• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 марта 2009 года N 169-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ"

В целях развития промышленного сектора и обеспечения трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010 - 2015 годы".

2. Утвердить Правительство Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010 - 2015 годы" (далее - Программа).

3. Министерству промышленности и транспорта Удмуртской Республики обеспечить разработку проекта Программы.

4. Предложить Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике принять участие в разработке проекта Программы и в срок до 1 мая 2009 года совместно с Министерством промышленности и транспорта Удмуртской Республики представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ"






Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 16 марта 2009 года N 169-р

1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


В настоящее время на территории Удмуртской Республики дислоцируется 15 подразделений уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики (далее - УИС), в т.ч. одна женская, одна детская колония и два лечебных учреждения для содержания больных туберкулезом. В них содержится более 11,0 тысячи человек, все они проживают на территории нашей республики. Из-за асоциального образа жизни большая часть осужденных не имеют ни полноценного среднего образования, ни профессии, ни элементарных трудовых навыков. Вследствие этого затруднено трудоустройство таких осужденных на работу в колонии. Они не имеют возможность погашать иски и алименты, материально помогать близким. Как следствие - разрыв социальных связей с родственниками. Отсутствие образования и трудовых навыков затрудняет трудоустройство после освобождения. Возникают условия рецидивной преступности.

Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (далее - УФСИН России по Удмуртской Республике) принимаются меры, позволяющие обеспечить занятость осужденных: функционирует система профессионально-технического обучения, ведется обучение на рабочих местах, создаются новые виды производств. Однако полный охват осужденных не обеспечен.

В настоящее время 1170 осужденных людей не имеют возможность учиться в профессиональных училищах, более 7000 не имеют возможность трудиться. В последнее время стало ощущаться систематическое недофинансирование со стороны Российской Федерации.

Учитывая государственную значимость проблемы, Законом Российской Федерации от 25.12.2008 N 277-ФЗ внесена поправка в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". На ее основании государственные органы власти субъектов Российской Федерации получили возможность оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных за счет средств собственных бюджетов. На заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 11 февраля 2009 года, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выделил проблему организации обучения осужденных и развития производства в исправительных учреждениях.

Концепция республиканской целевой программы "Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010 - 2015 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 277-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и по поручению Председателя Правительства Удмуртской Республики Ю.С. Питкевича (исх. N 04-09/07 от 30.01.2009).

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Решение комплексной программы по профессиональной адаптации осужденных в новых экономических условиях, поддержанию и развитию социальных связей возможно только с участием всех уровней власти Российской Федерации.

Необходимость программно-целевого метода вызвана неотложностью решения острейших социальных и экономических проблем в области трудовой адаптации осужденных и последующей их реабилитации в гражданском обществе. В учреждениях УИС Удмуртской Республики трудоустроено 1900 человек, это только 20% от общего количества осужденных. В отличие от обычного предприятия учреждения УИС не могут ни подобрать необходимых специалистов, ни уволить не справляющихся с работой. При этом практически все осужденные, особенно до 30 лет, не имеют ни профессии, ни элементарных трудовых навыков. Постоянно растет количество больных наркоманией, СПИДом.

В 2005 году с целью улучшения работы производственного сектора УИС, освобождения от груза накопившихся налогов, образовавшихся из-за недофинансирования системы в 90-е годы, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом приняли решение о ликвидации всех государственных унитарных предприятий УИС. Их заменили центры трудовой адаптации, призванные не только заниматься увеличением объемов выпуска продукции и созданием рабочих мест, но и, в первую очередь, трудовой адаптацией, заключающейся в комплексном подходе к судьбе человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Обучение по востребованной на рынке труда специальности, производственная практика, закрепление трудовых навыков на рабочем месте призваны обеспечить трудоустройство и неразрывность социальных связей после выхода на свободу.

Понимая значимость проблемы, органы государственной власти всех уровней осуществляли поддержку УИС Удмуртской Республики.

На федеральном уровне с 2002 года велось финансирование в рамках Федеральных целевых программ "Реформирование УИС на 2002 - 2006 годы" и "Развитие УИС на 2007 - 2016 годы". Получено 57,676 млн. рублей, в т.ч. 3,27 млн. рублей на развитие производства, 51,798 млн. рублей на строительство очистных сооружений в ИК-8 п. Хохряки, 2,608 млн. рублей на строительство общежития для осужденных в ФБУ ИК-3 д. Каркалай.

