ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 сентября 2009 года N 807-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ - "РАБОЧАЯ СМЕНА"


1. Внести в Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы, одобренный распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 13 октября 2008 года N 926-р "О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы", следующее изменение:

пункт 11 Перечня проблем, решение которых предполагается осуществить посредством реализации республиканских, ведомственных целевых программ, разрабатываемых в 2009 - 2011 годах, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена".

3. Определить Министерство образования и науки Удмуртской Республики государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена".

4. Министерству образования и науки Удмуртской Республики разработать проект республиканской целевой программы "Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена" и в срок до 1 декабря 2009 года внести его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

     




Приложение
к распоряжению
Правительства
Удмуртской Республики
от 21 сентября 2009 года N 807-р

 11

Недоста-

точная

обеспечен-

ность

квалифици-

рованными

рабочими

кадрами

и специа-

листами

экономики

Удмуртской

Республики

Республикан-

ская целевая

программа

"Развитие

начального

среднего

профессио-

нального

образования

в Удмуртской

Республике

на 2010 -

2014 годы -

"Рабочая

смена"       

Цель: превращение

системы начального

и среднего

профессионального

образования в ресурс

социально-

экономического

развития республики.

Задачи: сохранение

доступности начального

и среднего

профессионального

образования;

формирование системы

социального партнерства

и государственно-

общественного

управления

в подготовке рабочих

кадров и специалистов;

формирование системы

получения базовых

прикладных

квалификаций

с передачей

общеобразовательных

функций системе

общего образования;

развитие системы

непрерывного

образования;

совершенствование

структуры и содержания

начального и среднего

профессионального

образования

в соответствии с требо-

ваниями рынка труда;

обеспечение социально-

экономической

поддержки обучающихся

и работников

учреждений

начального и среднего

профессионального

образования;

преодоление

диспропорций

между структурой

и уровнем подготовки

рабочих кадров

и специалистов

и спроса на них

со стороны рынка труда;

модернизация учебно-

материальной базы,

системы управления

и инфраструктуры

начального и среднего

профессионального

образования;

реструктуризация сети

учреждений

начального и среднего

профессионального

образования;

информационная

поддержка подготовки

рабочих кадров

и специалистов;

разработка региональной

нормативной правовой

базы обеспечения

механизмов реализации

задач в области

начального и среднего

профессионального

образования            

комплектование

учреждений начального

профессионального

образования

(далее - УНПО)

и учреждений среднего

профессионального

образования

(далее - УСПО),

в основном, на базе

основного полного

(общего) образования;

создание центров

сертификации

профессиональных

квалификаций;

реализация на базе

УНПО и УСПО программ

повышения

квалификации

и переподготовки

рабочих

и специалистов

рынка труда;

комплектование

УНПО и УСПО

на основании

регионального заказа;

перевод УНПО и УСПО

на нормативное

подушевое

финансирование;

перевод 50% УНПО

и УСПО в статус

автономных;

укрупнение УНПО

и УСПО (50% УНПО

и УСПО будут

с контингентом

более 800 человек);

реорганизация УНПО

и УСПО путем

объединения

(присоединения)

в многоуровневые

(до 60%)

и многопрофильные

(до 50%) учреждения

среднего

профессионального

образования;

формирование

маркетинговых служб

в каждом

УНПО и УСПО (100%

УНПО и УСПО будут

иметь маркетинговые

службы);

увеличение

численности

выпускников УНПО

с повышенным разрядом

в общей численности

выпускников с 45%

до 51%;

увеличение

численности

выпускников УНПО,

получивших две

и более профессии,

от общей численности

выпускников с 60%

до 74%;

увеличение

численности

выпускников УНПО,

трудоустроившихся

в течение 1 года

по полученной

специальности,

от общей численности

выпускников с 73%

до 77%               

     




Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 21 сентября 2009 года N 807-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ - "РАБОЧАЯ СМЕНА"

1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Инновационный путь социально-экономического развития, обозначенный в Концепции долгосрочного развития России до 2020 года, предполагает опережающую модернизацию образования, и в том числе профессионального образования.

