ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2010 года N 957

О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОРОДА СОКОЛА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 21.11.2011 N 1461, от 26.11.2012 N 1402, от 24.09.2014 N 836, от 13.04.2015 N 304)

Правительство области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый комплексный инвестиционный план модернизации города Сокола Вологодской области.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области А.В. Кожевникова.

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 26.11.2012 N 1402, от 24.09.2014 N 836)

Справку о выполнении постановления представлять ежегодно к 15 апреля года, следующего за отчетным.

По поручению Губернатора области
первый вице-губернатор области
Н.В.КОСТЫГОВ






Утвержден
Постановлением
Правительства области
от 18 августа 2010 года N 957

КОМПЛЕКСНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН МОДЕРНИЗАЦИИ ГОРОДА СОКОЛА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 21.11.2011 N 1461, от 24.09.2014 N 836, от 13.04.2015 N 304)

Паспорт комплексного инвестиционного плана модернизации (КИП) города Сокола Вологодской области

Наименование

Комплексный инвестиционный план модернизации города Сокола Вологодской области

Дата принятия решения о разработке КИП

Протокол заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 22 декабря 2009 года N 25

Основные разработчики КИП

Администрация города Сокола. Правительство Вологодской области. "Центр стратегических разработок - Регион", г. Москва

Цели и задачи КИП

Цель: обеспечение устойчивого экономического роста на основе диверсификации производства, повышение качества жизни населения. Задачи: - Повышение конкурентоспособности экономики города. - Снижение социальной напряженности на рынке труда. - Развитие малого и среднего предпринимательства. - Создание постоянных новых рабочих мест. - Модернизация и развитие комплексной инфраструктуры города. - Повышение эффективности муниципального управления

Стратегические направления КИП

Создание индустриального парка "Сокол". Развитие лесного кластера и кластера индустриального малоэтажного деревянного домостроения. Развитие малого и среднего предпринимательства

Сроки и этапы реализации КИП

Срок реализации: 2010 - 2020 годы. Этапы: - 1 этап - 2010 - 2012 годы; - 2 этап - 2013 - 2015 годы; - 3 этап - 2016 - 2020 годы

Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты КИП

Реализация инвестиционных проектов, в том числе: создание индустриального парка "Сокол"; строительство Сокольского плитного комбината (производство ориентированно-стружечных плит - ОСП); реконструкция производства ОАО "Сокольский ДОК" с целью увеличения мощностей для развития индустриального малоэтажного деревянного домостроения; строительство фабрики "Вологодская бумажная мануфактура" по производству импортозамещающей мелованной печатной бумаги высокого качества; модернизация ООО "Сухонский ЦБК"

Ключевые целевые показатели КИП

Снижение уровня зарегистрированной безработицы с 6.7% в 2009 году до 1.2% в 2020 году. Снижение доли градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров с 62.8% в 2009 году до 24.5% в 2020 году. Увеличение доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров с 12% в 2009 году до 28.1% в 2020 году. Увеличение доли собственных доходов бюджета в общих доходах бюджета муниципального образования с 74.2% в 2010 году до 88.4% в 2020 году. Создание к 2020 году более 6.6 тыс. новых рабочих мест

Механизм управления реализацией КИП

Координация реализации комплексного инвестиционного плана модернизации г. Сокола осуществляется Экспертным Советом по развитию моногородов при Губернаторе области (оперативное руководство осуществляет первый заместитель Губернатора области). В состав Экспертного Совета входят представители исполнительной и законодательной власти области, органов местного самоуправления, кредитных организаций, бизнес-сообщества, общественных объединений. Мониторинг и управление реализацией комплексного инвестиционного плана модернизации г. Сокола осуществляется Агентством городского развития (с участием представителей градообразующих предприятий, кредитных организаций, общественных объединений г. Сокола). Координацию реализации комплексного инвестиционного плана модернизации в сфере предпринимательства осуществляет Совет по малому и среднему предпринимательству. Оперативное управление развитием ИП "Сокол" возложено на дирекцию индустриального парка

Источники и объемы финансирования КИП

общий объем финансирования на 2010 - 2020 годы составит 62223.9 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1490.1 млн. рублей, областного бюджета - 875.9 млн. рублей, муниципального бюджета - 37.7 млн. рублей, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 63.5 млн. рублей, внебюджетных источников - 59756.7 млн. рублей

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 21.11.2011 N 1461)


 1. Анализ социально-экономического положения моногорода Сокола и результат диагностики его состояния

 1.1. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда, уровня жизни населения моногорода  

1.1.1. Анализ демографической ситуации


Демографические факторы играют главенствующую роль в развитии территорий, разработке баланса трудовых ресурсов, федеральных, региональных, муниципальных программ и бюджетов, особенно моногородов.

