ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2013 года N 553

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2016 ГОДЫ

(в редакции постановления Правительства РО от 02.04.2015 N 241)


В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 31 Областного закона от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области" Правительство Ростовской области

постановляет:

1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2014-2016 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Заместителю Губернатора Ростовской области - министру финансов Федотовой Л.В., заместителям Губернатора Ростовской области по курируемым направлениям обеспечить разработку проекта областного бюджета Ростовской области на основе основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2014-2016 годы.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ростовской области обеспечить разработку местных бюджетов с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах и в соответствии с настоящим постановлением.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Федотову Л.В.

(в ред. постановления Правительства РО от 02.04.2015 N 241)

Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ

     Постановление вносит
     министерство финансов
     Ростовской области


Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 04.09.2013 N 553

     

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2016 ГОДЫ

Настоящие Основные направления сформированы на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах от 13.06.2013, основных направлений бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 4 июля 2013 г.

1. Основные результаты и проблемы бюджетной политики


Бюджетная политика, проводимая Правительством Ростовской области, направлена на решение приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области, в числе основных - улучшение условий жизни населения Ростовской области, достижение устойчивых темпов экономического роста.

По итогам 2012 года обеспечена положительная динамика основных показателей консолидированного бюджета Ростовской области относительно уровня 2011 года.

Исполнение консолидированного бюджета Ростовской области за 2012 год составило: по доходам - 152,5 млрд. рублей и по расходам - 152,4 млрд. рублей, что на 13,5 процента, или на 18,2 млрд. рублей, выше показателей 2011 года по доходам и на 10,7 процента, или на 14,7 млрд. рублей, - по расходам. По результатам исполнения консолидированного бюджета Ростовской области сложился профицит 103,6 млн. рублей.

Среднедушевой бюджетный доход на жителя Ростовской области составил 35,8 тыс. рублей.

Основные доходные источники консолидированного бюджета Ростовской области - собственные налоговые и неналоговые доходы, их объем составил 115,6 млрд. рублей, или 75,8 процента всех поступлений в бюджет Ростовской области. Прирост по сравнению с 2011 годом составил 20,1 млрд. рублей, что в два раза превышает среднероссийский показатель.

За счет ежегодного роста собственных доходных источников доля федеральной финансовой помощи в консолидированном бюджете Ростовской области в целом снижается. По сравнению с 2010 годом она снизилась с 31 до 24 процентов. Вместе с тем поступление целевых межбюджетных трансфертов, направляемых на приоритетные направления социально-экономического развития Ростовской области, сопоставимо с уровнем 2011 года.

Просроченная задолженность по бюджетным и долговым обязательствам бюджета Ростовской области отсутствует.

Государственный долг Ростовской области составил 12,7 процента от нормативной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации, что значительно ниже показателей в целом по субъектам Российской Федерации и по Южному федеральному округу, которые составили соответственно 26 и 45 процентов.

В сфере расходов консолидированного бюджета Ростовской области приоритетом являлось обеспечение населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы.

На эти цели направлено 106,9 млрд. рублей, что на 16,8 процента выше показателя 2011 года. Расходы на образование, социальную политику, занятость населения, культуру, спорт и здравоохранение составили 70,2 процента всех расходов консолидированного бюджета Ростовской области.

В 2012 году началась реализация майских указов Президента Российской Федерации. С 1 сентября 2012 г. в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 644 "О повышении заработной платы отдельным категориям работников государственных учреждений Ростовской области" на 30 процентов увеличены размеры должностных окладов отдельным категориям работников бюджетного сектора экономики. С 1 октября 2012 г. обеспечено повышение заработной платы остальным работникам государственных учреждений бюджетной сферы на 6 процентов. С 1 декабря 2012 г. заработная плата педагогических работников общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, включая учителей, была доведена до средней по экономике региона.

В прошедшем году продолжалась реализация мероприятий по оказанию мер государственной поддержки гражданам на приобретение жилья, на что было направлено 5,5 млрд. рублей и позволило 4266 семьям улучшить жилищные условия.