Государственный Совет Удмуртской Республики утвердил республиканскую целевую программу "О развитии промышленного сектора УИС Минюста России по Удмуртской Республике и содействии трудовой занятости осужденных", мероприятия которой учитывают создание учебных и рабочих мест. Срок ее реализации рассчитан на 2002 - 2009 годы. За этот период из бюджета Удмуртской Республики направлено 6,349 млн. рублей.

Программно-целевой метод решения проблем трудовой занятости осужденных способствовал динамичному развитию производственной базы УИС республики, адаптации осужденных к новым жизненным условиям. За этот период объем производства увеличился со 100,0 млн. рублей в 2002 году до 238,8 млн. рублей в 2008 г., все учреждения работают с прибылью.

Были осуществлены следующие мероприятия: по организации пошива постельного белья, обуви, форменного обмундирования для осужденных и сотрудников, по изготовлению различной продукции для нужд Удмуртской Республики (учебная мебель, мусорные контейнеры, предметы малых архитектурных форм и др.), по развитию практически во всех учреждениях лесоперерабатывающей отрасли.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления трудовой адаптации осужденных, достигнутые результаты реализации мероприятий, проведенных в 2002 - 2009 годах, и наличие нерешенных проблем подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по поддержанию и созданию новых учебных и рабочих мест для осужденных, увеличению выпуска товарной продукции промышленного сектора УИС.

Программно-целевой метод обоснован, прежде всего, значимостью накопившихся проблем, невозможностью их решения в короткие сроки, необходимостью концентрации усилий и ресурсов на приоритетных для промышленного сектора УИС направлениях.

С целью комплексного подхода к решению проблемы трудовой адаптации осужденных, привлечения федеральных и внебюджетных средств и совершенствования предыдущей программы разработана республиканская целевая программа "Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010 - 2015 годы".

3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных с обучением и трудовой занятостью осужденных, будут являться:

1) снижение объемов выпуска товарной продукции и, как следствие, уменьшение отчислений в бюджет;

2) резкое ухудшение качества обучения и количества обученных осужденных;

3) снижение количества созданных рабочих мест;

4) уменьшение отчислений и выплат по искам и алиментам;

5) рост криминогенной ситуации в местах лишения свободы.

В целом неиспользование программно-целевого метода может привести к снижению уровня эффективности деятельности учреждений УИС практически по всем направлениям деятельности, потере результатов, достигнутых в течение действия предыдущей целевой программы.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению трудовой адаптации осужденных.

Возможные варианты решения сложившихся проблем в области трудовой занятости осужденных с использованием программно-целевого метода:

1. Информационно-аналитическое направление:

анализ и систематизация информации об осужденных, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, без профессии и трудовых навыков. Учет ситуации на рынке труда при разработке учебных планов, проведении практик, открытии новых специальностей, анализ ситуации на рынке труда;

формирование устойчивого стремления осужденных к повышению своего образовательного уровня и трудовых навыков.

2. Инвестиционное направление:

повышение инвестиционной привлекательности проектов в области развития производства за счет предоставленных налоговых льгот (Закон Удмуртской Республики N 67-РЗ от 13.12.2001 "Об особенностях налогообложения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и предприятий, использующих труд осужденных");

концентрация финансовых ресурсов для реализации наиболее важных мероприятий.

3. Технологическое направление:

внедрение современных технологий в области деревообработки, металлообработки, пошива одежды и изготовления обуви;

интеграция промышленного потенциала УИС в экономику Удмуртской Республики.

4. Оказание мер государственной поддержки:

в пределах компетенции, установленной законодательством, предоставление учреждениям УИС налоговых льгот;

привлечение для трудовой адаптации и развития промышленного сектора УИС Удмуртской Республики средств федерального бюджета.

Программно-целевой метод направлен на использование средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и внебюджетных источников в соответствии с приоритетами социально-экономического развития республики и применение эффективных механизмов и методов для динамичного развития системы трудовой адаптации осужденных.

Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием социально-экономических проблем, возникших как в стране, так и в нашей республике.

В перспективе эти риски могут снизить эффективность ранее проведенных мероприятий и повлекут увеличение расходов в будущем для достижения современного уровня функционирования системы трудовой адаптации осужденных.

Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление формирования действенной системы трудовой адаптации осужденных.

Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.

Административный риск представляет собой недофинансирование в полном объеме мероприятий Программы, что приведет к невыполнению целей и задач.

Способами ограничения административного риска являются регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей выполнять принятые на себя обязательства, привлечение дополнительных внебюджетных ресурсов.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Период реализации Программы: 2010 - 2015 годы.

По итогам каждого календарного года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.

6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Целью республиканской целевой программы "Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010 - 2015 годы" является максимальное обеспечение трудовыми навыками осужденных, создание новых рабочих мест, обеспечение устойчивой работы промышленного сектора учреждений УИС Удмуртской Республики на основе роста объемов производства.

