т.ч. отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

Все структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра.

1.8. Штаты персонала Центра и его структурных подразделений утверждаются директором Центра в пределах средств, предусмотренных соответствующими бюджетами.

1.9. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждаются общим собранием их работников по представлению администрации Центра, а правила поведения граждан, обслуживаемых Центром и его структурными подразделениями, - директором Центра.

1.10. Преимущественным правом принятия на обслуживание Центром пользуются участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, одинокие нетрудоспособные граждане, родители и не вступившие в другой брак жены (мужья) военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы.

Прием и снятие с обслуживания производятся приказом директора Центра по личному заявлению обслуживаемого лица, истечению сроков обслуживания, при нарушении договорных условий оплаты за обслуживание, выявлении медицинских противопоказаний, злостных нарушений правил поведения граждан, обслуживаемых Центром и его структурными подразделениями.

Решение о непринятии на обслуживание или снятии с обслуживания может быть обжаловано в комиссию (попечительский совет), создаваемую из представителей районных, городских отделов социальной защиты населения, государственных, ветеранских, благотворительных, религиозных и иных организаций и объединений и действующую в соответствии с положением, разрабатываемым и утверждаемым Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики.


II. Основные задачи деятельности Центра


2.1. Выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.).

2.2. Определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке.

2.3. Дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления.

2.4. Предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке.

2.5. Анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, участие в разработке программ социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий.

2.6. Привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом направлении.


III. Отделение дневного пребывания


3.1. Отделение дневного пребывания <*> предназначается для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни и создается для обслуживания не менее 30 человек.

________________

<*> В дальнейшем - "отделение".


3.2. В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение на обслуживание. (Перечень противопоказаний дан в п. 4.6).

3.3. В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной (врачебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и т.д.

Питание обслуживаемых лиц может осуществляться как в специально оборудованных помещениях отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания.

Питание обслуживаемых может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с исполкомом рай(гор)совета.

Для организации отдыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные помещения (из расчета не менее 2-х коек на 10 обслуживаемых) с обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями.

3.4. Обслуживаемые лица могут при их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника.

Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц, а излишки могут быть реализованы с последующим зачислением доходов на счет Центра.

3.5. Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно.

По решению руководства Центра и местной администрации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культурно-зрелищных мероприятий и т.п.).

3.6. Отделение возглавляет специалист по социальной работе, назначаемый директором Центра.


IV. Отделение социальной помощи на дому


4.1. Отделение социальной помощи на дому <*> создается для осуществления постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию.

 ________________

<*> В дальнейшем - "Отделение".


4.2. Отделение создается для обслуживания:

не менее 120 пенсионеров и инвалидов в городах в благоустроенном жилом секторе;

не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а также в частном секторе города или поселка городского типа, не имеющем коммунально-бытового благоустройства;

одиноких и престарелых, проживающих в городах и поселках городского типа в смешанном жилом секторе (коммунальном, благоустроенном и частном), из расчета 15 штатных социальных работников с установленными нормативами обслуживания (см. п. 4.8).

Содействует в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.

4.3. К основным социально-бытовым услугам, оказываемым Отделением, относятся:

доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов натуральной помощи;

оплата жилья, коммунальных и других услуг;

сдача и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;

содействие в получении необходимой медицинской и протезно-ортопедической помощи, посещение обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях;

организация предоставления пенсионерам и инвалидам различных услуг учреждениями и предприятиями торговли, общественного питания, коммунально-бытового хозяйства, здравоохранения, нотариальных учреждений и т.п.;

содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, а также доставка воды;

помощь в написании писем, оформлении документов, в т.ч. для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

4.4. Социально-бытовое обслуживание граждан на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за плату.

Бесплатно обслуживаются:

одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход;

граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход, имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие в другом населенном пункте или за пределами республики;

граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход, проживающие в семьях, подушевой доход в которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.

Частично надомные услуги оплачивают:

одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, получающие надбавку к пенсии на уход;

граждане пожилого возраста и инвалиды, получающие надбавку к пенсии на уход, имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающих отдельно от них;

граждане пожилого возраста и инвалиды, получающие надбавку к пенсии на уход, проживающие в семьях, подушевой доход в которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.

Оплата за надомное обслуживание взимается с вышеуказанных категорий граждан в размере 25% с размера надбавки к пенсии на уход.

Оплата социально-бытовых услуг в полном объеме взимается:

с граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход в которых выше установленного для данного региона минимального уровня;

со всех категорий граждан при оказании им социально-бытовых услуг, не входящих в перечень основных, предусмотренных Положением об отделении социально-бытового обслуживания на дому.

4.5. Лица, принимаемые на надомное обслуживание на платных условиях, заключают с Центром договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них.

Договор об условиях оказания надомных услуг и оплате за них может заключаться как с лицом, принимаемым на обслуживание, так и с его родственниками, обязанными содержать его по закону, или с каждым из них при оплате на долевых условиях, а также с трудовыми коллективами, организациями и ведомствами, оплачивающими обслуживание.

4.6. Зачисление на надомное обслуживание производится директором Центра на основании личного заявления, акта материально-бытового обследования, справки о размере получаемой пенсии и медицинского заключения о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию на дому.

Противопоказаниями к принятию на надомное обслуживание, подтвержденными заключением медицинского учреждения, являются: наличие у пенсионеров и инвалидов психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, хронических инфекционных и кожных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также тяжелых заболеваний, включая онкологические, требующих лечения в специализированных стационарных лечебных учреждениях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»