СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 апреля 2015 года Дело N 33-1019/2015



Судья Петрова О.С.

N 33-1019-2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

08 апреля 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Шанаевой И.Ю.

судей

Щукиной Л.В.

Перминовой С.В.

при секретаре

Тарасовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малахова Ю. И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице отдела N4 г. Североморск о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список участников программы,

по апелляционной жалобе Малахова Ю. И. на решение Североморского районного суда Мурманской области от 27 ноября 2014 года, по которому постановлено:

"В удовлетворении исковых требований Малахова Ю. И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице отдела N4 г. Североморск о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список участников программы отказать".

Заслушав доклад председательствующего судьи Шанаевой И.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Малахов Ю.И. обратился с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) в лице отдела N4 г. Североморск о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список участников программы.

В обоснование иска указал, что в феврале 1990 года уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет выслугу более 10 лет. Во время прохождения службы состоял на учете нуждающихся в получении жилья на состав семьи 4 человека в войсковой части *. При увольнении жилой площадью обеспечен не был, жилищного сертификата не получал, заявления о снятии с учета не писал.

В настоящее время проживает на ..., состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения в органах местного самоуправления Дуплятского сельского поселения как уволенный с военной службы. Имеет удостоверение на льготы, выданное войсковой частью *, где раннее проходил службу, согласно которому имеет право на обеспечение жильем (субсидией на его приобретение) за счет средств федерального бюджета.

20.01.2014 обратился с заявлением в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ с требованием включить его в список участников федеральной жилищной программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

Решением ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ ему отказано во включении в список участников федеральной жилищной программы, со ссылкой на отсутствие решения о признании его нуждающимся в получении жилого помещения, что, по его мнению, не согласуется с решением жилищной комиссии Дуплятского сельского поселения от 08.02.2011, Постановлением Конституционного суда N 21-П от 15.10.2012 и ФЗ "О статусе военнослужащих" с внесенными в него изменениями, согласно которым решения федерального органа исполнительной власти о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий не требуется при наличии такого решения органа местного самоуправления.

Просил суд обязать ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ в лице отдела N4 г. Североморск включить его в список участников федеральной жилищной программы "Жилище" на 2011-2015 годы и направить все необходимые документы в Департамент Жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, обязать Департамент Жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить его в сводный список участников федеральной жилищной программы "Жилище на 2011-2015 годы" со дня подачи заявления ответчику.

В судебное заседание истец Малахов Ю.И. не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика ФГКУ "ЗРУЖО" в лице отдела N 4 г. Североморск в судебное заседание не явился, представил письменные возражения против иска.

Представитель третьего лица - Департамента жилищного обеспечения МО РФ (г.Москва), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Малахов Ю.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить.

В обоснование жалобы ссылается на наличие условий, позволяющих реализовать его право на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", а именно: выслуга лет военной службы более 10 лет, увольнение ввиду организационно-штатных мероприятий, признание нуждающимся в улучшении жилищных условий в период прохождения службы, сдача служебного жилья при увольнении, не обеспечение субсидией на получение жилья либо государственным жилищным сертификатом при увольнении. Его право на льготы, в том числе на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, подтверждается удостоверением, выданном войсковой частью * от 12.10.2006.

Считает необоснованным вывод суда о том, что он своевременно не реализовал свое право на получение жилья, поскольку ввиду изменений, внесенных в ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом N 360-ФЗ от 24.11.2014, он имеет право на обеспечение жильем независимо от даты увольнения с военной службы. Обязанность немедленно встать на учет для получения жилья сразу после увольнения, действующим законодательством не возложена.

Обращает внимание на то, что суд, сделав вывод о том, что он не состоял на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий в период прохождения службы, не принял во внимание представленную им справку войсковой части * от 14.11.1989 о том, что он состоит на таком учете в войсковой части * на состав семьи 4 человека.

Также ссылается на то, что судом его требования, носящие публично-правовой характер, рассмотрены в порядке искового производства. В связи с чем полагает неправомерным возложения на него бремени доказывания. В отличие от ответчика и третьего лица, доказательства в обоснование своих требований представил. Однако, суд принял решение на основании возражений ответчика, без учета данных о нахождении его на жилищном учете в 1989 году, что ответчиком не опровергнуто.

