Недействующий

О перечне приоритетных и социально значимых рынков товаров и услуг, плане мероприятий ("дорожной карте") по содействию развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и признании утратившим силу распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 июля 2014 года N 382-рп "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями на 14 марта 2019 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.07.2019 N 405-рп)

1.2. Социально значимые рынки товаров и услуг


Рынок услуг дошкольного образования. В связи с благоприятной демографической ситуацией в автономном округе востребованы услуги дошкольного образования. Удельный вес численности детей, обучающихся в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, в общей численности детей, получающих дошкольное образование, за 2018 год составил 2,0 процента (2326 детей) (расчет произведен Департаментом образования и молодежной политики автономного округа (далее - Депобразования и молодежи Югры) на основе данных формы статистического наблюдения N 85-к). Функционируют 24 частные организации (в том числе 5 филиалов), осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования, большинство которых находится в городах: Сургут (6); Нижневартовск (6, в том числе 2 филиала), Ханты-Мансийск (4, в том числе 2 филиала). Доступность дошкольного образования для детей в возрасте старше 3 лет составляет 100 процентов, от 1,5 до 3 лет - 85,1 процента (по информации Депобразования и молодежи Югры).


В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части обеспечения 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет, национального проекта "Демография", развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования в автономном округе разработан Комплекс мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования на 2019 - 2020 годы, задачами которого являются:


создание мест в дошкольных образовательных организациях за счет развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования;


расширение вариативных форм предоставления образовательных услуг по программам дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, консультационные центры/пункты, семейные группы);


создание мест в дошкольных образовательных организациях за счет ввода/приобретения новых объектов, реконструкции функционирующих дошкольных образовательных организаций.


В этих же целях 18 февраля 2019 года в городе Сочи между Правительством автономного округа и Межрегиональной благотворительной общественной организацией "Социальная сеть добровольческих инициатив "СоСеДИ" подписано Соглашение о сотрудничестве в реализации проекта "Профессиональные няни - детям!", направленное на повышение уровня профессиональной подготовки нянь и помощников воспитателей, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 3 лет, доступности и качества услуг по присмотру и уходу за детьми данного возраста.


Реализация вышеуказанных мероприятий позволит обеспечить доступность дошкольного образования и присмотра и ухода для 100 процентов детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в автономном округе.


Рынок услуг отдыха и оздоровления детей. Необходимость его развития обусловлена созданием благоприятных условий для нравственного, культурного и физического развития детей в каникулярное время в целях усиления внимания государства и общества, органов власти и бизнес-сообщества, общественных организаций и средств массовой информации к организации отдыха, оздоровления детей в каникулярный период. Доля детей, которым оказаны услуги отдыха и оздоровления организациями частной формы собственности за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в общей численности детей, которым оказаны услуги отдыха и оздоровления всеми организациями (всех форм собственности) за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ, за 2018 год составила 22,5 процента. В 2018 году в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления в автономном округе включены 597 организаций отдыха детей и их оздоровления (далее также - лагеря), в том числе 35 лагерей, организованных негосударственными (немуниципальными) поставщиками (по информации Депобразования и молодежи Югры). Услуги по организации отдыха и оздоровления детей негосударственными (немуниципальными) поставщиками предоставлены в 16 муниципальных образованиях автономного округа (города: Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Покачи, Радужный, Сургут, Ханты-Мансийск, Урай, Югорск; Белоярский, Березовский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы).


Рынок услуг дополнительного образования детей. Система дополнительного образования в автономном округе представлена сетью из 261 организации дополнительного образования, в том числе 84 негосударственных, охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием во всех типах образовательных организаций (детские сады, школы, учреждения дополнительного, профессионального, высшего образования, негосударственный сектор) составляет 72,7 процента (по информации Депобразования и молодежи Югры). Развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования способствовало введение системы персонифицированного финансирования (сертификат дополнительного образования).


Введение сертификата дополнительного образования осуществляется в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 761 в части необходимости разработки нормативно-правовой базы для введения именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования как меры, направленной на развитие системы дополнительного образования.


Сертификат обеспечивает детям возможность выбора программ дополнительного образования и их освоения за счет бюджета как в государственных и муниципальных, так и в частных образовательных организациях всеми без исключения детьми независимо от материальных возможностей семьи: средства на получение дополнительного образования выделяются не образовательной организации, а непосредственно ребенку - по именному сертификату.


Введение сертификата дополнительного образования способствовало получению услуг дополнительного образования за счет средств бюджета у негосударственных поставщиков 3702 детям (9,2 процента от общего количества детей, использующих сертификат), которые до введения сертификата получали эту услугу за счет средств родителей, а также увеличению охвата детей программами дополнительного образования на 11450 человек без дополнительного финансирования за счет введения персонифицированного (нормативно-подушевого) финансирования (по информации Депобразования и молодежи Югры).


Возможности негосударственного сектора дополнительного образования детей как перспективного направления предпринимательской деятельности положительно оценены в большинстве муниципальных образований автономного округа, за исключением городов: Пыть-Ях, Покачи, Мегион, районов: Октябрьского, Нефтеюганского, Ханты-Мансийского (по информации Депобразования и молодежи Югры).


Рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение условий успешной социализации и создание равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья определены в качестве приоритетных направлений развития системы образования. Доля негосударственных (немуниципальных) организаций, оказывающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 6 лет), в общем количестве организаций, оказывающих услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста, за 2018 год составила 2 процента (по информации Депобразования и молодежи Югры). В муниципальных образованиях действуют центры психолого-медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогические комиссии, службы сопровождения в школах. При этом такие виды услуг как диагностика развития ребенка, профилактика и коррекция отклонений в развитии ребенка, диагностика ресурсов и потребностей семьи, информационно-просветительская, методическая, психолого-педагогическая и консультативная помощь их родителям (законным представителям) предоставляют в основном муниципальные (государственные) организации. Указанные услуги в частных организациях можно получить только в крупных муниципалитетах: Сургут, Нижневартовск, Урай, Югорск, Сургутский район.