Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 28 февраля 2011 года N 164

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 28.10.2013 N 1098.
____________________________________________________________________
 (в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 30.05.2011 N 613, от 21.09.2011 N 1172 (ред. 15.11.2011), от 15.11.2011 N 1425, от 16.12.2011 N 1617, от 19.03.2012 N 226, от 06.07.2012 N 746, от 29.10.2012 N 1284, от 29.10.2012 N 1285, от 21.01.2013 N 64, от 16.12.2013 N 1294)

Правительство области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 21.09.2011 N 1172)

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области разработать и принять аналогичные программы.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области О.А. Васильева.

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 06.07.2012 N 746, от 21.01.2013 N 64)

Абзац исключен с 21 сентября 2011 года. - Постановление Правительства Вологодской области от 21.09.2011 N 1172.

Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ



Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 28 февраля 2011 года N 164


ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

 (в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 30.05.2011 N 613, от 21.09.2011 N 1172 (ред. 15.11.2011), от 15.11.2011 N 1425, от 16.12.2011 N 1617, от 19.03.2012 N 226, от 06.07.2012 N 746, от 29.10.2012 N 1284, от 29.10.2012 N 1285, от 21.01.2013 N 64, от 16.12.2013 N 1294)

Паспорт Программы

Наименование Программы

- долгосрочная целевая программа "Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 21.09.2011 N 1172)

Основания для разработки Программы

- поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года

Позиция исключена с 1 января 2013 года. - Постановление Правительства Вологодской области от 29.10.2012 N 1284

Позиция исключена с 1 января 2013 года. - Постановление Правительства Вологодской области от 29.10.2012 N 1284

Основная цель и задачи Программы

- цель:
формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества;
задачи:
повышение доступности и качества услуг в сферах социального обслуживания и торговли для граждан пожилого возраста в 1.2 раза;
увеличение количества пожилых граждан, участвующих в социально-культурных мероприятиях, до 40% от общей численности пожилых граждан

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 29.10.2012 N 1284)

Сроки реализации Программы

- 2011 - 2015 годы

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 21.09.2011 N 1172)

Ответственный исполнитель Программы

- Департамент социальной защиты населения области

(введено постановлением Правительства Вологодской области от 29.10.2012

N 1284)

Соисполнители Программы

- Департамент труда и занятости населения области;
Департамент развития муниципальных образований области <*>;
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области;
Комитет информационных технологий и телекоммуникаций области

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 29.10.2012 N 1284)

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 206727.7 тыс. рублей, из них:
на 2011 год - 65059.0 тыс. рублей;
на 2012 год - 47521.1 тыс. рублей;
на 2013 год - 34147.6 тыс. рублей;
на 2014 год - 30000.0 тыс. рублей;
на 2015 год - 30000.0 тыс. рублей

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 21.09.2011 N 1172, от 15.11.2011 N 1425, от 19.03.2012 N 226, от 06.07.2012 N 746, от 29.10.2012 N 1284, от 21.01.2013 N 64, от 16.12.2013 N 1294)

Ожидаемые результаты реализации Программы

- результативность и эффективность мероприятий Программы к 2015 году оценивается на основании следующих показателей:
увеличение доли учреждений социального обслуживания населения области для граждан пожилого возраста и инвалидов, укрепивших материально-техническую базу, до 22%;
увеличение доли учреждений социального обслуживания населения области для граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проведены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, до 20%;
увеличение количества граждан пожилого возраста, вовлеченных в общественную жизнь области, на 15 тысяч человек, что составит 140 тысяч человек в год

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 29.10.2012 N 1284)

Позиция исключена с 1 января 2013 года. - Постановление Правительства Вологодской области от 29.10.2012 N 1284.

________________

<*> По мероприятиям Программы, реализуемым в 2011 году.

