Недействующий

 
ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 20 февраля 2014 года N 49

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 10.01.2020 N 5, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" https://www.govvrn.ru - 27.01.2020).
____________________________________________________________________

(в редакции приказа департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 17.04.2015 N 133)

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом Воронежской области от 04.04.2007 N 39-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Воронежской области", во исполнение пункта 2.1 вопроса III протокола заседания президиума правительства Воронежской области от 03.02.2014 приказываю:

1. Утвердить комплексную схему обращения с отходами на территории Воронежской области.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель департамента
А.Ф.КАРЯКИН



Утверждена
приказом
департамента природных ресурсов
и экологии Воронежской области
от 20.02.2014 N 49


КОМПЛЕКСНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Введение


Согласно положениям документа "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года", утвержденного Президентом Российской Федерации 30.04.2012, стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития должно обеспечиваться решением основных задач. Одной из таких задач является обеспечение экологически безопасного обращения с отходами, при решении которой используются следующие механизмы:

а) предупреждение и сокращение образования отходов, вовлечение их в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;

б) внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

в) создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;

г) поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металл, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);

д) установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;

е) обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.

Система целей и задач, принципы и приоритеты, направленные на создание и обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами, сформулированы в Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 N 298 (далее - комплексная стратегия).

Главной целью комплексной стратегии является предотвращение вредного воздействия твердых бытовых отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах, в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Достижение главной цели комплексной стратегии обеспечивается решением ряда задач, в том числе развитием инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию, экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению твердых бытовых отходов: строительством и развитием межмуниципальных объектов по обеспечению деятельности в области обращения с твердыми бытовыми отходами.

Следует отметить, что проблема отходов является комплексной и охватывает все области экономики и жизнедеятельности населения Воронежской области. Для решения данной проблемы необходимы единый организационно-технологический подход, научно-обоснованные программно-целевые методы решения и координация действий всех уровней власти - федеральных, областных, муниципальных, а также бизнеса, общественных организаций и населения.

В качестве первого этапа реализации научно-обоснованного подхода в указанной сфере можно рассматривать Стратегию обращения с отходами производства на территории Воронежской области, утвержденную приказом управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 07.04.2011 N 56 (далее - стратегия).

Исходя из стратегии, технологическая схема обращения с отходами на территории области должна строиться на основе принципов, одним из которых является разработка комплексной системы обращения с отходами, которая включает отработку механизмов взаимодействия в рамках соответствующей деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий малого и среднего бизнеса.

Важнейшим условием обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, минимизирующим антропогенное и техногенное воздействие на окружающую среду, является формирование инновационной и эффективной областной комплексной схемы обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами (далее - ВМР), безопасное и рациональное размещение основных объектов системы на территории области. Эффективность комплексной схемы обращения с отходами и ВМР на территории Воронежской области в полной мере зависит от схемы размещения основных объектов инфраструктуры обращения с отходами.

На основании поручений Президента Российской Федерации (от 29.03.2011 N ПР-781), губернатора Воронежской области (п. 4.4 протокола поручений N 15, определенных на еженедельном оперативном совещании у губернатора Воронежской области от 25.06.2012) департаментом природных ресурсов и экологии была разработана комплексная схема обращения с отходами на территории Воронежской области (далее - комплексная схема).

Разработка комплексной схемы осуществлялась в 4 этапа.

- 1-й этап "Сбор исходных данных, характеризующих существующую и создаваемую инфраструктуру в сфере обращения с отходами на территории Воронежской области";

- 2-й этап "Постановка проблемных вопросов в области обращения с отходами на территории Воронежской области и определение путей их решения";

- 3-й этап "Разработка комплексной схемы обращения с отходами на территории Воронежской области";

- 4-й этап "Разработка общего отчета о выполненной работе, краткого реферата и презентационных материалов".

Результаты этапов работы представлены в отчете о научно-исследовательской работе "Комплексная схема обращения с отходами на территории Воронежской области, являющемся неотъемлемой частью комплексной схемы.

Комплексная схема разработана на основе материалов, представленных специалистами:

- территориальных федеральных органов исполнительной власти;

- органов исполнительной власти Воронежской области;

- органов местного самоуправления Воронежской области;

- ведомств и организаций, имеющих отношение к охране окружающей среды, обеспечению санитарной и экологической безопасности, системе санитарной очистки и обращению с отходами на территории Воронежской области.

