Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2015 года N 392-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 767-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2014 - 2016 ГОДАХ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании постановления Администрации Волгоградской обл. от 25.09.2017 N 503-п.
____________________________________________________________________


Администрация Волгоградской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 года N 767-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2016 годах" следующие изменения:

1.1. В заголовке постановления и пункте 1 цифры "2016" заменить цифрами "2020".

1.2. Государственную программу "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2016 годах", утвержденную названным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

И.о. Губернатора
Волгоградской области
А.А.ФЕДЮНИН



Приложение
к постановлению
Администрации
Волгоградской области
от 13 июля 2015 года N 392-п


"Утверждена
постановлением
Правительства
Волгоградской области
от 23 декабря 2013 года N 767-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2014 - 2020 ГОДАХ"

Паспорт государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2020 годах"

Ответственный исполнитель государственной программы

-

 комитет по труду и занятости населения Волгоградской области (далее именуется - Облкомтруд)

Подпрограммы государственной программы

-

 подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";

 подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области";

 подпрограмма "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Волгоградской области в 2015 году"

Цель государственной программы

-

 создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

Задачи государственной программы

-

 предотвращение роста напряженности на рынке труда Волгоградской области;

 сохранение продуктивной занятости работников предприятий (организаций) Волгоградской области;

 содействие сохранению жизни и здоровья работников организаций, расположенных на территории Волгоградской области

Целевые показатели государственной программы, их значения на последний год реализации

-

 уровень безработицы [по методологии Международной организации труда (далее именуется - МОТ)] - не выше 5,8 процента;

 уровень регистрируемой безработицы - не выше 1,3 процента;

 удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников - не выше 9,5 процента;

 удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе - 33,4 процента;

 число граждан, принявших участие в дополнительных мероприятиях в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в 2015 году, - 1780 человек

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

 государственная программа реализуется в 2014 - 2020 годах в один этап

Объемы и источники финансирования государственной программы

-

 общий объем финансирования государственной программы на 2014 - 2020 годы составит 25360401,4 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования:

 а) средства федерального бюджета - 5031945,6 тыс. рублей, из них:

 2014 год - 707137,3 тыс. рублей;

 2015 год - 779157,9 тыс. рублей;

 2016 год - 668104,4 тыс. рублей;

 2017 год - 730726,2 тыс. рублей;

 2018 год - 715606,6 тыс. рублей;

 2019 год - 715606,6 тыс. рублей;

 2020 год - 715606,6 тыс. рублей;

 б) средства областного бюджета - 2659660,0 тыс. рублей, из них:

 2014 год - 341913,9 тыс. рублей;

 2015 год - 381773,7 тыс. рублей;

 2016 год - 368638,4 тыс. рублей;

 2017 год - 391833,5 тыс. рублей;

 2018 год - 391833,5 тыс. рублей;

 2019 год - 391833,5 тыс. рублей;

 2020 год - 391833,5 тыс. рублей;

 в) средства внебюджетных источников - 17668795,8 тыс. рублей, из них:

 2014 год - 67700,0 тыс. рублей;

 2015 год - 2928944,0 тыс. рублей;

 2016 год - 2930217,0 тыс. рублей;

 2017 год - 2935483,7 тыс. рублей;

 2018 год - 2935483,7 тыс. рублей;

 2019 год - 2935483,7 тыс. рублей;

 2020 год - 2935483,7 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

 численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию - не выше 0,5;

 численность работников, имеющих право на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, - не выше 9,5 процента

1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Ситуация в сфере занятости населения Волгоградской области в 2012 - 2014 годах, в январе - марте 2015 г. складывалась под влиянием основных тенденций социально-экономического развития региона.

На 01 января 2015 г. число организаций, филиалов и других обособленных подразделений Волгоградской области, учтенных в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов, составило 55,5 тыс. единиц и увеличилось по сравнению с 01 января 2014 г. на 0,8 тыс. единиц, по сравнению с 01 января 2013 г. - на 2,3 тыс. единиц. Число индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию, составило 59,3 тыс. единиц (на 01 января 2014 г. - 59,1 тыс. единиц, на 01 января 2013 г. - 71,15 тыс. единиц, на 01 января 2012 г. - 75,2 тыс. единиц).

Исходя из данных Федеральной службы государственной статистики (далее именуется - Росстат), на протяжении 2012 - 2014 годов отмечается отрицательное сальдо движения рабочей силы (число выбывших работников превышает число принятых на работу) в Волгоградской области. Так, в 2012 и 2013 годах число выбывших работников превысило число принятых на 13,7 тыс. человек, в 2014 году по предварительным данным - на 9,2 тыс. человек.

Согласно сведениям Росстата, по данным проведенных обследований по проблемам занятости населения численность лиц, не имеющих работу или доходного занятия, активно ее ищущих и готовых приступить к работе, которые (по методологии МОТ) классифицируются как безработные, ежегодно составляет 80 - 90 тыс. человек [в 2012 году среднегодовая численность безработных (по методологии МОТ) составила 80,4 тыс. человек, в 2013 году - 89,1 тыс. человек, в 2014 году - 86,6 тыс. человек].

