ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 апреля 2009 года N 212-р

О РАЗРАБОТКЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики", постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".

2. Определить заказчиком республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" Министерство экономики Удмуртской Республики.

3. Поручить Министерству экономики Удмуртской Республики в срок до 1 июня 2009 года разработать проект республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".

4. Утвердить прилагаемый состав рабочей группы по разработке проекта республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ





Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 6 апреля 2009 года N 212-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Концепция республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" (далее - Концепция) призвана решить задачу создания эффективной системы государственной поддержки развития инновационной деятельности и основывается в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики" на Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года, Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы и Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы.

Настоящая Концепция призвана определить основные методы решения проблемы недостаточного уровня внедрения и коммерциализации инновационных проектов и практического применения научных разработок в производстве. В рамках Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы решение данной проблемы предусмотрено программно-целевым методом.

Наряду с этим Концепция разработана в соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной протоколом межведомственной комиссии по научно-инновационной политике при Министерстве образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 1, и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Формирование эффективной национальной инновационной системы признано ключевым условием обеспечения глобальной конкурентоспособности России в рамках Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р. Среди приоритетных направлений государственной поддержки развития базовых отраслей промышленности выделено стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и поддержка реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий.

В соответствии с проектом Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года определена роль Удмуртской Республики как поставщика высокотехнологичной продукции на мировой и российский рынки машиностроения, в том числе рынки вооружений, электротехники, нефтегазового оборудования, автомобилестроения и другие.

Для достижения этой цели в Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года определены следующие приоритетные задачи:

- создание правовых и организационных условий для привлечения в экономику республики кредитно-финансовых ресурсов, инвестиций, новейших технологий, опыта и знаний, способствующих обновлению основных фондов предприятий во всех отраслях экономики;

- привлечение средств в реализацию эффективных инновационных проектов для обеспечения взаимодействия представителей науки и производственного сектора экономики;

- содействие развитию экспортного потенциала предприятий, выпускающих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию с высокой долей добавленной стоимости;

- развитие инновационной деятельности и инновационного бизнеса;

- содействие созданию комплексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе созданию и укреплению инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, офисов по трансферту технологий);

- подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, способных обеспечить успешное продвижение инноваций в производство;

- расширение использования механизмов снижения инновационных рисков и затрат при реализации наукоемких и высокотехнологичных проектов за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их до стадии коммерческого исполнения;

- создание высоконаучного производственного потенциала и наукоемкой экономики;

- переход на инновационный путь развития, включающий в себя создание интегрированных структур, развитие новых отраслей на базе перечня критических технологий в Удмуртской Республике и др.;

- создание правовых и организационных условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, активизации привлечения внебюджетных средств в реализацию наиболее эффективных инновационных проектов, обеспечения эффективного взаимодействия науки и производственных секторов экономики на всех стадиях инновационной деятельности, полного использования научно-технического потенциала организаций и внедрения наукоемких разработок и технологий.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что проблемы, предлагаемые к решению посредством разработки и принятия республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа), и ее цели соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики.

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


На федеральном уровне повышение инновационной активности субъектов экономики включено в приоритетные задачи государственной политики по обеспечению устойчивого социально-экономического развития, создан ряд федеральных институтов развития, обеспечивающих организационную и финансовую поддержку инновационной деятельности на местах.

В целях активизации инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики, на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциалов республики реализуется республиканская целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы". За время ее реализации были созданы следующие элементы республиканской инновационной инфраструктуры: Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики, Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики, 6 центров трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики. С 2005 по 2007 год из республиканского бюджета на конкурсной основе предоставлялись льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов на 3 года под 7% годовых. С 2007 года в целях стимулирования инновационной активности в Удмуртии проводятся ежегодные конкурсы "Десять лучших инновационных идей студентов" и конкурс по поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За время реализации Программы было проведено 10 инновационных выставок-сессий с целью привлечения частных инвестиций для финансирования инновационных проектов, 19 обучающих семинаров по подготовке кадров для инновационной деятельности. За период с 2005 по 2008 год Удмуртская Республика была представлена на 17 выставках-форумах, где приняло участие 42 предприятия республики с 79 инновационными проектами. В декабре 2008 года в Москве Удмуртская Республика участвовала в первом международном форуме по нанотехнологиям, на котором было представлено 6 проектов 10 организаций республики. По состоянию на 1 января 2008 года количество инновационно-активных предприятий достигло 88.

