МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ

от 24 декабря 2007 года N 680

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ В СТАЦИОНАРАХ НА ДОМУ

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации одним из основных направлений повышения эффективности использования коечного фонда определено внедрение малозатратных технологий и развитие стационарзамещающих форм организации и оказания медицинской помощи. Несмотря на проводимую в Удмуртской Республике работу по оптимизации имеющегося коечного фонда перераспределение объемов медицинской помощи с дорогостоящей и ресурсоемкой стационарной на стационарзамещающие виды помощи осуществляется крайне медленными темпами. До настоящего времени ни в одном лечебно-профилактическом учреждении не организована работа стационаров на дому.

В целях сохранения доступности медицинской помощи населению, повышения эффективности использования материальных, кадровых и финансовых ресурсов лечебно-профилактических учреждений с целью перераспределения части объемов медицинской помощи из стационаров с круглосуточным пребыванием больных на амбулаторно-поликлинический уровень приказываю:

1. Рекомендовать начальникам Управлений здравоохранения Администраций гг. Ижевска, Сарапула, Глазова, Воткинска, Воткинского и Завьяловского районов, главным врачам муниципальных учреждений здравоохранения:

1.1. Обеспечить открытие стационаров на дому в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с объемами стационарной и стационарзамещающей помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий;

1.2. Организовать работу в стационаре на дому в соответствии с положением, разработанным и утвержденным на основании Типового положения (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Главным внештатным специалистам-экспертам Министерства здравоохранения Удмуртской Республики Г.И. Иванову, А.Н. Суворову, А.В. Кобелеву, К.И. Ковалеву, Н.И. Максимову, Т.В. Соколовой, А.В. Торопову, П.Б. Кузнецову, И.А. Лариной, Н.Е. Любимовой, В.А. Мерзлякову, В.В. Трусову, Ф.А. Филатовой, М.В. Бочкаревой, Т.В. Коваленко, О.Н. Лариной, Р.Р. Марданову, Н.А. Михайловой, А.М. Ожегову, Т.Н. Стрелковой, Э.А. Шудеговой разработать медицинские стандарты для лечения больных в стационаре на дому и представить на утверждение в установленном порядке в срок до 10.01.2008.

3. Считать утратившим силу приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 22.12.2000 N 325 "Об организации лечения больных в стационарзамещающих подразделениях ЛПУ".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Т.В. Ромаданову.

Министр
С.П.СУББОТИН





Приложение
к приказу
МЗ УР
от 24 декабря 2007 года N 680

     
Утверждаю
Министр здравоохранения
Удмуртской Республики
_______________ С.П.Субботин

     

 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРА НА ДОМУ

1. Общие положения

1.1. Стационар на дому предусматривает оказание медицинской помощи в домашних условиях и относится к стационарзамещающим видам лечения.

1.2. Стационар на дому организуется в пределах коечного фонда муниципального учреждения здравоохранения (далее - ЛПУ) коек стационара круглосуточного пребывания или койко-мест дневного стационара (при больнице, при поликлинике).

1.3. Стационар на дому может быть организован в составе: поликлиники, диспансера, женской консультации, детской поликлиники, врачебных амбулаторий, участковых больниц и офисов ВОП (семейных врачей).

1.4. Мощность и профиль стационара на дому определяется индивидуально для каждого ЛПУ с учетом инфраструктуры здравоохранения муниципального образования, заболеваемости и численности обслуживаемого населения, существующих условий и потребности.

1.5. Организация стационара на дому может быть двух типов: централизованный и децентрализованный. При децентрализованном типе наблюдение и лечение больных в стационаре на дому осуществляет участковый терапевт (педиатр), врач общей практики (семейный врач) и участковые медицинские сестры (медсестры ВОП). При централизованном типе - специально созданная бригада врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Врачи других специальностей к работе привлекаются при необходимости в качестве консультантов.

1.6. Администрация лечебно-профилактического учреждения обеспечивает лечащего врача и специалистов со средним медицинским образованием для оказания помощи в стационаре на дому санитарным транспортом.

1.7. Руководство стационаром на дому может осуществлять заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической помощи (заведующий поликлиникой), заведующий дневным стационаром или один из заведующих отделением поликлиники (диспансера, женской консультации).

1.8. Штаты стационара на дому устанавливаются: 1 должность врача и 1 должность медсестры на 12 - 15 больных. В каждом ЛПУ вопрос о штатных нормативах решается индивидуально в пределах общей штатной численности и утвержденного фонда оплаты труда ЛПУ.