Основные задачи Программы:

1. Усовершенствование системы, при которой будет происходить обучение осужденных, производственная практика и непосредственно работа на рабочем месте.

2. Интеграция промышленного потенциала УИС в экономику Удмуртской Республики.

3. Экономия бюджетных ассигнований за счет самообеспечения УИС продуктами питания, вещевым имуществом и иной продукцией, изготавливаемой собственными предприятиями.

4. Совершенствование системы профессионально-технического обучения, упреждающей профессиональной подготовки с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.

Основными индикаторами эффективности предлагаемых к реализации мероприятий будут являться:

- рост объемов промышленного производства;

- количество созданных и поддержанных новых рабочих мест;

- отчисления в бюджет;

- количество осужденных, обученных по наиболее востребованным на рынке труда профессиям.

Индикаторы отражены в таблице 1.

Таблица 1. Целевые индикаторы, характеризующие результаты реализации Программы

Таблица 1

N
п
/
п

Наимено-
вание
целевого
индикато-
ра

Еди-
ницы
изме-
рения

Базовые
показа-
тели

Прогнозные значения

2008 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1

Объем
выпуска
товарной
продукции

Млн.
руб-
лей

238,8

240,0

264,0

290,0

319,0

351,0

386,0

2

Коли-
чество
созданных
и поддер-
жанных
рабочих
мест

Еди-
ниц

182

200

210

220

230

240

250

3

Отчислено
в бюджет

Млн.
руб-
лей

2,7

2,7

2,97

3,27

3,60

3,96

4,36

4

Количест-
во обу-
ченных по
наиболее
востребо-
ванным
на рынке
труда
профес-
сиям

Чело-
век

400

425

450

475

500

525

550

7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, внебюджетных источников.

Для осуществления финансирования предлагаемых мероприятий предполагается израсходовать за 2010 - 2015 годы 14,0 млн. рублей из бюджета Удмуртской Республики. По годам: 2010 год - 2,2 млн. рублей, 2011 год - 2,3 млн. рублей, 2012 год - 2,5 млн. рублей, 2013 год - 2,5 млн. рублей, 2014 год - 2,3 млн. рублей, 2015 год - 2,2 млн. рублей.

Объемы финансирования носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной год. Внебюджетные средства будут формироваться за счет собственных средств учреждений УИС Удмуртской Республики и инвестиций сторонних организаций.

Суммы, запрашиваемые из бюджета Удмуртской Республики и привлеченных источников, будут увеличиваться равномерно в пределах инфляции. Суммы, запрашиваемые из бюджета Удмуртской Республики, достигнут пика в 2012 - 2013 годах с целью скорейшего выполнения показателей запланированных целевых индикаторов.

Предельные (прогнозные) объемы и источники финансирования Программы приведены в таблице 2.

Таблица 2. Источники финансирования Программы

Таблица 2

Направление
расходов
и источники
финансирова-
ния

Финансовые
затраты
на весь
период
реализации
Программы,
млн. рублей

Финансирование мероприятий и работ
Республиканской целевой программы, млн. рублей

Прогноз

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Федеральный
бюджет

19,5

3,0

3,1

3,2

3,3

3,4

3,5

Бюджет
Удмуртской
Республики

14,0

2,2

2,3

2,5

2,5

2,3

2,2

Внебюджетные
источники

40,5

6,0

6,3

6,6

6,9

7,2

7,5

ИТОГО:

74,0

11,2

11,7

12,3

12,7

12,9

13,2

8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы


В результате реализации мероприятий Программы будет получен социальный, экономический и бюджетный эффект.

1. Социальный эффект:

получение профессии и закрепление трудовых и профессиональных навыков будут способствовать трудовой и социальной адаптации осужденных в обществе после освобождения;

развитие социальных связей, снижение уровня рецидивной преступности;

более полное обеспечение осужденных одеждой и продуктами питания;

снижение социальной напряженности в местах лишения свободы.

2. Экономический эффект:

улучшение материальной базы ПУ с повышением качества обучения, техническое перевооружение производства с повышением качества продукции и, как следствие, создание возможности для увеличения выпуска конкурентоспособной и востребованной населением Удмуртии продукции;

повышение инвестиционной привлекательности проектов, связанных с размещением производств на территории учреждений УИС Удмуртской Республики;

погашение работающими осужденными исков и алиментов, возможность оказания материальной помощи своим семьям и близким.

3. Бюджетный эффект:

увеличение поступления финансовых средств в бюджет Удмуртской Республики.