В Вологодской области 312 тыс. человек проживают в моногородах, доля жителей моногородов в населении региона составляет 25%.

Вологодская область является типичным регионом с демографическими показателями, характерными (с незначительными отклонениями) для России в целом. Область относится к регионам, в которых наблюдалось в 2008 г. превышение естественной убыли над миграционным приростом (в целом по РФ таких субъектов 31), что привело к сокращению численности населения (59 субъектов РФ). Сокращение населения происходит в основном за счет сельского населения. При этом коэффициент естественного сокращения (-4.9) превышает среднероссийский показатель (-2.6), а коэффициент миграционного прироста (0.5) отстает от показателя по России (1.8).

Восполнение естественной убыли населения частично компенсировалось миграционным приростом. Население Вологодской области составляет на 1 января 2009 г. 0.86% населения РФ (городское население - 0.81%; сельское - 0.99%), занимая по численности населения 44 место среди субъектов РФ.

В Вологодской области 15 малых городов, среди которых 6 - с числом жителей от 10 до 19.9 тыс. человек и 2 города - от 20 до 49.9 тыс. человек, среди которых - г. Сокол.

Сокол относится к моногородам с несколькими градообразующими предприятиями лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Численность населения города Сокола по состоянию на 01.01.2009 - 40.5 тыс. человек (из них 44.5% - мужчины).

Численность постоянного населения г. Сокола (тыс. человек)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

все население города

44.2

43.7

43.1

42.3

41.7

41.2

40.9

40.7

40.5

женщины

23.8

23.6

23.3

23.2

23

22.8

22.6

22.6

22.5

мужчины

20.4

20.1

19.8

19.1

18.7

18.4

18.3

18.1

18


По социально-демографическим группам население распределено следующим образом:

- моложе трудоспособного возраста - 6.5 тыс. чел. (16.2%);

- трудоспособного возраста - 25.0 тыс. чел. (61.7%);

- старше трудоспособного возраста - 9 тыс. чел. (22.1%).

Демографическая ситуация г. Сокола характеризуется (как и в целом по области и стране) сокращением численности населения в силу его естественной убыли.

Социально-демографический состав населения г. Сокола, %

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

моложе трудоспособного возраста

19.4

18.6

17.9

17.1

16.4

16

15.9

15.9

16.2

в трудоспособном возрасте

58.5

59.3

60.5

61

61.6

62.1

62.3

62

61.7

старше трудоспособного возраста

22.1

22

22.6

22

22.1

21.9

21.8

22

22.1


С 2000 года по 2008 год численность населения города уменьшилась на 3.7 тыс. человек, или на 8.3%. Значительно сократилась численность мужчин - на 11.6%, или на 2.3 тыс. человек, также наблюдается сокращение женского населения - на 5.5%, или на 1.3 тыс. человек.

В период с 2000 по 2006 год отмечалась тенденция роста (с 58.5% до 62.3%) доли трудоспособного населения в общей численности населения города, что обусловлено преобладанием числа вступивших в этот возраст (родившихся в 1980-е годы) над числом выходивших из него (родившихся в послевоенное время). Начиная с 2007 года доля данной возрастной категории стала сокращаться и на 1 января 2009 года составила 61.7%, что на 1.3% ниже областного уровня и на 1.5% - среднероссийского уровня. В ближайшей перспективе этот процесс будет нарастать, что может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда.

Динамика возрастной структуры населения за 2000 - 2008 годы также свидетельствует о снижении в общей численности населения города доли населения моложе трудоспособного возраста (на 3.2%).