Мероприятия комплексной схемы предложены на период до 31.12.2020. Ее технико-экономические показатели рассчитаны с учетом роста численности населения Воронежской области, ежегодного увеличения объемов образования ТБО (приложение N 1), рассчитанных на основании норм накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов (приложение N 2).

На основании анализа состояния существующей системы обращения с отходами на территории муниципальных образований Воронежской области были разработаны и рассмотрены в сравнении 3 варианта схемы размещения объектов: 1-й вариант - регрессионный, 2-й вариант - нерентабельный, 3-й вариант - инновационный.

Варианты схемы размещения объектов разработаны в соответствии со схемой территориального планирования Воронежской области и с учетом планов социально-экономического развития области. Все варианты основываются на имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсах.

В результате сравнительного эколого-экономического анализа вариантов развития схем размещения объектов обращения с отходами на территории Воронежской области как оптимальная предложена к реализации инновационная схема межмуниципального зонирования размещения объектов обращения с отходами на территории Воронежской области.

II. Анализ существующей системы санитарной очистки, сбора, транспортировки и утилизации отходов на территории Воронежской области


В настоящее время деятельность в области обращения с отходами на территории Воронежской области сопровождается значительными потерями ресурсов, а также увеличением степени загрязнения окружающей среды.

Система санитарной очистки и уборки территорий в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" состоит из следующих этапов:

                     ┌══════════════════════════════‰
                     │       Уборка территорий      │
                     └══════════════┬═══════════════…
                                    V
                     ┌══════════════════════════════‰
                     │ Временное накопление отходов │
                     └══════════════┬═══════════════…
                                    V
                     ┌══════════════════════════════‰
                     │  Удаление (транспортировка)  │
                     └══════════════┬═══════════════…
                                    V
                     ┌══════════════════════════════‰
                     │      Сортировка отходов      │
                     └═┬════════════┬═════════════┬═…
         ┌═════════════…            │             └════════‰
         V                          V                      V
┌══════════════════‰┌═════════════════════════‰┌═══════════════════════‰
│Размещение отходов││Обезвреживание отходов на││Повторное использование│
└══════════════════…│ специальных установках  ││        отходов        │
                    └═════════════════════════…└═══════════════════════…


Рис. 1. Схема системы санитарной очистки и уборки территорий

Санитарная очистка территорий населенных пунктов Воронежской области осуществляется 107 специализированными предприятиями. Специализированные предприятия на балансе имеют транспортно-производственные базы, которые включают в себя здания и сооружения, необходимые для осуществления административной деятельности и выполнения ремонтно-эксплуатационных работ.

На балансе специализированных предприятий состоит 942 единицы техники, в том числе спецтранспорт для сбора, вывоза твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и крупногабаритных отходов (далее - КГО) (мусоровозы, бункеровозы) - 370 единиц; спецтранспорт для вывоза жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) (вакуумные машины, ассенизационные машины) - 92 единицы; спецтранспорт для механизированной уборки дорожных покрытий (комбинированные машины, поливомоечные машины, подметально-уборочные машины) - 355 единиц; вспомогательная техника и оборудование (тракторы, бульдозеры, экскаваторы и т.д.) - 125 единиц.

По результатам анализа исходных данных и материалов генеральных схем очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований (городской округ, муниципальный район) на сегодняшний день организованный вывоз ТБО специализированными предприятиями по санитарной очистке осуществляется только на территории городов, административных центров муниципальных районов, городских и сельских поселений Воронежской области. В некоторых населенных пунктах области вывоз ТБО осуществляется по заявкам населения и организаций, в ряде отдельных населенных пунктов организованное удаление отходов отсутствует, отходы вывозятся самими жителями на несанкционированные свалки или сжигаются. Отсутствие организованного сбора ТБО на территории населенных пунктов вызвано следующими причинами: экономическая непривлекательность населенных пунктов с маленькой плотностью населения для специализированных мусоровывозящих предприятий, а также нежелание населения заключать со специализированным предприятием договоры на сбор и транспортирование отходов.

Численность населения является одним из основных факторов, определяющих объем образования ТБО. В настоящее время происходит рост городского населения в основном за счет притока из сельской местности, что приводит к чрезмерной плотности в центрах агломерации и недостаточной плотности населения в периферийных районах. Поэтому в городах созданы системы, обеспечивающие централизованный (планово-регулярный) сбор и транспортировку ТБО, а в сельских населенных пунктах подобные системы отсутствуют.