Проведенный анализ показывает, что рост объемов промышленного производства за период реализации Программы должен составить не менее 10% ежегодно. Предполагается создать и поддержать более 1350 рабочих мест для трудоустройства осужденных, довести обучение по наиболее востребованным на рынке труда специальностям до 550 человек. Всем осужденным, выполняющим нормы выработки, будет произведена выплата заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, установленного Правительством Российской Федерации.

Имеющиеся центры трудовой адаптации, ориентированные на основные отрасли промышленности, позволят создать относительно недорогие рабочие места - ниже средней стоимости вновь созданного рабочего места по Удмуртии.

9. Предложения по разработчикам проекта Программы, государственным заказчикам Республиканской программы и исполнителям мероприятий Республиканской программы

В качестве государственного заказчика Программы предлагается утвердить Правительство Удмуртской Республики.

Разработчиком Программы будет Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики, исполнителем - УФСИН России по Удмуртской Республике.

10. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы


Предлагаемые сроки реализации Программы: 2010 - 2015 годы. Предлагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при разработке Программы и в соответствии с законом о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год. Финансирование мероприятий будет производиться с учетом приоритетов бюджетов различных уровней и внебюджетного сектора.

Достижение целей и задач Программы и выполнение целевых индикаторов обуславливает выполнение системы программных мероприятий:

1. Мероприятия по самообеспечению потребностей УИС за счет расширения действующих и организации новых производств.

УФСИНом России по Удмуртской Республике разработаны проекты по решению проблемы самообеспечения потребностей УИС в вещевом имуществе осужденных, форменном обмундировании сотрудников, продуктах питания, промышленной продукции, поставляемой для системы УИС Российской Федерации. На эти цели будет израсходовано до 70% средств федерального бюджета, 20% средств бюджета Удмуртской Республики, 45% внебюджетных средств.

Объемы и источники финансирования мероприятия приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Таблица 3

Источники
финансирования

Объем финансовых ресурсов, млн. рублей

2010 -
2015 гг.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Федеральный
бюджет

13,65

2,1

2,17

2,24

2,31

2,38

2,45

Бюджет
Удмуртской
Республики

2,8

0,44

0,46

0,5

0,5

0,46

0,44

Внебюджетные
источники

18,225

2,7

2,835

2,97

3,105

3,24

3,375

Итого

34,675

5,24

5,465

5,71

5,915

6,08

6,265


Мероприятие состоит из трех проектов:

1. Производство вещевого имущества для нужд осужденных и сотрудников УИС.

2. Производство продуктов питания.

3. Производство продукции для жизнеобеспечения УИС.

Проект N 1. Производство вещевого имущества для нужд осужденных и сотрудников УИС

Осужденных и сотрудников УИС Удмуртской Республики ежегодно требуется обеспечивать форменным обмундированием, специальной рабочей одеждой, мягким инвентарем, обувью, зимними и летними головными уборами. Численность сотрудников УИС постоянна и составляет около 3,0 тыс. человек. Численность осужденных растет в связи с неблагоприятной социальной и экономической ситуацией в стране. Среднесписочная численность осужденных за 2006 г. составляла 8679 человек, за 2007 г. - 10391 человек, за 2008 г. - 10991 человек. Обеспечение этих осужденных требует дополнительных средств.

Номенклатура швейных изделий ежегодно уточняется на основании поступающих заявок от службы тыла. В 2008 году выпущено матрацев 2500 штук, подушек - 1500 штук, одеял - 3000 штук, ботинок - 8750 пар, костюмов маскирующей расцветки - 2700 штук, ботинок с высоким берцем - 1650 пар, телогреек - 2000 штук, костюмов хлопчатобумажных - 2000 штук, шапок - 6840 штук и др. Всего сумма заключенных государственных контрактов составила более 23,5 млн. рублей. В последующие годы эта сумма будет возрастать.

В 2009 - 2010 годах будут дополнительно освоены: куртка утепленная для военнослужащих, брюки, куртки, юбки, пилотки форменные полушерстяные, фуражки. Для их изготовления необходима подготовка производства, разработка технических описаний, приобретение технических условий, лекал.

Проект N 2. Производство продуктов питания

Продукты питания изготавливаются для нужд УИС Удмуртской Республики. Имеются постоянные заявки со стороны службы тыла на выпечку хлеба, изготовление макарон, производство мяса, молока, овощей.

