ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2015 года N 217

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"


Правительство Республики Коми постановляет:

1. Утвердить региональную программу "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Коми на период до 2020 года" согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере реализации инвестиционной политики в Республике Коми.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Правительства
Республики Коми
В.ТУКМАКОВ






Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 13 мая 2015 года N 217
(приложение)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

ПАСПОРТ региональной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Коми на период до 2020 года"

Основание для разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации"

Ответственный исполнитель Программы

Министерство экономического развития Республики Коми

Участники Программы

Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми;

Дорожное агентство Республики Коми;

Агентство Республики Коми по туризму;

Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми;

Министерство здравоохранения Республики Коми;

Министерство образования Республики Коми;

Министерство культуры Республики Коми;

Министерство архитектуры и строительства Республики Коми;

Служба Республики Коми по тарифам;

Министерство труда и социальной защиты Республики Коми;

Управление Республики Коми по занятости населения;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми;

Министерство национальной политики Республики Коми;

администрация муниципального образования городского округа "Воркута" (по согласованию);

ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур" (по согласованию);

ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" (по согласованию)

Цель Программы

обеспечение комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Республики Коми

Задачи Программы

1) создание условий для экономического развития Арктической зоны Республики Коми;

2) улучшение качества жизни населения, проживающего в Арктической зоне Республики Коми

Целевые индикаторы (показатели) Программы

объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства);

доля инвестиций в основной капитал субъектов инвестиционной деятельности на территории муниципального образования городского округа "Воркута" в общем объеме инвестиций по Республике Коми;

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по видам экономической деятельности:

добыча полезных ископаемых;

обрабатывающие производства;

доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций);

удельный вес прибыльных организаций;

среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по крупным и средним предприятиям;

поголовье северных оленей в оленеводческих хозяйствах;

коэффициент естественного прироста населения;

среднемесячная заработная плата одного работника по крупным и средним предприятиям;

уровень зарегистрированной безработицы (отношение общей численности безработных к экономически активному населению);

обеспеченность врачами (физические лица) в государственных учреждениях здравоохранения;

удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет;

доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, получивших аттестат об основном (среднем) общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций;

доля населения, посещающего культурно-досуговые мероприятия;

доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;

количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда;

количество государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

количество граждан, жилищные условия которых были улучшены в результате реализации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов;

количество модернизированных объектов инфраструктуры, расположенных в местах ведения оленеводства

Сроки реализации Программы

2015 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы с учетом прогнозной (справочной) оценки расходов на 2015 - 2020 годы 151 899 922,5 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 44 046 264,5 тыс. рублей;

за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 50 119,3 тыс. рублей;

за счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 9 457 093,4 тыс. рублей;

за счет средств местного бюджета - 11 066,3 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 98 335 379,0 тыс. рублей.

Прогнозный объем финансирования Программы по годам:

за счет средств федерального бюджета:

2015 год - 1 918 619,5 тыс. рублей;

2016 год - 16 996 322,0 тыс. рублей;

2017 год - 24 131 323,0 тыс. рублей;

2018 год - 70 000,0 тыс. рублей;

2020 год - 930 000,0 тыс. рублей;

за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:

2015 год - 50 119,3 тыс. рублей;

за счет средств республиканского бюджета Республики Коми:

2015 год - 2 896 455,4 тыс. рублей;

2016 год - 2 978 648,9 тыс. рублей;

2017 год - 1 315 630,1 тыс. рублей;

2018 год - 504 359,0 тыс. рублей;

2019 год - 361 000,0 тыс. рублей;

2020 год - 1 401 000,0 тыс. рублей;

за счет средств местного бюджета:

2015 год - 7 285,0 тыс. рублей;

2016 год - 2 017,0 тыс. рублей;

2017 год - 1 764,3 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников:

2015 год - 4 713 648,0 тыс. рублей;

2016 год - 33 596 667,0 тыс. рублей;

2017 год - 50 055 464,0 тыс. рублей;

2018 год - 1 160 000,0 тыс. рублей;

2019 год - 463 400,0 тыс. рублей;

2020 год - 8 346 200,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

восстановление положительной динамики показателя "Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства)" начиная с 2018 года (139,5% к уровню 2017 года);

рост доли инвестиций в основной капитал субъектов инвестиционной деятельности на территории муниципального образования городского округа "Воркута" в общем объеме инвестиций по Республике Коми начиная с 2018 года (на 2 п.п. к уровню 2017 года);

увеличение численности работников крупных и средних предприятий;

рост доли налоговых и неналоговых доходов местного бюджета на 7 п.п.;

увеличение удельного веса прибыльных организаций на 4 п.п.;

рост поголовья северных оленей в оленеводческих хозяйствах на 17%;

увеличение коэффициента естественного прироста населения на 0,3 п.п.;

рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника по крупным и средним предприятиям на 76%;

снижение уровня зарегистрированной безработицы на 0,3 п.п.;

повышение уровня обеспеченности государственных учреждений здравоохранения врачами на 4,7%;

переселение из аварийного жилищного фонда 209 граждан;

рост количества государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по муниципальному образованию городского округа "Воркута" в 2,4 раза;

рост числа граждан, жилищные условия которых были улучшены в результате реализации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, в 7,5 раза;

увеличение числа модернизированных объектов инфраструктуры, расположенных в местах ведения оленеводства, на 4 единицы

Управление Программой

координацию деятельности участников Программы, мониторинг хода реализации Программы осуществляет Министерство экономического развития Республики Коми


 I. Характеристика текущего состояния и перспектив социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Воркута"


Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года N 296 территория муниципального образования городского округа "Воркута" отнесена к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации, что позволило Республике Коми стать одним из участников государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 года N 366, и послужило основанием для разработки региональной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Коми на период до 2020 года" (далее - Программа).

Принятие решения о включении Воркуты в зону российской Арктики обосновано большинством существующих критериев.

Город расположен на крайнем северо-востоке Республики Коми, в Большеземельской тундре, в зоне распространения многолетней мерзлоты, в 160 километрах севернее Полярного круга и в 140 километрах от побережья Северного Ледовитого океана.

Физико-географическая и биоклиматическая границы Арктики проходят южнее Воркуты. Условия дискомфортности жизнедеятельности здесь оцениваются в 30 баллов, то есть по суровости климата являются одними из наиболее сложных не только в европейской, но и в азиатской части российской Арктики.

Муниципальное образование городского округа "Воркута" занимает территорию площадью 24,2 тыс. кв.км (6% территории республики), включает 15 населенных пунктов, граничит с Архангельской и Тюменской областями и муниципальным образованием городского округа "Инта". Расстояние от Воркуты до столицы Республики Коми г. Сыктывкар - 1030 км.

С центром России Воркута связана железной дорогой (магистраль Москва - Котлас - Воркута с ветками в северном и восточном направлении), а также авиарейсами (аэропорт класса В) - с Москвой, Санкт-Петербургом и Сыктывкаром. Железнодорожная ветка, идущая через Урал в город Лабытнанги, связывает Воркуту с Западной Сибирью.

По состоянию на 1 января 2014 года численность населения в городе составила 84,7 тыс. человек, отмечено превышение количества родившихся над количеством умерших (естественный прирост населения) на 307 человек, миграционная убыль составила 3626 человек.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Республики Коми проживает 562 представителя коренных малочисленных народов Севера (в основном ненцы, ханты, вепсы), большая часть (54,8%) из их числа - на территории городского округа "Воркута".

В 2013 году численность официально зарегистрированных безработных в муниципальном образовании городского округа "Воркута" сократилась на 30% (-189 человек), и на 1 января 2014 года их количество составило 441 человек, уровень зарегистрированной безработицы - 0,9% (по Республике Коми - 1,4%). По уровню безработицы среди городов и районов республики муниципальное образование городского округа "Воркута" занимает 4 место в ранжированном ряду возрастания.

В 2013 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в муниципальном образовании увеличилась на 9,2% (в среднем по республике на 12%) и составила 49405 рублей, или 119,6% от среднереспубликанского уровня.

На территории муниципального образования городского округа "Воркута" по состоянию на 1 января 2014 года зарегистрировано 1282 юридических лица, или 6% от количества юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Коми.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций в 2013 году составил:

по добыче полезных ископаемых - 94,6% к 2012 году;

по обрабатывающим производствам - 857,1 млн. рублей, или 102,9%;

по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа и воды - 8436,4 млн. рублей, или 108,5%.

Оборот организаций составил 63277,4 млн. рублей (в фактически действовавших ценах), или 77,5% к уровню 2012 года.

Свою деятельность осуществляют 142 некоммерческие организации, из которых порядка 40 являются социально ориентированными.

В период 2009 - 2011 годов в Воркуте отмечался стабильный рост инвестиционной активности. В 2012 году произошло снижение объема инвестиций в основной капитал организаций Воркуты на 25,1% по сравнению с 2011 годом, обусловленное, прежде всего, уменьшением вложений в инвестиционный проект по строительству газопровода "Бованенково - Ухта", вступивший в завершающую стадию.

По итогам 2013 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 5,6% по сравнению с 2012 годом и составил 42749,5 млн. рублей. Доля инвестиций в основной капитал организаций Воркуты составила 22,5% от общего объема инвестиций в основной капитал организаций Республики Коми.

Воркута - моногород и крупнейший центр добычи угля Печорского угольного бассейна. Градообразующим предприятием является АО "Воркутауголь", в состав которого с июня 2012 года вошло ЗАО "Шахта Воргашорская-2". По состоянию на 01.07.2014 единственный акционер ОАО "Воркутауголь" - ООО "Холдинговая горная компания" (г. Череповец Вологодской области).