В зависимости от мощности стационара на дому он может иметь в своем составе:

- помещение для медицинского персонала;

- комнату для хранения передвижной аппаратуры, оборудования, предметов ухода за больными, медикаментов.

1.9. Отбор больных для лечения в стационаре на дому проводится заведующими отделений поликлиник по представлению врачей поликлиники и стационара.

1.10. Лечению в стационаре на дому подлежат:

1.10.1. Больные, получившие курс интенсивной терапии в стационаре круглосуточного пребывания, послеоперационные больные для завершения курса лечения в домашних условиях под наблюдением врача, больные, которые по медико-социальным показаниям не могут быть госпитализированы в стационар круглосуточного пребывания;

1.10.2. Больные, нуждающиеся в реабилитации после инфаркта миокарда, инсульта, травм. Онкологические больные при присоединении интеркуррентных заболеваний или для подбора противоболевой терапии, когда состояние не требует круглосуточного наблюдения медперсоналом;

1.10.3. Краткосрочное наблюдение (1 - 3 дня) за больным после амбулаторных операций;

1.10.4. Лечению в стационаре на дому на педиатрических койках подлежат дети в возрасте старше 1 года;

1.10.5. Дети-инвалиды, которые по медико-социальным показаниям не могут быть госпитализированы в стационар круглосуточного пребывания при присоединении интеркуррентных инфекций.

1.11. Финансирование стационаров на дому предусматривается в смете доходов и расходов учреждения, в составе которого он организован. Источники финансирования: средства бюджета, средства обязательного медицинского страхования, средства страховых компаний по ДМС, личные средства граждан и др.

Нормативы расходов в системе обязательного медицинского страхования устанавливаются Тарифным соглашением по оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.

1.12. Обследование и лечение больных в стационаре на дому осуществляется согласно медицинским стандартам для стационара на дому (стандарты медицинских технологий).

При определении группы ЛПУ по оплате труда руководителя плановое число койко-мест стационара на дому включается в показатель "число сметных коек".

1.13. График работы медицинского персонала стационара на дому устанавливается руководителем учреждения в соответствии с потребностями населения в этом виде помощи.

1.14. В стационаре на дому ведется учетная медицинская документация:

- медицинская карта стационарного больного (форма 003/у);

- карта выбывшего из стационара (ф. N 066/у);

- журнал приема больных и отказов в госпитализации (ф. 001/у);

- листок движения больных (ф. N 007/у).

1.15. Медицинская карта стационарного больного (ф. 003/у) хранится у пациента на дому до окончания курса лечения.

1.16. Кратность врачебных осмотров больного в стационаре на дому устанавливается индивидуально, но не реже 1 раза в 3 дня. Кратность наблюдения у детей раннего возраста (1 - 3 года) - не реже 3 раз в неделю. Персоналом со средним медицинским образованием больные осматриваются ежедневно с записью в медицинской карте стационарного больного (ф. 003/у) о состоянии больного, делаются отметки о выполнении назначенного врачом лечения, диагностических исследований, консультаций специалистов.

1.17. При поступлении в стационар на дому больной регистрируется в журнале (ф. 001/у).

1.18. При выписке из стационара на дому оформляется подробная выписка.

1.19. Первым днем лечения в стационаре на дому считается день начала проведения лечебных, диагностических, оздоровительных мероприятий. Последним - день их окончания, включая выходные и праздничные дни (на эти дни больным на руки выдаются медикаменты). При необходимости наблюдения пациент осматривается дежурным врачом больницы (отделения). День поступления и день выписки больного считать за 2 койко-дня.

1.20. Данные о наличии стационара на дому и числе пролеченных в нем больных, продолжительности лечения показываются в ф. 14 д.с. "Сведения о деятельности дневных стационаров лечебно-профилактических учреждений". Консультации врачами других специальностей учитываются как посещения на дому.

1.21. Срок пребывания больного в стационаре на дому определяется состоянием больного в соответствии с медицинскими стандартами стационара на дому.

1.22. Критерии окончания лечения в стационаре на дому:

- улучшение состояния больного и появление возможности посещения им амбулаторно-поликлинического учреждения либо возможности перевода в стационар с круглосуточным пребыванием;

- отсутствие необходимости в постоянном наблюдении медперсоналом;

- окончание курса лечения.