В УИС Удмуртской Республики имеется базовое производство (колония-поселение ФБУ КП-11) по выращиванию и переработке овощей, злаковых культур, разведению крупного рогатого скота, свиней. Учреждение осуществляет поставки продуктов питания в другие учреждения, поставки молока в ФБУ ЛИУ-2, ЛИУ-4 - колонии, в которых содержатся больные туберкулезом. Также практически в каждом учреждении имеются животноводческие участки, теплицы, которые обеспечивают продуктами собственные колонии. На сегодняшний день в подразделениях содержится 387 голов крупного рогатого скота, в том числе 128 голов коров дойного стада, 1127 свиней, 39 лошадей, 516 птиц, 503 кролика, 62 головы овец и коз.

В подразделениях имеются тракторы ДТ-75, Т-150, МТЗ-82, косилки, прицепное оборудование. В связи со значительным его износом требуются вложения для обновления основных средств.

В 2008 году учреждениями заготовлено 289 тонн картофеля, 63 тонны моркови, 48 тонн свеклы, произведено 140,0 тонны мяса в живом весе, 288 тонн молока, 36,6 тыс. штук яиц, выловлено 36,5 тонны рыбы. Заключено государственных контрактов на сумму 33,5 млн. рублей. Продукция востребована полностью.

Проект N 3. Производство продукции для жизнеобеспечения уголовно-исполнительной системы

Для поддержания жизнеобеспечения учреждений УИС Удмуртской Республики, а также подразделений, расположенных в других регионах России, изготавливаются:

котлы водогрейные. Котлы мощностью от 0,63 до 1,74 МВт, по теплотехническим характеристикам и конструкции не имеют аналогов в России. Благодаря конструктивной особенности трубной части, вода, двигаясь по трубам котла, интенсивно вращается, что приводит к значительному увеличению теплообмена, отсутствию накипеобразования, поэтому на протяжении всего срока эксплуатации КПД котла остается неизменным. В конструкции используются трубы одного типоразмера, что увеличивает срок службы котлов в 1,5 - 2 раза. Котлы поставляются в различные регионы России с ежегодным заключением госконтрактов на сумму более 13,0 млн. рублей;

теплообменники. Теплообменники пластинчатые предназначены для теплообмена между двумя средами (вода - вода, пар - вода) и применяются в системах отопления и горячего водоснабжения. Преимуществом пластинчатых теплообменников перед кожухотрубными является высокий КПД (0,97%), компактность (занимает в 10 - 20 раз меньше места), снижение расхода теплоносителя, при этом значительно снижается мощность насосов и расход электроэнергии. В 2008 году поставлено 7 теплообменников в различные регионы России;

дезофран. Дезинфицирующее средство предназначено для обработки санитарных помещений, столовых. Поставляется в различные регионы России. Ежегодно заключается госконтрактов на сумму более 25,0 млн. рублей;

шлакоблоки. Частично изготовлены из отходов производства - шлака и опила. Применяются для строительства различных низкоэтажных сооружений, перегородок;

специальная колючая лента "Егоза". Специальное изделие "Егоза" представляет собой оцинкованную армированную колючую ленту, которая является более прочной, эффективной и долговечной по сравнению с колючей проволокой. Изделия из колючей ленты позволяют не только заменить колючую проволоку, но и применить новые объемные виды заграждений в виде различных спиралей;

колючая проволока, сетка "Рабица". Традиционно используются в учреждениях УИС для ограждения периметра и локализации участков.

Выпуск вышеуказанной продукции в 2008 году превысил сумму 40,0 млн. рублей. Кроме того, часть продукции поставляется для сторонних заказчиков.

Всего в 2008 году между учреждениями и службой тыла УФСИН заключено порядка 120 государственных контрактов на поставку продуктов питания, вещевого имущества для личного состава и осужденных на общую сумму 57,0 млн. рублей. Выпущено продукции для нужд УИС на сумму 40,0 млн. руб. Таким образом, имеется подтвержденный государственный заказ на сумму более 97,0 млн. рублей с тенденцией к ее увеличению. С учетом внебюджетного сектора, развивающегося в колониях (теплоснабжение, водоотведение, строительство, столовые, парикмахерские, фотолаборатории, транспортные услуги и др.), подтвержденный объем выпуска продукции составит более 174,0 млн. рублей.

2. Мероприятия по решению проблемы интеграции промышленного потенциала УИС в экономику Удмуртской Республики.

УФСИНом России по Удмуртской Республике разработан ряд проектов, основной целью которых является техническое перевооружение производства и выпуск конкурентоспособной продукции с высокими потребительскими свойствами для нужд Удмуртской Республики. На эти цели будет израсходовано до 20% средств федерального бюджета, 70% средств бюджета Удмуртской Республики, 50% внебюджетных средств.