Специфика безработицы в Волгоградской области определяется сложившимися уровнем и структурой занятости населения, обусловленными изменениями в отраслевой специализации (сокращением объемов производства в машиностроительной и металлургической отраслях), отставанием в развитии сельскохозяйственного комплекса, сферы услуг. Для Волгоградской области характерны структурная безработица, выраженный сезонный характер безработицы, сохранение скрытой безработицы (в том числе в сельской местности) и теневой занятости.

Основную часть среди безработных составляют горожане:

в 2012 году - 71,5 процента от общей численности безработных (по методологии МОТ) при среднероссийском показателе - 62,7 процента, при среднем показателе по Южному федеральному округу (далее именуется - ЮФО) - 54,1 процента;

в 2013 году - 73,8 процента от общей численности безработных (по методологии МОТ) при среднероссийском показателе - 63,7 процента, при среднем показателе по ЮФО - 55,0 процента.

На регистрируемом секторе рынка труда Волгоградской области данные показатели незначительно отличаются. Среди признанных безработными в течение года в официальном порядке горожане составляют:

в 2012 году - 65,0 процента;

в 2013 году - 65,5 процента;

в 2014 году - 67,5 процента.

Средний возраст безработного (по методологии МОТ) в 2012 году - 36 лет, в 2013 году - 35 лет. Но если у мужчин в 2012 году средний возраст безработного составил 35 лет, а в 2013 году - 36 лет, то у женщин безработица "молодеет" - в 2012 году - 36 лет, а в 2013 году - 34 года.

Профессиональное образование (различных уровней) имеют (по методологии МОТ) в 2012 году - 67,7 процента безработных, в 2013 году - 63,8 процента.

Уровень безработицы (по методологии МОТ) в среднегодовом исчислении в 2012 - 2014 годах сложился на уровне:

2012 год - 6,0 процента экономически активного населения при среднероссийском показателе - 5,5 процента и среднем показателе по ЮФО - 6,2 процента;

2013 год - 6,6 процента экономически активного населения при среднероссийском показателе - 5,5 процента и среднем показателе по ЮФО - 6,5 процента;

2014 год - 6,6 процента экономически активного населения при среднероссийском показателе - 5,2 процента и среднем показателе по ЮФО - 6,2 процента.

Таким образом, уровень безработицы (по методологии МОТ) в Волгоградской области стабильно превышает среднероссийский показатель, а также в 2013 и 2014 годах превышал средний показатель по ЮФО.

В январе - феврале 2015 г. несмотря на кризисные явления в экономике из-за введенных санкций, ослабления рубля, увольнений работников, происходящих вследствие банкротства одного из наиболее крупных предприятий региона Волгоградского открытого акционерного общества "Химпром" (далее именуется - ВОАО "Химпром"), ситуация с уровнем безработицы (по методологии МОТ) относительно аналогичных периодов 2012 и 2013 годов выглядит более благополучной. В январе 2015 г. данный показатель составил 6,8 процента, в феврале 2015 г. - 6,1 процента.

Процессы сокращения численности работников в 2012 - 2014 годах не носили массового характера. К примеру, на предприятиях, оказывающих влияние на формирование ситуации на рынке труда Волгограда, факты высвобождения носили единичный характер.

Например, общество с ограниченной ответственностью "Волгоградская машиностроительная компания ВгТЗ" в 2013 году планировало высвобождение 3 человек, которые фактически были уволены, в 2014 году было запланировало высвобождение 1 человека, который фактически был уволен; закрытое акционерное общество "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" представило сведения о планируемом поэтапном высвобождении в 2012 году - 412 человек, фактически уволено 287 человек, в 2013 году - 145 человек, фактически уволено 113 человек, в 2014 году - 7 человек, фактически уволено 2 человека; ВОАО "Химпром" представило сведения о планируемом высвобождении в 2012 году - 138 человек, фактически уволено 36 человек, в 2013 году - 4938 человек, фактически уволено 25 человек.

В то же время следует отметить, что при снижении объемов производства ряд работодателей увольняли работников по соглашению сторон, то есть в этом случае процесс высвобождения рабочей силы носит завуалированный характер (к примеру, открытое акционерное общество "СУАЛ" филиал "ВгАЗ-СУАЛ").

На начало 2015 года пришелся основной объем высвобождения работников с ВОАО "Химпром". По состоянию на 25 марта 2015 г. по сокращению численности или штата работников фактически высвобождено 2236 человек (в целом за 2014, 2015 годы - 2323 человека).

Процесс высвобождения работников на ВОАО "Химпром" повлиял на то, что в феврале - марте 2015 г. возросла численность граждан, признанных в установленном порядке безработными. Кроме того, некоторое стимулирующее воздействие на приток граждан в службу занятости оказали инфляционные ожидания граждан, их стремление использовать в данных условиях полный спектр способов поиска работы, чтобы сократить период безработицы либо формализовать свой статус в целях получения ряда форм социальной поддержки.

