КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 июня 2015 года N 301-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КУЗБАССА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


В целях активизации работы, направленной на продвижение туристско-рекреационного потенциала Кемеровской области, и повышения уровня информированности жителей и гостей региона о туристских возможностях Кузбасса:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туристско-рекреационного кластера Кузбасса на период до 2025 года.

2. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области Е.А.Пахомову.

4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ

     


Утверждена
распоряжением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 3 июня 2015 года N 301-р

     

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КУЗБАССА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

     

1. Цель и задачи создания кластера


Стратегической целью развития туристско-рекреационного кластера Кузбасса на период до 2025 года (далее - кластер) является повышение конкурентоспособности предприятий туристско-рекреационного комплекса, продвижение внутреннего туристского продукта и расширение спектра туристских услуг в регионе.

Задачи, направленные на достижение цели развития кластера:

1. Развитие туристского комплекса Кемеровской области как центра внутреннего и въездного туризма в рамках реализации политики импортозамещения.

2. Развитие туристской инфраструктуры, обеспечивающей материально-техническую базу и развитие связей кооперации между предприятиями кластера, и содействие развитию предприятий сопутствующих производств - общественного питания, индустрии развлечений, производства сувенирной продукции.

3. Повышение эффективности информационного взаимодействия и координации действий бизнеса, научно-образовательных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления в туристской отрасли.

4. Создание научно-исследовательского и образовательного комплекса в сфере туриндустрии, обеспечивающего методическую и кадровую поддержку развития туристского кластера.

Сроки реализации основных этапов развития кластера:

1-й этап: создание условий для функционирования туристско-рекреационного кластера в 2015 году.

организационные мероприятия по планированию и организации кластера;

кластерный проект "Информационное обеспечение участников кластера";

2-й этап: реализация основных кластерных проектов 2016 - 2025 гг.:

кластерный проект "Содействие продвижению регионального туризма";

кластерный проект "Кадровое обеспечение кластера";

кластерный проект "Создание зоны развития активного туризма "Поднебесные Зубья";

кластерный проект "Создание зоны развития культурно-познавательного туризма "Мариинск исторический".

В качестве показателей эффективности функционирования и развития кластера применяются базовые индикаторы, которые используются в стратегических и программных документах, принятых на уровне Российской Федерации.

Таблица 1

     

Показатели эффективности функционирования кластера

Индикаторы, показатели, единицы измерения

Базовый показатель

2013 год

2015 год

2020 год

2025 год

Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел.

328,7

351,3

383,3

428,8

Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел.

8,1

8,9

10,1

12,1

Площадь номерного фонда коллективных средств размещения, тыс. кв. м

130,7

134,1

142,1

152,1

Количество койко-мест в коллективных средствах размещения, тыс. ед.

17,2

18,2

20,2

22,7

Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения, тыс. чел.

5,7

6,1

8,4

10,9

Количество лиц, работающих в туристских фирмах, тыс. чел.

0,87

0,87

0,92

0,98

Объем платных туристских услуг, оказанных населению, млрд. руб.

4,4

4,7

5,5

6,7

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд. руб.

1,07

1,3

2,1

3,5


2. Маркетинговая стратегия кластера

2.1. Анализ перспектив развития целевых рынков сбыта


Долгосрочные тренды развития мирового туризма базируются на повышении качества жизни населения и превращении туризма в норму жизни современного человека. Время, затраченное на отдых и туризм, стало важной частью жизни людей, связанной с обретением новых впечатлений. По данным неправительственной международной организации Всемирного совета туризма и путешествий (WTTC), в сфере туризма и гостеприимства в 2007 году было занято 231,2 миллиона работников, что составляет 8,3 процента от общего числа работающих в мире <1>. В 2012 году впервые туристическое прибытие превзошло 1 миллиард человек. К 2020 году число туристов в мире достигнет 1800 миллионов, а число обслуживающих одного туриста увеличится в два раза. Международное туристическое прибытие характеризуется фактически непрерывным ростом - от 277 миллионов в 1980 году к 528 миллионам в 1995 году и 1,035 миллиарда в 2012 году. По данным различных исследований, туризм играет важную роль в экономическом развитии стран. Рост в этом секторе способствует росту экспортной диверсификации. Сектор имеет важные связи в национальной экономике и способствуют росту занятости в других секторах экономики. Туризм облегчает инновации и открытие новых бизнесов в других секторах экономики.