Полагает, что поскольку право на обеспечение жильем у него возникло в день увольнения, не реализовано им, что подтверждается наличием удостоверения, на законодательном уровне его право не отменено, следовательно, имеются основания для удовлетворения его требований.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Малахов Ю.И., представитель ответчика - ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ в лице отдела N4 г. Североморск, представитель третьего лица - Департамента жилищного обеспечения МО Российской Федерации, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Специальный порядок жилищного обеспечения военнослужащих, ранее был регламентирован Законом СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", Законом РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", с 01 января 1998 года - Федеральным законом РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" (в редакции Указов Президента РФ от 22.07.2002 N 770 и от 09.07.2007 N 861) в абзаце первом пункта 1 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Во исполнение Указа Президента, Правительством РФ 20.01.1998 года за N 71 принята Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", предусматривающая обеспечение в 1998-2002 годах постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы.

Согласно разделу 4 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", предоставление субсидии (государственного жилищного сертификата) осуществляется в соответствии с очередностью. В каждом субъекте Российской Федерации или федеральном органе исполнительной власти из общего числа граждан - участников Программы формируется отдельная очередь на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий.

Формирование очереди и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в том числе, в отношении граждан, уволенных с военной службы, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, состоящих на учете для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с соответствующими военными комиссариатами, правоохранительными органами и органами местного самоуправления.

17 декабря 2010 года постановлением Правительства РФ N 1050, утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015гг., в состав которой были включены: федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.01.1998 N 71, и подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Согласно пункту 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, с последующими изменениями), право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, предъявляемым к нему правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455, Инструкцией Министра обороны Российской Федерации от 04 июня 2010 года N 205/2/373 полномочиями по реализации государственных программ жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей с 01 января 2005 года в настоящее время обладает Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который осуществляет свои функции через соответствующие отделы (в том числе - 4 отдел ФГКУ "ЗРУЖО" МО Российской Федерации г.Североморск).

Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о прохождении военной службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР, приказом командующего Кольской флотилией Краснознаменного Северного флота N * от 1990 года *** Малахов Ю.И.уволен с действительной военной службы в запас в связи с сокращением штатов (п. "в" ст. 46 Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР).

Календарная выслуга лет истца составила * лет * месяцев, в льготном исчислении - * лет * месяцев.

С 1990 года Малахов Ю.И. исключен из списков личного состава войсковой части * и направлен для постановки на воинский учет в Новониколаевский РВК Волгоградской области.

Малахову Ю.И. выдано удостоверение формы N 1 от 12 октября 2006 года на право пользования льготами, предусмотренными Законом РФ "О статусе военнослужащих" и Законом РФ "О ветеранах", оформленное воинской частью *.

Судом установлено, что жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации Малахов Ю.И. обеспечен не был, безвозмездную финансовую помощь на строительство жилья не получал, право на приватизацию жилых помещений не реализовывал, после увольнения с военной службы проживает по месту регистрации - ....

Постановлением администрации Дуплятского сельского поселения Волгоградской области N 2 от 2011 года Малахов Ю.И. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на территории Дуплятского сельского поселения.

20 января 2014 года истец обратился с заявлением в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ с требованием включить его в список участников федеральной жилищной программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

Решением ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ в лице отдела N 4 г. Североморск N 08-26/126 от 14 февраля 2014 года Малахову Ю.И. отказано в признании участником программы в связи с неполнотой представленных документов, указанных в пункте 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.

Письмом от 31 марта 2014 года Малахову Ю.И. разъяснено об отсутствии права на получение государственного жилищного сертификата за счет средств Минобороны Российской Федерации ввиду отсутствия решения о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Разрешая спор, установив вышеуказанные фактические обстоятельства суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны РФ может быть реализовано лишь в установленном законом порядке, и такое право признается за военнослужащими компетентным органом.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.

Статьей 77 данного Закона СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего на момент увольнения истца, было установлено, что обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

В пункте 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193, было закреплено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.

Постановлением Совмина СССР от 07.09.1989 N 734 "О мерах по улучшению обеспечения жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку" установлено, что лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов, принимаются на учет для обеспечения жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого жилого помещения. Эти документы представляются указанными лицами непосредственно при получении жилых помещений.

22 января 1993 года был принят Закон РФ N 4338-1 "О статусе военнослужащих", которым введено в действие новое правовое регулирование вопроса обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.

Согласно пункту 6 статьи 15 Закона РФ от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площад

С 01 января 1998 года Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции на дату принятия закона, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.