Объемы и источники финансирования мероприятия приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Таблица 4

Источники
финансирования

Объем финансовых ресурсов, млн. рублей

2010 -
2015
гг.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Федеральный
бюджет

3,9

0,6

0,62

0,64

0,66

0,68

0,7

Бюджет
Удмуртской
Республики

9,8

1,54

1,61

1,75

1,75

1,61

1,54

Внебюджетные
источники

20,25

3,0

3,15

3,3

3,45

3,6

3,75

Итого

33,95

5,14

5,38

5,69

5,86

5,89

5,99


Мероприятие состоит из трех проектов:

1. Изготовление продукции машиностроительного производства.

2. Развитие лесозаготовительного и деревообрабатывающего производства.

3. Изготовление швейной продукции.

Проект N 1. Изготовление продукции машиностроительного производства

Изначально практически весь промышленный потенциал УИС Удмуртской Республики был ориентирован на выпуск продукции общего машиностроения, особенно металлообработки. В настоящее время парк оборудования изношен и требует значительного обновления. Для повышения технического уровня производства, улучшения качества выпускаемой продукции и привлечения инвесторов необходимо вложение инвестиционных средств.

В настоящее время ведется изготовление продукции для государственных и коммерческих потребителей. Это продукция для жилищно-коммунальных хозяйств (коммунальные службы республики постоянно испытывают потребность в контейнерах под мусор, скамейках, урнах), металлическая тара (тара разных типоразмеров широко применяется на предприятиях машиностроения для перевозки различных деталей), мебельные блоки (пружинные мебельные блоки находят применение у многих производителей мебели и пользуются устойчивым спросом), изделия ЖБИ (изготавливаются декоративные панели, тротуарная плитка), принадлежности для ритуальных услуг (венки, памятники, оградки и другие изделия), изделия из пластмассы и многое другое.

В 2008 году выпущено вышеуказанной продукции на сумму более 30,0 млн. рублей. Несмотря на кризис, начавшийся в октябре 2008 года, ведется работа по максимальному удержанию старых и привлечению новых коммерческих партнеров.

Предполагается развитие баз по ремонту автомобилей на площадях учреждений в г. Ижевске, Можге, Завьяловском районе. Создание участков по электроконтактной сварке позволит изготовлять кладочную сетку, арматуру для ритуальных изделий, изделий ЖБИ. Имеются предложения от инвесторов по развитию участков художественной ковки, гибки. Особое внимание будет уделено изготовлению продукции для нужд муниципальных образований.

Проект N 2. Развитие лесозаготовительного и деревообрабатывающего производства

Основной целью данного проекта является организация деревообрабатывающего производства с законченным циклом - от лесозаготовки до изготовления готовой продукции.

Почти в каждом подразделении УИС Удмуртской Республики имеются производства по переработке древесины. Учреждения ФБУ ИК-1, ИК-3, ИК-6, ИК-7, КП-11 осуществляют заготовку леса на корню. На базе учреждения ФБУ ИК-7 имеется производство корпусной, мягкой мебели.

Для заготовки используются трелевочные тракторы ТДТ-55, ТТ-4, тракторы ДТ-75, МТЗ-80, автомобили ЗИЛ, КРАЗ, КАМАЗ, МАЗ. Также в каждом учреждении имеются пилорамы и деревообрабатывающие станки, позволяющие выпускать продукцию глубокой переработки древесины. Однако большая часть техники значительно изношена, требуются вложения для обновления основных средств. В 2008 году заготовлено 27,1 тыс. м3 леса, объем выпущенной продукции из древесины составил 40,1 млн. руб. Выпускается мебель, поддоны, ящики, кабельные барабаны, оборудование кузова. Доля деревообработки в последние годы стала занимать значительную часть выпускаемой промышленной продукции - более 30%, и на развитие этой отрасли предполагается обратить особое внимание.

Дополнительно к существующим производствам к выпуску предполагается следующая продукция: новые виды мебели, запасные части и комплектующие для бензиновых и электрических пил, пиломатериалы европейского качества.

Проект N 3. Изготовление швейной продукции

На базе ФБУ ЛИУ-2, ИК-5, ИК-12 имеются специализированные швейные участки с промышленным швейным оборудованием. На базе остальных учреждений имеются участки для пошива несложных изделий, удовлетворяющих потребности осужденных. В учреждениях, кроме выпуска продукции для самообеспечения, выпускаются изделия и для сторонних организаций (всего такой продукции выпущено на сумму 6,8 млн. рублей), однако имея набранный потенциал и опыт, полученный при производстве форменного обмундирования, возможно значительно увеличить производство швейной продукции.