Сохраняется низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан: инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В течение 2012 - 2014 годов разрабатывались и реализовывались мероприятия, предусматривающие создание условий для повышения конкурентоспособности данных категорий граждан.

На территории региона предпринимаются меры по созданию обстоятельств, способствующих трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Начиная с 2011 года (в 2011 году как дополнительное мероприятие по снижению напряженности на рынке труда, с 2012 года как полномочие субъекта Российской Федерации), служба занятости осуществляет профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С 2014 года служба занятости в рамках собственного полномочия субъекта Российской Федерации организовывает профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.

Невысокий уровень оплаты труда в ряде организаций приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие регионы, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и формированию проблем в восполнении кадрового дефицита в перспективе.

Сохраняющаяся несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда усугубляет проблемы трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, особенно коммерческого сектора профессионального образования.

В целях решения данной проблемы и оказания содействия занятости отдельных категорий молодежи Волгоградской области принят Закон Волгоградской области 06 июля 2010 года N 2070-ОД "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области" (далее именуется - Закон о квотировании N 2070-ОД), который вступил в силу с 01 января 2011 г. Закон о квотировании N 2070-ОД предусматривает компенсационные выплаты за счет средств областного бюджета работодателям, выделяющим (резервирующим) и (или) создающим рабочие места в счет установленной квоты для отдельных категорий молодежи.

Развитие региона обозначило дефицит высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными и языковыми компетенциями международного уровня, который в основном будут испытывать города Волгоград и Волжский. Значительные изменения ожидаются и в структуре занятости по секторам экономики. В отраслевом разрезе значительно возрастет спрос на трудовые ресурсы со стороны туристско-рекреационного комплекса, услуг для бизнеса и населения. В свою очередь, потребности в кадрах со стороны обрабатывающей промышленности в целом снизятся.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Волгоградской области и обеспечения экономики региона необходимыми рабочими и специалистами принято постановление Губернатора Волгоградской области от 04 февраля 2015 года N 104 "Об утверждении Регламента разработки прогноза потребностей регионального рынка труда в рабочих и специалистах, необходимых отраслям экономики Волгоградской области, в том числе в которых реализуются инвестиционные проекты, на период 2015 - 2021 годов". К подготовке указанного прогноза помимо органов исполнительной власти Волгоградской области привлечены общественные организации работодателей, органы местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области и так далее.

Сбор, обработка и анализ сведений работодателей о потребностях в подготовке кадров на перспективу позволят ежегодно создавать профессионально-квалификационную основу для формирования органами, осуществляющими управление в сфере образования, государственного задания на подготовку кадров профессиональным образовательным организациям региона.

Для активизации положительных процессов на рынке труда Волгоградской области необходимо создание новых качественных, высокопроизводительных рабочих мест.

Повышение конкурентоспособности экономики Волгоградской области будет напрямую зависеть от возможностей удовлетворения запросов работодателей к численности и качеству рабочей силы. Потребуются меры по повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению структурной безработицы, развитию территориальной мобильности рабочей силы. Сохранится необходимость в межотраслевом перераспределении трудовых ресурсов, высвобождающихся в результате оптимизации численности работников отдельных организаций.

В целях решения этих проблем начиная с 2012 года во исполнение постановления Правительства Волгоградской области от 25 сентября 2012 года N 391-п "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Волгоградской области" Облкомтруд осуществляет разработку прогноза баланса трудовых ресурсов Волгоградской области на очередной год и на плановый двухлетний период.

В Волгоградской области определен к реализации сценарий инновационного социально ориентированного развития. Данный сценарий наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в топливно-энергетическом комплексе Волгоградской области предполагает создание и активизацию новых факторов экономического роста, прежде всего в обрабатывающих отраслях, направленных на создание добавленной стоимости.

Реализация сценария инновационного социально ориентированного развития позволит значительно увеличить экономический потенциал Волгоградской области, качественно изменить его структуру. Будет решена проблема обновления основных производственных фондов предприятий. Все это создаст экономическую основу для решения социальных задач: повышение уровня доходов населения, оптимизация структуры занятости, перераспределение трудовых ресурсов между видами экономической деятельности, улучшение демографической ситуации и другое.

Сценарий инновационного социально ориентированного развития предполагает экономический рост за счет:

развития, внедрения инновационных технологий (инновационность);

укрепления существующих, создания новых конкурентных преимуществ на основе достижений научно-технического прогресса и уникальных товаров, поставляемых на рынок (импортозамещение);

преимущественной ориентации выпуска товаров на внешние общероссийский и зарубежный рынки (экспортоориентированность).

Указанный сценарий основывается на высококвалифицированной рабочей силе, притоке большого объема инвестиций и присоединении к ряду крупных федеральных проектов, осуществляемых Правительством Российской Федерации в инновационной сфере деятельности, обновлении основного капитала уже существующих производств, выводе их деятельности на качественно новый уровень организации и выпуска товаров. Особое значение придается развитию человеческого капитала и созданию комфортных социальных условий.

Основными направлениями сценария инновационного социально ориентированного развития определены:

развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;

формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»