В 2008 г. до 16.2% снизилась доля лиц моложе трудоспособного возраста по сравнению с 2000 - 2004 гг., но выросла по сравнению с 2005 - 2007 гг., что связано с ростом рождаемости в последние годы (в 2000 г. - 19.4%, 2001 г. - 18.6%, 2002 г. - 17.9%, 2003 г. - 17.1%, 2004 г. - 16.4%, 2005 г. - 16%, 2006 г. - 15.9%, 2007 г. - 15.9%).

Так, коэффициент замещения поколений (КЗП) составил 0.9 (2000 г. - 3.0; 2001 г. - 3.5; 2002 г. - 3.1; 2003 г. - 2.8; 2004 г. - 2.0; 2005 г. - 1.6; 2006 г. - 1.3; 2007 г. - 1.1). Коэффициент замещения поколений у женщин и мужчин имеет одинаково негативную тенденцию к падению.

Коэффициент замещения поколений в г. Соколе в 2000 - 2008 годах

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Мужчины

3.4

3.8

3.4

2.9

2.1

1.7

1.4

1.1

1.0

Женщины

2.7

3.3

2.9

2.7

2.0

1.5

1.3

1.0

0.8


Доля населения старше трудоспособного возраста остается на уровне 2000 года. Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более во всем населении превышает 7%. В настоящее время 22% жителей Сокола, т.е. каждый пятый сокольчанин, находится в этом возрасте (по России - каждый седьмой житель).

Коэффициент демографической нагрузки (число лиц в возрасте 0 - 15 лет и в возрасте 60 и старше на 1000 человек населения в возрасте 16 - 59 лет) резко увеличился в 2005 г. и сохраняет тенденцию к падению. Это означает, что соотношение экономически и социально активного населения и трудоспособного населения падает, следовательно, сокращается нагрузка на экономику города непроизводительного населения.

Естественное движение населения г. Сокола в расчете на 1000 человек

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009 (оценка)

Коэффициент родившихся

8.7

9.2

10.7

10.6

10.9

10.9

11.2

12.5

12.3

12.6

Коэффициент умерших

19.3

20.0

22.4

24.1

23.5

22.2

19.8

18.8

17.9

18.0

Коэффициент естественного прироста (убыли)

-10.6

-10.8

-11.7

-13.5

-12.6

-11.3

-8.6

-6.3

-5.6

-5.4


Среди положительных тенденций 2000 - 2009 годов следует отметить рост рождаемости: с 8.7 человек на 1000 населения в 2000 году до 12.6 в 2009 году, или на 44.8% (12.1 - по России, 12 - по области). Значительную роль в этом направлении сыграло совершенствование мер стимулирования рождаемости ("материнский капитал", развитие системы пособий на рождение, воспитание и др.), реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", увеличение числа женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет).

Если в 2000 году смертность населения превышала рождаемость в 2.2 раза, то в 2009 году - уже в 1.4 раза, что характеризует положительные сдвиги в демографической ситуации города. В расчете на 1000 населения и в сравнении со среднеобластными значениями показатели смертности по городу выше: 18.0 промилле против 16.3.

Среди основных причин смерти населения в г. Соколе, как в целом и России, внешние причины занимают второе место после сердечно-сосудистых заболеваний, к которым традиционно относят также последствия, вызываемые употреблением алкоголесодержащих жидкостей.

Регистрация инвалидности повторяет в общих чертах картину смертности: сокращение в 2008 г. и рост в 2009 г.

Удельное количество сердечно-сосудистых заболеваний на территории города превышает аналогичные показатели по Российской Федерации в отдельные годы в полтора раза.

Заболеваемость болезнями системы кровообращения на 1000 человек населения

2005

2006

2007

2008

Город Сокол

34.7

32.2

40.7

40.2

Российская Федерация

23.1

26.6

26.2

26.6


Удельная смертность трудоспособного населения в городе Соколе существенно выше аналогичных показателей по Вологодской области (в 1.2 р.) и Российской Федерации (в 1.3 р.).

Смертность населения трудоспособного возраста в расчете на 100 тыс. населения

2007

2008

Город Сокол

1062.5

814.4

Вологодская область

674.9

701.5

Российская Федерация

656.8

645.1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»