ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2015 года N 296-пп


Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года

(с изменениями на 29 марта 2019 года)

(в ред. Постановлений Правительства Магаданской области от 16.07.2015 N 479-пп, от 04.05.2017 N 404-пп, от 25.06.2018 N 457-пп, от 29.03.2019 N 218-пп)



В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Магаданской области постановляет:


1. Утвердить Концепцию развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.


2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.


3. Органам исполнительной власти Магаданской области принять меры по реализации положений Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года в части вопросов, относящихся к их компетенции.


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Магаданской области Савченко Т.А.


(п. 4 в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 25.06.2018 N 457-пп)


5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


Губернатор
Магаданской области
В.ПЕЧЕНЫЙ



Приложение N 1


Утверждена
постановлением
Правительства Магаданской области
от 7 мая 2015 г. N 296-пп


КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

(в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 04.05.2017 N 404-пп)


1. Введение


Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Каждый ребенок имеет право на развитие и обучение в среде сверстников. Индивидуальные особенности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются не как его недостатки, а как барьеры и ресурсы на пути к успешной социализации, овладению сформировавшимися в современном обществе формами деятельности, теми или иными знаниями и компетенциями.


Основной целью организации инклюзивного образования в Магаданской области является развитие системы общего образования в направлении, обеспечивающем получение доступного и качественного образования всеми детьми для их успешного развития и социализации вне зависимости от их различий и без дискриминации по любым основаниям в рамках единого образовательного пространства.


Необходимость разработки Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года (далее - Концепция) обусловлена изменением ценностной ориентации мирового сообщества в сторону признания абсолютной ценности каждого члена общества и максимальное использование возможностей каждого вне зависимости от его индивидуальных особенностей и ограничений.


Концепция учитывает положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", постановления администрации Магаданской области от 20 декабря 2012 г. N 979-па "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Магаданской области на 2012-2017 годы".


2. Основные понятия Концепции


Адаптация социальная - активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям.


Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями в обучении) - дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.


Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - граждане, имеющие особенности в физическом и (или) психическом развитии, вследствие которых возникает потребность в специальных условиях получения образования (особые образовательные потребности).


Особые образовательные потребности (ООП) - установленная компетентной группой специалистов (комиссией) потребность гражданина в создании для него определенных специальных условий получения образования.


Специальные условия получения образования - совокупность специальных образовательных программ и методов развития и обучения, условий, отвечающих потребностям обучающихся с ОВЗ, включая учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения, средства коммуникации и доступность среды обучения (воспитания), а также психолого-педагогических, медицинских, социальных и иных услуг, необходимых обучающимся/воспитанникам с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе, приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.


Инклюзивное образование - это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ путем организации их учебы в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП).


Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение - это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.


Психолого-медико-педагогическая комиссия - комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.


Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) - оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.


Реабилитация - применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.


Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи.


Социализация - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.


Общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы - дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями речи; задержкой психического развития; умственной отсталостью; расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе слепоглухотой.


3. Анализ современного состояния инклюзивного образования в Магаданской области


На начало 2015 года в Магаданской области зарегистрировано 511 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, из них более 70% получают образовательные услуги в образовательных организациях Магаданской области. Динамика количества детей-инвалидов в течение ряда лет остается стабильной.


Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, в том числе детей-инвалидов, осуществляется в группах муниципальных дошкольных образовательных организаций компенсирующего и комбинированного вида, а также в дошкольном подразделении Государственного казенного общеобразовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программам "Магаданский областной центр образования N 1", в котором функционируют группы для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, в том числе, со сложной структурой дефекта и сочетанными (комбинированными) расстройствами, с нарушением слуха, с умственной отсталостью.


(в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 04.05.2017 N 404-пп)


Дети с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста обучаются:


1) в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с легкой умственной отсталостью, с интеллектуальными нарушениями, соответствующими умеренной и тяжелой степени умственной отсталости, дети со сложной структурой дефекта и сочетанными нарушениями развития;


2) в классах общеобразовательных организаций, предназначенных для обучения детей по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с задержкой развития, легкими когнитивными расстройствами, умственной отсталостью;


3) в общеобразовательных организациях в составе общеобразовательных классов по адаптированным основным общеобразовательным программам (для детей с задержкой развития и умственной отсталостью);


(в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 04.05.2017 N 404-пп)


4) в режиме надомного (индивидуального) обучения в общеобразовательных организациях (дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие медицинские показания).


В образовательных организациях дополнительного образования детей Магаданской области охват детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов составляет около 20%.


В настоящее время на территории Магаданской области не определены инклюзивные образовательные организации (дошкольные и общеобразовательные школы), в которых будет осуществляться инклюзивная практика.


Не определены региональные организации и органы, призванные определять направления развития инклюзивного образования в регионе, такие, как ресурсные центры по развитию инклюзивного образования и советы по развитию инклюзивного образования.


Имеется существенный дефицит педагогических кадров, способных осуществлять инклюзивный процесс. Это касается, прежде всего, таких специалистов, как профильные педагоги-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги). В муниципальных образованиях региона отмечается недостаток в учителях-логопедах, педагогах-психологах, социальных педагогах.


Современные тенденции образовательной политики прямо или опосредованно влияют на развитие инклюзивного образования:


- введение новых стандартов образования, делающих акцент на формировании социальных компетенций;


- новый подход к оценке качества образования;


- новые экономические условия функционирования образовательных организаций.


Инклюзия должна стать направлением изменений всей системы современного образования.


4. Цель, задачи и принципы Концепции


Стратегической целью Концепции является:


- создание целостной, эффективно действующей системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения инклюзивной формы обучения, направленной на их полноценное развитие и самореализацию;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»