ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 марта 2009 года N 169-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ"

В целях развития промышленного сектора и обеспечения трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010 - 2015 годы".

2. Утвердить Правительство Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010 - 2015 годы" (далее - Программа).

3. Министерству промышленности и транспорта Удмуртской Республики обеспечить разработку проекта Программы.

4. Предложить Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике принять участие в разработке проекта Программы и в срок до 1 мая 2009 года совместно с Министерством промышленности и транспорта Удмуртской Республики представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

     




Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 16 марта 2009 года N 169-р

     

 КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ"

1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


В настоящее время на территории Удмуртской Республики дислоцируется 15 подразделений уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики (далее - УИС), в т.ч. одна женская, одна детская колония и два лечебных учреждения для содержания больных туберкулезом. В них содержится более 11,0 тысячи человек, все они проживают на территории нашей республики. Из-за асоциального образа жизни большая часть осужденных не имеют ни полноценного среднего образования, ни профессии, ни элементарных трудовых навыков. Вследствие этого затруднено трудоустройство таких осужденных на работу в колонии. Они не имеют возможность погашать иски и алименты, материально помогать близким. Как следствие - разрыв социальных связей с родственниками. Отсутствие образования и трудовых навыков затрудняет трудоустройство после освобождения. Возникают условия рецидивной преступности.

Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (далее - УФСИН России по Удмуртской Республике) принимаются меры, позволяющие обеспечить занятость осужденных: функционирует система профессионально-технического обучения, ведется обучение на рабочих местах, создаются новые виды производств. Однако полный охват осужденных не обеспечен.

В настоящее время 1170 осужденных людей не имеют возможность учиться в профессиональных училищах, более 7000 не имеют возможность трудиться. В последнее время стало ощущаться систематическое недофинансирование со стороны Российской Федерации.

Учитывая государственную значимость проблемы, Законом Российской Федерации от 25.12.2008 N 277-ФЗ внесена поправка в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". На ее основании государственные органы власти субъектов Российской Федерации получили возможность оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных за счет средств собственных бюджетов. На заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 11 февраля 2009 года, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выделил проблему организации обучения осужденных и развития производства в исправительных учреждениях.

Концепция республиканской целевой программы "Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010 - 2015 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 277-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и по поручению Председателя Правительства Удмуртской Республики Ю.С. Питкевича (исх. N 04-09/07 от 30.01.2009).

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Решение комплексной программы по профессиональной адаптации осужденных в новых экономических условиях, поддержанию и развитию социальных связей возможно только с участием всех уровней власти Российской Федерации.

Необходимость программно-целевого метода вызвана неотложностью решения острейших социальных и экономических проблем в области трудовой адаптации осужденных и последующей их реабилитации в гражданском обществе. В учреждениях УИС Удмуртской Республики трудоустроено 1900 человек, это только 20% от общего количества осужденных. В отличие от обычного предприятия учреждения УИС не могут ни подобрать необходимых специалистов, ни уволить не справляющихся с работой. При этом практически все осужденные, особенно до 30 лет, не имеют ни профессии, ни элементарных трудовых навыков. Постоянно растет количество больных наркоманией, СПИДом.

В 2005 году с целью улучшения работы производственного сектора УИС, освобождения от груза накопившихся налогов, образовавшихся из-за недофинансирования системы в 90-е годы, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом приняли решение о ликвидации всех государственных унитарных предприятий УИС. Их заменили центры трудовой адаптации, призванные не только заниматься увеличением объемов выпуска продукции и созданием рабочих мест, но и, в первую очередь, трудовой адаптацией, заключающейся в комплексном подходе к судьбе человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Обучение по востребованной на рынке труда специальности, производственная практика, закрепление трудовых навыков на рабочем месте призваны обеспечить трудоустройство и неразрывность социальных связей после выхода на свободу.

Понимая значимость проблемы, органы государственной власти всех уровней осуществляли поддержку УИС Удмуртской Республики.

На федеральном уровне с 2002 года велось финансирование в рамках Федеральных целевых программ "Реформирование УИС на 2002 - 2006 годы" и "Развитие УИС на 2007 - 2016 годы". Получено 57,676 млн. рублей, в т.ч. 3,27 млн. рублей на развитие производства, 51,798 млн. рублей на строительство очистных сооружений в ИК-8 п. Хохряки, 2,608 млн. рублей на строительство общежития для осужденных в ФБУ ИК-3 д. Каркалай.

Государственный Совет Удмуртской Республики утвердил республиканскую целевую программу "О развитии промышленного сектора УИС Минюста России по Удмуртской Республике и содействии трудовой занятости осужденных", мероприятия которой учитывают создание учебных и рабочих мест. Срок ее реализации рассчитан на 2002 - 2009 годы. За этот период из бюджета Удмуртской Республики направлено 6,349 млн. рублей.

Программно-целевой метод решения проблем трудовой занятости осужденных способствовал динамичному развитию производственной базы УИС республики, адаптации осужденных к новым жизненным условиям. За этот период объем производства увеличился со 100,0 млн. рублей в 2002 году до 238,8 млн. рублей в 2008 г., все учреждения работают с прибылью.