Принятие республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" ориентировано на продолжение работы по разработке нормативно-правового, организационного и методического обеспечения Программы, формирование инновационной инфраструктуры, формирование системы информационного и патентно-правового обеспечения инновационной технологической деятельности, подготовку кадров и формирование инновационной культуры, реализацию мероприятий по интегрированию Удмуртской Республики в российский и международный рынок инноваций, привлечение дополнительных инвестиций, реализацию инновационных проектов.

Предлагаемая Программа призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной политики государственными органами Удмуртской Республики в области регулирования инновационной деятельности, ориентированной в конечном итоге на построение качественно новой системы производства высокотехнологичной продукции и расширения научно-исследовательского сектора, что будет способствовать экономическому росту, созданию новых рабочих мест, повышению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и повышению качества жизни населения.

Реализация мероприятий Программы позволит создать инновационную систему Удмуртской Республики, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития. Для этого также требуется дальнейшее развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, обеспечивающей благоприятные условия для реализации инновационных проектов, коммерциализации всех типов инноваций - продуктовых и процессных (технологий), модернизации производственного потенциала региона, прежде всего, в секторах, в которых Удмуртская Республика имеет достаточный научно-технический задел для общероссийского лидерства (стрелковое оружие, лесопереработка, автомобилестроение, металлургия и иные).

Ориентация экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной деятельности позволит обеспечить рост конкурентоспособности различных отраслей экономики на основе поддержки экспортеров инновационной продукции и стимулирования модернизации промышленности на основе современных технологий.

Стратегическая и тактическая республиканская политика в области инноваций должна предусматривать решение законодательных и финансовых проблем, совершенствование способов и методов внедрения инноваций, обеспечить финансовую поддержку со стороны государственных органов, поддержку взаимодействия малого и крупного бизнеса в сфере инноваций, развитие системы бизнес-инкубаторов и центров коллективного пользования.

Формирование и развитие эффективной инновационной системы Удмуртской Республики в современных экономических условиях невозможно без комплексного решения поставленных задач и государственной поддержки для обеспечения инновационного прорыва. При программно-целевом подходе осуществляется параллельная реализация двух типов интеграции - пространственной, когда объединяются усилия субъектов инновационной деятельности различных отраслей экономики, территорий, форм собственности, и временной, необходимой для обеспечения последовательности и взаимосвязи этапов инновационного процесса. Программа предназначена для координации деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики и субъектов инновационной деятельности, направленной на создание эффективной республиканской инновационной системы, развитие инновационной инфраструктуры и совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности.

Ожидаемым результатом реализации Программы является построение в Удмуртской Республике эффективно действующей инновационной системы, включающей в себя:

- науку (систему научных исследований и разработок, в том числе интегрированную с высшим образованием);

- высшее образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов, в том числе в области управления инновационным бизнесом;

- промышленное производство (в том числе высокотехнологичное);

- инвестиционные организации (в том числе специализирующиеся на венчурных инвестициях);

- инновационную инфраструктуру.

Инновационная система, которая будет построена в Удмуртской Республике в результате реализации Программы, будет иметь высокую степень интеграции с элементами национальной инновационной системы, прежде всего с теми из них, которые в Удмуртской Республике недостаточно развиты или отсутствуют.

3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Координация процесса инновационного развития промышленного и научно-технического потенциала Удмуртской Республики и совершенствования инновационной деятельности в Удмуртской Республике осуществляется Научным советом при Президенте Удмуртской Республики.