В полном объеме обеспечена реализация Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В новом статусе начали осуществлять деятельность более 4 тысяч бюджетных учреждений. Цель этой реформы - мотивация учреждений к повышению качества предоставления услуг населению.

При поддержке федерального бюджета, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства продолжены крупномасштабные мероприятия по модернизации здравоохранения и образования, жилищно-коммунального хозяйства.

В 2012 году Ростовская область приступила к реализации мероприятий по подготовке проведения игр чемпионата мира по футболу в 2018 году, начато финансирование работ по разработке проектной документации на строительство футбольного стадиона в левобережной зоне г. Ростова-на-Дону.

Новацией бюджетной политики прошлого года стало образование регионального дорожного фонда, его доходы направляются исключительно на финансирование дорожной деятельности. В результате на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание региональных и муниципальных дорог направлено 8,5 млрд. рублей, что в 1,5 раза превышает ассигнования областного бюджета на указанные цели в 2011 году.

Значительный прирост финансирования дорожного хозяйства обеспечен в муниципальных образованиях Ростовской области. В прошедшем году им оказана финансовая помощь в сумме 3,9 млрд. рублей на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание муниципальных дорог, что превышает показатели 2011 года в 2,7 раза.

Расходы на региональные дороги составили 4,6 млрд. рублей. Началось строительство объездной дороги Ростов - Азов, которая необходима для обеспечения развития и функционирования инвестиционных площадок, сформировавшихся в г. Азове и Азовском районе. Стоимость строительства составит около 8 млрд. рублей и завершится в 2015 году.

Принят комплексный Областной закон от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" для упрощения и облегчения его практического применения налогоплательщиками. Проведена оптимизация региональных налоговых льгот. Дополнительные поступления составили 1,9 млрд. рублей. С 1 января 2013 г. на территории Ростовской области введена патентная система налогообложения.

Актуализированы подходы к распределению межбюджетных трансфертов и сформирована система грантов для муниципальных образований области.

Завершена реализация Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 22.11.2010 N 302. В феврале 2013 г. подведены ее итоги и сформирован отчет о ее реализации.

С 1 января 2013 г. обеспечен переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Средства областного бюджета направляются в ОМС на оказание скорой медицинской помощи, первичной медицинской помощи, оказываемой в фельдшерско-акушерских пунктах, а также содержание медицинского персонала детских дошкольных учреждений. Осуществлен переход на единый размер страхового взноса на ОМС неработающего населения с увеличением платежей, направляемых в Федеральный фонд ОМС. Усовершенствованы подходы по расширению с 1 января 2013 г. перечня расходов, включаемых в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.

В I полугодии 2013 г. разработаны "дорожные карты" изменений в социальной сфере.

В целях создания условий для формирования и реализации с 1 января 2014 г. государственных программ Ростовской области внесены изменения в Областной закон от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области", подготовлена необходимая нормативная база для формирования областного бюджета на очередной трехлетний период 2014-2016 годов в программном формате.

По результатам мониторинга, проводимого Министерством финансов Российской Федерации, Ростовской области третий год подряд присваивается высшая первая степень качества управления региональными финансами.

Вместе с тем дальнейшее развитие бюджетной системы Российской Федерации, в том числе на территории Ростовской области, и работа по повышению эффективности управления государственными финансами невозможны без принятия действенных мер на региональном уровне по решению проблем, отмеченных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах. В их числе:

обеспечение в полной мере приоритезации структуры бюджетных расходов в целях увеличения доли средств, направляемой на развитие человеческого капитала и инфраструктуры;

повышение темпов роста качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

внедрение четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов, дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования;

решение задачи по долгосрочному бюджетному планированию.

В связи с этим все ранее поставленные цели не потеряли своей актуальности и должны быть достигнуты.

2. Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2014-2016 годы


Основными целями, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства, выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации.