     ________________

<1> Волков С.К., Попкова Е.Г. Единая политика Европейского союза в области туризма // Современная экономика: проблемы и решения. - 2010. - N 9. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/volkov2.htm

Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущей конкуренцией как между странами, так и между регионами внутри страны. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой - увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.

В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке растущими опережающими темпами являются:

культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 процентов общего международного потока туристов;

активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;

специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности, как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;

круизный - морские и речные круизы;

деловой туризм (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

Анализ современного состояния туристического бизнеса в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом динамично развивается (см. рис. 1*). Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц в основном в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных сетей в гг. Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных сетей. Увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.

________________

*Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


С 2005 года число туристских фирм выросло в 2,2 раза, число реализованных населению туристских путевок - в 1,24 раза, а стоимость реализованных населению туристских путевок - в 3,3 раза. При этом туристический бизнес подвержен влиянию экономических и политических факторов.

В 2014 году в результате изменения геополитической и экономической ситуации в Российской Федерации произошли серьезные сдвиги в предпочтениях потребителей. С одной стороны, вследствие девальвации рубля возросла привлекательность России для въездного туризма. С другой стороны, произошел отток платежеспособного спроса россиян из выездного сектора туристического рынка во внутренний. Возрос интерес иностранных и отечественных туристов к России. Это создает новые возможности для развития туристического бизнеса в России в целом и в ее отдельных регионах.

В то же время очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. К наиболее значимым проблемам развития туризма в субъектах Российской Федерации относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие за редким исключением практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования. В настоящее время значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении. Важнейшим препятствиями для привлечения инвестиций являются: отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимых бизнес-структур, наличие административных барьеров и невыгодные условия аренды земли.

Таким образом, создание условий для качественного отдыха на территории Российской Федерации российских и иностранных граждан требует использования новых подходов (прежде всего кластерного подхода) к развитию туризма на наиболее привлекательных территориях, обладающих разнообразными природно-рекреационными ресурсами и способными формировать качественные и уникальные туристские продукты. Целями использования кластерной политики является повышение конкурентоспособности и потенциала предприятий туристской и сопутствующих отраслей, увеличение объемов туристского потока, эффективное развитие малого и среднего бизнеса, содействие диверсификации экономики отдельных муниципальных образований.

Развитие кластера предполагает формирование целостного комплекса взаимосвязанных предприятий туристской индустрии и вспомогательных производств на основе развития потенциала уже существующих специализированных зон туризма, притягивающих бизнес.

Развитие данного кластера, как и развитие туристской отрасли в Российской Федерации, можно рассматривать в аспекте импортозамещения.

Как показывают данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), с 2005 по 2013 гг. стоимость реализованных населению туристских путевок по зарубежным странам выросла в 4,2 раза, а по территории России - лишь в 1,7 раза. При этом стоимость реализованных турпакетов по территории России составляет всего 9,6 процентов от общей стоимости реализованных населению туристских путевок.


Анализируя статистические показатели развития туристского бизнеса в Кемеровской области за 2000 - 2012 годы <4>,следует отметить значительный рост одного из основных показателей - въездной туристский поток на территорию области. В 2012 году он составил 699,9 тысячи человек, что на 83,7 процента больше, чем в 2004 году. При этом въездной туристский поток значительно превышает выездной туристский поток, который в 2012 году составлял только 93,89 тысячи человек, хотя его рост по сравнению с 2004 годом составил 798,3 процента.

