Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 марта 2015 года N 52-Пр

О ПРОГРАММЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу со 2 сентября 2016 года на основании Распоряжения Правительства Астраханской области от 02.09.2016 N 366-Пр.
____________________________________________________________________

В целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 18.09.2014, обеспечения импортозамещения на среднесрочную перспективу в Астраханской области:

1. Утвердить прилагаемую программу импортозамещения в Астраханской области на 2015 - 2107 годы (далее - программа).

2. Исполнительным органам государственной власти Астраханской области, ответственным за реализацию программы, ежеквартально, в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в министерство экономического развития Астраханской области информацию об исполнении мероприятий и проектов программы по форме согласно приложению к настоящему Распоряжению.

3. Министерству экономического развития Астраханской области (Полянская Э.В.):

3.1. Проводить ежеквартальный мониторинг реализации мероприятий программы.

3.2. Ежегодно, в срок до 10 апреля, представлять Губернатору Астраханской области отчет о результатах выполнения программы по итогам прошедшего года.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области принять участие в реализации программы.


И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ


Утверждена
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 4 марта 2015 года N 52-Пр


ПРОГРАММА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ

1. Общие положения

Программа импортозамещения в Астраханской области на 2015 - 2017 годы (далее - программа) разработана в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и долгосрочными приоритетами Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П.

Программа разработана на основе принципов индустриально-инновационного развития Астраханской области и является частью промышленной политики региона. Она сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.

Программа отражает аспекты государственной политики, влияющей на бизнес-климат. Успех программы связан с достижением целевых показателей Астраханской области по улучшению условий ведения бизнеса, инвестиционного климата, повышению конкурентоспособности региона, снижению административных барьеров.

1. Выбор приоритетных секторов экономики, обеспечивающих максимальный эффект импортозамещения и рост конкурентоспособности экономики.

В 2015 - 2017 годах политика импортозамещения будет направлена на опережающее развитие приоритетных несырьевых секторов экономики через развитие отраслей "традиционной" специализации, которые станут катализаторами индустриально-инновационных процессов.

По официальным данным Росстата, по итогам января-октября 2014 года объем российского импорта сократился по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 6.2%, составив 241942 млн долларов. Импорт оборудования и транспортных средств сократился на 7.6%, освободив на рынке нишу в объеме 9.5 млрд долларов. Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства сократился на 3%, в результате на рынке свободная ниша составила более 1 млрд долларов.

Оба направления являются чрезвычайно важными для обеспечения безопасности (в том числе продовольственной) Российской Федерации.

На территории Астраханской области имеются предпосылки для заполнения продукцией части освободившихся ниш на данных рынках.

Так, в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах к настоящему времени накоплена серьезная как научная, так и технологическая база для многократного увеличения объемов производства пищевой продукции. Ведется реализация крупных инвестиционных проектов по созданию тепличных комплексов, овоще- и рыбоперерабатывающих предприятий.

Производство транспортных средств и оборудования занимает более 10% в общем объеме обрабатывающей промышленности. Судостроительные предприятия региона выполняют в настоящее время строительство судов и буровых платформ любой сложности, работая как с отечественными, так и с иностранными заказчиками.

Таким образом, усилия региона сконцентрируются на развитии следующих приоритетных секторов экономики:

- агропромышленного сектора экономики и рыбоперерабатывающей промышленности с последующим переходом сырьевых производств на более высокие уровни передела сырья, основанные на спросе потребителей, сетевых торговых компаний;

- отраслей форсированного роста, не связанных с сырьевым сектором (судостроение, машиностроение, приборостроение, электрооборудование, легкая промышленность).

Также катализатором развития региона станет развитие принципиально новых направлений в экономике, которые до настоящего времени в регионе были представлены слабо либо отсутствовали. Это создание семеноводческих центров, развитие логистической системы транспортировки овоще-бахчевой продукции и т.п.

Перечень указанных направлений развития экономики является не исчерпывающим и будет дополняться в процессе реализации программы.

Успешная диверсификация и импортозамещение неразрывно связаны с устойчивым развитием экономики, в том числе путем оптимизации системы государственного управления и привлечения инвестиций.

С 2010 по 2013 год в экономику Астраханской области привлечено более 265 млрд рублей инвестиций.

Этому способствовали созданные базовые стимулы для инвесторов, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики: таможенные и налоговые преференции, государственные гранты, снижение административных барьеров.

В результате проводимых программных мероприятий по поддержке инноваций доля предприятий, внедряющих инновации, возросла с 0.2 до 1%, в 3 раза возросли затраты предприятий на технологические инновации (с 113.5 до 326 млн рублей).

Несмотря на значительный масштаб принятых в последние годы мер по поддержке инновационной активности, ключевыми проблемами импортозамещения по-прежнему остаются:

- недостаточное стимулирование трансферта передовых технологий;

- неэффективность механизмов для решения и поиска приоритетных технологических задач предприятий и бизнеса;

- низкий уровень восприимчивости бизнеса к инновациям технологического характера;

- нехватка технологических и управленческих компетенций;

- неразвитость инновационных технологий в системе образования;

- несовершенство системы контроля за реализацией инновационных проектов.