Достижению данных целей будут способствовать развитие стратегического планирования, укрепление налогового потенциала Ростовской области, формирование и исполнение областного и местных бюджетов на основе государственных и муниципальных программ, жесткое соблюдение бюджетных правил при планировании бюджетных расходов, эффективное использование бюджетных ресурсов.

2.1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Развитие программно-целевых методов управления


В целях расширения горизонта бюджетного планирования и обеспечения долгосрочной сбалансированности необходимы разработка и принятие долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области и Бюджетной стратегии Ростовской области на период до 2030 года. Разработка данных документов должна быть осуществлена уже для формирования следующего трехлетнего бюджета на основе задач и подходов, предусмотренных в аналогичных федеральных документах.

Стратегия должна содержать ориентиры по ресурсному обеспечению государственных программ Ростовской области и оценку рисков бюджетной разбалансированности.

Основными инструментами достижения целей государственной политики Ростовской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования будут государственные программы Ростовской области. Они станут основным механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.

Бюджетные расходы на непрограммные направления деятельности государственных органов Ростовской области должны быть финансово-экономически обоснованы, их удельный вес в бюджете незначителен.

В 2014-2016 годах будет продолжена взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера государственного долга Ростовской области и дефицита областного бюджета с учетом требований бюджетного законодательства.

Укрепление налогового потенциала Ростовской области, максимально возможное использование собственных налоговых ресурсов будут способствовать дальнейшему снижению дотационности Ростовской области, позволят в перспективе приобрести статус самообеспеченного субъекта Российской Федерации.

2.2. Совершенствование налоговой политики


Основные цели налоговой политики Ростовской области - поддержка инвестиционной деятельности, повышение предпринимательской активности, создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета.

Важным направлением реализации налоговой политики до 2018 года является совершенствование налогообложения недвижимого имущества, в связи с чем будет продолжена подготовительная работа по введению налога на недвижимое имущество для физических лиц и для организаций. Концепция перехода будет осуществлена с учетом подходов и задач, предусмотренных в аналогичных федеральных документах. Переходный период предполагает постепенное введение налога на недвижимое имущество физических лиц по мере готовности муниципальных образований к его введению.

В связи с вступлением в действие с 1 января 2013 г. патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей предусмотрено проведение оценки применения ее на территории Ростовской области.

Будет продолжена ежегодная оценка эффективности социальных, бюджетных, экономических стимулов расширения налоговой базы за счет установления законодательством Ростовской области налоговых льгот, а также приняты меры по отмене при их неэффективности.

Расширение налогового потенциала области предусматривается за счет принимаемых мер по сокращению убыточной деятельности в реальном секторе экономики, снижению задолженности по платежам в бюджет.

Продолжится практика ведения мониторинга изменений федерального налогового законодательства и внесение соответствующих изменений в областное налоговое законодательство и правовые акты муниципальных образований.

Важнейшим направлением остается разработка и реализация механизмов контроля за исполнением доходов консолидированного бюджета Ростовской области и снижением недоимки.

2.3. Приоритеты бюджетных расходов


Приоритетом бюджетной политики в сфере расходов будет являться улучшение условий жизни населения Ростовской области, адресное решение социальных проблем, предоставление качественных государственных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.

Продолжится реализация Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации), в том числе по повышению заработной платы работникам бюджетного сектора экономики. На эти цели в первоочередном порядке будут направлены ресурсы, высвобождаемые в результате реализации мер по оптимизации расходов областного бюджета.

Будет продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Кроме достижения целевых показателей по оплате труда в рамках "дорожных карт" изменений в социальной сфере, планируется реализация модернизационных мер.

В целях решения поставленной задачи по ликвидации очереди в детские дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет в областном бюджете на 2014-2016 годы будет предусмотрена необходимая финансовая помощь муниципальным образованиям Ростовской области на расширение сети этих учреждений.

Начиная с 2014 года в состав целевых показателей вновь принимаемых государственных программ Ростовской области предусматривается включать основные параметры государственного задания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»