В настоящее время Удмуртская Республика обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на ее территории инновационно ориентированных организаций: вузов, обладающих собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, научных и отраслевых институтов, ряда промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, малых предприятий и организаций, действующих в инновационной сфере, научных общественных организаций, фондов, декларирующих в уставных документах инновационную деятельность. Ряд промышленных предприятий активно сотрудничает с научными организациями и вузами и в результате выпускает инновационную продукцию (металлургическое производство, стрелковое оружие, медицинскую технику и др.). В период с 2005 по 2008 год созданы основные элементы инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Удмуртской Республике: автономная некоммерческая организация "Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики", государственное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский бизнес-инкубатор", автономная некоммерческая организация "Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики", центры трансфера технологий в ведущих вузах и научных институтах республики.

Вместе с тем многие инновационные структуры функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом, что отрицательно сказывается на эффективности использования инновационного, кадрового и технологического потенциалов Удмуртской Республики.

Основная системная проблема на настоящий момент заключается в том, что темпы развития и структура инновационного сектора не в полной мере отвечают потребностям социально-экономического развития Удмуртии в переходе к инновационной экономике. Так, при одновременном наличии потребности повышения конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства и наличии существенного числа инновационных разработок слабо налажен процесс коммерциализации этих разработок и внедрения в действующее производство. Причина кроется в несбалансированности инновационной системы Удмуртии, когда инновационные разработки создаются без учета фактической потребности в инновациях производственного сектора, а также вследствие общей, низкой на настоящее время восприимчивости к инновациям предпринимательского сектора.

Помимо общих проблем в области предпринимательской деятельности в России (административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие), функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: отсутствием или неполнотой собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту, неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования. Особую значимость эти проблемы приобретают в условиях сложившейся в мировой экономике кризисной ситуации и, как следствие, значительного сокращения возможности привлечения инновационно-активными предприятиями кредитных ресурсов и снижения платежеспособного спроса на наукоемкую инновационную продукцию.

Эти проблемы носят системный характер и требуют комплексного подхода, который может быть обеспечен при условии эффективной координации действий всех звеньев инновационной системы. Решение этих проблем заключается в усилении регулирующего воздействия органов государственной власти Удмуртской Республики на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая уровень развития инновационной деятельности, сложившийся в Удмуртской Республике на сегодняшний день, можно утверждать, что преодоление перечисленных препятствий невозможно без активного участия Правительства Удмуртской Республики, которое планируется осуществлять в рамках Программы.

Отказ от использования программно-целевого метода для обеспечения развития в Удмуртской Республике инновационной деятельности приведет к ряду негативных последствий:

- отсутствие координации деятельности по поддержке и стимулированию инновационной деятельности, проводимой органами государственной власти, организациями науки и образования и предприятиями промышленности;

- отсутствие органа, осуществляющего постоянный мониторинг инновационной среды в республике;

- отсутствие ответственного исполнителя за разработку и согласование проектов нормативных правовых актов по формированию в Удмуртии благоприятной среды;

- неполное формирование инновационной инфраструктуры Удмуртии, не позволяющее обеспечить создание полного цикла поддержки коммерциализации проектов;

- сохранение на прежнем уровне или сокращение объема частных инвестиций в инновационную среду в силу отсутствия стимулирующих мероприятий по привлечению частных инвестиций и повышению заинтересованности производственного сектора в коммерциализации инновационных разработок;

- отсутствие условий для обеспечения инновационного сектора республики кадрами высокой квалификации и необходимой материально-технической базой;

- снижение объема инвестиций из федерального бюджета и за счет средств федеральных институтов развития в связи с отказом от проведения мероприятий по доработке инновационных проектов для обеспечения их соответствия требованиям данных институтов и продвижения таких проектов при участии в программах федеральных институтов развития инновационной деятельности;

- общее отставание в социально-экономическом развитии Удмуртской Республики по сравнению с субъектами Российской Федерации, осуществляющими централизованную государственную поддержку инновационной деятельности с использованием программно-целевого метода.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Анализ развития инновационной деятельности в Удмуртской Республике позволяет предположить следующие варианты решения основной системной проблемы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»