(сноска введена постановлением Правительства Вологодской области от 29.10.2012 N 1284)

<*> По согласованию.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 29.10.2012 N 1284)

В настоящее время демографическая ситуация в Вологодской области, как и в целом по России, характеризуется устойчивой тенденцией увеличения доли граждан пожилого возраста в общей численности населения. Число лиц старше трудоспособного возраста, проживающих в области, составляет около 22% от общего числа населения области. В 2006 - 2009 годах выросло число лиц старше трудоспособного возраста. На 1 января 2006 года в области проживало 256 тысяч граждан старше трудоспособного возраста, на 1 января 2010 года их количество увеличилось до 265 тысяч человек, то есть на 3.5%. По прогнозам, к 2020 году число лиц старше трудоспособного возраста составит 25% от общего числа населения области.

На учете в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации области состоит более 350 тысяч получателей пенсий, из которых почти 300 тысяч получателей трудовой пенсии по старости, в том числе более 50 тысяч ветеранов войны.

Различными мерами социальной поддержки, предусмотренными законодательством Российской Федерации и Вологодской области, охвачено около 100 категорий граждан Вологодской области, выплачивается более 80 различных видов пособий, компенсаций и иных социальных выплат.

Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, являясь важным условием сохранения достойного образа жизни в пожилом возрасте, предусматривает реализацию мероприятий, в ходе которых должны поддерживаться физическое и духовное здоровье, достигаться удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима помощь со стороны государства и общества.

В целях обеспечения ценовой доступности продовольственных товаров первой необходимости для жителей области необходимы совместные усилия как органов власти, так и организаций агропромышленного комплекса, торговли и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время во всех муниципальных районах (городских округах) области проводятся акции по снижению торговых наценок, розничных цен на социально значимые продовольственные товары. Организациями торговли практикуется предоставление скидок жителям области в рамках проводимых акций "Найди желтый ценник", "Новогодний ценопад". В ряде муниципальных районов области действуют постоянные дисконтные карты с предоставлением скидок от 2 до 10% на продовольственные товары. В городе Череповце более 20 организаций проводят акцию "Социальная цена". Организациями оптовой торговли на территории области открыты розничные отделы и организована реализация товаров населению по оптовым ценам.

В муниципальных районах и городских округах области приняты целевые программы "Забота", основная цель которых - снижение социальной напряженности в условиях роста цен на продовольственные товары. В рамках программ осуществляется предоставление скидок на товары и услуги в организациях розничной торговли и сферы услуг.

Одним из важных мероприятий, направленных на снижение цен на продовольственные товары, является организация сельскохозяйственных ярмарок, ярмарок "выходного дня". По данным мониторинга, проводимого органами местного самоуправления, цены на ярмарках в среднем ниже среднерыночных на 10 - 15%.

Большое влияние на качество жизни оказывают мероприятия, направленные на поддержание здоровья пожилых людей.

Ежегодно в области проводятся комплексные медицинские осмотры более 9 тысяч ветеранов войны. В то же время необходимо направить усилия органов и учреждений системы здравоохранения на проведение комплексных медицинских осмотров и других категорий граждан пожилого возраста, на повышение качества и доступности медицинских услуг.

Большую роль в предоставлении помощи гражданам пожилого возраста оказывают учреждения социального обслуживания.

С 2008 года в области для повышения доступности социальных услуг создана служба участковых социальных работников. Для создания условий для эффективной работы участковых социальных работников необходимо оснастить их рабочие места компьютерной и оргтехникой, обучить их современным технологиям работы с пожилыми людьми.

Для социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому действуют 120 отделений социального обслуживания, созданных в 28 комплексных центрах социального обслуживания населения. В результате их деятельности более 11.8 тысячи граждан пожилого возраста и инвалидов получают жизненно необходимые им виды помощи на дому. Охват граждан социальными услугами на дому от числа нуждающихся составляет 97%. Для рационального использования рабочего времени и облегчения труда необходимо обеспечить велосипедами социальных работников, обслуживающих граждан в отдаленных сельских поселениях.

Во всех муниципальных образованиях области используется практика работы мобильных бригад для оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста. С 2001 года применяется командный метод обслуживания, при котором граждане пожилого возраста и инвалиды получают не только социально-бытовые, но и социально-медицинские, социально-психологические услуги в объеме, необходимом для проживания в домашних условиях. Социальные услуги, предоставляемые командным методом, получают около 4 тысяч человек с наиболее высокой степенью нуждаемости в социальном обслуживании на дому. С целью эффективного их функционирования необходимо обеспечить, в том числе путем замены, каждую мобильную бригаду автомобилем.