В настоящее время наблюдается значительная степень зависимости экономики и социальной сферы городского округа от деятельности градообразующего предприятия, доля которого в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства, как правило, составляет порядка 50 - 60%, доля среднесписочной численности работающих на градообразующем предприятии в численности экономически активного населения городского округа - 15%, в среднесписочной численности работников организаций - 22%.

Технологические свойства угольной продукции АО "Воркутауголь" в полной мере оценены на внутреннем и внешнем рынках. Воркутинский коксующийся уголь является наиболее ценным по технологическим свойствам в России и сопоставим по качеству с лучшими мировыми брендами. Основным потребителем данной продукции является ОАО "Северсталь" (Череповецкий металлургический комбинат), также ключевыми потребителями были и остаются группы компаний ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "Мечел".

На рынке энергетического угля компания является крупнейшим поставщиком в Северо-Западный федеральный округ России, обеспечивая углем энергетические компании, промышленные предприятия и сектор жилищно-коммунального хозяйства. Крупнейшие потребители энергетического угля компании Воркутауголь - Воркутинские ТЭЦ-1, 2 (ОАО "ТГК-9"), ТЭЦ ОАО "Архангельский ЦБК", Северодвинская ТЭЦ (ОАО "ТГК-2").

Близость Уральских гор, множество чистых рек и озер, наличие уникальных, нетронутых цивилизацией мест, а также огромные возможности для развития экстремальных видов спорта делают Воркуту привлекательной для туристов.

В рамках разрабатываемого в настоящее время проекта распоряжения Правительства Республики Коми об основных направлениях развития туризма в Республике Коми на период до 2020 года сформирован кластерный подход к развитию туризма в регионе. При этом территория городского округа "Воркута" рассматривается в качестве кластера развития арктического туризма, закрепляющего за городом статус одного из его опорных пунктов как в республике, так и в России.

Основа кластера - девять особо охраняемых природных территорий (наиболее перспективные для туризма: луговой заказник "Воркутинский", реликтовый горный еловый лес на хребте Енганэпэ, Пембойские скалы, водопад Буредан на р. Халмеръю, скальный известняковый каньон реки Нияю, геологический памятник "Воркутинский"), уникальные природные ландшафты и явления, в том числе такое редкое, как северное сияние, этнографическое разнообразие, традиции, культура, быт и уклад жизни проживающих на территории муниципального образования коренных жителей Севера (ханты, манси, ненцы, коми).

Сеть объектов туристической инфраструктуры - 10 гостиниц, 2 базы отдыха, 1 санаторий-профилакторий, 66 предприятий сферы общественного питания, 4 дворца культуры, спортивный комплекс, развлекательные и спортивные клубы, драматический театр, театр кукол, краеведческий музей, памятники истории и архитектуры, здания и сооружения, связанные с историческими событиями страны и города.

Наиболее популярные виды туризма - экологический, спортивный, культурно-познавательный, событийный, этнокультурный.

В рамках кластера предполагается формирование турпродуктов, обустройство смотровых площадок, мест стоянок, развитие туристских маршрутов (как летних, так и зимних), инфраструктуры средств размещения, интеграция в данное направление развития территории ежегодно проводимых событийных мероприятий.

Следует отметить, что Воркута относится и к числу крупнейших оленеводческих муниципалитетов Республики Коми и России.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р городской округ "Воркута" отнесен к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, основным традиционным видом хозяйствования которых наряду с собирательством, охотой и рыболовством остается оленеводство.

В Воркуте действуют единственная зарегистрированная в Республике Коми родовая община коренных малочисленных народов "Тыбертя", а также 4 фактории "Сырь-Яга", "Буредан", "Западная", "Балбанты", находящиеся на содержании производственно-сельскохозяйственного кооператива "Оленевод". Территории традиционного природопользования не совпадают с границами административно-территориальных единиц и субъектов. Оленеводческие хозяйства Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов осуществляют свою деятельность на территории Республики Коми, а хозяйства Республики Коми используют оленьи пастбища, находящиеся в составе земель указанных округов.

Учитывая единство природохозяйственных комплексов и межрегиональную транспортно-логистическую сопряженность городского округа "Воркута" с другими территориями Арктической зоны Российской Федерации, его развитие в долгосрочной перспективе необходимо рассматривать не локализовано, в границах республики, а в контексте его возможной интегративной функции при реализации проектов хозяйственного освоения, развития транспортной инфраструктуры, туризма, поддержания традиционных форм природопользования коренных малочисленных народов Севера, а также укрепления многосторонних связей на долгосрочной основе в целях консолидации усилий арктических субъектов при реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике и создания для этого соответствующих организационных, экономических, правовых и других необходимых условий.