Продолжительность лечения в стационаре на дому не должна превышать 12 дней. При ухудшении течения заболевания, необходимости круглосуточного медицинского наблюдения больной, находящийся в стационаре на дому, переводится в соответствующее отделение больницы.

1.23. Экспертиза временной нетрудоспособности больных стационара на дому осуществляется в установленном порядке. Работающим пациентам листок временной нетрудоспособности выдается с первого дня лечения. При выписке больничного листка в графе "режим" пишется "домашний", в графе "стационар" - "стационар на дому".

1.24. Оплата труда медицинских работников стационара на дому производится в порядке, установленном для оплаты труда врачей поликлиники.

Расчет стоимости трудозатрат медицинского персонала, работающего в стационарах на дому


Стоимость трудозатрат специалистов, оказывающих медицинскую помощь в стационаре на дому, осуществляется с учетом количества пролеченных пациентов.

Определение стоимости трудозатрат в расчете на пролеченного пациента основано на использовании данных о среднегодовой занятости койки стационара на дому с последующим вычислением ее среднемесячной занятости.

С использованием установленных средних сроков пребывания пациента на койке рассчитывается количество больных, которое планируется пролечить на одной койке стационара на дому за месяц, после чего на основе нормированных показателей нагрузки персонала (количество больничных коек на одну должность) определяется плановое число пролеченных больных в расчете на одну должность. В соответствии с единой тарифной сеткой рассчитывается стоимость трудозатрат различных специалистов на одного пролеченного пациента.

Вышеприведенный алгоритм расчета можно осуществлять с использованием следующих формул:

     Д                        где: К - количество пациентов,
К = ---                       пролеченных на 1 койке стационара
     П                        на дому;
                              Д - среднемесячная занятость койки
                              стационара на дому (норматив 300 -
                              320);
                              П - среднее пребывание больного на
                              койке стационара на дому (норматив
                              не более 12 дней).
Н = К x N                     Н - количество пролеченных пациентов
                              в расчете на 1 должность;
                              N - норматив количества больничных
                              коек на 1 должность специалиста;
     ЕСТ                      СТ - стоимость трудозатрат в расчете
СТ = ---                      на 1 пациента;
      Н                       ЕТС - оплата труда согласно единой
                              тарифной сетке.

После преобразования вышеприведенных формул СТ можно рассчитывать следующим образом:

                              ЕТС x П
                         СТ = --------
                               Д  x N

Предложенный алгоритм определения оплаты труда специалистов рекомендуется для внутриучрежденческого перераспределения фонда оплаты труда, установленного в соответствии с государственным (муниципальным) заказом.

1.25. На основе Типового положения об организации деятельности стационара на дому в ЛПУ разрабатывается "Положение о стационаре на дому" с учетом особенностей учреждения и утверждается органом управления здравоохранения муниципального образования, согласовывается Министерством здравоохранения Удмуртской Республики и ГНФКУ "Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования".

2. Цели деятельности стационара на дому

Повышение эффективности использования материальных, кадровых и финансовых ресурсов лечебно-профилактического учреждения, предусматривающей реорганизацию стационарной помощи, позволяющей сократить длительность госпитального этапа и перераспределить часть объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

3. Задачи деятельности стационара на дому

3.1. Повышение доступности и качества медицинской помощи населению.

3.2. Оказание квалифицированной и специализированной помощи больным в домашних условиях.

4. Функции стационара на дому

4.1. Диагностика и лечение заболеваний в соответствии с показаниями для стационаров на дому.

4.2. Долечивание больных после этапа интенсивного лечения и коррекции неотложных состояний с использованием современных средств и методов внегоспитального медицинского обслуживания.

4.3. Привлечение "узких" специалистов и консультантов по рекомендации лечащего врача в домашних условиях.

4.4. Использование необходимых лечебно-диагностических служб, имеющихся в ЛПУ.

5. Структура стационара на дому

По решению руководителя лечебно-профилактического учреждения структура стационара на дому утверждается индивидуально в зависимости от типа (централизованный, децентрализованный) мощности и профиля данного подразделения. Могут быть выделены помещения для медицинского персонала, комната для хранения передвижной аппаратуры, оборудования, предметов ухода за больными, медикаментов и расходного материала и (или) использованы кабинеты, имеющиеся в структуре больницы (поликлиники). Возможна организация стационара на дому по 1 - 2 койки на каждом терапевтическом или педиатрическом территориальном участке.

6. Служебные взаимодействия


Служебные взаимоотношения определяются должностными инструкциями на каждую штатную должность.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»