В рамках развития социального обслуживания граждан пожилого возраста необходимо возобновить работу 21 отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов в целях оказания комплекса социальных услуг в полустационарных условиях.

В Вологодской области большое внимание уделяется инновационной деятельности в сфере социальной защиты населения. На базе опорно-экспериментальных учреждений Департамента социальной защиты населения области реализуются инновационные проекты по выработке новых технологий и форм социального обслуживания граждан пожилого возраста.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 21.09.2011 N 1172 (ред. 15.11.2011))

Одной из инновационных форм является предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста, нуждающимся в постороннем уходе, в форме социального обслуживания на дому с жизнеустройством их в семьи ("приемная семья для пожилого человека"). Данная форма социального обслуживания позволит значительно улучшить социальное самочувствие пожилых людей, сократить очередность в дома-интернаты.

На территории области достаточно остро стоит проблема подбора опекунов для граждан, признанных в установленном порядке недееспособными. Для решения указанной проблемы и с целью повышения уровня социальной защищенности недееспособных граждан, реализации их прав и законных интересов требуется разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих материальную заинтересованность граждан в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

В стационарных учреждениях социального обслуживания области получают услуги более 4.6 тысячи граждан пожилого возраста, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. Большое значение для указанных граждан имеют условия, в которых они проживают.

Граждане пожилого возраста, проживающие в областных государственных домах-интернатах для престарелых и инвалидов, обеспечены нормой жилой площади, ветхие и аварийные учреждения социального обслуживания в области отсутствуют.

Вместе с тем с целью улучшения условий проживания, продления активного долголетия необходимо проведение в учреждениях капитальных и текущих ремонтов, приобретение современного медицинского, технологического и другого оборудования.

В настоящее время наблюдается низкая активность граждан пожилого возраста в использовании компьютерной техники и сети Интернет. С целью интеграции граждан пожилого возраста в современное общество необходимо обучение их основам компьютерной грамотности и пользованию сетью Интернет. В стационарных учреждениях социального обслуживания, а также в комплексных центрах социального обслуживания планируется установить компьютерную технику и обучить работе с ней граждан пожилого возраста.

В целях развития интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста необходимо создать условия для их профессиональной переподготовки и переобучения.

Важной ролью в социальной адаптации и творческой реализации пожилых людей является комплекс социокультурных мероприятий, в рамках которых проводятся смотры-конкурсы, организуется чествование ветеранов к праздничным датам и профессиональным праздникам, организуются посещения ветеранами учреждений культуры.

Фактором, влияющим на сохранение духовного здоровья граждан пожилого возраста, являются люди, их окружающие, в том числе социальные работники и волонтеры.

Значительную роль в качественном обслуживании граждан пожилого возраста играют повышение квалификации специалистов, работающих с данной категорией граждан, проведение обучающих семинаров, обеспечение методическими пособиями.

Решение первоочередных проблем граждан пожилого возраста необходимо осуществлять на основе взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Программа разработана в целях улучшения социального положения граждан пожилого возраста и создания благоприятных условий их проживания.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 29.10.2012 N 1284)

Основной целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

повышение доступности и качества услуг в сферах социального обслуживания и торговли для граждан пожилого возраста в 1.2 раза;

увеличение охвата пожилых граждан, участвующих в социально-культурных мероприятиях, до 40% от общей численности пожилых граждан.

Сроки реализации Программы: 2011 - 2015 годы.

Данные сроки являются оптимальными для достижения целевых показателей Программы, для целенаправленного проведения комплекса мер по улучшению качества жизни пожилых людей и повышению степени их социальной защищенности.

3. Перечень мероприятий Программы

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 29.10.2012 N 1284)

Перечень мероприятий Программы представлен в приложении 1 к Программе.

4. Ресурсное обеспечение Программы

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 21.09.2011 N 1172)

  

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 206727.7 тыс. рублей (приложения 2, 3), из них:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»