ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 октября 2013 года N 296-рп


Об утверждении Концепции развития здравоохранения Челябинской области до 2020 года

(с изменениями на 20 декабря 2019 года)

(в ред. Распоряжений Правительства Челябинской области от 23.04.2014 N 177-рп, от 06.07.2015 N 350-рп, от 02.10.2015 N 547-рп, от 11.08.2016 N 448-рп, от 20.07.2017 N 437-рп, от 22.01.2018 N 28-рп, от 04.12.2018 N 874-рп, от 28.12.2018 N 973-рп, от 20.12.2019 N 1006-рп)




В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения Челябинской области до 2020 года.


(в ред. Распоряжения Правительства Челябинской области от 06.07.2015 N 350-рп)


2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.



Председатель
Правительства
Челябинской области
С.Л.КОМЯКОВ



Утверждена
распоряжением
Правительства
Челябинской области
от 31 октября 2013 г. N 296-рп



Концепция развития здравоохранения Челябинской области до 2020 года

(в ред. Распоряжений Правительства Челябинской области от 23.04.2014 N 177-рп, от 06.07.2015 N 350-рп, от 02.10.2015 N 547-рп, от 11.08.2016 N 448-рп, от 20.07.2017 N 437-рп, от 22.01.2018 N 28-рп, от 04.12.2018 N 874-рп, от 28.12.2018 N 973-рп, от 20.12.2019 N 1006-рп)



Концепция развития здравоохранения Челябинской области до 2020 года (далее именуется - Концепция) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р.


(в ред. Распоряжений Правительства Челябинской области от 06.07.2015 N 350-рп, от 04.12.2018 N 874-рп)


Концепция определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения в Челябинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.


(в ред. Распоряжения Правительства Челябинской области от 06.07.2015 N 350-рп)



Паспорт Концепции развития здравоохранения Челябинской области до 2020 года

(в ред. Распоряжения Правительства Челябинской области от 06.07.2015 N 350-рп)

Ответственный исполнитель Концепции

-

Министерство здравоохранения Челябинской области

Направления Концепции

-

направление I "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

направление II "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";

направление III "Развитие государственно-частного партнерства";

направление IV "Охрана здоровья матери и ребенка";

направление V "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей";

направление VI "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";

направление VII "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

направление VIII "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";

направление IX "Развитие информатизации в здравоохранении";

направление X "Совершенствование системы территориального планирования в Челябинской области"

Цели Концепции

-

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

Задачи Концепции

-

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;

повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;

обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

повышение роли России в глобальном здравоохранении;

повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья;

медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения; обеспечение системности организации охраны здоровья

Целевые индикаторы и показатели Концепции

-

смертность от всех причин;

индикаторы и показатели материнской смертности;

показатели младенческой смертности;

смертность от болезней системы кровообращения;

смертность от дорожно-транспортных происшествий;

смертность от новообразований (в том числе от злокачественных);

смертность от туберкулеза;

потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь);

распространенность потребления табака среди взрослого населения;

распространенность потребления табака среди детей и подростков;

количество больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез;

обеспеченность врачами;

количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача;

средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате в Челябинской области;

средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в Челябинской области;

отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по Челябинской области;

средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Челябинской области;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении

(в ред. Распоряжения Правительства Челябинской области от 11.08.2016 N 448-рп)

Этапы и сроки реализации Концепции

-

Концепция реализуется в два этапа:

первый этап: 2013 - 2015 годы;

второй этап: 2016 - 2020 годы

Ожидаемые результаты реализации Концепции

-

до 2020 года:

снижение смертности от всех причин до 12,2 случая на 1000 населения;

снижение материнской смертности до 14,2 случая на 100 тысяч родившихся живыми;

снижение младенческой смертности до 5,7 случая на 1000 родившихся живыми;

снижение смертности от болезней системы кровообращения до 512,4 случая на 100 тысяч населения;

снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 9,6 случая на 100 тысяч населения;

снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 223,3 случая на 100 тысяч населения;

снижение смертности от туберкулеза до 10,9 случая на 100 тысяч населения;

снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 6,9 литра на душу населения в год;

снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 24,8 процента;

снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 15 процентов;

снижение числа зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез до 37,5 случая на 100 тысяч населения;

увеличение обеспеченности врачами до 34,2 человека на 10 тысяч населения;

соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1:2,5;

повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200 процентов от средней заработной платы в Челябинской области;

повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в Челябинской области;

повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в Челябинской области;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 73,35 года;

(в ред. Распоряжений Правительства Челябинской области от 11.08.2016 N 448-рп, от 20.07.2017 N 437-рп, от 22.01.2018 N 28-рп, от 04.12.2018 N 874-рп, от 20.12.2019 N 1006-рп)



Общая характеристика сферы реализации Концепции, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

(в ред. Распоряжения Правительства Челябинской области от 06.07.2015 N 350-рп)



Анализ демографической ситуации в Челябинской области характеризуется в основном процессами, сопровождающимися уменьшением численности населения, начиная с 1992 года. Численность населения Челябинской области на 1 января 2013 года составила 3485,6 тыс. человек (на 1 января 2012 года - 3480,1 тыс. человек). За период 2002 - 2012 годов численность населения Челябинской области сократилась на 117,7 тыс. человек (3,2 процента).


В структуре населения Челябинской области преобладает городское население, численность которого составляет 2857,1 тыс. человек (82,1 процента), численность сельского населения составляет 623,0 тыс. человек (17,9 процента), лица трудоспособного возраста составляют 60,8 процента (2114,7 тыс. человек), старше трудоспособного возраста - 22,7 процента (790,8 тыс. человек), моложе трудоспособного возраста - 16,5 процента (570,6 тыс. человек). Общий коэффициент рождаемости в 2012 году повысился до 14,3 в расчете на 1000 населения (в 2007 году - 11,8), а общий коэффициент смертности снизился до 14,2 промилле (2007 год - 14,9), что является соответственно наибольшим и наименьшим значениями с 2007 года.