Были осуществлены следующие мероприятия: по организации пошива постельного белья, обуви, форменного обмундирования для осужденных и сотрудников, по изготовлению различной продукции для нужд Удмуртской Республики (учебная мебель, мусорные контейнеры, предметы малых архитектурных форм и др.), по развитию практически во всех учреждениях лесоперерабатывающей отрасли.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления трудовой адаптации осужденных, достигнутые результаты реализации мероприятий, проведенных в 2002 - 2009 годах, и наличие нерешенных проблем подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по поддержанию и созданию новых учебных и рабочих мест для осужденных, увеличению выпуска товарной продукции промышленного сектора УИС.

Программно-целевой метод обоснован, прежде всего, значимостью накопившихся проблем, невозможностью их решения в короткие сроки, необходимостью концентрации усилий и ресурсов на приоритетных для промышленного сектора УИС направлениях.

С целью комплексного подхода к решению проблемы трудовой адаптации осужденных, привлечения федеральных и внебюджетных средств и совершенствования предыдущей программы разработана республиканская целевая программа "Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010 - 2015 годы".

3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных с обучением и трудовой занятостью осужденных, будут являться:

1) снижение объемов выпуска товарной продукции и, как следствие, уменьшение отчислений в бюджет;

2) резкое ухудшение качества обучения и количества обученных осужденных;

3) снижение количества созданных рабочих мест;

4) уменьшение отчислений и выплат по искам и алиментам;

5) рост криминогенной ситуации в местах лишения свободы.

В целом неиспользование программно-целевого метода может привести к снижению уровня эффективности деятельности учреждений УИС практически по всем направлениям деятельности, потере результатов, достигнутых в течение действия предыдущей целевой программы.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению трудовой адаптации осужденных.

Возможные варианты решения сложившихся проблем в области трудовой занятости осужденных с использованием программно-целевого метода:

1. Информационно-аналитическое направление:

анализ и систематизация информации об осужденных, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, без профессии и трудовых навыков. Учет ситуации на рынке труда при разработке учебных планов, проведении практик, открытии новых специальностей, анализ ситуации на рынке труда;

формирование устойчивого стремления осужденных к повышению своего образовательного уровня и трудовых навыков.

2. Инвестиционное направление:

повышение инвестиционной привлекательности проектов в области развития производства за счет предоставленных налоговых льгот (Закон Удмуртской Республики N 67-РЗ от 13.12.2001 "Об особенностях налогообложения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и предприятий, использующих труд осужденных");

концентрация финансовых ресурсов для реализации наиболее важных мероприятий.

3. Технологическое направление:

внедрение современных технологий в области деревообработки, металлообработки, пошива одежды и изготовления обуви;

интеграция промышленного потенциала УИС в экономику Удмуртской Республики.

4. Оказание мер государственной поддержки:

в пределах компетенции, установленной законодательством, предоставление учреждениям УИС налоговых льгот;

привлечение для трудовой адаптации и развития промышленного сектора УИС Удмуртской Республики средств федерального бюджета.

Программно-целевой метод направлен на использование средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и внебюджетных источников в соответствии с приоритетами социально-экономического развития республики и применение эффективных механизмов и методов для динамичного развития системы трудовой адаптации осужденных.

Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием социально-экономических проблем, возникших как в стране, так и в нашей республике.

В перспективе эти риски могут снизить эффективность ранее проведенных мероприятий и повлекут увеличение расходов в будущем для достижения современного уровня функционирования системы трудовой адаптации осужденных.

Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление формирования действенной системы трудовой адаптации осужденных.

Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.

Административный риск представляет собой недофинансирование в полном объеме мероприятий Программы, что приведет к невыполнению целей и задач.

Способами ограничения административного риска являются регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей выполнять принятые на себя обязательства, привлечение дополнительных внебюджетных ресурсов.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Период реализации Программы: 2010 - 2015 годы.

По итогам каждого календарного года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.

6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Целью республиканской целевой программы "Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010 - 2015 годы" является максимальное обеспечение трудовыми навыками осужденных, создание новых рабочих мест, обеспечение устойчивой работы промышленного сектора учреждений УИС Удмуртской Республики на основе роста объемов производства.

Основные задачи Программы:

1. Усовершенствование системы, при которой будет происходить обучение осужденных, производственная практика и непосредственно работа на рабочем месте.

2. Интеграция промышленного потенциала УИС в экономику Удмуртской Республики.

3. Экономия бюджетных ассигнований за счет самообеспечения УИС продуктами питания, вещевым имуществом и иной продукцией, изготавливаемой собственными предприятиями.

4. Совершенствование системы профессионально-технического обучения, упреждающей профессиональной подготовки с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.

Основными индикаторами эффективности предлагаемых к реализации мероприятий будут являться:

- рост объемов промышленного производства;

- количество созданных и поддержанных новых рабочих мест;

- отчисления в бюджет;

- количество осужденных, обученных по наиболее востребованным на рынке труда профессиям.

Индикаторы отражены в таблице 1.

Таблица 1

Целевые индикаторы, характеризующие результаты реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»