При организации санитарной очистки на территориях муниципальных образований Воронежской области применяются две системы удаления отходов: контейнерная, предусматривающая накопление отходов в местах временного хранения, оснащенных контейнерами, и бесконтейнерная, предусматривающая накопление отходов в таре потребителей и погрузку отходов в мусоровозы, в том числе самими потребителями услуг по удалению отходов.

За последние годы наметилась положительная тенденция по улучшению системы сбора ТБО на территориях городов и районных центров Воронежской области. Проводится большая работа по внедрению контейнерного метода сбора ТБО в городах. На территории области установлено 14308 контейнеров для сбора ТБО и 478 бункеров для сбора КГО. В настоящее время в основном применяются контейнеры вместимостью 0,75 куб. м и бункеры вместимостью 8 куб. м. На территории муниципальных образований Воронежской области применяют контейнерные площадки разной конструкции: модульные, с ограждающими железобетонными или кирпичными стенками, с основанием - железобетонные плиты или бетон-монолит. Следует отметить, что большинство контейнерных площадок не оборудованы для нормальной эксплуатации, подъездные пути к контейнерным площадкам во многих случаях не соответствуют требованиям, определенным для эффективной и безопасной работы специализированной техники. Не все контейнерные площадки оборудованы водонепроницаемым покрытием, ограждением и достаточным освещением. На территории многих муниципальных образований контейнерные площадки отсутствуют, контейнеры расположены на неподготовленной территории.

Вывоз ТБО контейнерным методом на территории жилищного фонда осуществляется в соответствии с графиком. Транспортирование отходов при системе сбора отходов контейнерным методом производится с помощью мусоровозов с боковой загрузкой.

На территории муниципальных образований сбор и вывоз ТБО также осуществляется бесконтейнерным методом. Сбор ТБО осуществляется в пакеты, ведра и иные емкости. Движение мусоровозов осуществляется в соответствии с графиками, которые доведены до жителей населенных пунктов. Для транспортирования ТБО бесконтейнерным способом используются мусоровозы с задней загрузкой. На территории сельских населенных пунктов вывоз ТБО также осуществляется с помощью тракторов с прицепным оборудованием.

Недостатками системы сбора ТБО в жилищном фонде на территории Воронежской области, ухудшающими санитарное состояние территорий, являются организационные методы сбора КГО. Ввиду отсутствия в некоторых населенных пунктах обустроенных мест сбора КГО население располагает их вблизи контейнерной площадки навалом. Удаление КГО осуществляется методом ручной погрузки в самосвальные транспортные средства. Вывоз КГО специализированной техникой (бункеровозы) осуществляется только на территории крупных населенных пунктов Воронежской области.

По данным областного кадастра отходов, в части объектов размещения отходов на территории Воронежской области (по состоянию на 01.01.2014) эксплуатируется 608 объектов размещения ТБО общей площадью 932,97 га.

Таблица 1. Общее количество объектов размещения отходов на территории Воронежской области

N п/п

Объекты размещения отходов

Кол-во, шт.

Площадь, га

1

Полигон ТБО

16

144,68

2

Полигон ТБО (рекультивация)

1

38,82

3

Санкционированные свалки

489

645,55

5

Несанкционированные свалки

102

103,92


На территории Воронежской области расположено 16 полигонов ТБО общей площадью 144,68 га и 489 санкционированные свалки общей площадью 645,55 га.

Наряду с санкционированными свалками на территории Воронежской области существуют несанкционированные места захоронения отходов, их количество на сегодняшний день составляет 102 свалки общей площадью 103,92 га.

Существующие свалки характеризуются длительным и интенсивным негативным воздействием на окружающую среду, отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки, проектной документации, инженерной подготовки территории. Нормативные требования и стандарты по техническому обустройству и содержанию объектов обращения с отходами, технологический регламент работ при эксплуатации свалок не выдерживаются. Как правило, отсутствует достаточная информация о составе и объеме отходов, сроке эксплуатации свалок, особенностях складирования отходов. Существующие свалки оказывают негативное экологическое воздействие на окружающую среду и население области. Сточные воды, образующиеся при воздействии природных осадков и физико-химических процессов, протекающих в ТБО, и вытекающие из тел свалок, содержат в большом объеме крайне токсичные органические загрязнения. Неконтролируемые процессы в телах свалок приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей опасность фильтрата. Кроме выделений фильтрата из тел свалок в атмосферу постоянно поступают газообразные продукты распада ТБО - метан, аммиак и прочее. Они являются источником систематических пожаров на свалках, которые, в свою очередь, многократно увеличивают опасное воздействие, загрязняя атмосферу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»