     ________________

<4> Все дальнейшие расчеты велись на основе данных: основные показатели развития туризма в Кемеровской области // сайт департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области // адрес доступа: http://www.dmps-kuzbass.ru/tourism/development/ - дата обращения 18.05.2014; Социальная сфера // Статистический ежегодник "Кузбасс" 2009 год - адрес доступа: http://www.kemerovostat.ru/bgd/EJEGOD/issWWW.exe/Stg/2009/(7)%20социальная%20сфера.htm - дата обращения 18.05.2014; Культура, отдых, туризм // Статистический ежегодник "Кузбасс" 2012 год. - адрес доступа: http://www.kemerovostat.ru/bgd/EJEGOD/issWWW.exe/Stg/2012/9е_культура.htm - дата обращения 18.05.2014; Кузбасс. История в цифрах: статистический сборник. - Кемерово: Кемеровостат, 2008. - С. 139 - 141, 253; Кузбасс. 2013: статистический сборник. - Кемерово: Кемеровостат, 2013. - С. 130 - 136, 224; Туристская деятельность и отдых в Кузбассе: статистический сборник. - Кемерово: Кемеровостат, 2005. - С. 9, 15, 37; Туристская деятельность и отдых в Кузбассе: статистический сборник. - Кемерово: Кемеровостат, 2009. - С. 9, 14, 61.


В целом динамика обоих показателей в 2009 году падает, что связано с общими кризисными явлениями в экономике России. Примечателен тот факт, что порядка половины жителей области предпочитают отдыхать на территории Кемеровской области (58,4 процента в 2000 году, 43,4 процента в 2006 году, 52,9 процента в 2012 году).

Параллельно с въездным туристским потоком растет объем платных туристских, гостиничных и санаторно-оздоровительных услуг населению. Если в 2000 году реализация данных услуг принесла Кемеровской области 31,2 миллиона рублей, то в 2012 году в 107,5 раза больше - 3354 миллиона рублей в номинальных ценах. В сравнительных показателях рост еще более значителен - с 0,04 процента до 0,47 процента в ВРП. Также растут и налоговые поступления во все виды бюджетов от отрасли: с 0,07 процента к ВРП в 2004 году до 1,33 процента к ВРП в 2011 году.

Растущая динамика наблюдается и в количестве туристских фирм, зарегистрированных на территории Кемеровской области. В 2000 году их было 40, а в 2012 году - 289, при этом самый значительный рост данного показателя наблюдался в 2010 году, когда число турфирм за один год выросло на 46,4 процента. Параллельно с числом турфирм растут показатели их деятельности - число реализованных населению туристских путевок и их стоимость. Число реализованных населению туристских путевок за 2005 - 2012 гг. выросло в 6,1 раза, с 10,4 до 63,7 тысячи штук. Стоимость реализованных населению туристских путевок за 2005 - 2012 гг. в номинальных ценах выросла в 11,9 раза (с 307,3 до 3659,6 миллиона рублей), а по сравнению с 2000 годом - в 63,2 раза.

В 2014 году в связи с внешнеполитическими изменениями, а также нестабильностью курса валют туристский рынок Кемеровской области претерпел некоторые изменения. Количество туристских фирм, специализирующихся на выездном туризме, сократилось. Однако возрос интерес к внутреннему туризму. Рост внутреннего туристского потока (по предварительным подсчетам, в 2015 году он составит более 1 миллиона туристов) свидетельствует о необходимости создания туристского-рекреационного кластера Кузбасса.

2.2. Предпосылки создания кластера


В основе туристско-рекреационного потенциала Кемеровской области лежат многочисленные объекты природного и историко-культурного наследия. Совокупный потенциал ресурсов, включающий уникальные природно-ландшафтные комплексы, национальные парки, археологические памятники, этнографические объекты, музеи, объекты культурно-исторического наследия и др., позволяет выгодное позиционирование не только на национальном, но и на международном уровне. Особенностью туристских ресурсов является их относительная локализация в нескольких районах, что создает технические, социальные и логистические предпосылки для формирования и развития относительно автономных, функционально различных рекреаций, специализированных на разных видах туризма.

Кемеровская область, расположенная на границах Западной и Восточной Сибири, в полной мере обладает указанными ресурсами и структурно связана с другими субъектами Российской Федерации.

Наряду с тем, что ряд элементов туристского бизнеса и туриндустрии развивается и активно функционирует, требуются существенные меры, направленные на полную реализацию и актуализацию этого потенциала, эффективную интеграцию в экономическую жизнь, а также социальную и культурную политику.

Региональный туристский кластер будет способствовать эффективному использованию природного, культурно-исторического, технологического, научно-исследовательского и образовательного потенциала Кемеровской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»