Рынок сбыта швейной продукции довольно обширен Удмуртская Республика обладает развитыми отраслями промышленности и сельского хозяйства, которые ощущают нехватку швейных изделий, а именно: халаты рабочие, рукавицы, спецодежда, постельное белье, куртки утепленные и т.д. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года N 789 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы" указанные силовые структуры перешли на новую форму одежды, которую могут изготовлять подразделения УИС. На базе имеющегося швейного оборудования возможен выпуск и изделий для коммерческих структур. По этим направлениям деятельности планируется работа в ближайшее время.

При сравнительно низкой стоимости швейного оборудования возможно трудозанять максимальное количество осужденных полезным трудом.

Негативные явления, начавшиеся в экономике страны, серьезно осложнили производственно-хозяйственную деятельность наших подразделений. Создавшееся положение требует незамедлительной реализации мероприятий по минимизации негативных последствий. На первый план выходит привлечение инвестиций от коммерческих структур, "удержание" имеющихся партнеров. УФСИН России по Удмуртской Республике планирует в течение 2009 года выпустить продукции на уровне 2008 года (76,9 млн. рублей) и, преодолев кризис, с 2010 года значительно увеличить выпуск товарной продукции (не менее 10% ежегодно) для нужд населения Удмуртской Республики.

3. Мероприятия по совершенствованию системы профессионально-технического обучения и упреждающей профессиональной подготовки с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.

Основная цель мероприятий - получение профессионального образования осужденными с прохождением полноценной производственной практики, увеличение количества обучающихся по востребованным на рынке труда профессиям, которые выявлены на основе мониторинга информации служб занятости Удмуртской Республики. Предполагается применение в процессе обучения современных средств передачи информации при теоретическом обучении и полноценного оборудования при прохождении производственной практики. На эти цели будет израсходовано до 10% средств федерального бюджета, 10% средств бюджета Удмуртской Республики, 5% внебюджетных средств.

Объемы и источники финансирования мероприятия приведены в таблице 5.

Таблица 5.

Таблица 5

Источники
финансирования

Объем финансовых ресурсов, млн. рублей

2010 -
2015
гг.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Федеральный
бюджет

1,95

0,3

0,31

0,32

0,33

0,34

0,35

Бюджет
Удмуртской
Республики

1,4

0,22

0,23

0,25

0,25

0,23

0,22

Внебюджетные
источники

2,025

0,3

0,315

0,33

0,345

0,36

0,375

Итого

5,375

0,82

0,855

0,9

0,925

0,93

0,945


Мероприятие состоит из трех проектов:

1. Организация упреждающего обучения осужденных.

2. Совершенствование и укрепление материальной базы профессионально-технических училищ.

3. Проведение лицензирования, аттестации и государственной аккредитации профессионально-технических училищ.

Проект N 1. Организация упреждающего обучения осужденных

В целях обеспечения конституционного права осужденных на получение рабочей профессии при исправительных колониях функционируют профессионально-технические училища и их филиалы, учебно-производственные классы и мастерские. За период реализации Программы профессиональное обучение по наиболее востребованным на рынке труда профессиям будет ежегодно дано более 425 осужденным. Своевременный анализ рынка труда Удмуртии позволит организовать упреждающее обучение путем своевременной корректировки учебных планов, проведения практик и конкурсов на лучшее мастерство.

Потребность в учебной литературе составляет не менее 10 учебников на обучающегося, необходимы пособия и методические рекомендации. Часть средств израсходуется на приобретение государственных образовательных стандартов начального профессионального образования для всех профессий. Для качественного обучения необходимо приобретение расходных материалов - металлического листа, уголка, труб, цемента, пиломатериала, горюче-смазочных материалов и многого другого.

Проект N 2. Совершенствование и укрепление материальной базы профессионально-технических училищ

Основной целью проекта является более качественная подготовка специалистов в соответствии с "Государственным стандартом начального профессионального образования".

Главной проблемой системы профессионального образования осужденных является ее отставание от современных требований. Необходимо незамедлительное вложение средств в проведение модернизации учебной и материально-технической базы профессиональных училищ путем приобретения основных средств и расходных материалов. Специфика обучаемых осужденных такова, что они имеют слабые теоретические знания и отсутствие необходимого жизненного опыта. Укрепление материальной базы училищ позволит повысить качество учебного процесса путем увеличения информативности и наглядности на уроках, приобрести прочные навыки владения оборудованием и инструментом по избранной профессии.