Число родившихся с 2007 по 2012 год увеличилось на 8596 человек (на 20,8 процента) (2007 год - 41289 человек, 2012 год - 49885 человек), при этом число умерших сократилось на 2915 человек (на 5,5 процента) (2007 год - 52282 человека, 2012 год - 49367 человек). В результате естественный прирост населения составил 518 человек в 2012 году по сравнению с естественной убылью 10993 человек в 2007 году.


Средняя ожидаемая продолжительность жизни по Челябинской области с 2006 по 2012 год увеличилась на 3,83 года (или на 5,8 процента) и составила в 2012 году 70,0 лет (предварительные данные).


В структуре смертности населения Челябинской области первые ранговые места занимают смертность от болезней системы кровообращения, смертность от внешних причин и смертность от новообразований, в том числе злокачественных.


Вместе с тем показатели смертности от болезней системы кровообращения начинают уменьшаться. Смертность от болезней системы кровообращения в Челябинской области в 2012 году составила 757,7 случая на 100 тыс. населения (2011 год - 760 случаев на 100 тыс. населения). Однако темпы снижения показателей остаются недостаточно быстрыми.


В Челябинской области в 2012 году смертность от внешних причин составила 168,2 случая на 100 тыс. человек (2011 год - 166,7 случая на 100 тыс. человек). При этом в структуре смертности от внешних причин максимальный процент приходится на самоубийства и транспортные травмы всех видов. В 2012 году смертность от злокачественных новообразований составила 233,1 случая на 100 тыс. человек (2011 год - 234,8 случая на 100 тыс. человек).


По состоянию на 1 января 2013 года сеть учреждений здравоохранения Челябинской области представлена 210 учреждениями, из них:


больничных учреждений - 124 (4 областные больницы, 1 детская областная больница, 48 городских больниц, 9 детских городских больниц, 1 госпиталь ветеранов войн, 7 специализированных больниц, 21 центральная районная больница, 2 районные больницы, 11 участковых больниц, 5 родильных домов, 6 психиатрических больниц, 1 наркологическая больница, 1 перинатальный центр, 1 Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, 4 центра восстановительной терапии, 1 клиника Государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации "Челябинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации, 1 институт лазерной хирургии);


диспансеров - 20 (2 противотуберкулезных, 3 онкологических, 4 кожно-венерологических, 1 психоневрологический, 8 врачебно-физкультурных, 1 наркологический, 1 кардиологический);


стоматологических поликлиник - 9 (8 взрослых, 1 детская);


самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений - 27 (6 поликлиник для взрослых, 1 амбулатория, 17 детских поликлиник, 1 клинико-диагностический центр, 1 центр планирования семьи и репродукции, 1 центр профилактики и борьбы со СПИДом);


центров медицинской профилактики - 7;


бюро судебно-медицинской экспертизы - 1;


патологоанатомических бюро - 1;


медицинских информационно-аналитических центров - 2;


медицинских библиотек - 1;


молочных кухонь - 1;


домов ребенка - 8;


санаториев для детей - 8.


Функционирует 8 отделений кризисных состояний, 5 отделений "Телефон доверия".


В Челябинской области формируется трехуровневая система оказания медицинской помощи:


1 уровень - первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная специализированная (далее именуется - ПМСП). ПМСП оказывается в 21 центральной районной больнице, 13 участковых больницах, 34 городских больницах, 22 поликлиниках, 8 стоматологических поликлиниках, 3 родильных домах, 7 врачебно-физкультурных диспансерах, 4 детских санаториях, 1 центре планирования семьи и репродукции, 7 станциях скорой медицинской помощи, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 19.12.2012 г. N 681-П "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее именуется - Территориальная программа);


2 уровень - межмуниципальный, для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно экстренной и неотложной помощи. Специализированная медицинская помощь 2 уровня оказывается в 2 областных больницах, 21 городской больнице, 2 центральных районных больницах, 10 специализированных больницах (4 туберкулезных, 2 психоневрологических, 2 психиатрических), 8 диспансерах (3 кожно-венерологических, 1 противотуберкулезном, 1 наркологическом, 1 психоневрологическом, 2 онкологических), 1 диагностическом центре, 2 родильных домах;


3 уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь 3 уровня оказывается в 32 учреждениях.


По состоянию на 1 января 2013 года в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Челябинской области развернуто 27868 коек круглосуточного пребывания и 6081 место - в дневных стационарах.


В 2012 году круглосуточную стационарную медицинскую помощь получили 762604 жителя, из них: 177002 ребенка, в условиях дневных стационаров пролечен 163721 человек, в том числе 25646 детей.


Служба скорой медицинской помощи Челябинской области представлена 7 станциями и 37 отделениями скорой медицинской помощи муниципальных больниц сельских районов, в том числе 22 отделениями в составе сельских центральных районных больниц. В структуру службы входят 280 выездных бригад скорой медицинской помощи в суточном исчислении, в том числе 28 врачебных бригад общего профиля, 34 специализированные бригады, 218 фельдшерских бригад. В службе работают 262 врача и 2217 средних медицинских работников.


Амбулаторно-поликлиническая помощь на селе оказывается в 61 врачебной амбулатории, из них в 1 самостоятельной, в 148 офисах врачей общей практики, 696 фельдшерско-акушерских пунктах, 56 домовых хозяйствах.


В Челябинской области стационарную помощь сельскому населению оказывают: 21 центральная районная больница, 12 самостоятельных участковых больниц.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»