Существующая система профессионального образования в Удмуртской Республике, как и в Российской Федерации в целом, не решает проблему дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, поскольку объемы, структура и качество подготовки кадров все больше ориентируются не на реальные потребности, не на происходящие изменения в структуре спроса на профессии и специальности регионального рынка труда, а на сформированные потребности населения (родителей и абитуриентов) в образовательных услугах.

На решение задач повышения соответствия начального и среднего профессионального образования требованиям рынка труда направлена Концепция республиканской целевой программы "Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена".

Состояние и проблемы начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике


Удмуртская Республика обладает разветвленной системой профессионального образования, включающей все ее уровни:

начальное профессиональное образование (далее - НПО) осуществляется в 32 государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования (далее - УНПО) с общим числом обучающихся около 13 тысяч человек. Обучение идет по 43 направлениям подготовки. Ежегодный выпуск рабочих кадров составляет около 7 тысяч человек;

среднее профессиональное образование (далее - СПО) реализуется в 30 государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее - УСПО), где обучается около 27,4 тысячи человек. Обучение идет по 95 направлениям подготовки. Ежегодный выпуск специалистов со средним профессиональным образованием составляет около 10 тысяч человек. Кроме этого, программы начального и среднего профессионального образования реализуются и в некоторых вузах республики;

высшее профессиональное образование в республике представлено 5 государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и 22 филиалами вузов, где обучается более 67 тыс. студентов по 120 направлениям подготовки.

Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в системе начального и среднего профессионального образования, как правило, включает в себя получение среднего (полного) общего и профессионального образования.

Основные проблемы в области профессионального образования:

Значительный дисбаланс между количеством обучающихся по профессиям и специальностям, реализуемым в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, и запросами региональной экономики относительно объемов и профилей подготовки. Сегодня наблюдается недостаток обучающихся в учреждениях НПО, которые смогли бы через несколько лет пополнить ряды квалифицированных рабочих. Контингент обучающихся в училищах, техникумах и колледжах республики в 2009 году сократился по сравнению с 2001 годом на 20%;

моральный и физический износ учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования образовательных учреждений. Низкий уровень нового материально-технического обеспечения большинства учреждений начального профессионального образования, особенно для подготовки по ресурсоемким профессиям. Недостаток финансирования на развитие образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Станочный парк физически и морально устарел. Средний износ основных фондов превышает 80%;

нехватка квалифицированных кадров в системе НПО и СПО. Старение и текучесть кадров. Средний возраст педагогических работников в учреждениях начального и среднего профессионального образования составляет 45 - 55 лет;

уровень квалификации выпускников, который не устраивает работодателя. Работодатель требует специалиста 5 - 6 разряда, а выпускники УНПО и УСПО имеют 3 - 4 разряд;

низкий престиж рабочих профессий. Общеобразовательная школа в настоящее время практически перестала выполнять функцию профессиональной ориентации выпускников на выбор профессий и специальностей с учетом их реальных потребностей на рынке труда. Критерием успешности общеобразовательной школы в настоящее время является количество выпускников, поступивших в вуз;

отсутствие эффективной системы социального партнерства учреждений профессионального образования с работодателями и механизма ее реализации;

слабое развитие общественно-государственных форм управления профессиональным образованием.

Концепция республиканской целевой программы "Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена" (далее - Концепция) разработана в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации и Удмуртской Республики.

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблем программно-целевым методом

Проблемы в области начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике не могут быть решены в рамках традиционного управления в условиях текущего финансирования, необходима дополнительная государственная поддержка.

Реализация государственной политики в области начального и среднего профессионального образования, при использовании программно-целевого метода, в котором мероприятия увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля, создаст предпосылки для дальнейшего развития начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике, даст возможность достижения целей и задач, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2014 года.

