ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2014 года N 442-п


Об утверждении государственной программы Красноярского края "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края"

(с изменениями на 26 марта 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 20.05.2015 N 243-п, от 02.06.2015 N 265-п, от 01.10.2015 N 510-п, от 05.07.2016 N 338-п, от 07.10.2016 N 500-п, от 20.06.2017 N 351-п, от 05.10.2017 N 602-п, от 15.05.2018 N 285-п, от 25.09.2018 N 552-п, от 30.10.2018 N 637-п, от 29.01.2019 N 48-п, от 28.05.2019 N 292-п, от 30.09.2019 N 532-п, от 29.10.2019 N 598-п, от 28.04.2020 N 302-п, от 30.09.2020 N 696-п, от 20.10.2020 N 732-п, от 08.06.2021 N 391-п, от 29.09.2021 N 680-п, от 14.10.2021 N 735-п, от 29.03.2022 N 228-п, от 17.05.2022 N 406-п, от 29.09.2022 N 816-п, от 25.10.2022 N 906-п, от 31.01.2023 N 74-п, от 16.05.2023 N 389-п, от 27.09.2023 N 770-п, от 10.10.2023 N 794-п, от 26.03.2024 N 201-п)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 20.09.2023 N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:


(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 27.09.2023 N 770-п)


1. Утвердить государственную программу Красноярского края "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" согласно приложению.


2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Постановление вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.



Исполняющий обязанности
первого заместителя
Губернатора края -
председателя
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2014 г. N 442-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 27.09.2023 N 770-п, от 26.03.2024 N 201-п)




1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"



1.1. Оценка текущего состояния национальной политики Красноярского края


Красноярский край является одним из крупнейших многонациональных и поликонфессиональных регионов России. Здесь, на берегах Енисея, все народы на протяжении четырех столетий проживали в мире и согласии, совместно осваивали огромные территории, внося посильный вклад в историю Красноярского края, в развитие его экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов.


Своеобразие этнодемографической ситуации в Красноярском крае заключается в том, что в соответствии с существующими международными стандартами регион является типично моноэтническим образованием - 93,6% населения составляют русские. С другой стороны, в Красноярском крае имеется более 160 национальностей и этнических групп общей численностью 153 тыс. человек (6,4%). Кроме того, на обширных территориях северных районов края проживают представители 8 коренных малочисленных народов Севера (долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы - 15,8 тыс. человек, 0,6% населения), половина из которых имеет сугубо автохтонное происхождение. Практически все они ведут традиционный образ жизни.


В перечень наиболее крупных этносов Красноярского края (2020 год) входят: русские - 2,4 млн чел. (93,6% от общего числа жителей региона, указавших свою национальность), татары - 19,4 тыс. чел. (1,3%), таджики - 13,0 тыс. чел. (0,5%), азербайджанцы - 11,7 тыс. чел. (0,5%), украинцы - 11,6 тыс. чел. (0,5%), киргизы - 10,7 тыс. чел. (0,4%), немцы - 8,9 тыс. чел. (0,4%), армяне - 7,7 тыс. чел. (0,3%), долганы - 5,9 тыс. чел. (0,2%), узбеки - 4,7 тыс. чел. (0,2%), чуваши - 4,4 тыс. чел. (0,2%), ненцы - 3,8 тыс. чел. (0,2%), эвенки - 3,6 тыс. чел. (0,2%), белорусы - 3,1 тыс. чел. (0,1%), хакасы - 2,7 тыс. чел. (0,1%), тувинцы - 2,7 тыс. чел. (0,1%).


Красноярский край с его высоким промышленно-экономическим потенциалом является привлекательным для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность. На протяжении последнего десятилетия количество поставленных на миграционный учет иностранных граждан постоянно возрастает и в 2022 году достигло 232,7 тыс. человек. Большинство из них (почти 93%) прибывает из стран Центральной Азии и Закавказья.


Многовековое межкультурное и межэтническое взаимодействие на территории Красноярского края сформировало уникальное культурное многообразие и духовную общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям.


Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех национальностей России, на соблюдении основополагающих общечеловеческих принципов уважения самобытных традиций народов и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.


Этнокультурное и языковое многообразие Красноярского края, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений.


Вместе с тем попытки переноса внешних конфликтов на территорию Российской Федерации, размывание традиционных ценностей, искажение мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней, а также инспирирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов ведут к формированию новых вызовов и возникновению новых угроз национальной безопасности Российской Федерации.


В этой связи основными проблемами в сфере государственной национальной политики являются:


распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;


повышение рисков возникновения очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в Российской Федерации экстремистской идеологии;


спекуляции на региональных интересах и сепаратизме, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности;


незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, угрозы формирования замкнутых этнических анклавов;


частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации;


отток русского и русскоязычного населения из сибирских регионов, обострение демографических проблем.


В настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан и институтов гражданского общества, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач регионального и государственного значения сферы межнациональных, межконфессиональных и миграционных отношений, что в значительной мере реализуется в государственной программе Красноярского края "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" (далее - Программа).



1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


Приоритеты и цели государственной национальной политики Российской Федерации определены в соответствии с положениями следующих документов стратегического характера:


Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666;


Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 N 344;


Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400;


Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505;


Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474;


Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 N 622;


Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2023 N 229;


Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809.


Региональные особенности в сфере реализации государственной национальной политики в Красноярском крае отражены в следующих стратегически важных правовых актах Красноярского края:


Закон Красноярского края от 22.02.2018 N 5-1412 "О развитии российского казачества на территории Красноярского края";


Региональная стратегия государственной национальной политики в Красноярском крае на период до 2025 года, утвержденная Указом Губернатора Красноярского края от 05.04.2018 N 97-уг;


Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п;


Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017 - 2025 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Красноярского края от 17.02.2017 N 129-р.


С учетом основных положений вышеуказанных стратегических документов приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации на территории Красноярского края являются:


укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);


сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, русского языка как государственного языка и языка межнационального общения;


гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;


обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия;


обеспечение участия российского казачества в решении государственных задач, в том числе по гармонизации межнациональных отношений.


В соответствии с приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации с учетом региональных особенностей целями Программы являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»