Ежегодный импорт технологий со стороны зарубежных стран составляет около 400 млн рублей. Основным потребителем данных технологических решений остается отрасль добычи полезных ископаемых. Сектор обрабатывающей промышленности направляет не более 20% совокупных затрат на технологические инновации.

Это прямо сказывается на уровне развития данного сектора экономики. Обрабатывающая промышленность формирует менее 7% занятости и 8% валовой добавленной стоимости региона. По доле занятых в обрабатывающей промышленности Астраханская область значительно уступает большинству регионов России (40 место).

Необходимо решить следующие проблемы:

- неэффективные механизмы по поддержке долгосрочных инвестиций;

- недостаточная информированность иностранных и отечественных деловых кругов о перспективах развития Астраханской области;

- высокие затраты на создание инфраструктуры для реализации индустриальных инвестиционных проектов.

Серьезными проблемами остаются также высокая кредитная нагрузка действующих предприятий обрабатывающей промышленности и отсутствие у последних свободных ликвидных активов для обеспечения заемного финансирования, следствием которых являются:

- недоступность финансовых ресурсов для формирования акционерного капитала;

- недоступность долгосрочных кредитов;

- высокая стоимость кредитных ресурсов.

Высокая стоимость кредитования, и в особенности долгосрочного, остается серьезным барьером. В 2013 году средняя ставка вознаграждения по долгосрочным кредитам составила 17.3% годовых. В сравнении с 2008 годом стоимость кредитования выросла на 1.1 процентных пункта.

2. Цель, задачи и общие целевые индикаторы

2.1. Цель Программы - стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности промышленности.

Целевые индикаторы

Реализация программы позволит к 2018 году достичь следующих экономических показателей к уровню 2013 года:

- прирост объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности на 43% в реальном выражении;

- рост валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1.4 раза в реальном выражении;

- рост производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1.4 раза в реальном выражении;

- снижение энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15%;

- рост занятости в обрабатывающей промышленности на 29.2 тыс. человек.

2.2. Задачи:

- опережающее развитие обрабатывающей промышленности;

- повышение эффективности и увеличение добавленной стоимости в приоритетных секторах;

- расширение рынков для реализации несырьевых товаров;

- придание нового уровня технологичности приоритетным секторам промышленности и создание основы для развития новых секторов экономики через формирование инновационных кластеров;

- стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса в промышленности.

Для устойчивого роста обрабатывающей промышленности будут консолидированы действия федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, общественных объединений, финансовых организаций, предприятий частной и государственной форм собственности, направленные на развитие приоритетных секторов экономики.

Мероприятия программы будут направлены на решение задач по преодолению ключевых барьеров и реализацию инвестиционных проектов в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности, что позволит обеспечить достижение целевых индикаторов.

Мероприятия программы делятся на два блока:

1. Перечень инвестиционных проектов, обеспечивающих возможности конкурентного импортозамещения в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности, который можно разделить на 2 группы:

- инвестиционные проекты, предполагающие производство конкурентоспособной продукции на базе уже существующих технологий и производственных мощностей;

- инвестиционные проекты, предполагающие внедрение новых технологий, освоение новых видов продукции и сегментов рынка в секторах экономики, имеющих наибольшие перспективы в плане импортозамещения.

2. Меры общеэкономической поддержки, включающие реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, проекта особой экономической зоны, развитие технопарков.

3. Перечень инвестиционных проектов, обеспечивающих возможности конкурентного импортозамещения в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности

3.1. Агропромышленный кластер

3.1.1. Текущая позиция производителей Астраханской области и Российской Федерации на потребительском рынке пищевых продуктов.

В 2014 году в Астраханской области произведено продукции сельского хозяйства в фактических ценах более чем на 30 млрд рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства составил в сопоставимой оценке 101.4% к уровню 2013 года.

Развитие сельского хозяйства Астраханской области характеризуется ежегодным ростом продукции. Особенно динамично развивается традиционная для Астраханской области отрасль растениеводства. За последние 5 лет производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах увеличилось на 85.9%, в том числе продукции растениеводства - в 2.3 раза, животноводства - на 34.8%; среднегодовой темп прироста составил соответственно 9.3, 12.9 и 4.4%.

Растениеводство

Астраханская область обладает богатыми традициями овощеводства (еще в царское время она славилась своей репутацией как "огород России"). Сегодня Астраханская область является одним из ведущих регионов страны по производству томатов (первое место), огурцов и картофеля. Кроме того, Астраханская область считается "столицей арбуза".

Регион обладает рядом конкурентных преимуществ для развития овощеводства, среди них такие, как:

- удобное географическое положение для расширения рынков сбыта (несколько из крупнейших городов России (Москва, Казань, Самара, Нижний Новгород) находятся в радиусе 1500 км от Астрахани);

- продолжительность светового дня - 255 дней в году;

- наличие необходимых ресурсов (свободных земель, воды, газа и электричества) для возведения тепличных комплексов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»