К числу приоритетных, первоочередных и наиболее актуальных задач следует отнести следующие:

сохранение доступности начального и среднего профессионального образования;

формирование системы социального партнерства и государственно-общественного управления в подготовке рабочих кадров и специалистов;

формирование системы получения базовых прикладных квалификаций с передачей общеобразовательных функций системе общего образования;

развитие системы непрерывного образования;

совершенствование структуры и содержания начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда;

обеспечение социально-экономической поддержки обучающихся и работников учреждений начального и среднего профессионального образования;

преодоление диспропорций между структурой и уровнем подготовки рабочих кадров и специалистов и спросом на них со стороны рынка труда;

модернизация учебно-материальной базы, системы управления и инфраструктуры начального и среднего профессионального образования;

реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования;

информационная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов;

разработка региональной нормативной правовой базы обеспечения механизмов реализации задач в области начального и среднего профессионального образования.

3. Характеристика и прогноз развития проблем без использования программно-целевого метода их решения


Без решения назревших проблем начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике может произойти следующее:

учреждения начального профессионального образования к 2014 году будут заполнены обучающимися на 35% своих мощностей (по причине низкого престижа рабочих профессий и самих учреждений начального профессионального образования у молодежи), высвободится часть учебных площадей - до 70%, учебно-материальная база окажется востребованной на 20-30% (с учетом освобождения от морального и физически устаревшего оборудования);

предприятия республики останутся без молодых квалифицированных рабочих кадров, что приведет к прерыванию преемственности знаний и умений на предприятиях. Работники старших возрастных групп сложнее осваивают новые технологические процессы, более негативно настроены к инновациям. В результате снижается эффективность и производительность труда;

дальнейший моральный и физический износ учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования образовательных учреждений, что приведет к невозможности подготовки конкурентоспособных квалифицированных рабочих кадров и специалистов для экономики республики;

дальнейший отток кадров из системы начального и среднего профессионального образования, что приведет к потере кадрового потенциала профессионального образования, снижению качества профессионального образования.

4. Возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблем


Программно-целевой метод направлен на использование средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, муниципальных образований, предприятий и иных инвесторов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития республики и применением эффективных механизмов и методов для динамичного развития начального и среднего профессионального образования.

В ходе реализации Программы могут возникнуть следующие риски:

финансово-экономические риски - в случаях меньшего по сравнению с планируемыми объемами финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, предприятий и иных инвесторов. В итоге будут реализованы отдельные мероприятия, которые не позволят выйти на запланированные показатели;

организационно-управленческие риски - возможность возникновения непредвиденных ситуаций вследствие ошибок менеджмента, неготовности управленческих кадров к деятельности в новых условиях, реализации управленческих решений, препятствующих исполнению мероприятий Программы;

социально-психологические риски - вероятность развития ситуации без учета человеческого фактора (социальная напряженность при осуществлении реструктуризации, противодействие населения мерам по реструктуризации, неготовность руководителей и педагогических работников к реализации изменений, сокращение квалифицированных педагогических кадров, снижение социальной защищенности молодежи из малообеспеченных семей, рост преступности подростков в связи с уменьшением доступности начального и среднего профессионального образования и сокращением учебных мест, сокращение УНПО на селе приведет к еще большему оттоку молодежи в города, и, как следствие, к ухудшению демографической ситуации на селе, улучшение демографии через несколько лет может привести к недостатку УНПО и к усугублению имеющихся диспропорций на рынке труда).

Решение проблем начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике программно-целевым методом будет идти по следующим направлениям:

1) обеспечение доступности начального профессионального образования;

2) обеспечение соответствия качества профессионального образования требованиям реального сектора экономики региона:

информатизация образовательного процесса;

введение системы управления качеством;

внедрение профессиональных стандартов;

создание центров сертификации профессиональных квалификаций выпускников;

введение внешней независимой оценки качества профессионального образования;

3) усиление соответствия результатов деятельности системы НПО и СПО потребностям регионального рынка труда:

развитие практики регионального заказа;

достижение динамического баланса между кадровыми потребностями рынков труда и объемами подготовки в региональной системе профессионального образования;

повышение гибкости и мобильности системы профессионального образования в соответствии с конъюнктурой рынка труда;

формирование системы получения базовых прикладных квалификаций с передачей общеобразовательных функций системе общего образования;

развитие системы непрерывного образования;

4) развитие экономики профессионального образования;

5) реструктуризация сети:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»