Эффективное использование и развитие ресурсной базы Арктики, способной в значительной степени обеспечить потребности России в стратегически важных видах сырья, предусматривает формирование резервного фонда месторождений, гарантирующего энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе, в период замещения падающей добычи в районах традиционного освоения после 2020 года, организацию в целях обеспечения в средне- и долгосрочной перспективе внутренних и экспортных потребностей России в цветных, благородных и драгоценных металлах и в дефицитных видах минерального сырья эффективной разработки месторождений на основе крупных инвестиционных проектов, реализацию крупных инфраструктурных проектов, предусматривающих интеграцию Арктической зоны Российской Федерации с освоенными районами России.

Воркута имеет огромный потенциал и возможности разработки расположенных на территории новых месторождений Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, широкого комплекса месторождений и проявлений металлических и неметаллических полезных ископаемых, в том числе коренного и россыпного золота, серебра, меди, баритов, свинца и цинка, кварц-каолинового сырья.

Прогнозные геологические ресурсы коксующихся углей перспективных объектов юго-западного склона Пай-Хоя (Коротаихинский угленосный район) позволяют надеяться, что после проведения поисковых работ (в первую очередь на Силовской и Янгарейской площадях) будут исследованы новые перспективные геологические объекты для дальнейшего лицензирования и промышленного освоения.

Одним из первых по значимости является объект "Поисковые работы на коксующиеся угли особо ценных марок в юго-восточной части Силовской площади Печорского бассейна", расположенный на границе Ненецкого автономного округа и Республики Коми. Материалы, полученные после проведения геологоразведочных работ по этому объекту, позволят оценить перспективность создания транспортного коридора из Воркуты до побережья Карского моря и создания новой портовой инфраструктуры (например, в районе поселка Усть-Кара). В этой связи совместные усилия двух регионов необходимо направить на включение нового "угольного" объекта в Программу геологоразведочных работ на 2015 год, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

Значительные перспективы в части открытия новых нефтегазовых областей и получения прироста запасов углеводородного сырья связываются с Предуральским краевым прогибом. Существующая сырьевая база и имеющиеся геолого-геофизические материалы позволяют ожидать здесь открытия новых месторождений углеводородов. Перспективы этой территории оцениваются приблизительно в 2 млрд. тонн условного топлива.

В IV квартале 2013 года с целью уточнения геологического строения территории и получения объективной информации по северной части Предуральского прогиба Роснедра завершены работы по объекту "Региональные сейсморазведочные работы по сейсмопрофилю 30-РС (по линии Сырьягинская складчатая зона Коротаихинской впадины, Воркутское поперечное поднятие, Косью - Роговская впадина)".

Логичным продолжением этих работ для изучения нефтегазоносности отложений и переоценки перспектив нефтегазоносных комплексов будет являться бурение параметрической скважины N 10 - Сырьягинская. Проектная точка заложения скважины четко определена по результатам региональных сейсморазведочных работ.

Располагая развитой инфраструктурой и наличием специалистов, Воркута может выступить логистической базой расширения объемов геологоразведочных работ, объединяющей в том числе Республику Коми и Ненецкий автономный округ. Это позволит повысить привлекательность территории для участия недропользователей в освоении двух регионов, а также в значительной степени сэкономить федеральные средства.

Кроме геологоразведочных работ на нефть и газ, производимых за счет средств федерального бюджета, в Предуральском краевом прогибе осуществляет работы концерн "SHELL". Предприятие вкладывает большие средства в производство работ и в случае получения положительного результата планирует расширение своей деятельности в Республике Коми.

В целях развития и эффективного использования минерально-сырьевой базы Республики Коми разработан инвестиционный проект освоения углеводородного потенциала недр муниципального образования городского округа "Воркута", который позволит не только реально оценить нефтегазовый потенциал его недр, улучшить инвестиционную привлекательность города и привлечь крупных инвесторов, но и создать новый центр нефтегазодобычи в Республике Коми.

Проведенные геолого-геофизические исследования, анализ ресурсной базы и состояния недропользования на территории городского округа позволили принять для данного инвестиционного проекта (срок реализации - 25 - 40 лет, стоимость - порядка 11,9 млрд. рублей) три нефтегазоперспективных участка: Сырьягинский нефтяной, Верхнелемвинский-I газовый и Верхнелемвинский-II газовый.

Модернизации и развитию инфраструктуры арктической транспортной системы, в том числе обеспечивающей функционирование Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали, будет способствовать реализация на территории городского округа "Воркута" и в тесной взаимосвязи с ним крупных инфраструктурных проектов, таких как:

строительство железнодорожной ветки г. Воркута - пос. Усть-Кара, соединяющей арктическое побережье с европейской частью России и позволяющей приступить к разработке новых месторождений Республики Коми и Ненецкого автономного округа;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»