Необходимо организовать работу в женской колонии (ФБУ ИК-12, г. Сарапул) и Ижевской воспитательной колонии, где училища созданы практически с нуля и где вопрос получения профессии осужденными женщинами и подростками особенно важен.

Еще одна первоочередная задача - приобретение трактора МТЗ для училища ФБУ ИК-5, запасных частей для восстановления техники, токарных и фрезерных станков, швейных машин и оверлоков, комплектов слесарного, металлообрабатывающего и деревообрабатывающего инструмента.

Проект N 3. Проведение лицензирования, аттестации и государственной аккредитации профессионально-технических училищ

Основная цель - лицензирование, аттестация и аккредитация училищ на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 года N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 мая 1998 года N 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений", ст. 33 п. 19 Закона РФ "Об образовании" в соответствии с планом работ Управления лицензирования и государственной аккредитации Министерства образования и науки Удмуртской Республики.

Для качественного обучения и организации упреждающего профессионального обучения осужденных специальностям, потребность в которых испытывает рынок труда республики, необходимо периодическое проведение лицензирования, аттестации и государственной аккредитации профессиональных училищ.

Сумма, необходимая для лицензирования, - не менее 50,0 тыс. рублей на каждое из десяти имеющихся училищ и филиалов. Для подготовки помещений к лицензированию необходима установка полноценной пожарной сигнализации, замеры сопротивления изоляции, косметический ремонт учебных классов.

11. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы


Механизм реализации Программы предусматривает использование рычагов государственной, экономической, финансовой и бюджетной политики в области трудовой адаптации осужденных с учетом интересов Удмуртской Республики.

Мероприятия Программы ориентированы в первую очередь на мобилизацию собственного потенциала учреждений, обеспечивающих содержание, обучение, предоставление работы осужденным, а также на привлечение инвесторов в сочетании с государственной поддержкой, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.

В соответствии с целями и задачами Программы мероприятия сгруппированы по решаемым проблемам:

1. Мероприятия по самообеспечению потребностей УИС за счет расширения действующих и организации новых производств.

К 2015 году планируется довести уровень обеспечения потребностей системы по вещевому имуществу осужденных до 100%, а по форменному обмундированию - до 30 - 40%. Будут осуществлены работы по интенсификации сельскохозяйственного производства, увеличению производства продуктов питания. Предполагается производство продукции для жизнеобеспечения подразделений УИС не только Удмуртской Республики, но и Российской Федерации.

2. Мероприятия по решению проблемы интеграции промышленного потенциала УИС в экономику Удмуртской Республики.

Техническое перевооружение производства, экономия материально-технических ресурсов, улучшение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции позволит выдержать жесткие рыночные условия и выпускать продукцию, востребованную населением Удмуртии, и для нужд муниципальных образований республики. В лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли произойдет увеличение удельного веса глубокой переработки древесины, начиная с заготовки леса на корню до готового изделия. Значительно увеличится выпуск швейной продукции.

3. Мероприятия по совершенствованию системы ПТО и упреждающей профессиональной подготовки с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.

В целях обеспечения законного права осужденных на получение рабочей профессии в учреждениях УИС функционируют десять профессиональных училищ и их филиалов. В них получают профессии тракториста, сварщика, штукатура, каменщика, столяра, швеи и др. Привлечение дополнительных средств позволит привести обучение в соответствие с государственными образовательными стандартами, проводить своевременную корректировку методики обучения. Осужденные, получившие рабочую профессию, будут работать непосредственно на предприятии учреждения. С полученной востребованной на рынке труда профессией осужденному будет значительно проще социально реабилитироваться в обществе.

Учреждения УИС Удмуртской Республики показывают стабильный рост объемов выпуска товарной продукции (2006 г. - 144,3 млн. рублей, 2007 г. - 178,3 млн. рублей, 2008 г. - 238,8 млн. рублей) с динамикой в сопоставимых ценах не менее 120%. На основе подтвержденного и все увеличивающегося государственного заказа учреждения УИС Удмуртской Республики при поддержке государственных и внебюджетных источников будут увеличивать выпуск товарной продукции и в последующие годы. На этой основе они выполнят запланированные целевые индикаторы, характеризующие результаты реализации Программы.

12. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы


Контроль и анализ реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы. УФСИН России по Удмуртской Республике ежеквартально готовит отчет в Министерство экономики Удмуртской Республики по выполнению всего комплекса программных мероприятий независимо от источников финансирования.

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ"

Название документа: О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ"

Номер документа: 169-р

Вид документа: Распоряжение Правительства Удмуртской Республики

Принявший орган: Правительство Удмуртской Республики

Статус: Действующий

Дата принятия: 16 марта 2009